РАССУЖДЕНИЕ


(Окончание. Начало на предыдущей странице)

О самозванных спасителях

То есть реакция Государя на обвинение в адрес Распутина абсолютно адекватна.

Между тем и Миллер, и другие почитатели Царской Семьи и Царя, и Царицу также зачисляют в жертвы. Не в силах справиться со своей неприязнью к Распутину, они начинают оправдывать Августейших особ с помощью таких аргументов, что их сочувствие обращается в приговор.

Вот слова видного поклонника последнего самодержца следователя Н.Соколова: «Став необходимостью для больной Императрицы, он (Распутин) уже грозил ей, настойчиво твердя: «Наследник жив, пока я жив. По мере дальнейшего разрушения ее психики он стал грозить более широко: моя смерть будет вашей смертью».

Таким образом, доброжелатели, верные монархисты в конце концов, вплотную подошли к мнению, что Государыня – психически нездорова, а Царь не вполне дееспособен. А раз так, значит, нужно их спасать от самих себя. Воистину, вот что значит – перекладывать с больной головы на здоровую.

Книга Миллер позволяет живо представить, какой силы давление оказывалось на Царскую Семью.

Приводится воспоминание о том, как Император, выслушав очередной доклад о Распутине, воскликнул: «Я просто задыхаюсь в этой атмосфере сплетен, выдумок и злобы».

Не раз говорится в книге и о множестве слез, пролитых Императрицей из-за их преследуемого «Друга». На ее плечи легла основная тяжесть борьбы, потому что была тверже, чем Император в отстаивании своих позиций и в уверенности в том, что «над Россией не будет благословения, если ее повелитель допустит, чтобы человек, посланный Богом... подвергался преследованиям».

Здесь ответ на вопрос, почему Распутин не был подвергнут опале, несмотря на все требования общества. Для Царственной четы предать невинного, на ее взгляд, человека, поступиться им ради своего спокойствия значило предать Россию. Это был прежде всего нравственный выбор.

Об истоках ненависти

Но вернемся к Распутину. За что его ненавидели? Две причины мы назвали. Первая – немотивированный страх перед ним, вторая – антивоенная позиция старца.

Но была и третья. Для всякого, кто интересовался историей жизни последнего Императора, бесспорно то, что для врагов Государя Распутин явился очень удобной мишенью. Дискредитируя его, они наносили удар по Помазаннику.

Но если говорить о ближайшем окружении трона, то его цель была более узкой. Через Распутина они надеялись погубить репутацию Императрицы в глазах Царя, чтобы затем беспрепятственно навязывать Николаю свою волю. Как сообщает Т.Е.Боткина (Мельник) в своих «Воспоминаниях», ее отец, лейб-медик Его Величества Е.С. Боткин, сказал однажды: «Если бы не было Распутина, то противники Царской Семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой, из меня, из кого хочешь».

Убив Распутина и, казалось бы, устранив таким образом главную причину конфликта, политические противники Государыни не только не оставили ее в покое, но ужесточили свои нападки, перейдя к угрозам, шантажу и совершенно непристойной клевете. Было перехвачено письмо княгини Юсуповой в адрес Вел. Княгини Ксении Александровны, в котором, в частности, говорилось, что «теперь остается только ее запереть».

Вырубова вспоминает в «Страницах из моей жизни», что, прочтя это письмо, Государь сказал: «Все это настолько низко, что ему противно этим заниматься». Императрица же сидела бледная, смотря перед собой широко раскрытыми глазами.

За месяц до убийства Распутина Государь получил письмо от Вел. Князя Николая Михайловича, которое содержало низкие, несправедливые обвинения на Государыню и кончалось угрозами, что если она не изменится, то начнутся покушения.

В книге Л.Миллер также немало мест, подтверждающих прямую связь между травлей Распутина и попыткой устранить с политической сцены Императрицу.

Распутин и Россия

Для того, чтобы объяснить привязанность Царской Семьи к Распутину, можно обойтись безо всяких ссылок на болезненный мистицизм или страдания матери. Русские цари прекрасно знали, что империя, воздвигнутая Петром, как и чудный град – Петра творенье, – созданы на зыбкой почве. Град поставлен был волей одного человека назло соседям и вопреки стихиям. А в основании империи также был положен волевой порыв, а не общественный договор и не святость традиций. И как гениально догадался в «Медном всаднике» Пушкин, над русским троном всегда витала тень маленького безумного человечка с изломанной судьбой, грозящего властелину: «Ужо тебе!» И властелин боялся его, потому что этот маленький человечек мог поднять такую стихию гнева, перед которой померкли бы волны разбушевавшейся Невы.

И духовным противовесом этому человечку мог быть не Земский Собор и не крестьянский банк, а тоже один человек – из народа, капля стихии, в которой Царь, как в волшебном кристалле, мог видеть движения океана и внимать тому, что говорит народ.

Еще до всяких исцелений в октябре 1906 года Царь восторженно писал П.А. Столыпину: «Несколько дней назад я принял крестьянина из Тобольской губернии... Он произвел на Ее Величество и на меня замечательно сильное впечатление... и вместо пяти минут разговор с ним длился более часа».

А четыре года спустя Царь выпалил Тютчевой, пытавшейся скомпрометировать старца: «А что вы скажете, если я вам скажу, что все эти годы я прожил только благодаря его молитвам?»

Что эта близость Распутина к трону дала России? Да не так мало: двенадцать лет без революций и девять лет без войны. 17 октября 1905 года Царь подписал Манифест и готов был уже дать Конституцию, а через две недели – 1 ноября – познакомился впервые с Распутиным. С этого момента все как-то потихоньку пошло на лад – до того, как Распутину нанесли ножевое ранение (первое покушение), и началась война. А спустя два месяца после смерти Распутина русская монархия пала. Может быть, это все совпадения, но вот насчет того, что Распутин своим личным влиянием дважды остановил вмешательство России в балканскую войну, в то время говорили почти все. «Несомненно, тем, что балканская война не разгорелась, мы обязаны влиянию Распутина», – говорил Витте.

Среди надвигающейся революционной вакханалии и нескончаемой свистопляски военных авантюристов Распутин один призывал к христианскому разуму и спокойствию, к упованию на Бога: «Воевать вообще не стоит – лишать жизни друг друга, нарушать завет Христа и преждевременно убивать собственную душу. Пусть забивают друг друга немцы и турки – это их несчастье и ослепление, а мы любовно и тихо, смотря в самих себя, выше всех станем...»

Григорий со светлой надеждой смотрел на будущее России и укреплял этой надеждой колеблющийся русский трон. Он верил, что Царевич вырастет из своей болезни и вообще все будет хорошо, и именно эта вера, а вовсе не декадентские мистические изыски, как воздух, была нужна царствующей чете.

Что же происходит далее? «Не прошло и двух недель после сараевского выстрела, – пишет Радзинский, – как пал под ножом человек, который, возможно, мог остановить вмешательство России в события на Балканах, следовательно, предотвратить войну. Так странно совпали два кровавых события, необходимых, чтобы начать мировую бойню».

Распутин был уверен, что его ранение в живот и начало войны прямо связаны между собой, и не только потому, что он сумел бы отговорить Царя, а глубже. И симпатической магии здесь тоже видеть не нужно. Просто Бог отвернулся от России, и первым это испытал на себе человек Божий.

Ввиду всего этого мы не можем обойти стороной, не расмотрев еще одну догадку. Сможем ли мы дальше спокойно жить в России, строить и творить молитву, не решив этого рокового вопроса – кто такой Распутин – великий грешник или безвинная жертва?

Ф.КОЗЫРЕВ
Санкт-Петербург

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ


Распутин (в центре) на Родине

В переписной книге Яренского уезда за 1646 год имеется запись: «Двор пуст бобыльской Изосимка Федорова сына, а он сшел в Сибирь и з женою во 148 году (т.е. 1640-й), а детей нет».

Так что первопредок фамилии Роспутиных в Тобольской губернии в момент переселения в Сибирь, по-видимому, был молод. Статус «бобыля» в целом освобождал крестьянина от уплаты подворной подати – «по полуполтине з двора». Вместо этого они уплачивали так называемую «бобыльщину» – 1 алтын с бобыльского двора (1 алтын = 3 копейкам, т.е. в 8 раз меньше дворовых сборов с общинного крестьянства).

Применительно к ситуации в Коми крае состояние «бобыль» могло длиться неопределенно долго – вплоть до десятилетий. У бобылей имущественно-социальное положение могло изменяться в двух направлениях: либо женившись, используя общинное содействие, наладить свое хозяйство, либо, не имея таких благоприятных возможностей, пополнить ряды люмпенизированного слоя «нищих бобылей».

Был, наконец, и 3-й путь – переселение в Сибирь, которым и воспользовался Изосимка Федоров – предок Григория Распутина.

Всего за 14 лет до переписи 1646 г. учтено 762 человека, «сшедших» в Сибирь. Известно, что социально-правовое положение вотчинных (архиепископских) крестьян мало чем отличалось от положения частновладельческих крестьян (иначе сказать – крепостных), мало чем устраивало основную массу палевицких крестьян и не могло продолжаться долго.

Бобыль Изосимка Федоров в предвидении неблагоприятного для него с женой ведомственного переподчинения и в преддверии реформаторских преобразований Патриарха Никона счел за благо переселиться в Западную Сибирь. Таким образом, провидческие свойства, присущие Григорию Распутину, были в немалой мере присущи и его предку – палевицкому бобылю Изосимке Федорову.

В.СОЛОВЬЕВ,
кандидат исторических наук (г.Сыктывкар)

«МЫ НЕ ГОВОРИМ О НЕМЕДЛЕННОЙ КАНОНИЗАЦИИ»

Из Обращения участников конференции
«Исторические мифы и реальность»

«Ваше Святейшество!

Смиренно просим ознакомиться с некоторыми соображения относительно роли в истории Русской Православной Церкви и России Царя Иоанна Васильевича Грозного и Григория Ефимовича Распутина.

...Изучение православными историками и исследователями в 1988-2002 годах подлинных документов, связанных с деятельностью и мировоззрением Г.Е.Распутина-Нового, однозначно свидетельствует, что в «деле» Г.Е.Распутина и в оценке его значения в жизни святых Царственных страстотерпцев существует множество подлогов и фальсификаций. Необходимость составления агиографического церковно-научного свода, посвященного святым Царственным страстотерпцам, насущно требует самого глубокого и непредвзятого изучения подлинных фактов жизни и собственноручных писаний Г.Е.Распутина как человека, близкого к Царской Семье, которого святые называли своим Другом (именно так, с большой буквы), а Царица Александра написала и издала его житие под заглавием «Новый мученик», где доказывалось, что Григорий – человек святой и по роду своей кончины должен почитаться мучеником.

...Конечно, распространение икон неканонизированных святых – практика, мало известная Церкви в средние века. Однако прославление в церковном народе святых Царственных страстотерпцев до канонизации Их на Соборе выражалось в массовом распространении икон, созданных в Русской Православной Церкви Заграницею. Другие яркие примеры – почитание св.Серафима Саровского, св.прав. Иоанна Кронштадтского, св.блаж.Ксении Петербургской, св.блаж.Матроны Московской, иконы и акафисты которым имелись до их официального прославления.

В части народа имеют хождения и иконографические изображения Григория Распутина. Духовная логика ревнителей почитания его святости такова: Григория Распутина почитали святые Царственные страстотерпцы, в отличие от нас лично его знавшие. Если все то худое, что свидетельствовалось о нем, – клевета и злонамеренный подлог, такой натиск злобы при жизни мог выдержать только человек, ограждающий себя молитвой и юродством Христа ради.

...Рассмотрение названных выше вопросов до решения церковной полнотой вопроса о канонизации почитаемых народом лиц было бы возможно в Синодальной историко-архивной комиссии, подобной той, которая существовала при Святейшем Синоде до революции. В настоящее же время церковная общественность вправе ставить и рассматривать подобные историко-церковные вопросы собственными силами...

Ваше Святейшество! Мы, участники конференции «Исторические мифы и реальность», свидетельствуем о своем безусловном подчинении канонической церковной дисциплине. Нами руководит стремление доподлинно разобраться в нашей церковной истории относительно личностей Царя Иоанна и мученика Григория Распутина (указываем здесь на физический характер его кончины, связанный с изуверными истязаниями и при жизни, и по смерти).

...Мы не говорим о немедленной канонизации Царя Иоанна Грозного или Григория Распутина, но наши знания исторических фактов, наша церковная совесть и духовный опыт не позволяют повторять ложь об этих людях. Каждый человек может заблуждаться, и мы допускаем, что в рассмотрении вышеназванных вопросов возможны ошибки с любой стороны, ошибки, требующие исправления.

4 октября 2002 года, г.Москва».

«ОБРАЩАЮСЬ К СЕРДЦУ...»

Против канонизации




Эти изображения помещены
на одном из сайтов почитателей
Григория Распутина. Подготовка
к прославлению старца вступила
здесь уже в практическую стадию.
 Текст под фотографиями гласит:
«Фото мироточения икон
оклеветанного старца Григория
Ефимовича Распутина (нового)
(так в оригинале – ред.).
Мироточение и сильное благоухание
происходят от двух икон, которые
находятся в частных руках, в одной
из московских квартир. Концентрация
мироточения на одной из икон
указывает на пустующий царский
трон с надписанием
«на малое время».




Недавно кто-то из прихожан подал записку на молебен новомученику Григорию... Я, естественно, не стал читать этой записки и обратился к прихожанам с просьбой не обращаться с молитвами к людям, не признанным святыми, то есть неканонизированным. И рассказал о позиции Святейшего Патриарха, который не желает ставить рядом светлейшие имена Царственных мучеников и тех, кто вольно или невольно послужил дискредитации семьи Государя.

Ведь, по мнению многих историков, исследовавших личность Распутина, и самого Святейшего, последний был привлечен в общение Царской Семьи в качестве целителя для больного Цесаревича именно врагами Государя среди враждебных ему дворянских группировок, всеми силами стремившихся его дискредитировать.

Хотя, как мы видим, они рубили то древо, ветвями которого они были сами. Презрение, неприязнь к Распутину – человеку лукавому и властолюбивому – отталкивали от Государя и простой народ, и многих людей, еще сохранявших ему верность, и создавали непроходимую изоляцию вокруг семьи Царственных страстотерпцев.

Поэтому Патриарх строго осуждает тех самозванных канонизаторов, которые начали, не узнав позиции Церкви, форсированно такое мнение формировать: писать иконы и акафисты «св. Григорию».

По словам Святейшего, «нельзя говорить о канонизации Григория Распутина, который, хотя и облегчал страдания наследника от тяжкого недуга, своим поведением скомпрометировал Императорскую Семью, и этим воспользовались противники монархии в России... Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории Российского государства».

Святейший Патриарх также высказал мнение о распространившейся в настоящее время практике фактического почитания в качестве святых не прославленных Церковью людей: «Но не следует опережать события. Прежде чем приступать к распространению среди верующих икон неканонизированных лиц, следует подождать, пока Церковная Полнота не вынесет суждения по этой проблеме».

Что касается пророчеств Распутина, то нам известно, что пророчествуют и исцеляют не только праведные люди, но и колдуны; и не только от всечистейшего источника Святого Духа, но и властью падшего первоангела.

А ведь аргументация святости Распутина зиждется именно на том, что он исцелял и пророчествовал. Но вот что говорит нам Сам Господь о дне Своего грядущего Пришествия: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22-23).

Поэтому я напомнил прихожанам о том, что Распутина не признавали и не принимали в общение не только такие государственные и общественные деятели, как Столыпин, но и его признанные святые современники, такие как св. праведный Иоанн Кронштадтский, и священномученица вел. кн. Елисавета, которая после убийства «старца» написала письмо матери Юсупова, в котором выражала горячую поддержку его поступка. А офицеры, бывшие в ставке Государя, узнав о гибели Распутина, приветствовали друг друга целованием и возгласами «Христос воскресе!».


Отравление Юсуповым Распутина
(восковые фигуры)

Вспомним, кстати, блаж.Пелагию Рязанскую, говорившую, что за уничтожение колдуна будет от Бога не наказание, а златой венец. Уже лишь поэтому личность Распутина по отношению к вопросу о канонизации, мягко говоря, не бесспорна.

Если же добавить собранные Столыпиным документальные свидетельства его общения с сектой хлыстовцев, его блуда, пьянства и буйства, то вопрос о канонизации предстает актом кощунственным, губительным для Церкви. Если скажете, что это, мол, «все клевета про святого старца», как я не раз уже слышал, то заметьте, что подобной клеветы вы не слышали и не услышите про известных святых старцев, которых и невозможно было бы накормить пирожными с мадерой, как это делали Юсупов с Пуришкевичем, чтобы отравить «старца» Григория.

* * *

На интернет-сайте «Православная страница Николая Ардабьевского» состоялась недавно дискуссия на эту тему. И там были заданы такие вопросы:

«Могли ли юродивые, дабы доказать свое юродство, совершать смертные грехи – прелюбодеяние, «разрушение чужих судеб»? В связи с возможной канонизацией Распутина – каялся ли он в своих грехах? И является ли насильственная смерть в пьяном виде мученической смертью?»

И вот еще мнение от автора сайта:

«От себя лично, может быть, несколько эмоционально, о Распутине скажу следующее: «Если бы чистым Светом Божиим светил этот «светильник» в нашем многострадальном Отечестве, то не стал бы Господь скрывать его в мусорной куче, ибо Он «...не даст в век молвы праведнику» (Пс. 54, 23). И пояснить это легко.

Совершенно недопустимой, например, кажется даже сама мысль о возможности соприкосновения современника Распутина, святого праведного Иоанна Кронштадтского, с чем-либо подобным, что витает вокруг имени Григория Ефимовича. Однако ныне и в отношении Распутина нередко приходится слышать «святой». В связи с этим особо обращаюсь к тем, кто желает прославления Распутина в лике святых Русской Православной Церкви.

Обращаюсь не к разуму, ибо кто из нас способен о себе, не солгав, сказать, что отличает помысел греховный от Гласа Божия, – обращаюсь к сердцу. Скажите по совести: разве Распутин не стал символом разложения государственного аппарата России, его имя не стало нарицательным для похоти, властолюбия и пьянства не только в нашем Отечестве, но и во всем мире?

Никогда не коснется ничто нечистое Пренепорочной Девы. Никогда не встанут рядом имена преблагословенной Богородицы и Распутина, как стоят рядом с Ней, Пречистой и Пренепорочной, великий игумен земли Русской преподобный Сергий и весь сонм его братии. Никогда не встанет с Ней рядом тот, кто способен одним своим именем бросить на Нее тень, и не будет с ней всякий, кто добивается такой близости, хотя Она Сама любит их всех. И Господь любит. И вас, и меня, и Распутина. И нет пределов этой Любви. Однако по-прежнему стоит и стучит в двери душ наших Тот, Кто от начала творения «отделил свет от тьмы» (Быт. 1, 4), ибо имеющий уши должен услышать: есть разница между личной любовью к ближнему и Честью (!) принадлежать сонму святых, прославленных в Церкви земной».

Привожу здесь также текст публициста Алексея Макаркина: «Святой Григорий Распутин?»

После решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации Николая II и его Семьи группа православных граждан не прочь поставить вопрос о причислении к лику святых Григория Распутина. По данным «Сегодня», члены ряда маргинальных околоправославных организаций создали своего рода неформальный «распутинский клуб» (среди почитателей старца называют известного своими антимасонскими «изысканиями» экономиста Олега Платонова, а священник Дмитрий Дудко назвал «старца» народным праведником).

В Московской Патриархии о такой инициативе пока ничего не знают. Однако есть стандартная процедура подготовки к канонизации новых святых. Как правило, епархиальные архиереи представляют материалы о том или ином мученике или подвижнике, и для положительного решения вопрос поступает на рассмотрение Священного Синода, а затем уже Синодальную комиссию по канонизации во главе с митрополитом Ювеналием.

Такая сложная процедура гарантирует от всякого рода неожиданностей. В неофициальном порядке нам сообщили, что вряд ли кто-либо из епископов Русской Православной Церкви решится даже поставить вопрос о канонизации Распутина.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время в историко-церковных трудах все чаще отмечаются положительные стороны деятельности Григория Ефимовича (например, целительский дар), а весь «негатив», в том числе пьяные дебоши и разврат, списывается на клевету со стороны масонов и прочих заговорщиков. При этом некоторые такие издания выпускаются по благословению Патриарха Алексия II.

Впрочем, сам Святейший заявил в своем докладе на Соборе, что нередко упоминание о патриаршем благословении появляется в книгах без его ведома. Что же касается наиболее ревностных почитателей Распутина, то они уже выпустили несколько апологетических книг о своем кумире. Написаны три «иконы» с изображением «святого старца». Сочинен даже специальный акафист (молитвенный текст), обращенный к «старцу» Григорию, которого называют не иначе, как новый пророк и новый чудотворец. Однако в данном случае речь может идти о некоей секте, открыто противопоставляющей себя священноначалию.

Так что пока участники Архиерейского Собора голосовали за канонизацию страстотерпцев, люди, также считающие себя православными, обращали свои молитвы к одной из наиболее одиозных личностей российской истории».

* * *

Кто стоит за всей этой кампанией?

Не исключено, что авторы затеи только ждут момента, чтобы через шумиху в среде пресловутой «православной демократии», добившись признания Распутина святым, потрудиться обнародовать всю подноготную «распутинского жития» и тем высмеять и православие, и Православную Церковь.

Даже если эти опасения не подтвердятся, мало радости. Уже сегодня мы, православные люди, поставлены под удар. Всех нас, как это уже было накануне революции, начинают ассоциировать с «распутинианцами». Старый, опробованный на практике, прием дискредитации Церкви, Царской Семьи вновь пущен в оборот.

Иерей Н.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга