ВЗГЛЯД ВОДОЛАЗЫ МИНОБРАЗА Заметки с ХI Рождественских образовательных чтений Из года в год Рождественские чтения в Москве разбухают, разрастаются вширь. Нынче этот общероссийский православный форум поделили даже не на секции, а по направлениям: образование, общество, словесность, культура, ремесла, наука... Всего же действовало 50 секций, не считая конференций, фестивалей и выставок. Участвовали в чтениях 10 тысяч человек. Чтобы собрать всех на открытие форума 26 января, пришлось арендовать Государственный Кремлевский дворец. В следующие два дня чтения разделились, участников принимали два других вместительных зала. А затем чтения рассыпались по всей Москве: Российская государственная библиотека, лекторий физфака, академия генштаба и т.д., и т.п. Поди попробуй все ухватить, все успеть. От нашей редакции на чтения приехали два корреспондента, собрано много интересного. Статьи готовятся к печати. Пока же поделюсь личными впечатлениями. Первое впечатление – бытовые контрасты. Нынче по бедности пришлось нам поселиться не в обычной гостинице, а в студенческой – при автодорожном институте (МАДИ). Название ее – «Камелия» – несколько смутило, но деваться некуда. «Нет худа без добра, – успокоили себя. – Мы же приехали на ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ чтения, вот и посмотрим, как действует коммунальная система высшего образования». Дали нам комнату в блоке из двух «двушек». Устроились, решили чайку попить. Попросил стаканы у дежурной, и та выдала мне... стопки. «Нет, нам для чая», – объясняю ей. А в комнате по соседству уже вовсю гогочет пьянка, мужской хохот перекрывает визг местной «дамы с камелиями», или, как говорят сейчас, путаны. Успокоились они под утро. Спустя время кто-то заколотил в нашу дверь и, не дождавшись ответа, зашоркал в замочной скважине ключом. На пороге стояла дежурная: «Ребята, извините, не могли бы помочь матрацы разгрузить?» Вот так гостиница, самая настоящая общага! В тот же день, вдохновленные студенческой романтикой, мы слушали в Государственном Кремлевском дворце доклад министра образования В.М.Филиппова, который назывался «Образование и духовность». Такой довольно короткий и суховатый доклад, состоящий в основном из пожеланий. Мне запомнились три пожелания, касающиеся введения в школы предмета «Православная культура»: 1. Развивать работу активно на местах. 2. Не забывать о том, что мы живем в многоконфессиональной стране. 3. Участвовать в диалоге в обществе. На следующий день заместитель министра Л.С.Гребнев подробно разъяснил пожелания своего начальника. В СМИ его выступление как-то обошли стороной, между тем оно показалось мне важным. В начале Леонид Сергеевич попытался ответить на вопрос, почему бедствуют учителя в школах. Министерство образования, по его словам, по бюджетному финансированию обогнало даже Министерство обороны. Но в его компетенцию входят только вузы и профессиональные училища, а обычными средними школами занимаются региональные власти. Чтобы навести здесь порядок, сейчас рассматривается идея передать среднюю школу под федеральное управление, оставив местным властям лишь закупку учебных пособий и подготовку кадров. «В смысле воспитания мы уже потеряли несколько поколений, теперь в школах подрастают россияне середины XXI века – не потерять бы и их, – сказал он. – В Законе «Об образовании» говорится, что образование – это воспитание и обучение. Первую компоненту мы как-то упустили из вида». Поэтому сейчас в рамках средней школы разрабатываются принципиально новые стандарты, касающиеся именно воспитания человека – его духовности, нравственности, культуры. Прежде всего, это важно для начальных классов, потому что с 12 лет современный ребенок получает доступ к глобальным источникам информации, к интернету. И у него «должен быть царь в голове», чтобы не отравиться маскультурой, порнографией и прочими суррогатами. Гребнев заверил, что «курс на воспитание» министерство будет выдерживать «твердо». Гребнев по совместительству возглавляет Координационный комитет «Православная культура в светской школе». Он заверил, что введение в школу этого предмета – не разовая акция. Эта работа началась еще в 1995 году, когда был создан его комитет. К 22 октября 2002 года были готовы уже конкретные решения, и документы разослали по субъектам федерации, что вызвало бурю протестов со стороны «правозащитников». Несмотря на это, работа идет своим чередом. В ближайшее время будет объявлен конкурс на два учебника основ православной культуры (для 8-9 классов и высших школ), который продлится до конца текущего года. Надо заметить, на местах эта работа опережает центр. В Липецке, например, как раз накануне чтений, 24 января, местный институт усовершенствования учителей после трехгодичного обучения выпустил первых преподавателей основ православной культуры. Отпечатаны и разные варианты учебников. Но они пока не поступали на госэкспертизу. Учить же детей в светских школах, как гласит недавно принятый закон, можно лишь по тем учебникам, на которых стоит гриф Минобразования России. Второе пожелание министра – «не забывать, что мы живем в многоконфессиональной стране» – Л.С.Гребнев расшифровал так: «В светской школьной библиотеке на одной полке должны стоять Библия и Коран. Чтобы ученик имел возможность сравнивать, как имел такую возможность тот, кто крестил Русь». Эта ссылка на св.князя Владимира меня поразила. Из «Повести временных лет» мы знаем, что выбор религии был не простым, «веру пытали» умудренные старцы, засылая гонцов к иудеям, мусульманам и христианам. И теперь этот выбор предлагается повторить несмышленому школьнику? Что он выберет? Суры Корана, кстати, намного проще для его понимания, чем евангельские заповеди. «Ударившему тебя по щеке подставь и другую...» Да его, мальчишку, засмеют товарищи, с которыми он дерется на каждой перемене. А христианский догмат о неслиянности и нераздельности Троицы? Куда уж понятней исламский догмат «нет Бога, кроме Бога». Ислам, появившийся в VII веке в среде неграмотных кочевников-арабов, собственно и был рассчитан на такое «детское» понимание. Все ж, я думаю, детские души выберут христианство, так что дело даже не в этом. А в губительности самого подхода. Крещение Руси – это выбор коллективного сознания, который разные племена объединил в одну нацию, в народ Божий. Теперь же национальный выбор заменяется предпочтениями отдельных индивидуумов. Это не что иное, как разрушение нации. Еще замминистра сказал: «Мы знаем, что до XVII века не было отдельно светской и церковной культуры. Только после Петр I началось это несколько неестественное расслоение. Все же я попросил бы вас в светской школе не употреблять выражения вроде «каждый русский должен быть православным». Надо говорить так: «Каждый живущий в России обязан знать основы православной культуры, чтобы понимать эту страну». Наверное, для православных это вполне приемлемо. Школьники будут смотреть фильмы об иконописи, слушать церковные распевы – постигать ту самую красоту, которая когда-то привлекла и св.князя Владимира. Православие, даже «безрелигиозное», одной этикой и эстетикой может привлечь к себе людей. Так что, мне кажется, если «Основы» станут обязательной частью школьного обучения, то это можно будет назвать «вторым крещением Руси». Впрочем, пока что в школах происходит нечто диаметрально противоположное. Замминистра между прочим спросили: «Почему до сих пор школьникам на полном серьезе преподают теорию Дарвина?» Тот ответил: «Я тоже изучал ее в школе и только потом, занявшись самообразованием, узнал: Дарвин считал, что первое звено эволюции было создано Творцом. Учителя обязательно должны упоминать это...» Слово «должны» как-то провисло в воздухе. А кто «должен» сказать об этом учителям? Затем Гребнев перешел к третьему пожеланию министра – к «диалогу в обществе». Он поведал, что у него в министерстве все возмущаются телепередачей «Слабое звено», считают ее антисоциальной: «По 1-му Государственному каналу в лучшее время учат страну двуличию, умению врать. Почему общество это терпит? Нужно создавать общественные комитеты, поднимать бурю против разлагающих нравственность СМИ, подавать в суды. Вы, православная интеллигенция, – соль общества, почему же терпите?» Укор в пассивности вполне справедливый. Но то же самое относится и к самому Гребневу, и ко всему правительству. Наши чиновники что-то делают, но уж как-то замедленно движутся к намеченным целям, будто водолазы под водой. Страна в разрухе, все мы летим в черную яму безнравственности, а Минообраз уже 8 (восемь!) лет готовится ввести в школу православную культуру. И никаких же препятствий нет! На чтениях, между прочим, выступал эксперт Министерства образования ФРГ Йоттен Леодиттер, он назвал «Основы православной культуры» необходимым и естественным компонентом светской школьной программы. У них в Германии это в порядке вещей. Чего же боится наше «безамбициозное» правительство? Неужели и вправду, как многие отмечают, «правление Путина – время затянувшихся ожиданий»? * * * В целом не очень веселые мысли остались у нас после чтений. К тому же какая-то нервозность царила в первопрестольной. В последний вечер пошли на Ярославский вокзал покупать обратные билеты – и нас остановил омоновец с автоматом: «Вокзал заминирован». Спрашиваем: «Это как у вас бывает, надолго?» И сами удивляемся обыденности вопроса. Ложные угрозы террористов теперь обычное дело. Потом длинными темными проулками, чавкая промокшими ногами по снежной слякоти, добираемся до своей «Камелии». У входа в студенческое общежитие, у железной двери с маленьким зарешеченным окошком (ну, как в тюрьме!), также стоит омоновец с автоматом. Штатная проверка. На проходной-вертушке долго смотрят наши документы. Затем долго ищем дежурную по этажу, чтобы взять ключи. Да что ж это творится! Нигде на этажах ни одного человека, только откуда-то тихо доносится... церковное пение. Почудилось, что ли? Толкаю какую-то дверь. В комнате стоят дежурные в синих форменных халатах, держат в руках зажженные свечки. Их строй возглавляют два дьякона и священник, помахивающий кадилом. Спустя время к молебну присоединяется и второй наш корреспондент, также набредший на загадочную дверь. Загадка объяснилась просто. Именно в этот последний вечер (необъяснимое совпадение!) администрация студенческого общежития пригласила священника, чтобы освятить этажи. Так что теперь из «Камелии» изгнан нечистый. Видно, что-то стронулось в мире. Медленно, незаметно, но меняется дух в стране. М.СИЗОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |