БЕСЕДА «...И ВСТАЛА УВЯДШАЯ НИВА» О проблемах современной семьи и прихода Семья священника Димитрия Амбарцумова большая. Во-первых, своих детей у него – одиннадцать человек. Пятеро из них обзавелись семьями, так что можно приплюсовать еще семь внуков и, как сказал батюшка, «на подходе еще парочка». Во-вторых, и его приход церкви Святителя Николая, что во Всеволожском районе Ленинградской области, тоже не малый – более 200 семей. Это уже духовные чада. Как он успевает все совмещать? С этим вопросом я и подошел к отцу Димитрию. Но разговор поначалу зашел не о его, священнических, проблемах, а о приходских... – Какие в современной приходской жизни есть проблемы? Их несколько. Надеюсь, они волнуют не только меня, но и многих настоятелей. Первая проблема состоит в том, что нужно повышать евхаристическую культуру. Люди должны причащаться более сознательно и чаще. Причастие – это самая большая сила в мире, которая может изменить человека. Из моей практики я могу утверждать, что пьющие люди, порой горькие пьяницы, становятся трезвенниками. Даже наркоманы бросали наркотики. Соединялись семьи. Там, где нет каждодневного или частого причастия, все увядает. Нередко возникает вопрос: «Если часто причащаться, то как подготовиться к этому?» Но дело в том, что традиционная подготовка с постами – это неправильно, это местный обычай. Он сложился из-за того, что люди причащаются один раз в год – в Великий пост. Тогда, естественно, перед причастием нужно было и говеть, и поститься. Если же человек хорошо постится в Великий пост, любит Успенский и Петровский посты, почитает среду и пятницу, часто ходит на службу (на утреннюю и вечернюю), сам молится дома, то зачем ему еще и поститься перед причастием?! Он и так живет жизнью Церкви. Его подготовка должна состоять из того, что нужно постоянно, каждый день, читать Евангелие. Читать Иоанна Затворника, толкования на Евангелия, стараться постичь в отеческом духе Евангельскую глубину. – Многие думают, что если очень часто причащаться, то могут наступить «фактор привыкания», утеря благоговения. И получается, что, редко причащаясь, они редко и исповедуются. Но ведь можно прийти просто исповедоваться, без причастия. И чем чаще – тем лучше? – Конечно! Хотя исповедь тоже требует духовного сосредоточения, она должна быть настоящей. Хочу вспомнить о.Александра Ельчанинова. Однажды он исповедовал одного белого офицера, и тот, перечислив свои грехи, добавил, что в нем нет раскаяния. Тогда батюшка ему посоветовал прийти на следующий день на службу, встать перед народом и все это сказать перед всеми. И когда офицер стал каяться перед народом, то все заплакали. Это были грехи общие, грехи того времени, грехи каждого человека, стоявшего в храме. Через некоторое время заплакал и сам офицер. К нему пришло истинное покаяние – исповедь свершилась. Исповедь рождает раскаяние. И я не могу сказать, что на свою совесть беру чей-то грех, чью-то не готовность к причастию. Как говорил Серафим Саровский, человек очищается потихоньку и потом станет весь чистым, если он будет причащаться. Я не причащаю только тогда, когда есть открытое святотатство. Во всех остальных случаях, считаю, нельзя ставить преграды между Богом и любым человеком. Батюшке положено не охранять Таинства, а «проповедовать Евангелие всей твари». У нас же очень часто в жизни наблюдается позиция священника-охранника. Возьмите для примера наши семьи. Какой смысл караулить человека, нарушающего закон, правила, когда в семье нет атмосферы любви? Эту атмосферу надо взращивать и лелеять, а в христианской семье в первую очередь. Если же случается проступок, то нужно проявить определенную суровость и решить проблему, которая привела к данному проступку. Нужно чтобы люди жили в поле любви – и в Церкви, и в семье. На каждом приходе есть люди, которые опаздывают на службу. Когда я только начинал служить, то к опоздавшим относился так: «Опоздал – значит, виноват!» Хотелось наказать. Потом понял, что многие из них более заняты в семье, на производстве. И я увидел, что они сокрушаются по поводу своего опоздания. Другой пришел вовремя и может всю службу простоять равнодушным, а опоздавший – переживает. У него появляется живое чувство, как у того мытаря в храме. Хотя это не надо понимать так, что опоздание я воспринимаю как норму. – Как можно человека привести к вере? – Насильно это сделать еще никому не удавалось. Меня мой отец, например, не заставлял ходить в церковь. И все же у меня на всю жизнь осталась тяга к Господу. Мои родители были верующими людьми, и я по жизни видел, как им помогал Господь. Я видел, как молились мой батюшка, моя матушка. В такой семье неизбежно пойдешь по этому пути... А где есть насилие, то там происходит отторжение, и дорога к Богу прерывается. Я принципиально против того, чтобы учить детей молиться. Не надо заставлять их зубрить «Отче наш», «Богородицу»... Положил младенца в колыбель и не качай его, а встань на молитву. И ребенок привыкнет к словам молитвы. Он этой молитвой утешался и радовался в младенчестве и, подросши, захочет сам утешаться этим и утешать других. Самое главное – поддерживать в детях страх Божий. В сельской местности у ребенка страха Божия больше, чем у городского. Дело в том, что он воочию ощущает последствия природных явлений. Помолились – и встала почти увядшая нива. Помолились – пошел дождик, когда он не должен был бы пойти. В городе же мы живем заслоненные от всего этого. Задача городских семей вырвать ребенка, хотя бы на лето в лагерь, на природу, к солнцу, к морю... И это полезнее ребенку в плане познания Бога, его пути к Господу. На природе ребенок становится открытее. – Можно не согласиться? В ваших словах «к морю, в лагерь» для меня возникает стереотип такого отдыха, когда ничего не надо делать, а можно праздно проводить время. Наверное, дети в это время должны хоть как-то работать на земле, познавать природу. Чтобы детишки учились мыслить, трудились и были хоть за что-то ответственны. – Это, конечно, идеальный вариант. Если малыш пойдет в поход со своим батюшкой или с другим духовным человеком, который будет ему объяснять взаимосвязь явлений... Но не все это могут себе позволить. Дивное явление, к примеру, в Москве, Поволжье – лагеря духовных обществ. Я сам отправлял туда на лето своих ребятишек. Там дети помогают восстанавливать церкви, трудятся на огородах. И при этом у них общая молитва и утром, и вечером. Все это очень много дает. – Сейчас у вас небогатый приход, нужно все поднимать, восстанавливать храм, средств мало... Предположим, что все это позади – в храме достаток, народу приходит много, и однажды вы выходите к исповедникам, и у вас мелькает мысль: «Ой, сколько их много сегодня! Проведу-ка я общую исповедь – и дело с концом». Потом дальше: «Зачем тебе часто причащаться? Придешь через месяц!» Не секрет, что такое в наших храмах бывает... – Я могу отвечать только за себя. У меня сельский храм, и я стараюсь узнать каждого прихожанина. Не просто в лицо запомнить, а по возможности посетить каждую семью. У меня примерно ходит 100-200 семей на службы. Среди них может быть и один человек из семьи, а может и двадцать. Семьи-то большие, и когда-то, может быть, на отпевание они придут все. А когда священник знает, чем живет человек, его проблемы, тогда на исповеди он раскрывает самые главные моменты: «Как у нас идет борьба с этим грехом?» Ответ: «Так-то, так-то. Все хорошо». Я знаю, что человек сейчас не пьет и что в семье у него с этим делом борются. Или кто-нибудь в семье бесноватый. Спрашиваю: «Как ситуация?» – «Нормально, есть улучшения». И мне не нужно вытягивать из человека главного. В городе это невозможно. Там очень редко, когда на исповедь приходит знакомый человек. С незнакомым исповедником очень трудно за пять минут что-то решить, нащупать его основную проблему. Ведь люди на исповеди частенько говорят про всякую ерунду. Не умеют исповедоваться. Батюшка призван решить проблему: «починить» семью, наладить отношения с детьми, он должен работать, а ему дают что-то общее типа «грешна во всем». И тогда батюшка не имеет возможности помочь. Если вернуться к семье, то сейчас у всех родителей одна общая проблема – это непослушание детей. Но эта проблема в определенной степени была всегда, и самый верный рецепт здесь – любить друг друга. Жена должна нежно встречать мужа с работы, не говорить при этом бесконечно с кем-то по телефону, а ему бросать реплики: «Не мешай мне. Еда в холодильнике». Если же родители любят друг друга, не ссорятся между собой, то и дети будут послушными. – Батюшка, как же многого вы хотите: на работе крутишься как белка в колесе, дома дети чего-то хотят, муж пришел и ему что-то надо, улыбайся, встречай... Где же все это взять современной эмансипированной женщине? – Скажу так, что если человек ходит в храм, причащается, то Господь дает эту силу любви. И женщина начинает понимать, что, утверждая себя перед мужем, она не на тех основах строит семью. Авторитет жены поддерживает муж, она же должна всячески, всем своим поведением показать, а главное – понять сердцем, что только мужчина является главой семьи и что ему принадлежит последнее слово. – Предполагали ли вы при венчании со своей матушкой, что Господь дарует вам одиннадцать детей? – Моя супруга родом из Мурманска, и когда мы встретились, то она не была верующим человеком. Сам я был из священнической семьи и тогда только-только пришел с флота. Перед свадьбой мы договорились о том, что мы не будем искать богатства в жизни, что наша любовь будет согласна со всем, что нам пошлет Господь, не будем делать аборты, не будем держать золото в доме (мы знали, что золото – это начало всяческий искушений)... Венчал нас владыка Мелитон, он нам был вместо отца. На свадьбе у нас присутствовали 12 человек. Все были друзьями нашей семьи – профессора и ученые, члены Священного Синода. И все говорили речи, благословляя. Я думаю, что их молитвами, их благословением у нас и выросла такая большая, дружная семья. Когда устраиваются пышные свадьбы, то все частенько напиваются, делают много зол, и этот грех молодая семья превносит в новую жизнь. Мы же начинали жить под благословением отцов, присутствовавших на нашей свадьбе, которые искренне благословляли и молились за нас.
– Насколько я знаю, ваш отец, московский священник Владимир Амбарцумов, прославлен как священномученик. Он был близко знаком с митрополитом Мануилом, епископом Калужским и Боровским Стефаном, о.Сергеем Мечевым, архимандритом Георгием Лавровым (духовный отец) и другими. Кроме того, ваша семья породнилась с семьей о.Глеба Каледы – также видным московским священником. Так что православие вы впитали с молоком матери, росли в удивительно духовном окружении. Но приход в Церковь большинства из нас укладывается в срок 10-15 лет. Часто любого пожилого священника мы готовы записать в старцы, наделить его прозорливостью и т.п. Отсюда бывают определенные недоразумения: и священнику тяжело, когда вокруг него такая нездоровая атмосфера, и те, кто приходит впервые в храм, тоже могут попасть под влияние такого окружения. Что делать в таких случаях? – Милостью Божией сейчас есть хорошие книги и есть духовные авторитеты. Иоанн Кронштадтский – его труды, проповеди. Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов... Их духовные писания должны заменить старцев, так как их у нас, к сожалению, очень мало. Но хороших священников достаточно. Совсем недавно были дивные отцы. Скажем, о.Александр Ильин, архимандрит Таврион, а московских батюшек устанешь перечислять. И книжки есть о них – их жизнеописания, письма, проповеди. Они могут быть руководством для любого православного человека. Нельзя, конечно, забывать наших святых отцов, тех же Оптинских старцев, Никодима Святогорца. У него недавно вышла книга «О непрестанном причащении Святых Христовых Тайн». Там разбираются все моменты, при которых леность человеческая делает препоны, чтобы не причащаться. Господь же зовет ко причастию всех, хочет каждому человеку дать жизнь. Мы должны свои стопы направить к Богу. Для этого надо молиться, читать Евангелие. Если человек причащается, то он не сможет не молиться, этот дух в нем проснется. – Как держать себя на работе, в быту человеку, обретшему веру? – Если ты православный, то и живи по-православному. Было страшное время, когда за веру сажали в тюрьму. Сейчас же грех скрывать свою веру. Надо молиться перед обедом, перед сном, благословлять детей. Уходит малыш в школу, должен подойти к маме и попросить ее благословения. Все должно быть по-доброму и с благословения: «Бог да благословит тебя, и Ангел Хранитель будет с тобой!» И тогда с ребенком ничего не случится. Перед сном, если у нас есть на сердце что-то, мы должны помириться. Если что-то залезло в наши отношения, то эта неправда будет мешать молитве. В таком состоянии мы с матушкой, например, не можем молиться. Не идет молитва. Не зря же сказано: «Солнце да не зайдет в гневе твоем». Попросите друг у друга прощения, и тогда будет молитва. Мы довольно часто находимся в таком спокойно-злом состоянии, а перед Богом надо стоять в правде и любви. Зло – это самая главная проблема, которая мешает подойти к Богу. Надо изживать, стараться победить этот грех. Обычно мы злимся к вечеру. Утром больше сил, мы более духовно трезвы. Но жене, к примеру, надо помнить, что муж вечером может прийти с работы злой, и помолиться, чтобы Господь помог ему справиться с этим. И если она будет так несколько лет (не один раз, а каждый день) молиться об этом, то все пройдет. Бес злобы очень глубоко сидит в человеке, и его так просто не выгонишь.
– Расскажите о своем приходе. – Наш приход со многими проблемами. Здесь раньше была каторга, жили ссыльные, интернированные люди. Мои прихожане в основном немцы, которые здесь жили и остались жить. Здесь совсем недалеко была протестантская, немецкая слобода. Но мне мои прихожане нравятся. Несколько бабушек у нас занимаются тем, что отправляют посылочки заключенным. Мы пять лет работаем с Домом престарелых. Есть там у нас церквушечка св.Пантелеимона, и мы там служим, причащаем. Еще пытаемся содержать огородик... Но это все не так важно, как служба каждый день в храме. Очень мне хочется, чтобы все прихожане дружили между собой. Церковные обеды у нас по очереди готовят разные семьи в поселке Свердловске (здесь стоит наш храм) или в ближнем поселке Красная Звезда. На таких обедах присутствуют не только прихожане, но и дети из не очень благополучных семей, бомжи. Так православные семьи помогают бедным, по слову Господа. Через совместные трапезы люди становятся ближе к храму. Еще много у меня треб: нужно отпевать, освящать квартиры. Если есть возможность, отпеваю усопшего не в квартире, а во дворе – чтобы весь дом мог участвовать... Не всегда хватает сил, но стараемся откликаться на каждый зов. И люди довольны нашей церковью. – Столько дел у вас... Наверное, дома вас редко видят? – У нас на приходе два священника, есть еще о.Евфимий. В воскресенье в храм приходит до 200 человек, не протиснуться. Служим и по будням – потому что надо все время молиться за всех. У меня есть на каждую семью записочки: там не только адрес указан, но и кто есть кто, возраст, день Ангела, усопшие родственники... А семьи наших самых активных прихожан мы стараемся поминать на проскомидии каждый день. Когда я помолюсь за 100 семей, то потом уже могу продолжить канон словами: «Господи, и о здравии всех, кто здесь живет...» Можно сказать «всех православных христиан», но будет ли от этого нужный вес? Сказать-то легко. Святые действительно могут вымаливать сразу всех, а мы... Мы что можем? Благословлять труд, жизнь людей вокруг нашей церкви – чтобы Господь был с нами. Беседовал И.ВЯЗОВСКИЙ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |