ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА


ТРИ ЧУДЕСНЫХ ГОДА

О петербургской учительнице Валентине Александровне Никитиной

Заканчивается учебный год, и православные, чьи дети идут сегодня в первый класс, – в растерянности: куда, а точнее, кому отдать дитя на обучение. Их можно понять. Мы живем во времена бездуховного образования. И не случайно именно к православным педагогам тянутся в школах те, кто еще не пришел к вере.

* * *

Поколение за поколением проводят три чудесных года со своей первой учительницей Валентиной Александровной Никитиной дети в 397-й («английской») школе Петербурга.

О том, что ее ученики чаще других ездят на экскурсии, прогулки, что у них больше, чем у других, праздников – молва расходится десятилетиями. Вот минувшей осенью ездили в березовую рощу учиться разговаривать с природой, подходили к дереву и прислушивались – что оно говорит, а в Павловске побывали, чтобы посмотреть на белочку.

Одежду для своих маленьких путешественников Валентина Александровна любит выбирать сама и в праздники советует, например, иной маленькой девочке: «Ты надень завтра свое красненькое платьице, оно тебе так идет». Все предусмотрит эта вторая мама своих ребятишек. Родители узнают о ней – преподавательнице с 48-летним стажем – друг от друга и начинают записывать своих деток к Валентине Александровне задолго, когда те еще ходят в детсад.

С учениками у нее особый язык. Откроет ребенок дома рабочую тетрадь, а там ему послание, этакое письмецо. Здесь – запись-благодарность, а эта написана с огорчением, здесь – чтобы поддержать, а там – просто мудрая подсказка. А родителям непонятную тему объяснит на доске и с любовью расскажет о каждом в классе.

– У меня ведь, кроме моих учеников, другой жизни и нет, – говорит Валентина Александровна.

Прошу ее рассказать о себе. Замуж вышла поздно, муж все время болел, и она была ему верной женой до конца его дней. Большую часть жизни Валентина Александровна провела с мамой. С детства об этом мечтала, так и вышло. В семье их было четверо детей. Валентина – старшая. Папа был инженером, мама не работала. Рассказывала, что, когда она хотела маленькую Валю окрестить, папа, партийный работник, высказался против. Тогда мама предупредила, что разведется с ним, невером, если он будет в этом главном для нее вопросе упорствовать. И тогда отец сдался.

– В церковь мы ходили с бабушкой (папиной мамой), причащались, – вспоминает Валентина Александровна. – Иконка в доме у нас была. Потом она у сестры, когда горел дом, чудом осталась невредимой. 21 июня 1941 года мне исполнилось 5 лет. Папа поехал в город – торт купить, гостей привезти. Вернулся без торта и гостей, сообщил: «Война».

Недавно она задала детям выучить из учебника любое стихотворение. Одна ученица выбрала «Стихи о дочери» В.Тушновой – про девочку, которая слишком рано узнала печаль житейских тягот, войну. Когда чтение закончилось, на глазах у Валентины Александровны почему-то появились слезы...

– Как вы стали учителем?

– Пошла в педагогическое училище, окончив только 7 классов школы, так хотелось скорее принести какую-то пользу, заработок семье. Мне всегда хотелось, чтобы мама меня похвалила. Но она говорила: пусть другие похвалят.

* * *

В 1968 году ее как лучшего учителя посылают на три года в Тегеран работать в школе при посольстве. Все остальное время трудилась в Ленинграде-Петербурге. По особо торжественным случаям показывает деткам свои фотографии, награды: орден Трудового Красного Знамени, значок «Учитель-методист», медаль «50 лет Победы».

– Вам никогда не хотелось написать книгу? – спрашиваю я ее.

– Книгу? Нет, не хотела, – отвечает она. – А вот как лучше проводить уроки, устраивать праздники, об этом хотела бы людям рассказать. В жизни у детей должно быть много праздников.

На одном из них она предложила детям разрисовать красками... большую старую белую скатерть. Эта скатерть стала потом ширмой для их самодеятельного кукольного спектакля. На такие приятные сюрпризы она всегда была щедра. И только в одном строга. Как-то попросили ее устроить праздник именинника в апреле, а в ответ Валентина Александровна лишь одно сказала: «После Пасхи». Есть время для праздников и время для скорби, поста.

Но вот дети взрослеют и покидают ее. Что самое грустное в труде учительницы начальных классов – она расстается с детками в тот момент, когда неведомо, как сложатся окончательно их характеры. И кажется – ах, если бы еще год-два... Валентина Александровна никогда своих учеников не забывает, зовет на праздники – свои знаменитые праздники, в каком бы классе они ни учились. А потом... сколько молодых мам и пап приходят к ней за советом! Все они для нее – дети, многих зовет по именам.

* * *

Когда я первый раз побывала у Валентины Александровны дома, она извинилась за обстановку: «Все мечтала приобрести хорошую мебель. Но как-то муж сказал: «Тебе это нужно?» И я задумалась. Действительно, зачем? Все, что нужно, у меня есть».

Устает ли от школы? По выходным созваниваются они с внучатой племянницей – шестилетней Сонечкой, читает ей по телефону изложения своих ребят.

А они растут, и вот приближается день, когда еще один класс, со слезами на глазах, скажет ей: «Спасибо вам, Валентина Александровна, за эти чудесные годы!»

А.Измайлова

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга