ХРОНОГРАФ


ВОПРОС ЖИЗНИ

В нашу редакцию пришло очередное послание от жителя деревни Подгорная Архангельской области Николая Чистикова. Его обширное письмо с критикой почитания св. Царя Николая мы публиковали совсем недавно – с комментарием редакции («вера», № 440).

На сей раз автор выражает недовольство тем, что при подготовке к печати его письмо было сокращено и выражает надежду, что «Священный Синод отменит незаконное почитание Николая II и членов его семьи царственными страстотерпцами и жертвой за грехи русского народа». При этом «недостойный раб Божий Николай» шлет в письме новую порцию размышлений о разных богословских аспектах канонизации Царя Николая – еще так примерно на полторы газетные полосы.

В письме – сама жизнь: с одной стороны, автор обещает, что принесет «сугубое и публичное покаяние через нашу газету «Вера» в своем заблуждении», если его разубедят на основании богословских аргументов; в то же время читаю такую дорогую и знакомую моему сердцу как газетчика со стажем угрозу «жаловаться на вас вашему епископу и соучредителю газеты – Комитету РК по СМИ».

Несмотря на различие наших позиций, все-таки наличие таких писем в нашей редакционной почте – отрадный факт. Дело в том, что они – подлинные свидетельства стремления к духовной жизни, к поиску правды из русской глубинки. Такие письма – не редкость в нашей почте. Пишут не именно о почитании Царя, а затрагивают самые разные проблемы. Вопросы вероучения, так сказать «прикладного» христианства, как и встарь, во времена Лескова, оказывается, остаются вопросами жизни и в русской глубинке, а не только среди части городской интеллигенции.

Признаться, у нас были опасения, что после канонизации Царской Семьи на Соборе факт этот перейдет в разряд архивных, не сможет всколыхнуть православную общественность России. Но этого, к счастью, не случилось. То, что можно назвать покаянием, – долгий процесс возвращения утраченного благоговения к святыням, переосмысления своих путей и судеб Отечества – он, хотя и медленно, разворачивается на наших глазах.

Вот некоторые, последние, факты.

18 июня в Сочи с мироточивой иконой Государя Николая II, привезенной из московского храма св. Николая в Пыжах, верующие прошли крестным ходом к Михаило-Архангельскому собору. На следующий день крестный ход с чудотворной иконой отправился к церкви Святой Троицы в Адлере. А казалось бы, что благополучному Черноморскому побережью до Царственных мучеников?..

Сообщается, что духовенство и православная общественность Урала сочли крайне неудачным памятник Царской Семье – особенно то, что фигура Царя оказалась повернута спиной к храму. Но и этот конфликт – из числа тех, что возникают в связи с почитанием Царя – он тоже свидетельствует, что для людей это – вопрос жизни, а не формального «отдания дани памяти».

После прочтения этого сообщения вспомнилась старинная история о двух монахах, подравшихся возле Гроба Господня. Когда, сетуя на упадок нравов, пришли жаловаться на них к архиерею, тот воскликнул: слава Богу, значит, еще есть люди, за истину Христову готовые драть друг другу бороды!

Трудно представить, чтобы подобное явление могло иметь место где-нибудь в западноевропейской стране. Еще в восточноевропейской Польше – можно представить. Хотя бы по тому, с какой любовью сделаны и украшены скульптуры и часовенки Божией Матери вдоль дорог – в палисадниках домов католиков-поляков. Но уже в Германии это совершенно невозможно.

Дело в том, что если у нас, в России, религия все еще является вопросом жизни, то на Западе она уже сравнительно давно – не более чем вопрос культуры.

И отношение соответствующее: сфера эстетики – это область свободного творчества, она не должна ограничиваться ни вмешательством государства, ни моральными нормами; пусть сосуществует все – и традиционализм, и постмодернизм, и бурлеск – от этого ковер искусств будет только богаче.

Для наглядности попробуем перевести подобные рассуждения в разрез жизни. Ситуация радикально переменится: никто в здравом уме не будет требовать, чтобы рядом с обычными гражданами сосуществовали вольно торговцы наркотиками и насильники.

* * *

...В день рождения последнего российского Государя 19 мая из Екатеринбурга в Дивеево отправился крестный ход, и в начале июля он уже проследовал по Вятской земле. Завершится же ход в Серафимо-Дивеевской обители в конце июля, в дни празднования 100-летия прославления прп. Серафима Саровского. Мероприятие это уже сегодня, на подготовительном этапе, носит государственно-церковный характер. В торжествах же, кроме Святейшего Патриарха, ожидается участие Президента В.Путина, многих официальных лиц, в том числе из-за рубежа.

Ясно, что СМИ опять назовут это «пиаром», привычно будет услышать рассуждения об «идеологической опеке» российского государства над гражданами, обвинят и Церковь в попытках использовать государственные финансы... Скорбное бесчувствие!

Ведь если действительно православие у нас – реальный вопрос жизни общества, то именно поэтому участие в нем государства неизбежно. Здесь оно решает одну из первичных своих задач – проблему национальной безопасности. Ведь гарантировать ее возможно только когда обозначен общий вектор развития страны, когда сохраняется единство нации, «единомыслие» в православном смысле этого слова. Государствообразующая роль Православной Церкви вовсе не миф в условиях, в которых сегодня оказалась Россия.

Впрочем, не только Россия, но вся Европа из сравнительно спокойных десятилетий развития вступила в переходную эпоху. Вот только мы это раньше – не то, чтобы поняли – почувствовали на своей шкуре.

...Как раз перед состоявшимся в Салониках евросаммитом, на котором были приняты основы будущей конституции Европы без упоминания христианства, по сообщению газеты «Панорама», произошло знаковое событие. В деревне Травник в Боснии собрались 150 руководителей международного терроризма, приехавших из 50 исламских стран. Они представляли такие организации, как «Аль-Каида», палестинский «Исламский джихад», «Хезболлах», «Братья мусульмане», «Активная исламская молодежь». Конференция завершилась объявлением «священной войны против европейской расы».

Ну вот, карты раскрыты, исламский национал-социализм провозглашен. Это очень напоминает финал гоголевского «Ревизора».

И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга