РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ О ТЕСНЫХ ВРАТАХ Евангелие от Матфея, глава 7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (строфа 7-8). Здесь мы видим восхождение от малых усилий к большим: сначала «просите», потом «ищите» и, наконец, «стучите». Это путь нашего возрастания ко Христу. Если в начале пути мы можем лишь просить, то, умудряясь, способны уже и искать, и, наконец, умолять, чтобы перед нами отверзлись двери Царствия Небесного. Отметим также слова «всякий молящий». Не христианин, не эллин, не иудей, а всякий. В связи с этим вспомним, что к святым праведным Иоанну Кронштадтскому и Иоанну, архиепископу Шанхайскому, преуспевшим в искании, обращались за молитвами иудеи, язычники и получали от Бога исцеление. Это была их первая ступенька к Нему. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (строфа 9-11). Так нам поясняется, что если даже злой человек дает блага своим детям, то тем более их подаст Господь. Если говорить о хлебе и рыбе, то в переводе на русский язык (так же, как и на латынь) теряется тот оттенок смысла, который присутствует в греческом. А именно – поступательное движение от хлеба к рыбе: «если и рыбы попросит». Здесь хлеб и рыбу можно понимать буквально, а можно – иносказательно. Хлеб – это вера, которая была и у иудеев, а рыба – это Христос. Вспомним, что именно в виде рыбы изображали Господа первохристиане. Отметим также сходство хлеба с камнем, а рыбы (особенно некоторых ее видов) со змеями. Обратим внимание на то, что сын у отца просит только самое необходимое. Итак, о чем просить? Св.Иоанн Златоуст считал, что просить нужно только духовные блага, но Церковь этого мнения не приняла. Что, однако, не означает, что просить можно все что угодно. Блаженный Феофилакт свидетельствует: «Если кто просит бесполезного, тот творит прошение не к Богу, ибо Он не дает неполезного». На это можно возразить: не все, что мы просим от чистого сердца, бывает исполнено. Ответ на подобные сомнения находим у святого Августина: «Если Бог часто не дает того, чего мы хотим, то дает то, чего мы хотим еще больше». Эту мысль блаженный вынес из собственного опыта. Его мать, святая Моника, горячо умоляла Господа не пускать сына в развратный Рим. И что же? Именно в Риме св.Августин нашел Христа. Но ведь в этом и был главный предмет молитвы матери, на который и откликнулся Отец наш Небесный. Сравним это с тем, как исполняются желания в сказках о сделках с дьяволом. Там человек получает все, что попросит, но после обнаруживает ужасную вещь: дьявол, соблюдая форму договора, небрежет о его сути. И герою, в лучшем случае, удается избавиться от опасных даров и остаться ни с чем. Подобное нередко случается и в реальной жизни. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (строфа 12). Очень близок к словам Христа ответ Аристотеля о том, как должно вести себя в отношении друзей: «Так, как нам желательно, чтобы они вели себя по отношению к нам». Но речь идет лишь о друзьях, тех, кого любишь. Спаситель же распространяет это правило на всех людей. Будде, Конфуцию и многим другим мудрецам, жившим до Рождества Христова, приписывается также мысль: «Не делай другому, чего сам себе не желаешь». Ее отличие от слов Господа, на первый взгяд, незаметно, но на самом деле огромно, так как взывает прежде всего к инстинкту самосохранения, эгоизму. Нам предлагается не совершать зла (целее будешь), и только. Христос же призывает к иному – к действию, наставляя творить добро, любовь. Он вручает один из дивных ключей Евангельских к пониманию людей. Представьте, как самим нам важно ласковое слово или прощение за ошибку, и вы поймете, как в этом нуждается ближний. Представьте свою радость, когда незнакомый человек в трудную минуту вдруг подставит вам плечо, и сами благотворите всем встречным. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (строфа 13-14). Вот как писал на этот стих греческий святитель Минятий: «Кто не хочет в рай войти? Конечно, все хотят. Так пусть же знают, что путь туда тесный и прискорбный. Пророк Илия, восходя на небо, сбросил с себя верхнюю одежду свою. Что же это была за одежда? Да простая кожа овчая». Здесь можно также вспомнить рассказ Чехова «Архиерей» о владыке, который расстается с одеяниями своими, наградами, властью. И когда вспоминает себя ребенком, то восходит к Богу. У тесных врат ни одна из заслуг не сможет заменить нам самоотречения, сознания, что нагими мы пришли в этот мир, нагими же его и оставим. Этому ли учит нас «жизненный опыт»? Нет. Во время Второй мировой войны один писатель задался примерно таким вопросом: «Спроси у нашей армии, кто готов погибнуть во имя Родины? И все как один шагнут вперед. Но когда подвиг нужно совершить втайне от всех, а то и заслужив проклятия, – то на всю армию найдутся едва ли двое-трое истинных героев». Вот разница между теми, кто ходит широкими путями, всё делают «как люди», и теми, кто поступает как Богу угодно. Иов был осмеян друзьями, Спаситель – любимым народом. Самым страшным в гонениях на христиан был не страх смерти, не телесные страдания, а отверженность. Но в мирное время эти гонения лишь видимо утихают. «Узкими вратами, – учит блаженный Феофилакт, – называет искушения как произвольные, например, пост, бдение, вольную нищету, странничество и другие, так и непроизвольные, каковы узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и прочее... выбирай...» На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |