ВЕЛИКИЙ ПОСТ


ДНИ ПОКАЯНИЯ

Из проповедей прот.Валентина Мордасова (†1998),
настоятеля храма вмч. Георгия п.Камно

Не хвались постом

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святая Церковь приготовляется к Великому посту. Как каяться, поститься, сотворить милостыню?

Бывает, что мы делаем, да напрасно. Когда же это бывает? Если делается по-фарисейски – все уничтожается. Часто в газетах, журналах расхваливают труды духовные. Все они уничтожаются. Их надо делать тайно. Ничего не выбалтывай, ни милостыни, ни духовных подвигов. Постишься – молчи. Не присваивай себе – как хорошо я сделал. Не ты, а Бог. Не хвались ни постом, ни молитвой, с молитвенником и четками не мозоль людям глаза. Если увидят, все пропало.

Можно и в посте согрешить: одна кушает молочко по болезни, а другая – соблазнится. Грех соблазна еще больший, чем нарушение поста. По разрешению духовного отца можно нарушить пост беременным, работающим на тяжелых работах, но не соблазнять других. Делай все с рассуждением, разумом, узнавай волю Божию – ошибок избежишь. Богу угоден разумный пост.

Наше оружие в войне с грехом

Слава, Господи, Кресту Твоему честному.

Крест среди поста выносят по причине слабости христиан, которые говорят: «Хватит, попостились, не пора ли ослабить пост, дать себе волю». Но напомним себе страдание Христа. Евангелие говорит: «Иже хочет ко Мне идти, да возьмет крест свой».

Крест – это скорби, болезни, неприятности, которые даются нам во спасение. Серафим Саровский говорил: «Есть скорби, есть спасение». Ропот уничтожает крест.

Один бедняк роптал на Бога за бедность. Было ему видение, где он видел много крестов: золотых, серебряных, медных, больших, малых. Он все попробовал. Тот не снести, другой неудобный. Взял тот, что в сторонке лежал накрытый. Попробовал – как раз. Раскрыл и прочел на нем: «Бедность».

Многими скорбями подобает войти в Царство Небесное. Спасается тот, кто несет. Неверующие тоже имеют скорби, однако не несут: ругаются, хлопочут, жалуются и пр.

Есть крест вдовства, крест супружества и др. С крестами легонько. Крест дается по силам. Искушение – во очищение грехов – терпи. Спасение ныне только через терпение скорбей. Бесы беспокоят того, у кого нет терпения. Даже самого себя надо терпеть: не раздражаться, не нервничать, если что не так делаешь.

И наши греховные желания – крест. Их тяжело преодолеть. Эта война с грехом – на всю жизнь. Греховные желания побеждают терпением скорбей. Делая грех, услаждаемся – грех вошел. Терпение горько, но грех выходит. Наше оружие – крест святой, Евангелие, святыни, молитва. Слово Божие особо помогает в скорби.

Сокрушайся о грехах

Так как идет Великий пост, нам советуют сокрушаться о своих грехах.

Мы должны знать, что всем прощаются грехи. Пока живем, нужно вычеркивать страницы страшных грехов. Милостыней, терпением бедствий, болезней, потерей близких, постом, молитвой прощаются грехи. Церковь – место очищения грехов.

Нужно уметь каяться, причащаться. Если в темноте хочешь что-либо найти – зажги свечу. Когда не знаешь с чего начать, готовься. Для этого возьми заповеди – они укажут твои грехи. Читай Евангелие. Испытай совесть по заповедям, Евангелию, перечню грехов. Поклонение идолам – это угождение чреву, славе, богатству. Не употребляй имя Божие всуе. Произноси его нечасто, с благоговением. Не превращай в шутки слова Писания. Не смейся, не празднословь в Доме Божием, не ропщи, помогай бедным, не услаждайся лакомством, не нарушай пост. Чти отца и мать, на детей не суровь, почитай крестных родителей, не обличай старших, подчиненных. Не убий даже словом. Не помог ближним в трудах, Господь спросит. Не соблазняй на грех. Не прибегай к самообману, не лукавь перед духовным отцом. Все без утайки расскажи и о блудном грехе. Не укради, не обмани, не бери взятки даже продуктами, не осуждай, не завидуй. Раскрой Евангелие от Матвея и испытай свою совесть по главам 5, 6, 7. Тогда исповедь твоя угодна Богу, а причастие не в осуждение.

Учись каяться

Не всякое дело угодно Богу, и покаяние тоже должно быть угодно Богу. А как это?

По заповедям испытай свою совесть. Когда каешься, надо называть свой грех. Не уподобляйся той верующей, которая говорила: «Ой, батюшка, во всем грешна!» – «А лошадей крала?» – «Нет, не крала». – «А говоришь, во всем грешна». Приписывать себе лишние грехи нельзя, но и утаивать тоже.

Нужно возненавидеть грех, в котором каешься. За иной грех нужно потерпеть наказание. Помнить, что благоразумный разбойник, покаявшись на кресте, все же повисел там часика три.

Покаявшись, вновь не обращайся к греху, а потому избегай дурных сообщников, помни, с кем поведешься, от того и наберешься. Остерегайся духовной заразы, дурных грешных людей. Люби их как создание Божие, но беги от них подальше.

Старайся принести достойный плод покаяния: каясь в скупости, покажи щедрость, объелся – постись, лакомка – питайся просто, читал мирские книги – читай духовные, плясал – бей поклоны и т.д. У многих покаяние на языке: каются, плачут, но доброго не делают, не исправляются.

Кающийся должен читать духовные книги, узнавать, где добро, где зло, потому что незнание – грех. Мы узнаем с интересом все мирские новости. А где? А что? Все-то нам надо знать, хоть они порой нас и не касаются. А о духовном не стараемся. Покаяние требует измениться, удержаться от привычного греха, изменить поведение к лучшему.

Неправильно каяться в разных грехах разным исповедникам из-за ложного стыда. Нельзя выписать из книги грехи и удовлетвориться, нужно вспомнить, как ты согрешил этим грехом.

Ценность исповеди не только в прощении, но и в помощи Божией в отвращении от этого греха.

Вот теперь мы знаем, как нужно каяться…

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСТЕ

«Поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова войти в рай». (Святой Василий Великий)

* * *

«Пост тела есть пища для души». (Святой Иоанн Златоуст)

* * *

«Сколько отнимаешь у тела, столько придаешь силы душе». (Святой Василий Великий)

* * *

«Невозможно чтобы огонь горел в воде, невозможно покаяние без поста» (Святой Иоанн Златоуст)

* * *

«От яств постись по временам, а от невоздержания постоянно». («Цветник духовный»)

* * *

«Плачущий о грехах своих выше воскрешающего мертвых». (Преподобный Исаак Сирин)

* * *

«Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить». (Святой Василий Великий)

* * *

Давай телу столько пищи, сколько ему нужно, и не получишь вреда, хотя бы ты ел и три раза в день. Если человек и один раз ест в день, но безрассудно, то какая ему от того польза? За многоядением следует брань блуда – и враг после него отягчает тело сном, чтобы осквернить его. (Препп. Варсонофий и Иоанн)

* * *

«Челнок легче плывет, когда он не обременен поклажей, так и молитва легче, удобнее совершается, когда тело не обременено излишнею утучняющею пищею и питьем, или что то же когда человек постится». (Иаков, архиепископ Нижегородский)

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга