ДЕРЖАВА «У НИХ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ»
Новый миропорядок – Владимир Николаевич, прошедший праздник День Победы имел несколько горьковатый привкус. Войной в Ираке окончательно уничтожены плоды Победы 58-летней давности. Теперь мы вернулись к положению, когда одна страна, один полюс мира пытается навязать всем остальным свои ценности и фактически претендует на мировое господство. Вы согласны с этим? – Не совсем. Что касается «вкуса победы». Он каким был, таким и остался – это великий светлый праздник. Главный урок той Победы: каким бы могущественным зло ни было, оно рано или поздно терпит поражение. Еще никому никогда не удавалось подчинить своей воле весь мир. Теперь о том, когда был разрушен послевоенный порядок, точнее, система международной безопасности. Я думаю, это произошло раньше, когда НАТО под надуманным предлогом напал на Югославию – суверенное государство, основателя ООН и участника Заключительного акта Хельсинки. Это был пробный шар. И сейчас, действительно, вторжением в Ирак заявлено о наступлении нового миропорядка. Это уже чтобы никто не сомневался. – Свою агрессию американцы оправдывают тем, что Саддам Хусейн создавал оружие массового уничтожения, то есть они выступили защитниками мира во всем мире. Звучит довольно логично... – А в концепции глобалистского переустройства мира все логично и внешне как бы естественно. Взять хотя бы вопросы планетарной экологии. Вы знаете про парниковый эффект: бурное развитие производства настолько изменило баланс в природе, что грядет глобальное потепление. Как с ним бороться? Опять же глобалистскими методами – наступив на политические суверенитеты государств. Скажем, Бразилия у себя в бассейне Амазонки решила построить новые заводы – и тут директива «сверху»: «Ни в коем случае! Вы нарушаете баланс...» Или мы строим в Сибири какие-нибудь перерабатывающие предприятия, и тот же окрик: «Не сметь, мы должны сохранить легкие планеты!» Логично? Вполне. – Интересно, что львиная доля, кажется, 70 процентов, всех выбросов в атмосферу приходится на США. Почему они не ограничивают свое производство, а указывают другим? Существует Киотское соглашение, по которому странам даны квоты на выбросы, но Америка почему-то его до сих пор не подписала. Как-то не по-«глобалистски»... – А тут вот что характерно. Идеология глобализации предполагает четкое разделение на «развитые» и «неразвитые» страны. То есть развитие технологий должно происходить в странах западной цивилизации, а страны третьего мира должны оставаться в том состоянии, в каком они были до XX века. Отчасти глобализация, объединение в планетарном масштабе ресурсов материальных, интеллектуальных – это необходимо. Этому способствуют и современные технологии, ведь сегодня можно быстро перемещаться из одной точки планеты в другую, почти мгновенно обмениваться информацией. Но, как справедливо сказано в заключении богословской комиссии по ИНН, существуют агрессивные силы, которые пытаются использовать эти естественные процессы для усиления их собственного корыстного контроля над всем человечеством. И мы все это хорошо видим. Три уровня – Означает ли все сказанное, что России при новом мировом порядке уготовано быть в числе «неразвитых»? Или все же нам удастся попасть в «золотой миллиард»? – По большому счету, это не столь принципиально. Ведь все равно глобализация не позволит нам быть хозяевами своей судьбы.
Давайте подробнее рассмотрим, что такое глобализация. Один из лучших наших политологов Александр Сергеевич Панарин, лауреат Солженицынской премии, определяет три ее уровня. Первый – это продвижение еще старых лозунгов эпохи Просвещения, которые утверждают примат демократии, науки, прав человека. Сразу отмечу, это весьма поверхностный уровень. На самом деле они, как красивая обертка, скрывают другую реальность – гораздо более неприглядную. Второй уровень – это, как отмечает А.С.Панарин, то, что можно назвать заговором мировых политических элит против собственных народов. Оказывается, глобализуются и объединяются всего-навсего одни лишь политические элиты, а народы их при этом начинают деградировать. И не только в странах так называемого третьего мира и сегодня в России, но и в странах Запада – Германии, Франции, Соединенных Штатах и так далее. А теперь перейдем к третьему уровню глобализации. Там скрывается следующая реальность. Сама по себе надежда этих предательских компрадорских режимов, вступающих в орбиту глобализации, ведь тоже тщетна. Пока что ими пользуются, а потом выбрасывают, когда они сделают свое дело. Потому что однополярный мир должен управляться из одного центра. «Релятивная истина» – Что значит глобализация для православия и православной культуры? – Ну вот, начнем с первого уровня – с лозунгов эпохи Просвещения. Их идея в том, что мир на Земле должен устроиться силами одного только человеческого разума, то есть без Бога. Хотя у классиков Просвещения Бог еще как-то присутствовал в мировоззренческих системах, но Церкви уже однозначно было отказано в активной роли. Религию должна была заменить наука. Но самое главное, что разделяет проект Просвещения с христианством, и в особенности с православием, – это отрицание тайны жизни. – Что вы имеете в виду? – Для православного человека жизнь как творение Божие сама по себе уже священна, имеет полноту. Я имею в виду не жизнь как вместилище житейского опыта, а просто жизнь. – Физиологи до сих пор спорят, на каком месяце младенец в утробе матери становится человеком. Некоторые считают, что, даже появившись на свет, он на первых порах не имеет человеческой сущности – поскольку еще не впитал окружающую информацию, не получил житейского опыта... – Это как раз то, что изучали в советских школах: физическое бытие определяет сознание. Христианство же учит иначе: жизнь духа, связь с Богом делает человека человеком. Вот хотя бы такой пример. Почему наши предки, чтобы разрешить свои житейские вопросы, шли советоваться не к мудрецам, а к монахам-молитвенникам, которые отгорожены от жизни крепкой монастырской стеной? Одна моя знакомая неверующая женщина рассказывала, что у нее брат, так скажем, пережил жизненное крушение, страдал алкоголизмом, через психиатрическую клинику прошел. И вот она мне жаловалась: «Как он может ходить к ним, к монахам? Что они, эти люди, отделенные от жизни, чему они могут его научить?! Разве могут научить, как жить? Парадокс...» Да, парадокс. А точнее – это непонимание библейских откровений, что дух дышит, где хочет, а не там, где преподают, скажем, психологию. Сказано: Бог может из камней сих воздвигнуть себе детей авраамовых. Непонимание вот этой тайны жизни принципиально разделяет православие и рационализм Просвещения. Глобализация – плод не только Просвещения, но и пост-модернизма, некоей реакции на проект Просвещения. Пост-модернизм предлагает нам процедуру деконструкции, вскрывания в каждой мировоззренческой системе, в каждой культуре «репрессивного аппарата». То есть для пост-модернистов какие-то четкие установления, деление на черное и белое, на зло и добро явлются факторами насилия. Они и религию ревизируют таким же образом, убирая из нее «фундаментализм», делают ее политкорректной. – Получается, что в «мировой религии», которую предложит людям мировое правительство, не будет понятий о добре и зле? – Нет, они останутся, но суть их может существенно измениться. Например, «добрый человек» тот, кто ко всему относится корректно, в том числе и ко греху и даже к дьявольским проявлениям, и верит, что не существует плохих духов. А «злой» тот, кто категорически отвергает и грех, и дьявола, и вообще понятие «релятивной истины». Метастазы – Корни глобализации – в пост-модернизме, выросшем из рационализма. Но рационализм тоже возник не на пустом месте? – Как и большинство европейских мировоззренческих систем, он возник из христианства, точнее, из уклонений от правильного исповедания христианства. Вы знаете, что были две основные ереси – несторианская и монофизитская, которые по сути противоположные. Несторианство подчеркивало человеческую сторону в Богочеловеке Христе и во всем развитии культуры, и в этом смысле оно тесно связано с рационализмом. А монофизитство суть отрицание человеческих моментов, подчеркивание только того, что все делается Богом. И в сегодняшнем глобализации это уклонение соответствует идеологии психологизма. Оба этих метастаза, как оказалось, прекрасно уживаются. – Вы сказали, что обе ереси противоположны. Как же они могут соединиться в одном мировоззрении? – Крайности сходятся. Вы знаете, западное общество прагматично, в отношениях между людьми довлеет рацио. Но в то же время там есть место и крайнему иррационализму, который отдан на откуп психоаналитикам. Посмотрите американские фильмы. На протяжении сюжета герой действует, полагаясь исключительно на свое сугубо человеческое, приземленное «я». Но вот он сталкивается с проблемой, которая может решить только «я» духовное, обращенное к Богу. Что делает герой? Идет к психоаналитику, безоговорочно, целиком и полностью вверяя ему свое драгоценное «я». То есть культ человеческого разума, полагание на самого себя естественным образом обращается в противоположное – в отказ от разума, в бегство от себя. Отсюда такая популярность фильмов в стиле «нью эйдж», в которых действуют неведомые, не постижимые человеческим умом силы, и человек совершенно бессилен перед ними, он сдается и плывет по течению событий. Вот этот сплав рационализма и иррационализма, не оставляющий места духовности, очень отвечает глобализации. Люди с таким мировоззрением легко управляемы и могут быть безотказными винтиками всемирного государства. «Остановка духа» – На Западе давно в ходу анекдоты, которые начинаются так: «Приходит джентльмен к своему психоаналитику и говорит...» Такое впечатление, что там у каждого есть свой домашний психолог. Наверное, это связано не только с верой в психологию, но и с эпидемией неврозов? Не получится ли так, что это общество, построенное на принципах глобализации, разрушит себя изнутри? – Разумеется, в модели построения глобального общества есть свои слабые места. И не только психического порядка. Первое, что бросается в глаза, – техногенность всех этих построений, упование на информационные и другие технологии. А техника, и это все знают, имеет свойство оборачиваться против своих хозяев. Классический пример – компьютерный вирус, уничтоживший в электронной сети целую библиотеку. Ставка на технологичность предполагает постоянное поступательное развитие этих самых технологий. А кто будет этим заниматься? Многие историки науки отмечали, что все фундаментальные научные открытия были сделаны людьми или религиозными, или воспитанными на религиозных, духовных ценностях. Сама природа научного открытия схожа с откровением свыше. Где-то до середины XX века наука жила инерцией прошлых веков. А ныне она превратилась в одну большую лабораторию по обработке данных. Тысячи ученых перелопачивают миллионы гекабайтов информации, полученных в результате наблюдений, и КПД их весьма невелик. Улучшится ли ситуация с наступлением глобализации? Думаю, нет. Напротив, она заведет науку в тупик. В частности, я говорю о качестве подготовки научной интеллигенции. Мне хорошо известно, как настойчиво у нас продавливали западные образовательные схемы, по которым в школах должны преподавать не физику, математику, биологию, а некую единую дисциплину, которая по-английски называется sience – просто наука. В некоторых восточно-европейских странах это, кстати, было внедрено. Точно так же снижается уровень высшего образования, оно сводится к узкой специализации. – Это снижение неизбежно при глобализации? – Да, в силу того, что глобализация нивелирует человека, механизирует его. И этому вполне отвечают новейшие методики, которые навязываются нашим школам. Взять хотя бы тестовую систему. Ученику предлагают вопрос и несколько ответов на выбор. И ученик выдает результат «да – нет» – действует, как компьютер. Само научение есть таинственный процесс, это вечная загадка для педагогики. А тут – все просто: «да – нет». Конечно, такая рационализация обучения может ускорить усвоение материала учеником. Но какой ученый из него вырастет? Еще протоиерей Василий Зеньковский писал: «Рационализм, несущий с собой известные выгоды в смысле стройности в познании, в то же время является ограничением силы постижения». Еще он называл это «остановкой духа на упрощенных формулах мышления». – Получается, что глобализация недееспособна. Она ничего не дает в сфере духа, ничего не дает и для научно-технического прогресса. Но почему наступление ее кажется таким неизбежным? Едва закончилась война в Ираке, приблизившая создание мирового правительства, как еще один вызов – ужаснувшая всех эпидемия атипичной пневмонии. Все больше говорят о необходимости тотального контроля за людьми. А если выяснится, что этот вирус искусственного происхождения – то заговорят и о тотальном контроле за лабораториями, а потом и за правительствами, государствами. Как-то все накладывается одно на другое. У вас нет этого чувства – бессилия перед происходящим? – Я еще раз повторю, с чего начал. Глобализация как объединение научных, экономических ресурсов – естественна и, наверное, неизбежна. Другое дело, что кто-то хочет использовать ее в своих интересах. У них ничего не получится, если мы сами не склоним перед ними головы, если в нас не произойдет «остановка духа». Сейчас идет война не только информационная, психологическая, но и духовная. Кто победит – зависит от всех нас. Беседовал М.СИЗОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |