17 ИЮЛЯ – ПАМЯТЬ ЦАРЯ-СТРАСТОТЕРПЦА
17 июля xxi века В 2001 году у нас еще не было текста патриархийной службы Царственным мученикам, и совершалась служба по тексту, составленному в Русской Зарубежной Церкви. В то лето мы приехали в Кострому на рассвете 17 июля – как раз в этот час пришедший из Иваново крестный ход с Державной иконой Божией Матери выходил из Богоявленского монастыря, где хранится чудотворная Феодоровская, родовая Романовская икона Божией Матери. Мы присоединились к крестному ходу и прошли с ним до Ипатьевского монастыря, где в Троицком, XVII века, соборе, отслужена была архиерейским чином литургия. Дивная долгая служба в старинном соборе, с чудной красоты фресками и иконостасом, с велегласным архиерейским хором после бессонной ночи в автобусе воспринималась, как в тумане, и на слух я не уловила разницы в тексте службы. А накануне нынешнего дня рождения Государя в моих руках оказалась патриархийная служба Царственным страстотерпцам, изданная в 2002 году тиражом в 10 тысяч экземпляров. Красивая книжка в глянцевой обложке с иконой напечатана крупной кириллицей почти на 60 страницах. Так что теперь появилась возможность сравнить. Все чтения в обеих службах (паремии, Евангелие и Апостол) совпадают, одинаково и величание: «Величаем вас, святии Царственные страстотерпцы, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте». Но в патриархийной службе в Каноне имеются ирмосы из Канона Великой субботы, удивительной глубины и красоты, от «Волною морскою...» до «Не рыдай Мене, Мати...», и в молитве на литургии нет прошений об избавлении «страждущей страны Российской от лютых безбожников и возстановлении престола православных царей». Кроме различия в именах, Зарубежная Церковь канонизировала не только семью Государя, но и всех верных его слуг – это самое важное различие, проходящее через весь текст обеих служб. Патриархийная служба – сугубо покаянная, а зарубежная – еще и просительная в монархическом смысле. В патриархийной службе Богородичны обращены к Державной иконе Божией Матери, и в тропаре есть такое прошение: «О святии страстотепцы, гласу покаяния и стенанию народа нашего внемлите, землю российскую в любви к православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мiрови у Бога испросите и душам нашим велию милость». При сравнении текста двух служб сразу вспоминается, что вопрос о восстановлении монархии всегда отличал позицию РПЦЗ. Для потомков и наследников Белого движения, для Зарубежной Церкви ничего не изменилось за 80 лет, но для паствы в России, по сути, еще только начат труд покаяния, еще не прочитано и не прочувствовано Житие Царственных страстотерпцев – преждевременно было бы повсеместно молиться о восстановлении монархии. Различия между текстами отражают не только различие политических позиций – это различие между историей русской эмиграции и советской России. * * * Вот уже три года в разных аудиториях мне приходится рассказывать неизвестное «Житие царственных страстотерпцев»: книг и кассет с правдой о Царе в нашей провинции не то что мало – их попросту нет. Хуже всего с учителями истории, отчасти не виноватых в своей «запрограммированности». Достаточно открыть главу «Гибель империи» в учебнике, изданном при содействии Фонда Сороса в год прославления Царственных мучеников, чтобы понять, что ложь и клевета по-прежнему изливаются на Венценосную Семью. Шустрый Леонид Парфенов к юбилею Петербурга снял о последнем царствовании 3-серийный фильм с порнографическими сценами и повторением того, что похоронен Государь с присными в Петропавловском соборе. Знаю по опыту, что у НТВ аудитория больше, чем, например, число читателей у следователя Соколова, чья правдивая книга есть далеко даже не в каждой библиотеке, не говорю – доме. Что же делать с этими учебниками, сериалами, с этим мутным потоком лжи и клеветы? После одной моей лекции о Царе в лицее при Академии госслужбы один выпускник спросил: «Как же можно так одурачивать людей?» Мне пришлось ответить, что, мол, для того они – СМИ – и существуют. Мальчик мгновение подумал и сказал: «Сволочи...» Но и НТВ с Соросом – не самое страшное. Хуже – разлад в самой монархической среде. В период между революциями (1905-1917 гг.) лидеры тогдашних монархических организаций успели между собой перессориться и потому так и не создали сплоченной сильной организации, не сумели защитить Царя. Общее дело погубили частные амбиции. В наше время к этому горю добавляются еще и какая-то общая апатия, и вялость. На последних Стефановских чтениях в Сыктывкаре на мое выступление откликнулись лишь два преподавателя – одна попросила привезти из Петербурга для детской библиотеки книги о Царе, другая взяла видеокассеты с тем, чтобы показать студентам. * * * Пока писались эти заметки, мне довелось побывать в Ульяновском монастыре и в Стефановском соборе и стать свидетельницей двух экскурсий. Одна – в Ульяново – была организована для студентов пединститута, а в Стефановском соборе – для школьного лагеря. Не вмешиваясь в происходящее, я просто наблюдала за тем, как ведут себя в храме дети. Наблюдать за маленькими было отрадней по совсем простой причине – они с любопытством озирались по сторонам и не торопились уходить. У студентов то и дело пищали пейджеры с мобильниками, и во время экскурсии по монастырю у них с лиц не сходило озабоченное выражение. Вывод я из этих наблюдений сделала тоже совсем простой: детям нужно рассказывать о Царе как можно раньше, в начальной школе, потом поздно будет. Моя дочь в этом году закончила школу и на вступительные экзамены в университет взяла с собой как святыньку серебряную монету с профилем последнего Государя. И я радуюсь этой своей, нашей маленькой победе. То есть пребывание в школе на ее убеждения не повлияло, несмотря на все прочитанные к экзаменам и тестированию учебники – она Государя почитает, как и почитала в детстве. Но в этой радости есть и сожаление о том, что вместо сотрудничества для меня ее «школьные годы» были временем тревожного контроля. Думаю, те же чувства имеют сонмы православных родителей, заглядывающих в безобразные школьные учебники своих детей и не имеющих возможности эти учебники переделать. 17 июля у нас будет новая возможность свое покаяние в цареубийстве выразить участием в богослужении – для многих людей, не имеющих правдивых книг о Царе, это еще и возможность внимательно выслушать дивный текст православной службы – не пропустите эту возможность! Н.ПЕТРЕНКО
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |