СВЯТЫНЯ КРЕСТ В ТАЙГЕ
Есть на Русском Севере красивое и по-своему уникальное место с плавным и тягучим названием Во-о-омы. Или по-другому – Воломы. В начале XVII века пришел сюда, в дремучие вологодские леса, на берег реки Кичменги инок по имени Симон. Пришел и поселился, никому не ведомый. А пять лет спустя Господь благословил его сотворить на сем месте малую обитель. И вырос у воды храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Но враг рода человеческого ополчился на славящих Бога. Крестьяне из ближних деревень решили прогнать Симона, разорить обитель, и деревянный храм загорелся факелом. Поскорбела братия, но преп.Симон не унывал – он отправился в Ростов, дабы испросить новый антиминс и благословение Божие на строительство новой церкви. И была построена церковь. Дважды крестьяне, ведомые врагом, нападали на преподобного, жестоко избивали его и, наконец, доведенные до исступления, предали мученика смерти.
Преподобный принял кончину, славя Бога, завершив мученически земной век свой... Но не закончилась на этом история обители. Число братии росло. И молва о Крестовоздвиженской Воломской пустыни покатилась по всей земле Вологодской и за ее пределы, ибо стали совершаться чудеса над гробом преподобного... В 1764 году Екатерина II, сокращая численность монастырей, закрыла и сию малую обитель. А советская власть довершила начатое – в 1934 году была закрыта и церковь. Над могилой преподобного обосновался склад. В 70-е годы опустели деревни, когда-то образовавшиеся вокруг монастыря. Дороги порастали лесом, пашни и могилы – высокой травой, ветхие избы смотрели на яркую зелень пустыми глазницами разбитых окон и утопали в крапиве и высоком иван-чае. В 1997 году нас встретили руины... Поврежденные росписи, разбитые плиты пола... Вместо сводов, вместо купола – прогнившие доски деревянного настила крыши, рухнувшая стена алтарной апсиды, следы несуществующего более придела – трапезной, два яруса колокольни... Мерзость запустения... Так показалось сначала. Но нет, это место не было оставлено, ведь у Господа ничто не может быть забыто! Тяжелые двери церкви оказались закрыты на самодельный засов, словно кто-то позаботился о том, чтобы звери не могли проникнуть в святое место. Разбитые замшелые плиты пола были чисто выметены и... закапаны свечным воском, алтарный проем царских врат аккуратно заложен кирпичом и даже выложено подобие полочки – под икону? Но самое главное – место, где покоился преподобный, было тщательно обнесено деревянной оградкой-скамеечкой. Присядь у ног батюшки и излей свое горе... В оградке стоял большой, выше человеческого роста крест, а рядом, на алтарной стене, между заложенным проемом для царских врат и дьяконскими вратами – мраморная доска, и твердой рукой художника выведено: «Преподобномученик Симон Воломский 1586-1641. Память 12/25 VII». Чтобы добраться сюда от ближайшей жилой деревни, нужно идти по зарастающей лесом лежневке (деревянный настил лесовозной дороги), а затем по неторному пути через исчезнувшие деревни почти сорок километров... В 1997 году мы шли сюда просто так, ради собственного интереса, влекомые любопытством. Ведь не каждый день посреди непроходимых лесов доведется увидеть заброшенный монастырь, покинутые деревни. Это было опасное приключение: стертые в кровь ноги, комары, мокрая одежда и почти непрекращающийся дождь, встреча с медведицей и медвежонком, белая ночь в лесу. И условие – успеть обернуться за двое суток! А уже в 99-м году мы снова пришли сюда, но уже для того, чтобы снять архитектурные обмеры для моей дипломной работы по истории Крестовоздвиженской Симоно-Воломской пустыни и поклониться преподобномученику. Тогда мы уже знали, кто поставил крест над могилкой, кто посадил молодую березку над местом убиения преп.Симона (где когда-то росла старая береза, приносившая людям исцеления по молитвам святого мученика). Для нас не было загадкой, кто повесил памятную табличку и кто написал при входе, по окружности портала: «Преподобный отче наш Симоне, моли Бога о нас...» Просто несколько лет назад сюда пришли люди. Вынесли мусор, которым был завален пол церкви, нашли разбитые плиты... В могилу упирался, разрушив плиты пола над ней, деревянный столб, поддерживавший в советское время настил «второго этажа» (сама церковь была одноэтажной, в два света). Под спудом был похоронен преподобный. И вот – крест, оградка, надпись... Среди этих людей был отец Сергий Колчеев – настоятель Казанской церкви города Никольска Вологодской области. Необычная судьба у этого человека. Факультет журналистики МГУ, затем художественно-постановочный факультет ВГИКа, блестящее окончание. Впереди для него открывалась дорога Творчества! Но уже через год в деревеньке Кожаево, в семи километрах от Никольска, приехав сюда вместе с иеромонахом Ефремом, он начинает другую жизнь. Жизнь в Боге. Сейчас в Кожаево поставили часовенку по чертежам отца Сергия. А тогда отец Ефрем и Сергей Колчеев начинают проводить богослужения в обычной избе, потому что в окрестностях на 200 километров не было ни одной церкви. Отсюда тогда началась и борьба за передачу храма иконы Казанской Богоматери в Никольске церковной общине. ...В позапрошлом году он приезжал в Москву к родителям и был у нас в гостях. Владыка Максимилиан благословил сделать сайт по истории симоно-воломской пустыни и обратиться за помощью и советом к отцу Сергию. Тогда отец Сергий привез фотографии, смотрел с нами уже готовые странички сайта и делился своими планами. За этот недолгий срок нашего общения мы всегда были в курсе того, что задумал отец Сергий и что воплотил. Но прошлые его замыслы и достижения им самим никогда не открывались. Правда, в 2000 году в Никольске он с радостью показывал нам воскресную школу, Казанский храм, территорию вокруг него, огромный крест, у подножия которого были сложены крупные камни, привезенные его детьми (из воскресной школы) из различных поездок, например, камень с Соловков... Но только недавно, познакомившись с его родителями, мы узнали, с чего начинал отец Сергий и что многое было сделано его руками или при его непосредственном участии. Так, например, по его чертежам была выстроена замечательная деревянная колокольня. Тогда мы фотографировали ее, восхищаясь простотой и изящностью необычной архитектуры, но даже не догадывались, что на самом деле это детище отца Сергия. А когда он экстерном готовился к рукоположению, мастеровые творили паникадило по нарисованным им эскизам... Сколько может сделать человек? И сколько он может сделать, когда с ним Бог: разбирать мусор, расчищать, копать, строить, возводить, ходить просить помощи у власти имущей, собирать по дворам иконы, пестовать «воскресников», садить цветы, построить дом для семьи. А еще разыскивать и находить в дремучих лесах скиты и пустыни, служить молебны у мощей святых, сокрытых от глаз людей в лесных дебрях, и панихиды по убиенным. И все – один с маленьким числом помощников! А при этом нужно справлять службы, крестить, отпевать, венчать, открыть еще семь общин при церквях в радиусе 50 км от Никольска. Ведь он – единственный священнослужитель, нет даже диакона. И так уже 14 лет. В позапрошлом году на Воломах отмечали 360 лет со дня памяти преп.Симона Воломского. Было более ста человек паломников. Ночная служба, утренний молебен, крестный ход... Как всегда в течение уже многих лет в этот день отец Сергий крестил в Симоновой курье. К этой дате в поселке Полдарса, куда выселили жителей воломских деревень, уже была образована церковная община. Симоно-Воломская. Сейчас в поселке строится храм, действует молитвенный дом, приходу дали священника. А на Воломах перекрыли крышу, и теперь могилка преподобного сокрыта от ненастья. А еще побелили стены и поставили на крыше простой деревянный крест. Леспромхоз строит дорогу, и сейчас не надо идти по старой лежневке 40 км, а можно доехать от Полдарсы на машине почти до самой церкви. Несколько раз в году приходят сюда паломники и не оставляют надежды, что когда-нибудь здесь возродится монашеская жизнь. А как все начиналось...
Прошлым летом он звал нас помочь, но мы смалодушничали, побоявшись везти в Вологодскую область маленького сына. В ушедшем 2002 году отец Сергий планировал решить вопрос о реставрации очередного «неизвестного» памятника архитектуры, речь шла о деревянной церкви конца XVII века. К этому времени о.Сергий уже собрал полностью все документы для «паспортизации» памятника. Параллельно велись работы по возрождению Дуниловской обители с приютом для престарелых, а в Никольске – создание Православного похоронного бюро. В июле планировалось сплавиться на плотах по реке Юг с организованным им детским лагерем «Югра», и не просто так, а с целью собрать материал на «паспорт» реки по договору с экологической комиссией района. Сделать фильм и фотоальбом... На 25 июля – день памяти преп.Симона Воломского – выехать на неделю, чтобы пожить на Воломах с детьми. А еще отправиться в лес, чтобы найти по сохранившимся документам место, где стояли бараки и где расстреливали духовенство и раскулаченных крестьян. Поставить крест, помолиться... Нам известно, что он справился с задуманным. Мы ждали его этой осенью в Москве, ждали его рассказов, художественных фотографий, новых планов. Но он не приехал к нам. Просто не смог... Видимо, все же есть предел человеческих возможностей. Врачи поставили о.Сергию диагноз – рак. 9 декабря отца Сергия перевели из реанимации в палату. В тот день ему исполнилось 47 лет. Сергей и Анастасия ГОВОРОВЫ От редакции: Отец Сергий Колчеев почил в московской больнице 22 января. Отпевание совершалось в церкви Девяти мучеников, похоронили его в Москве на Преображенском кладбище 24 января... (Подробности на следующей странице) На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |