17 ИЮЛЯ – ПАМЯТЬ ЦАРЯ-СТРАСТОТЕРПЦА

 


НАЧАЛО ВЕКА

Беседа с о.Константином Кобелевым о месте Царя-мученика
в истории Русской Церкви?

– Отец Константин, с чего для вас лично начиналось почитание Царственных мучеников?

– Чувство любви к ним привил мне мой духовный отец протоиерей Александр Егоров, служивший в храме Ильи Пророка Обыденного. Эту церковь называли московским Дивеевым, потому что здесь был центр почитания преподобного Серафима, вот уже 70 лет там постоянно возносится акафист св.Серафиму.

И на каждой литургии батюшка, читая заупокойные записки, незаметно перечислял среди других имена Царственных мучеников. Кто хотел догадаться, что означает это чередование имен – Николай, Александра, Алексий, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, – тот понимал, за кого он молится.

Отец Александр умер 3 марта 2000 года, накануне столь долгожданного для него него события – прославления Царской Семьи. В тот момент решение о канонизации уже было принято, и батюшка исполнил, что должен был исполнить.

– Кто вы по образованию?

– Я закончил биологический факультет МГУ. Потом был аспирантом и одновременно прислуживал в храме. В какой-то момент Господь призвал – и я принял сан. Сейчас служу в храме Николая Чудотворца в Бирюлеве (Москва). Он строился некогда как церковь во имя Александра Невского. Когда приход не смог оплатить стоимость всех работ, то храм оказался в долгах как в шелках. И неизвестно, что было бы дальше, если бы Царь-мученик из своих личных средств не рассчитался с нашими заимодавцами.

– Отец Константин, в Церкви нашей по сей день не утихли споры, была ли мученическая кончина Царя Николая Второго единственным основанием для его прославления. В «Красном колесе» Александра Солженицына красной нитью проходит мысль: Царь был слаб, ничего не сделал, чтобы предотвратить революцию. Но что удивительно: с каждым последующим томом своей книги писатель все больше подпадает под обаяние личности последнего нашего Государя. И отношение к нему как к святому пробивается у его героев уже в момент отречения св.Николая, когда люди вдруг начали осознавать, кого они теряют.

– Так же и к нашему обществу теперь постепенно приходит понимание, каких великих молитвенников мы обрели в лице Царственных мучеников.

На рубеже XIX-XX веков наша Церковь переживала глубочайший кризис, нам почти нечего было ответить на рост революционных настроений в обществе, угасала вера. Но прошло всего два десятилетия, и в России вызрело поколение будущих мучеников.

Сейчас нам открывается, как происходило возрождение. Например, ученик С.-Петербургской семинарии будущий архимандрит Досифей был по жребию выбран ехать на празднование обретения мощей святителя Иоасафа. Ехал нехотя, но стал свидетелем того, какое народное море привлекли торжества, как на глазах совершаются невероятные исцеления. Слепые прозревали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены. Отец Досифей побежал со слезами к одному из исцеленных на его глазах, потом схватил за руку какого-то журналиста, с просьбой записать его рассказ. В Петербург он вернулся верующим человеком.

А ведь канонизация святителя Иоасафа могла не произойти, если бы сердце Царя не горело. Он не вмешивался в дела Синода, терпеливо ожидая, когда будет назначена дата торжеств в память святого Иоасафа. И лишь когда церковные власти постановили отложить их на неопределенный срок, Государь добился пересмотра этого решения.

– Повлияло ли это на общество?

– Ольденбург отмечает, что после 1910 года спала волна самоубийств среди учащейся молодежи и стала «заменяться религиозными исканиями». В высшей школе начали возникать явления доселе неслыханные – различные религиозные кружки.

Каждое из прославлений вызывало волну освящения общества, а всего при самом деятельном участии Государя было установлено почитание десяти наших мучеников и праведников. А ведь за все время существования синодальной системы до воцарения Государя (т.е. почти за 200 лет) были причислены к лику святых лишь четыре человека.

– Почему сопротивлялись этому движению церковные власти?

– Западное просвещение убивало в семинаристах простое, нерассуждающее религиозное чувство. От будущих пастырей требовались образование, энергия, разумность – все что угодно, кроме веры. Ее место занимали равнодушие и скептицизм. И только тогда, когда народ, лучшие силы Церкви нашли в лице Государя своего духовного вождя, положение начало меняться.

Но не стоит искать однозначности в поведении церковной власти. Например, митрополит Антоний (Вадковский) был настроен критично по отношению к праведному Иоанну Кронштадтскому. А Государь поддержал кронштадтского пастыря, телеграммы ему посылал, а после кончины настоял на особом его поминовении. Тем самым были заложены основы будущей канонизации св. Иоанна. Но именно владыка Антоний был единственным членом Св.Синода, который поддержал прославление преподобного Серафима Саровского.

– Почему Синод сопротивлялся этому?

– Трудно сказать. Записи чудес собирались по всей России, но когда были обретены мощи, то не нашли их целочисленными, а только косточки св.Серафима, как он это и предсказал. Это вызвало иронические выпады со стороны старообрядцев, усилились позиции противников прославления. Но Государь проявил твердость.

– А чем не угодил синодальным властям св.Иоанн Тобольский?

– Это целое дело. Мощи были обретены к годовщине смерти святителя. Но Св.Синод считал, что прошение о канонизации появилось под влиянием Григория Ефимовича Распутина. Он и правда был из тех краев, но ведь не он за св.Иоанна подвиги совершал, чудеса творил. Такое обвинение могло стать следствием какого-то духовного обморока, чрезмерного увлечения политикой. Как и в случае с Иоасафом Белгородским, прославление было отложено на неопределенный срок, поэтому Царь вновь вынужден был вмешаться.

– Государь помогал прославлять, но кто были те люди, которые выступали инициаторами канонизаций?

– Во всех прославлениях участвовали будущие наши святые.

Иоасафу Белгородскому составлял Житие и акафист священномученик Никодим Белгородский. Владыка принял венец за Христа в 1919 году. Митрополит Серафим (Чичагов), убиенный в 37-м, составил Житие преподобного Серафима Саровского. Прославление св.Феодосия Черниговского готовил будущий митрополит Алма-Атинский св.Николай (Могилевский). Прославление святителя Питирима Тамбовского состоялось по ходатайству и трудами архиепископа Кирилла (Смирнова), будущего священномученика, митрополита Казанского. Обследование обстоятельств местного почитания Иоанна Тобольского по Высочайшему повелению совершил архиепископ Литовский, будущий святой Патриарх Тихон. И так было с каждой канонизацией. Здесь какое-то чудо, тайна Божия.

– Я недавно прочел, что при царе Александре Третьем практически каждый день открывалось по храму или часовне – более 5 тысяч за 14 лет. То есть возрождение началось еще в те годы?

– Да, конечно, так же, как и поворот к традициям русского народа. Но в царствование св.Николая это движение приобрело размах, какого не было, наверное, со времен св.Владимира Крестителя. Возросла активность духовенства, началось возрождение приходской жизни, сознательного участия мирян в богослужениях. Число храмов, монастырей, монашествующих возросло на 30-50 процентов. Это громадные цифры. Когда во время гонений эти монастыри были закрыты, в мир вышли сотни тысяч бесстрашных благовестников о Христе.

Одной охранительной политикой (когда твердо известно, чего нельзя делать, но нет понимания, что делать необходимо) в начале века было уже не обойтись. Задача восполнить недостаток созидательной работы легла на св.Самодержца Николая. И он чутко реагировал на те добрые изменения, которые появлялись в народе. При его поддержке возникло движение за трезвость. Началось возрождение древнерусского зодчества, иконописи, в котором Государь принимал самое непосредственное участие. В 1905 году была открыта «Троица» Андрея Рублева и началась ее реставрация.

– Царя-мученика часто обвиняют в том, что он слишком много времени уделял семье.

– Да, он строил здание с фундамента, а не с крыши. Святой Царь ежедневно совершал утренние и вечерние молитвы, после утренних молитв было заведено совместное чтение святого Евангелия и Апостола дня. Регулярно Царская Семья говела и приступала к Таинствам исповеди и причащения. И очень любила все древнерусское. Это особенно проявилось при возведении ими Феодоровского Государева собора в Царском селе. Верхний храм собора был украшен иконами, выполненными по древним образцам, а нижняя пещерная церковь во имя преподобного Серафима Саровского заключала в себе подлинно старинные иконы и утварь.

Здесь возникает удивительная параллель с церковной жизнью Москвы 10-20-х годов. Теми же стремлениями к возрождению русской церковной старины была проникнута община, которую возглавлял святой праведник Алексий Московский (Мечев).

Батюшка Алексий тоже очень любил древнерусскую иконопись, благословив на писание образов в этом духе свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (впоследствии монахиню Иулианию). Она, в свою очередь, воспитала целое поколение русских иконописцев. Главной же святыней храма на Маросейке являлась (и по сей день там присутствует) Феодоровская икона Божией Матери.

А сын св.Алексия Мечева священномученик Сергий, подобно святому Государю, в нижнем этаже храма святителя Николая в Клепиках устроил церковь, оформленную в древнерусском стиле. Эта духовная близость царскосельской и московских общин сказалась, быть может, и на том, что свв. отцы Алексий и Сергий были прославлены в один день с Царской Семьей.

– Существует ли мистическая связь между открытием рублевской «Троицы» и тем, что происходило тогда в России?

– Есть видимая и невидимая стороны истории. Видимая сторона – это то, что произошла революция, уничтожившая почти все материальные и духовные богатства, накопленные за тысячу лет. Но невидимым и непостижимым является то чудо воскресения в начале века, которому мы с вами сегодня свидетели. Против него и восстал сатана. Одновременно возвращались в Церковь ее блудные сыны – интеллигенция, например, а семинаристы уходили в революцию. Столкновение этих двух встречных потоков рождало и продолжает рождать ужасные водовороты, кружит головы. Но тот, кто будет держаться за Государя, по его святым молитвам спасется.

– Какие перипетии в деле прославления Царственных мучеников вам особенно запомнились?

– Поразила связь этого прославления с канонизацией св.Серафима Саровского.

Материалы для нее подготовил в начале века, как я уже сказал, будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов). И вот новый поворот событий. В 92-м году зашла речь уже о его собственном прославлении. Не все члены Синода согласились с этим, и тогда внучка владыки, Варвара Васильевна Черная-Чичагова, находясь в возрасте 80 лет, приняла монашество с именем Серафима. Она была выдающимся человеком, доктором технических наук, профессором, лауреатом престижных премий, заместителем директора института. То есть прожила очень насыщенную жизнь. Но 13 октября 1994 года началось главное ее дело на этой земле. Она стала первой игуменией Новодевичьего монастыря после его возобновления. В нем и проходят заседания комиссии по канонизации.

Как смогла матушка, будучи в преклонных годах, выполнить столь трудную задачу возрождения обители? Единственно – с помощью молитв святителя, расстрелянного за Христа на Бутовском полигоне. Это чудо благодатной помощи дедушки убедило колеблющихся, видимо, лучше иных аргументов, и митрополит Серафим был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в феврале 1997 года.

На том же Соборе был рассмотрен вопрос о прославлении Царственных мучеников. Рассмотрен – и отложен на неопределенное время, хотя все материалы уже были собраны. В том числе и те, что обнаружила матушка Серафима, когда готовила Житие своего деда и открыла, как много Государь сделал для памяти преподобного Серафима Саровского...

А через полтора года, 7 ноября, замироточила хорошо всем известная сейчас икона Царя-мученика. Через неделю – 14 ноября 1998 года – икона была принесена в игуменские покои Новодевичьего монастыря. Во время пения акафиста усилилось благоухание от иконы. Затем ее вынесли за стены обители, но далеко уйти не успели. Неожиданно началось обильное миротечение, янтарное миро пропитало два полотенца и чехол от иконы.

Образ вернули в монастырь, и когда матушка Серафима увидела столь явное чудо изображенного на иконе, но еще непрославленного святого, она заплакала.

– Об этом есть песня у Жанны Бичевской: «Не растопив архиерейского сердца и не услышав, увы, мне, увы, плачет икона Царя-страстотерпца миром священным во храмах Москвы».

– Здесь я хочу сказать как раз об «архиерейском сердце», передать рассказ покойной матушки Серафимы. После чуда с иконой ее хранитель Олег Иванович Бельченко подарил матушке-игумении чехольчик, пропитанный миром. А матушка Серафима поднесла его митрополиту Ювеналию, возглавлявшему Комиссию по канонизации. Владыка ничего не сказал, только молча приложился к чехлу. Но спустя какое-то время, по словам матушки, на его столе замироточила уже фотография Царя. Владыка сначала решил: что-то разлилось, но потом увидел – нет, это миро. Два этих события, вероятно, очень на него повлияли. Так Господь вел нашу Церковь к прославлению Царственных мучеников.

Беседовал Г.Донаров

На интернет-сайте храма св.Николая Чудотворца в Бирюлево можно найти акафисты и службы святым Царственным мученикам, новомученикам и исповедникам, в земле Российской просиявшим. Адрес сайта: http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/index_old.html

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга