ХРОНОГРАФ НАША БЕДНОСТЬ И ИХ БОГАТСТВО В этом выпуске мы вновь возвращаемся к проблеме, заявленной предыдущим «Хронографом», – о значении слова Церкви в выводе России из трясины нищеты. Судя по откликам, тема взволновала многих читателей. С кем Церковь, с народом? Некоторым этот вопрос показался риторическим – конечно, с народом. Были, впрочем, и другие мнения: с олигархами. Дескать, кто платит, тот заказывает аллилуйю и в церкви. Такая вот циничная точка зрения. Увы, не совсем безосновательная. Объясняют это просто: многие олигархи жертвуют епархиям, тот же Абрамович вон строит на своей Чукотке собор. В «политических целях» или же в целях пиара олигархи выступают спонсорами? Как говорил Святейший Патриарх на собраниях Московской епархии, появился даже такой разряд «прикормленных» батюшек (главным образом, в столицах) – на «Мерседесах» и в «прикидах». Вот только сторонники этой точки зрения упускают из виду, что Церковь – это не отдельные «прикинутые» иереи, и даже не собрание архиереев. Церковь – это мы, православные верующие. Именно поэтому мы не ставим вопрос о том, с кем Церковь, но лишь – прозвучит ли ее внятное слово, которое от лица Церкви имеют право произносить ее архипастыри. Тем более оно уместно, что впервые в истории новой российской государственности Президент поставил задачу выработать основанную на конкретных сроках общенациональную программу борьбы с бедностью. Во что сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, представляя три года назад Социальную концепцию: «Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый – больного, трудоспособный – престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств». Насколько согласны или хотя бы понимают эту позицию православного сообщества наши олигархи? Меня поразила реакция их на результаты опроса общественного мнения, проведенного 9-14 июля компанией «РОМИР-Мониторинг». Напомним, что тогда 77% опрошенных заявили, что итоги приватизации нуждаются в полном или частичном пересмотре, причем передел собственности поддерживают 77% предпринимателей и 87% специалистов с высшим образованием. Причем 57% опрошенных россиян не против, чтобы государство прибегло для этого к уголовному преследованию. Так вот, замгендиректора холдинга «Интеррос» Сергей Алексашенко брезгливо выразился в том смысле, что трудно рассчитывать на другое отношение к предпринимателям, когда государственные телеканалы «каждый день промывают населению мозги» и призывают «грабить награбленное». Где уж он услышал это – не знаю, как раз правительство-то постоянно к месту и нет повторяет, что итоги приватизации пересмотру не подлежат. Просто тут у Алексашенко и его коллег по олигархическому клану в очередной раз проявилась унылая логика компрадорских магнатов. Вспоминается наделавшая пять лет назад шуму публикация в «АиФ» писателя Эдуарда Тополя «Возлюбите Россию, Борис Абрамович». Открытое письмо Березовскому, Гусинскому, Смоленскому, Ходорковскому и остальным олигархам». Тогда, еще при Ельцине, после кризиса 1998 года, Тополь призывал еврейских олигархов России опомниться и перестать бесстыдно грабить страну. Письмо это носило характер такой внутренней дискуссии в еврейской российской общине, но касалось судеб всей страны. Вот фрагмент из этой публикации. Писатель Тополь – на приеме у тогда всесильного олигарха Березовского: « – Деньги, которые дает нам Бог, – обращается литератор к олигарху, говоря о евреях, – при феодализме ли, социализме или капитализме, даны не нам, а через нас – тем людям, среди которых мы живем. Что вы собираетесь сделать с этой страной? Понимаете ли вы, что такой шанс выпадает раз в тысячу лет? И чувствуете ли свою ответственность перед нашим народом за свои действия? – Знаете... – затруднился с ответом Б.А. – Мы, конечно, видим, что финансовая власть оказалась в еврейских руках, но с точки зрения исторической ответственности мы на это никогда не смотрели... – И никогда в своем узком кругу не обсуждали эту тему? – Нет...» Эта поразительная безответственность олигархов – еврейских ли, русских ли – перед страной и народом, которым они обязаны своим богатством, пред Богом – она уже давно заслуживает не осуждения, но действий со стороны общества и государства. Признаться, мне казалось одно время, что Президент неоправданно медлит с тем, чтобы хоть как-то разобраться с ельцинским наследием. Но, по-видимому, Президент слишком хорошо понимал силу, какую приобрели люди, приватизировавшие Россию. Знал, как больно они могут ударить по стране. Понимал и то, что общественное мнение, однозначное по настрою, не сможет его, Президента, поддержать. Ибо народ у нас всегда «безмолвствует», говорят всегда лишь его представители. А представителей, как известно, всегда можно перекупить. И вот уже в поддержку компании ЮКОС выступают Московская Хельсинкская группа, председатель комиссии по правам человека Элла Панфилова... Это те структуры, которые призваны по своему статусу защищать права «безгласных» (потому что права олигархов защищают высокооплачиваемые адвокаты). ...Во всем и всегда мы должны искать воли Божией. Очевидно, что правительствам последних 12-ти лет было не до того, чтобы искать хотя бы какие-то абстрактно-духовные основы новой экономики. Напротив, сознательно создавалось общество, основанное на власти денег (св.Василий Великий называет ее «началом всех зол»). Сегодня, когда мы пытаемся разгрести завалы постперестроечной эпохи, только Церковь способна указать нам на тот идеал, о котором говорили святые отцы: «Кто имеет у себя больше, чем сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все это употреблять на дела благотворения, по заповеди Господа, Который даровал нам все, что имеем». Важно только, чтобы это слово не опоздало. И.ИВАНОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |