ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ

 


ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА

О настоящем и будущем православных в Латвии

На просторах бывшего СССР в последние годы появилось много интересных, по-своему уникальных православных изданий. И однажды в руки мне попала газета «Виноградная лоза». Точно такая же газета могла бы выходить в Тверской или, скажем, Курганской епархиях. Мы ведь все об одном пишем, и даже названия, бывает, совпадают: сколько у нас «Благовестов», «Благовестников», «Духовных вестников» и т.д. Но везде есть что-то свое. И в «Виноградной лозе» это самое «свое» мне сразу бросилось в глаза. Есть в ней, как бы это сказать, странное сочетание «европейскости» и ярко выраженной русскости. Например, вот обычная заметка о рождественском фестивале школьных певческих коллективов – с заголовком «Песни маленьких славян». Ну, кому из нас, живущих в России, придет в голову назвать своих детей «маленькими славянами»? А дело в том, что это написано про русских детишек, живущих в Латвии. И газета издается там – «за кордоном».

Нынешней зимой я случайно познакомился с редактором «Виноградной лозы» инокиней Евфросинией (Редко). Оказалось, что про нашу «Веру» она тоже слышала, более того, что-то даже перепечатывала у себя. «А что именно?» – с любопытством спрашиваю и слышу в ответ: «Очерк «Никола Каменный» и другие статьи про ваших усть-цилемских и удорских староверов-поморцев». С одной стороны, ответ монахини меня не удивил (в Латвии очень много старообрядцев, даже правящий архиерей там – выходец из старинного рода поморских староверов, как мне известно), но все равно было неожиданно. Со староверов и начался наш разговор. Позже мы дополнили интервью некоторыми сведениями, и вот оно перед вами.

– Матушка Евфросиния, насколько я знаю, в Риге много старообрядцев Гребенщиковской общины. Вы поддерживаете с ними отношения?

– Да, особенно с молодежью. Они приходят к нам в храм, молятся, как и все, только крестятся двумя перстами.

– Причащаются?

– Это сложный вопрос, они ведь беспоповцы. Но, знаете, многие уже миропомазываются и даже принимают Святое Причастие. У нас в 56 километрах от Риги, под Елгавой, есть скит Рижского женского монастыря – вот туда они и ездят. Там у нас подвизается духовник архимандрит Тихон. У него и причащаются.

– Известно, что русским старообрядцам в Латвии жилось всегда лучше, чем прихожанам Русской Православной Церкви. Чем это объяснить?

– Староверы всегда жили замкнуто. А наша Церковь активная, к тому же она объединяет миллионы людей по всему свету, за ней стоит большая духовная и материальная сила. Все это, конечно, настораживает власти такой небольшой страны, как Латвия. Особенно чиновникам не нравится, что наш центр находится в Москве. Поэтому и в довоенной буржуазной Латвии, и в нынешней было много препятствий для деятельности РПЦ.

Во многом история повторяется. В 1921 году Святейший Патриарх Тихон предоставил Латвийской Православной Церкви большую самостоятельность – и православие устояло здесь. То же самое пришлось сделать и в 1992 году. Хотя есть разница. В довоенное время ЛПЦ оставалась в лоне РПЦ всего шесть лет, поскольку в 35-м ее поглотил Константинопольский престол. А сейчас этого не случилось. Вот уже одиннадцать лет, как мы получили автономию, но нашему Высокопреосвященному владыке Александру удается сохранять каноническое единство с Московской Патриархией.

– В прошлом году ваш владыка был возведен в сан митрополита. Это укрепило православие в Латвии?

– Владыка пользуется авторитетом. За ним, за нашей Церковью стоит не только русская община, которая довольно многочисленна, а дух, культура, многовековая история Латвии. В нашей Церкви много замечательных православных священников-латышей, к которым общественность прислушивается.

– Вы сказали про многовековую историю православия в Латвии. Это сколько веков?

– Точно трудно сказать. Во всяком случае, православие здесь появилось раньше католичества. В древности Латвия располагалась на пути «из варяг в греки», и по летописям Нестора видно, что сюда по Двине (Даугаве) часто приплывали киевляне. По суше дороги соединяли со Псковом, Новгородом, Смоленском. Православные славяне жили бок о бок с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливов, вендов и, конечно, передавали Христову веру. Кстати, и по крови мы не так далеки. Латышское племя вендов – славянского происхождения. Интересно, что раньше русских германцы именовали как раз «вендами», а эстонцы – «венедами». Нынешний латышский город Вентспилс – память о тех веках. И еще названия рек Вента, Виндава, Венден...

– Все же православные миссионеры не были так активны, как германцы. Ведь именно им удалось обратить весь народ в христианство.

– Да, это так. Но, когда пришли католики, они действовали силой, крестили огнем и мечом. Вы же знаете из истории про «монашеский» орден Меченосцев. И в последующие века насилие продолжалось, местное население фактически онемечивали. Но, как ни странно, живая память о православии, полученном от славян, все же осталась. До сих пор в латышском языке заимствованные церковные слова звучат так: bazniса (божница), svece (свеча), Lieldienas (Пасха-Великдень), zvanit (звонить в колокол) и так далее.

До прихода немцев в Латвии были такие крупные православные центры, как Ерсика, Атзеле, Люцане, Кукенойс, и другие. В Ерсике, по свидетельству хроники Генриха Латышского, стояло несколько храмов с богато украшенными иконами, с прекрасными фресками. А первой церковью на этой земле был Никольский храм, он стоял на правом берегу устья Даугавы. Все это было разрушено. Сейчас археологи в разных уголках Латвии находят древние православные крестики, образки св.Георгия. Это стало достоянием историков.

– И ныне Латвия по преимуществу протестантская страна. Сохранится ли здесь православие?

– Нас, православных, в Латвии очень много (русских, белорусов и украинцев – 35,5%, плюс православные латыши – ред.), и мы полноправные граждане страны. Недавно в нашем парламенте обсуждался вопрос, чтобы православное Рождество объявить государственным праздником. Эту идею поддержали президент страны Вайра Вике-Фрейберга, три парламентские фракции из шести, а также большинство священнослужителей всех конфессий. Надеюсь, в нынешнем году этот вопрос будет решен. Сейчас возвращается собственность Русской Православной Церкви, открываются духовные школы, восстанавливаются и строятся новые храмы, возрождается Свято-Духов мужской монастырь в городе Екабпилсе. В 1994 году стараниями нашего владыки Александра была открыта Рижская Духовная семинария. Сейчас при ней действуют курсы по подготовке учителей истории религии в общеобразовательных школах. Программа этих курсов утверждена Министерством образования и науки Латвии. В некоторых школах проводятся уроки, рассказывающие исключительно о православии.


Рижский
кафедральный собор

– Какое, на ваш взгляд, самое важное событие ожидается в православной Латвии в нынешнем году?

– Перенесение мощей священномученика святителя Иоанна (Поммера) в Рижский кафедральный собор. Под этим собором, в сырой полутемной комнатке, он жил в 20-30-х годах XX века, будучи главой Латвийской Православной Церкви. И в письмах он писал: «Похороните меня в любимом моем подвале». И вот его желание сбудется. Это удивительный человек, кстати, латыш по национальности. Если бы не он, то неизвестно, что бы сталось с православием в Латвии после революции. Он и тогда духовно объединял латышей и русских, и после смерти продолжает объединять. Его канонизация в 2001 году стала общелатвийским событием, в торжествах участвовали президент Вайра Вике-Фрейберга, другие государственные деятели, много народа. Крестный ход протянулся через всю Ригу... Сейчас святителя почитают не только православные, но и верующие других конфессий. Не раз я видела старообрядцев, молящихся над его могилой. Знаю, они получают утешение от него.

– А где он сейчас похоронен, в Риге?


У часовни, где покоится
священномученик Иоанн (Поммер)

– Да, на Покровском кладбище, под спудом в часовне. Это кладбище считается «русским», там лежат известные до революции артисты, писатели, генералы. Есть и большой мемориал русским воинам. До недавних пор он был в запущении, но его восстановили – и, кстати, не без помощи святителя Иоанна. Однажды издатель нашей газеты Андрей Ефремов шел по Покровскому кладбищу. Увидев этот мемориал, повозмущался, что он в таком состоянии. Потом по пути купил в киоске какую-то брошюру, открыл наугад – а там фотография, где архиепископ Иоанн (Поммер) освящает тот самый мемориал. Конечно, это был знак Божий. И он дал денег «Пушкинскому обществу», которое обихаживало могилы писателей, на благоустройство памятника солдатам.

– Судя по заметкам в вашей газете, в Латвии развито меценатство православных предпринимателей. А сама Церковь занимается благотворительностью? У нас, в отличие от протестантов и католиков, священники как-то мало участвуют в социальных делах.

– Конечно, занимается, но для Церкви не это главное. Отвечу словами того же святителя Иоанна. Как-то православный философ И.А.Ильин, называвший владыку «человеком высокой мудрости и духовной силы», спросил у него: «Почему это Православная Церковь не занимается благотворительностью, завещанною нам всем в Евангелии?» И тот ему сказал: «Дело Православной Церкви есть не дело стяжания и перераспределения земных благ, что ведет к ложному накоплению, но дело пробуждения живых человеческих сердец к любви, милосердию и благотворительности... В России благотворительность цвела, как редко где; но исходила из личной живой доброты, пробужденной духом православия». И далее Ильин пишет, что Церковь «есть зов, а не приказ».

В России так и было. Ведь известный золотопромышленник Сибирцев не по чьему-то приказу, а по зову Христа раздавал свое богатство. Родственники думали, что он сумасшедший, учредили опеку. Приезжала медицинская комиссия, обследовала миллионера – и признала его совершенно нормальным. А это и вправду нормально – помогать обездоленным. И терпеть скорби.

Сам архиепископ Иоанн помогал детям из бедных семей, ратовал за принятие справедливых законов, ограждающих рабочих от капиталистической эксплуатации, был бессребреником, чистейшим человеком. Но сколько наветов, кляуз на него писали! Несколько лет назад наш владыка получил письмо от одной пожилой женщины, Марии-Виолы Беатер, в котором она пред лицом Латвийской Православной Церкви принесла покаяние в грехе клеветы на святителя Иоанна. Десятилетия человека мучила совесть...

Нынешняя Латвия очень напоминает ту страну, в которой жил святитель Иоанн. Тогда тоже разные политики пытались навязать нашей Церкви какие-то свои установки в духе ложно понятой западной демократии. И чтобы представить будущее православия в Латвии, стоит заглянуть туда, в прошлое, в Житие нашего небесного покровителя – священномученика Иоанна.

* * *

При прощании инокиня Евфросиния подарила нашей редакции книгу с Житием святителя. Матушка сама участвовала в исторических исследованиях и составлении жизнеописания. По этой книге, а также по другим источникам, мы подготовили его пересказ. История жизни владыки удивительна и действительно весьма поучительна для нашего времени. (Читайте на следующей странице)

Записал М.СИЗОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга