СТЕЗЯ


ЛИВЕНЬ ПОСЛЕ ЗАСУХИ

Неизвестные штрихи к портрету вятского губернатора

Сразу скажу, что этот материал не является, что называется, заказным. Факты для него я собирал и осмысливал несколько лет. Как журналисту, мне доводилось наблюдать губернатора Кировской области Владимира Ниловича Сергеенкова в разных ситуациях, разговаривать со многими людьми, которые его хорошо знают. Записывал в блокноте их рассказы, делал выписки из газет. И все больше убеждался: эта тема находится на периферии внимания пишущей и снимающей братии. Региональный руководитель и вера – вот о чем эти заметки.

Неожиданное превращение?

Сергеенков был избран на пост губернатора в конце 1996 года. Тогда Владимиру Ниловичу было 58 лет. За плечами партийная работа, кандидатская диссертация, депутатство в Совете Федерации и Госдуме, довольно явные симпатии к НПСР. Одним словом, к губернаторским выборам о Сергеенкове сложился определенный образ – если честно, человека, с православием трудно соотносимого.

Буквально через три-четыре месяца после вступления Сергеенкова в должность губернатора прошло подписание соглашения о сотрудничестве с Вятской епархией. И на тогдашней пресс-конференции Владимир Нилович неожиданно произнес пламенную речь: «Мы люди – русские, православные. И моя заветная мечта – пройти Великорецкий крестный ход». Тогда эти слова попали в газетные отчеты. Кто-то из читателей воспринял их с удивлением, кто-то с досадой, а иные со смехом.

Но вот уже в 2003 году на подписании очередного соглашения архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф перед теле- и фотокамерами в присутствии священства и областных чиновников сказал: «За прошедшие годы Владимир Нилович менялся в отношении Церкви, и в лучшую сторону». Те, кто внимательно наблюдал в эту минуту за губернатором, признавался, что у Сергеенкова навернулись слезы.

Что же за неожиданное превращение произошло с Владимиром Ниловичем? Ведь многие слышали его легендарную фразу первых лет губернаторства: «Я – атеист, но в Бога верую». А в последнее время он говорит: «Я – человек, приближающийся к христианству».

Думаю, никакого неожиданного превращения не было, а ответы на многие вопросы нужно искать в детстве. Все мы родом оттуда, и губернаторы тоже.

Материнское благословение

Если еще точнее, Владимир Нилович принадлежит к предвоенному поколению. Возможно, он не помнит четко, как ушел на фронт отец, но помнит, как вернулся. Помнит военную нужду. Однажды Сергеенков обмолвился, что Нил Емельянович под страшным немецким артобстрелом дал обет не идти против Бога. Поэтому не противоречил, когда жена, Анна Федоровна, покрестила маленького Володю.

Про Анну Федоровну Сергеенков вспоминал, как она его всегда благословляла в дорогу: «Храни тебя Господь». Это материнское крестное знамение, возможно, настолько врезалось в память, что во время поездки по области губернатор однажды искренне сказал в сельском храме простенькой бабушке: «Вы очень похожи на мою маму».

Эти отдельные эпизодики сложились в цельную картину в конце 2002 года, когда в г.Кирово-Чепецке на колокольню Всесвятской церкви поднимали колокол, отлитый при поддержке Сергеенкова. В своем слове настоятель храма о.Николай Федько снова коснулся важной темы: «Молитвы родителей утверждают основания домов. Верю, что материнские молитвы наставляют вас на путь истинный».

Любовь к матери, любовь к отцу неразделима и с любовью к Отечеству. Для Сергеенкова Россия всегда была «нашей», а не «этой страной» (как презрительно цедили сквозь зубы многие демократы). Он близко к сердцу принимал начало-середину 1990-х годов, когда слово «патриотизм» считалось ругательным.

Свое ощущение России и ее духовной сути Владимир Нилович четко высказал после крестного хода в Кикнурском районе, на месте упокоения преподобного Матфея Яранского. Глава района не раз звал губернатора на место паломничества. И вот 29 мая 2002 года Владимир Нилович приехал на крестный ход на самый юг области. Стоял теплый солнечный день, цвели яблоки (и это притом, что другие районы были завалены неожиданным снегом). Во второй половине дня на совещании в местной администрации Сергеенков сказал районным руководителям просто и ясно: «Я сегодня был на крестном ходе. Почему? Потому что сегодня у нашей страны нет идеологии. И православие остается единственным стержнем, который духовно скрепляет наш народ. Поэтому как политик-государственник я должен поддерживать православие».

Русский интеллигент

Сергеенков – человек осознанно русский. Я бы даже сказал: он – русский интеллигент. Со своими плюсами и минусами. Очень любит книги про российскую историю (особенно про династию Рюриковичей), наизусть цитирует Заболоцкого, Есенина и одновременно далек от самых простых обычаев и установлений православной жизни, ему трудно в храме наложить на себя крестное знамение.

Сделать шаг в сторону Церкви Владимиру Ниловичу помогли село Великорецкое и знаменитый на всю Россию крестный ход. За годы его губернаторства в Великорецком построены деревянная церковь на берегу Великой, часовня над источником, новая дорога, отлит колокол (на его водружение губернатор приезжал лично).

Всех именитых гостей вплоть до премьера и Президента Владимир Нилович упорно зазывает в Великорецкое – и здесь его бесхитростное миссионерство приносило плоды. Президента и премьера, правда, пока не было, но другие высокие гости на Великую приезжали, и кое-кто даже погружался в купальню святого источника.

Более того, оказывается, что вятский губернатор не раз приезжал в Великорецкое безо всякого официоза, как частное лицо. И обязательно троекратно окунался в святой источник...

С Великорецким связан еще один эпизод, который Сергеенков рассказал летом 2002 года на пресс-конференции. Губернатор ехал на совещание в Саранск, где Президент Путин собрал региональных лидеров. По дороге Владимир Нилович завернул в г.Ардатов, где в молодости проработал не один год, и подарил в местный храм икону Николая Великорецкого. Во время беседы с прихожанами поделился: вот, мол, еду на президентское совещание. И тогда вышла интеллигентная женщина и сказала: «Пожалуйста, передайте Владимиру Владимировичу Путину, что мы за него молимся». Сергеенков рассказывал, как он после совещания поведал Путину об ардатовской встрече. Тот улыбнулся и произнес: «Если увидите этих людей, передайте большое спасибо...»

Возможно, для кого-то это – всего лишь лубочная картинка. Но хочется напомнить, что за каждой православной службой возносятся молитвы «о богохранимом Отечестве нашем, о властях и воинстве».

Мудро говорил об этом старец Паисий Святогорец: «Давайте просить Бога, чтобы Он просвещал не только тех, кто принадлежит к Церкви, но и тех, кто находится у власти, чтобы они имели страх Божий и были способны сказать какое-нибудь просвещенное слово. Власти предержащие одним лишь просвещенным словом могут в два счета изменить положение дел в мире».

Поэтому важно, чтобы молились за раба Божия Владимира священники и паства десятков вятских храмов, которым губернатор чем-то помог. Важно, если за здравие губернатора поставили свечку бабушки, которым он выделял деньги на поездку в Великорецкое из дальних районов. А на звонницах (в том числе Успенского Трифонова монастыря) верующих созывают на службу колокола, отлитые при содействии Сергеенкова.

Все это сила, которая, я уверен, невидимо направляет и укрепляет Владимира Ниловича. Сила, не подвластная скудному человеческому разуму.

Свечи у святынь

Вообще в Сергеенкове есть какая-то детская тяга к духовному. Однажды он рассказал, как во время комсомольской молодости журналистка одной из центральных газет предложила ему заехать в церковь: «А она действующая была. Стояла на пригорке. Во время поездок по району я всегда любовался ею». Поехали. И вдруг журналистка говорит: «А давайте к священнику зайдем». Зашли. «Тот оказался философом, – вспоминал Владимир Нилович, – мы потом с ним не раз беседовали» (а беседы за чашкой чая для русского интеллигента ох как важны; не случайно ведь вятского губернатора покорил своей эрудицией и талантом собеседника во время приезда в Вятку Смоленский митрополит Кирилл).

А вот другой случай. Приехал Сергеенков в Лузский район «случайно» в день памяти преподобного Леонида Устьнедумского. И когда узнал об этом уже в самой Лузе, все-таки изменил жесткий график поездки и побывал на месте подвигов преподобного. А возвращаясь из другой поездки – с крестного хода из Кикнурского района через Яранск, – несмотря на позднее время, остановил машину, зашел в часовню преп.Матфея и поставил свечу.

Случайно или нет, но именно в годы губернаторства В.Н.Сергеенкова свершилась канонизация и преп.Матфея, и священноисповедника Виктора (Островидова), и преп.Стефана (Куртеева). Конечно, можно сказать, что так совпали события местной духовной и светской истории. Но, быть может, есть в этом и Божий промысл.

Мне часто вспоминается такой эпизод. Как-то во время долгой изматывающей засухи Владимир Нилович поставил свечу в одном из северных вятских храмов, чтобы пошел дождь. И когда через полчаса хлынул долгожданный ливень, радовался, как ребенок... Возможно, для него этот ливень стал еще одним шажком к постижению духовной стороны жизни, своеобразной безмолвной молитвой: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Неисповедимы пути...

Благое влияние на Сергеенкова оказали Свято-Трифоновские образовательные чтения. Кстати, по личному распоряжению губернатора для чтений был выделен главный зал областной администрации, что моментально повысило статус мероприятия. Тогда произошел интересный эпизод: когда первый раз участники чтений пели «Царю небесный», некоторые говорили: «Освящается место сие – это же бывший зал обкома партии». Но освящаются сейчас не только здания.

Большое впечатление на Сергеенкова произвел президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров, человек верующий. Особенно губернатора вдохновила формула современной национальной идеи, предложенная Никандровым: «Православие, государственность, народность». Эту идею Владимир Нилович потом не раз озвучивал на разных встречах.

И, конечно, неожиданный эффект имела в 2001 году встреча Сергеенкова с иеромонахом Анатолием (Берестовым). Во время выступления на пленарном заседании Св.-Трифоновских чтений о.Анатолий рассказал о центрах реабилитации наркоманов. Вот как описывал корреспондент «Веры» (№398 за 2001 год) диалог вятского губернатора и батюшки: «Отец Анатолий, низкий поклон вам за работу вашего реабилитационного центра, излечившего сотни молодых людей от алкоголизма и наркомании. Мы знаем, что на базе ваших методик в ряде областей созданы такие же реабилитационные центры, и они также эффективно работают. Все мы уже убедились: без помощи Церкви с этим злом не справиться. И на областном совещании у нас прозвучала мысль обратиться к вам с просьбой открыть филиалы вашего центра в Кирове и других больших городах нашего края».

Отец Анатолий: «Хорошо, этот вопрос надо обдумать».

Сергеенков тогда буквально вдохновился этой идеей. Люди из окружения Владимира Ниловича рассказывали, что, придя с чтений, он попросил срочно его соединить с Патриархом: «Мы начинаем великое дело!» До Патриарха дозвониться не удалось – потом выяснилось, что епархия не совсем готова к такому проекту, и о нем потихоньку забыли. Но Сергеенков не раз вспоминал о.Анатолия добрым словом: «Доктор медицинских наук – и пошел в священники! Молодых спасать!»

Неисповедимы пути Божии – быть может, эта малоизвестная сторона его жизни окажется куда более важной, чем политика и экономика, – и для него самого, и для тех, кто спустя годы будет пристально вглядываться в наше время.

...Во время ремонта дороги в Великорецком Сергеенков лично приехал проверить ее готовность. И, идя с берега к колокольне, вдруг воскликнул: «Вот подлинная дорога к храму!» Господь видит: это было! На святой Вятской земле, в лето 2000-е от Рождества Христова.

Н.БУТОРИН

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга