ДЕРЖАВА


«У НИХ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ»

В прошлом выпуске газеты в статье победа духа мы обещали вернуться к теме «нового мирового порядка», глобализации, которые на наших глазах утверждаются в мире. Почему это происходит, какие религиозные корни имеет глобализация? На эти вопросы для наших читателей отвечает доктор философских наук, профессор В.Н.КАТАСОНОВ, занимающийся исследованием этой темы.

Новый миропорядок

– Владимир Николаевич, прошедший праздник День Победы имел несколько горьковатый привкус. Войной в Ираке окончательно уничтожены плоды Победы 58-летней давности. Теперь мы вернулись к положению, когда одна страна, один полюс мира пытается навязать всем остальным свои ценности и фактически претендует на мировое господство. Вы согласны с этим?

– Не совсем. Что касается «вкуса победы». Он каким был, таким и остался – это великий светлый праздник. Главный урок той Победы: каким бы могущественным зло ни было, оно рано или поздно терпит поражение. Еще никому никогда не удавалось подчинить своей воле весь мир.

Теперь о том, когда был разрушен послевоенный порядок, точнее, система международной безопасности. Я думаю, это произошло раньше, когда НАТО под надуманным предлогом напал на Югославию – суверенное государство, основателя ООН и участника Заключительного акта Хельсинки. Это был пробный шар. И сейчас, действительно, вторжением в Ирак заявлено о наступлении нового миропорядка. Это уже чтобы никто не сомневался.

– Свою агрессию американцы оправдывают тем, что Саддам Хусейн создавал оружие массового уничтожения, то есть они выступили защитниками мира во всем мире. Звучит довольно логично...

– А в концепции глобалистского переустройства мира все логично и внешне как бы естественно. Взять хотя бы вопросы планетарной экологии. Вы знаете про парниковый эффект: бурное развитие производства настолько изменило баланс в природе, что грядет глобальное потепление. Как с ним бороться? Опять же глобалистскими методами – наступив на политические суверенитеты государств. Скажем, Бразилия у себя в бассейне Амазонки решила построить новые заводы – и тут директива «сверху»: «Ни в коем случае! Вы нарушаете баланс...» Или мы строим в Сибири какие-нибудь перерабатывающие предприятия, и тот же окрик: «Не сметь, мы должны сохранить легкие планеты!» Логично? Вполне.

– Интересно, что львиная доля, кажется, 70 процентов, всех выбросов в атмосферу приходится на США. Почему они не ограничивают свое производство, а указывают другим? Существует Киотское соглашение, по которому странам даны квоты на выбросы, но Америка почему-то его до сих пор не подписала. Как-то не по-«глобалистски»...

– А тут вот что характерно. Идеология глобализации предполагает четкое разделение на «развитые» и «неразвитые» страны. То есть развитие технологий должно происходить в странах западной цивилизации, а страны третьего мира должны оставаться в том состоянии, в каком они были до XX века.

Отчасти глобализация, объединение в планетарном масштабе ресурсов материальных, интеллектуальных – это необходимо. Этому способствуют и современные технологии, ведь сегодня можно быстро перемещаться из одной точки планеты в другую, почти мгновенно обмениваться информацией. Но, как справедливо сказано в заключении богословской комиссии по ИНН, существуют агрессивные силы, которые пытаются использовать эти естественные процессы для усиления их собственного корыстного контроля над всем человечеством. И мы все это хорошо видим.

Три уровня

– Означает ли все сказанное, что России при новом мировом порядке уготовано быть в числе «неразвитых»? Или все же нам удастся попасть в «золотой миллиард»?

– По большому счету, это не столь принципиально. Ведь все равно глобализация не позволит нам быть хозяевами своей судьбы.


Инструмент и «кирпичик» нынешней глобализации - доллар США. На нем написано «WE TRUST IN GOD» - «МЫ ВЕРИМ В БОГА». Только в какого? На той же купюре изображен символ масонов-иллюминатов. Странно и то, что по стандартам высота купюры - ровно 666 мм. Ох, и любят же они в эти игры играть...

Давайте подробнее рассмотрим, что такое глобализация. Один из лучших наших политологов Александр Сергеевич Панарин, лауреат Солженицынской премии, определяет три ее уровня. Первый – это продвижение еще старых лозунгов эпохи Просвещения, которые утверждают примат демократии, науки, прав человека. Сразу отмечу, это весьма поверхностный уровень. На самом деле они, как красивая обертка, скрывают другую реальность – гораздо более неприглядную.

Второй уровень – это, как отмечает А.С.Панарин, то, что можно назвать заговором мировых политических элит против собственных народов. Оказывается, глобализуются и объединяются всего-навсего одни лишь политические элиты, а народы их при этом начинают деградировать. И не только в странах так называемого третьего мира и сегодня в России, но и в странах Запада – Германии, Франции, Соединенных Штатах и так далее.

А теперь перейдем к третьему уровню глобализации. Там скрывается следующая реальность. Сама по себе надежда этих предательских компрадорских режимов, вступающих в орбиту глобализации, ведь тоже тщетна. Пока что ими пользуются, а потом выбрасывают, когда они сделают свое дело. Потому что однополярный мир должен управляться из одного центра.

«Релятивная истина»

– Что значит глобализация для православия и православной культуры?

– Ну вот, начнем с первого уровня – с лозунгов эпохи Просвещения. Их идея в том, что мир на Земле должен устроиться силами одного только человеческого разума, то есть без Бога. Хотя у классиков Просвещения Бог еще как-то присутствовал в мировоззренческих системах, но Церкви уже однозначно было отказано в активной роли. Религию должна была заменить наука.

Но самое главное, что разделяет проект Просвещения с христианством, и в особенности с православием, – это отрицание тайны жизни.

– Что вы имеете в виду?

– Для православного человека жизнь как творение Божие сама по себе уже священна, имеет полноту. Я имею в виду не жизнь как вместилище житейского опыта, а просто жизнь.

– Физиологи до сих пор спорят, на каком месяце младенец в утробе матери становится человеком. Некоторые считают, что, даже появившись на свет, он на первых порах не имеет человеческой сущности – поскольку еще не впитал окружающую информацию, не получил житейского опыта...

– Это как раз то, что изучали в советских школах: физическое бытие определяет сознание. Христианство же учит иначе: жизнь духа, связь с Богом делает человека человеком. Вот хотя бы такой пример. Почему наши предки, чтобы разрешить свои житейские вопросы, шли советоваться не к мудрецам, а к монахам-молитвенникам, которые отгорожены от жизни крепкой монастырской стеной?

Одна моя знакомая неверующая женщина рассказывала, что у нее брат, так скажем, пережил жизненное крушение, страдал алкоголизмом, через психиатрическую клинику прошел. И вот она мне жаловалась: «Как он может ходить к ним, к монахам? Что они, эти люди, отделенные от жизни, чему они могут его научить?! Разве могут научить, как жить? Парадокс...» Да, парадокс. А точнее – это непонимание библейских откровений, что дух дышит, где хочет, а не там, где преподают, скажем, психологию. Сказано: Бог может из камней сих воздвигнуть себе детей авраамовых. Непонимание вот этой тайны жизни принципиально разделяет православие и рационализм Просвещения.

Глобализация – плод не только Просвещения, но и пост-модернизма, некоей реакции на проект Просвещения. Пост-модернизм предлагает нам процедуру деконструкции, вскрывания в каждой мировоззренческой системе, в каждой культуре «репрессивного аппарата». То есть для пост-модернистов какие-то четкие установления, деление на черное и белое, на зло и добро явлются факторами насилия. Они и религию ревизируют таким же образом, убирая из нее «фундаментализм», делают ее политкорректной.

– Получается, что в «мировой религии», которую предложит людям мировое правительство, не будет понятий о добре и зле?

– Нет, они останутся, но суть их может существенно измениться. Например, «добрый человек» тот, кто ко всему относится корректно, в том числе и ко греху и даже к дьявольским проявлениям, и верит, что не существует плохих духов. А «злой» тот, кто категорически отвергает и грех, и дьявола, и вообще понятие «релятивной истины».

Метастазы

– Корни глобализации – в пост-модернизме, выросшем из рационализма. Но рационализм тоже возник не на пустом месте?

– Как и большинство европейских мировоззренческих систем, он возник из христианства, точнее, из уклонений от правильного исповедания христианства. Вы знаете, что были две основные ереси – несторианская и монофизитская, которые по сути противоположные.

Несторианство подчеркивало человеческую сторону в Богочеловеке Христе и во всем развитии культуры, и в этом смысле оно тесно связано с рационализмом. А монофизитство суть отрицание человеческих моментов, подчеркивание только того, что все делается Богом. И в сегодняшнем глобализации это уклонение соответствует идеологии психологизма. Оба этих метастаза, как оказалось, прекрасно уживаются.

– Вы сказали, что обе ереси противоположны. Как же они могут соединиться в одном мировоззрении?

– Крайности сходятся. Вы знаете, западное общество прагматично, в отношениях между людьми довлеет рацио. Но в то же время там есть место и крайнему иррационализму, который отдан на откуп психоаналитикам. Посмотрите американские фильмы. На протяжении сюжета герой действует, полагаясь исключительно на свое сугубо человеческое, приземленное «я». Но вот он сталкивается с проблемой, которая может решить только «я» духовное, обращенное к Богу. Что делает герой? Идет к психоаналитику, безоговорочно, целиком и полностью вверяя ему свое драгоценное «я».

То есть культ человеческого разума, полагание на самого себя естественным образом обращается в противоположное – в отказ от разума, в бегство от себя. Отсюда такая популярность фильмов в стиле «нью эйдж», в которых действуют неведомые, не постижимые человеческим умом силы, и человек совершенно бессилен перед ними, он сдается и плывет по течению событий.

Вот этот сплав рационализма и иррационализма, не оставляющий места духовности, очень отвечает глобализации. Люди с таким мировоззрением легко управляемы и могут быть безотказными винтиками всемирного государства.

«Остановка духа»

– На Западе давно в ходу анекдоты, которые начинаются так: «Приходит джентльмен к своему психоаналитику и говорит...» Такое впечатление, что там у каждого есть свой домашний психолог. Наверное, это связано не только с верой в психологию, но и с эпидемией неврозов? Не получится ли так, что это общество, построенное на принципах глобализации, разрушит себя изнутри?

– Разумеется, в модели построения глобального общества есть свои слабые места. И не только психического порядка.

Первое, что бросается в глаза, – техногенность всех этих построений, упование на информационные и другие технологии. А техника, и это все знают, имеет свойство оборачиваться против своих хозяев. Классический пример – компьютерный вирус, уничтоживший в электронной сети целую библиотеку.

Ставка на технологичность предполагает постоянное поступательное развитие этих самых технологий. А кто будет этим заниматься? Многие историки науки отмечали, что все фундаментальные научные открытия были сделаны людьми или религиозными, или воспитанными на религиозных, духовных ценностях. Сама природа научного открытия схожа с откровением свыше. Где-то до середины XX века наука жила инерцией прошлых веков. А ныне она превратилась в одну большую лабораторию по обработке данных. Тысячи ученых перелопачивают миллионы гекабайтов информации, полученных в результате наблюдений, и КПД их весьма невелик. Улучшится ли ситуация с наступлением глобализации? Думаю, нет. Напротив, она заведет науку в тупик.

В частности, я говорю о качестве подготовки научной интеллигенции. Мне хорошо известно, как настойчиво у нас продавливали западные образовательные схемы, по которым в школах должны преподавать не физику, математику, биологию, а некую единую дисциплину, которая по-английски называется sience – просто наука. В некоторых восточно-европейских странах это, кстати, было внедрено. Точно так же снижается уровень высшего образования, оно сводится к узкой специализации.

– Это снижение неизбежно при глобализации?

– Да, в силу того, что глобализация нивелирует человека, механизирует его. И этому вполне отвечают новейшие методики, которые навязываются нашим школам. Взять хотя бы тестовую систему. Ученику предлагают вопрос и несколько ответов на выбор. И ученик выдает результат «да – нет» – действует, как компьютер.

Само научение есть таинственный процесс, это вечная загадка для педагогики. А тут – все просто: «да – нет». Конечно, такая рационализация обучения может ускорить усвоение материала учеником. Но какой ученый из него вырастет? Еще протоиерей Василий Зеньковский писал: «Рационализм, несущий с собой известные выгоды в смысле стройности в познании, в то же время является ограничением силы постижения». Еще он называл это «остановкой духа на упрощенных формулах мышления».

– Получается, что глобализация недееспособна. Она ничего не дает в сфере духа, ничего не дает и для научно-технического прогресса. Но почему наступление ее кажется таким неизбежным?

Едва закончилась война в Ираке, приблизившая создание мирового правительства, как еще один вызов – ужаснувшая всех эпидемия атипичной пневмонии. Все больше говорят о необходимости тотального контроля за людьми. А если выяснится, что этот вирус искусственного происхождения – то заговорят и о тотальном контроле за лабораториями, а потом и за правительствами, государствами. Как-то все накладывается одно на другое. У вас нет этого чувства – бессилия перед происходящим?

– Я еще раз повторю, с чего начал. Глобализация как объединение научных, экономических ресурсов – естественна и, наверное, неизбежна. Другое дело, что кто-то хочет использовать ее в своих интересах. У них ничего не получится, если мы сами не склоним перед ними головы, если в нас не произойдет «остановка духа». Сейчас идет война не только информационная, психологическая, но и духовная. Кто победит – зависит от всех нас.

Беседовал М.СИЗОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга