К 100-ЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ


КУРСК – ДИВЕЕВО:
чудеса Божии

Закончились торжества в Дивеево, посвященные 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского. Закончились «календарно», а в душах всех тех, кому довелось побывать там, праздник длится... Это сразу видно по лицу гостьи нашей редакции – Галины Александровны Балобченко, которая пришла поделиться радостью. С удивлением мы узнали, что эта больная женщина (у нее вырезаны вены на обеих ногах) смогла пройти от Курска до Сарова. Галина сама написала эти заметки (часть была записана еще в пути), печатаем их почти без изменения.

Благословение

Узнав о предстоящем крестном ходе из Курска в Дивеево, я очень захотела участвовать в нем. Но это показалось совершенно нереальным. Тогда я стала заказывать в церкви молебны на благое дело, и после трех молебнов Господь Сам все устроил чудным образом – разрешились все мои дела и препятствия. С великой радостью и легкостью я добралась до родных мест батюшки Серафима – города Курска, где он родился и жил до иночества.

Радостно встретил нас Свято-Ильинский храм, откуда предстояло отправиться в Дивеево. Очень долго бесконечную очередь крестоходцев благословляет болящий курский владыка Иувеналий, каждого он одарил маленькой иконкой. Еще из своих покоев вынес и дал для всего хода икону Божией Матери Курской Коренной. Вскоре с радостью узнаю, что еще одна чудотворная мироточивая икона идет с нами – образ «Умиления» из знаменитого села Локоть Брянской области (о чудотворениях в этом селе мы писали в № 437, «чудо – это милость к грешникам» – ред.). Тысячи людей желают приложиться к ней. И тут выясняется, как много среди нас людей душевнобольных, бесноватых, которые не выдерживают Божией благодати. Они кричат, лают, упираются перед иконами. Одну хрупкую женщину не могут удержать трое мужчин, бесы в ней с силой расшвыривают их от себя. Некоторые из крестоходцев, пройдя под иконами, падают без сознания.

И вот после литургии и молебна, получив благословение владыки, с великой радостью мы начали свой путь в многотысячном людском потоке. 8 июня. Идти нам предстояло почти 2 месяца! Радостные молитвенные песнопения сопровождают нас всю дорогу. После первого дня, поредев в несколько раз, крестный ход пришел в Коренную Пустынь, в место явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Как и во всех святых обителях, здесь прежде было разорение. И сейчас в поте лица трудится братия над восстановлением монастыря. Архимандрит Иоанн просит наших молитв, когда мы дойдем до Дивеево... В Коренном скиту, где установлен памятный знак преподобному (на фото вверху – ред.), нас благословляют иконой Серафима Саровского. Ее мы тоже берем до Дивеево. Теперь у нас три чудотворные иконы – «Умиление», Коренная и преподобного Серафима.

Торжество Православия

Ход у нас покаянный. Идем с Иисусовой молитвой, так легче идти. Поют вначале мужчины, потом женщины. Мужчины идут впереди колонны с чудотворными иконами, по три человека.

Чудеса и знамения сопровождают нас постоянно. Во всех храмах, куда прибывает ход, начинается массовое мироточение икон. Если останавливаемся при домах культуры, которые потом освящают наши батюшки, тоже у всех людей начинают мироточить иконы. Миро – это милость Божия. Массово мироточат копии образа «Умиления» Серафимо-Дивеевской Божией Матери. В селе Мало-Архангельское у молодой мамы замироточила икона Божией Матери, и миро превратилось в капельки молочка. У нее до этого были проблемы с грудным молоком, а после этого чуда молоко у нее появилось. В селе Архарове даже стена храма замироточила. Вначале чудо явило Распятие, а потом – множество больших и малых икон. Много в крестном ходе мироточило икон святой блаженной Матроны.

Очень радостно и хлебосольно встречает крестный ход Рязанская земля, это настоящее торжество Православия. Во всех районах кроме священства с нами идут руководители районов и их замы. Проходят весь путь по своим районам. Просят служить молебны в разрушенных храмах, которые почти повсеместно восстанавливаются. Как мне рассказывали, бывший секретарь Шиловского района, ныне почивший, разоривший когда-то все Божии храмы в своем районе, вдруг прозрел и с таким же усердием восстанавливал их. С его помощью было поднято из разрухи и открыто 26 храмов. Я не поверила, переспросила – оказалось, все точно. И такой болью отдалось в моем сердце. Сколько у нас, на Севере, брошенных церквей, дай Бог, если один храм действует на район. А здесь – 26! А ведь по количеству святых Русский Север занимает второе место после Святой Горы Афон. В каждом районе есть свои святые. Их молитвами Господь на протяжении столетий отводил беду от нашего края. Не было у нас ни крепостного права, ни войн. И люди забыли, Кого за это благодарить. Времена богоборчества кончились, а мы до сих пор в спячке.

В том же районе в одном селе (не помню названия) о.Роман с жителями восстановили красивейший храм. Даже школьники много помогали. Строили всем миром, как в старину, из своих домов приносили доски, кирпичи. Но вот как получилось. Церковь-то подняли, а ходить в нее стали лениться. На вечерних службах пусто. И поэтому священник вывесил объявление на дверях храма: «Так как никто в храм не приходит, вечерних богослужений не будет». Когда же наши батюшки отслужили молебен с пением акафистов у чудотворных наших икон, в храме начали мироточить почти все иконы. Миро полилось со стены, намокла миром левая сторона пола. Местный священник был поражен, спрашивал, что бы это значило. Один из крестного хода, охранявший ночью иконы, р.Б. Виктор, сказал ему: «Храм просит богослужений».


Фотограф, приславший нам этот снимок,
случайно запечатлел как раз р. Б. Галину,
автора заметок, в "плачущем храме"

В одной церкви, совершенно заброшенной, кажется, в селе Журавлинка, мы тоже молились. И вдруг на голых, ободранных стенах проступила влага, потекла ручейками. «Плачущий храм» – так мы потом о ней вспоминали.

Интересно, что на всем пути крестного хода мы не слышали собачьего лая у храмов. Видно, и животные имеют понятие о святыне.

Как Господь укреплял

Многие из нас шли этим ходом, чтобы Господь простил нам множество грехов и грехи наших усопших родных. Особенно трудно было на оживленных трассах – ноги опухали, у кого-то появлялись волдыри, поднималось давление. За день уставали до изнеможения, но вечером откуда-то брались силы идти в храм на акафисты, а утром подниматься с бодрым пением тропарей и идти весь день с Иисусовой молитвой.

Однажды особенно невыносимо было из-за накопившейся усталости, жары... Вдруг видим, прямо перед колонной молится на воздухе преподобный Серафим Саровский. Он стоял на коленях, как на камне. Образ его огромный и объемный, словно живой человек. Потом он встал, всех благословил и пошел, опираясь на посох, впереди нас по воздуху. Набежали тучки, идти стало легко и весело. Длилось это несколько минут. Мы все молчали, потому что молились. Пришли на привал – только тогда видение исчезло и все разом заговорили, все видели! (Об этом явлении преподобного сообщало телевидение, записаны свидетельства очевидцев – ред.).

Ободряли и такие события. Я уже сказала, что с нами была чудотворная мироточивая икона «Умиление». Четыре года назад в селе Локоть она чудесным образом проявилась с обратной стороны этого же святого Серафимого образа, отпечатанного на настенном календаре. Хранительница ее, Наталья Николаевна, и ее муж тоже шли с нами! Однажды, когда мы несли эту икону крестным ходом, вдруг видим необычное. Непонятно почему она вся засияла. И свет такой: то золотой, то изумрудный. Благоухание мира распространяется от нее за несколько десятков метров и, что удивительно, против ветра. Благоухание необыкновенное – запах розы, жасмина и еще чего-то неземного, от чего появляется радость на душе, а вся усталость сразу забывается. Так всю дорогу укрепляла нас Пресвятая Богородица со своим «любимче» – батюшкой Серафимом.

По Русской земле

Конечно, Божии чудеса посылались не только для нашего спасения и поддержания наших немощных сил, но и для спасения тех людей, кто живет в селах и деревнях на пути крестного хода. Очень обильно мироточили иконы Царя Николая и всех Царственных мучеников, Николая Чудотворца. Я, грешница, опять скорбела в душе, потому что по всей земле почитаются Царские страстотерпцы, Господь их прославляет такими удивительными чудесами, а в моих родных храмах никак не вспоминается имя Царя-мученика. Боящиеся Бога Царя чтут, а чтущие Царя – боятся Бога. Перестала Россия почитать Помазанника Божия, поэтому для погубления России была развязана Первая мировая война. Пока душа у народа православная – ничто не развратит его. Но горькое случилось с нашим народом. Ослепли духовно, и посыпались все беды и напасти. И теперь православные христиане понимают, что без общего покаяния нам не спастись. А общее покаяние возможно, когда у народа будет православный царь. Но как еще далек народ от этих простых истин.

В пути я молилась о своем Архангельском крае, о Коми республике, где часто бываю и подолгу живу, чтобы Господь послал нам добрых пастырей для восстановления святого Православия, храмов. Потому что где есть церковь, где есть молитва, там и жизнь налаживается. И это мы видели воочию во время крестного хода: там, где действующие храмы, там поля посажены, села ухожены, а нет храма – местное население все спившееся, поля заросли бурьяном. В Вятском крае уже 600 лет идет крестный ход на реку Великую, и там земля дает урожаи, товары свои везут в ту же Коми республику, все их покупают.

Но вернусь к крестному ходу. Вспоминаю, как шли мы по русской земле... Как описать ту радость, которую мы пережили на этом пути? Как можно описать радость от богослужений, от благословения священников, Святейшего Патриарха Алексия, других патриархов, прибывших на праздник Серафима? А как описать то, что мы испытывали, когда шли все вместе по канавке Богородицы?! И какими словами передать тот свет в глазах, которым нас встречали бесхитростные русские люди? Они сходились со всей окрестности, ожидали нас на трассах на коленочках, чтобы над ними пронесли чудотворные иконы. Даже животные, и те радовались. Кони грациозно танцевали вокруг кольев на привязи, козы бежали вдоль крестного хода, вместе со всеми воспевая хвалу Господу, а потом сзади присоединялись к колонне. Куры во главе с петухами тоже бежали за крестных ходом, распушив крылья и перепрыгивая через препятствия, кудахча по пути нашего шествия. Все живое, всякое дыхание хвалило Господа. Часто мы плакали от умиления, глядя на это.

Но не везде так радостно встречали. В Мало-Архангельском мирские власти не пожелали нас принять, и мы решили остаться в селе Прогресс. Еще крестный ход не дошел до этого села, а в нем молодая женщина кричала: «За что нам такая милость, что Сама Царица Небесная к нам идет?» Какой милостивый оказался народ в этом селе! Господь великой радостью наполнил их крестьянские сердца. Молебен служили прямо на площади перед Домом культуры, потому что внутри все бы не уместились.

А вот идем по мертвому городу, кажется, Милославское. Огромные коттеджи с островерхими крышами, много улиц. Северяне, говорят, строили для переселения, да не достроили, все побросали. Так и по всей стране, сколько недостроенных зданий... Видно, начаты без Божьего благословения.

И Богу слава!


Дождь. Под крышу Дома культуры

Конечно, тяжело было идти. То жара, то дождь. Дождей было много, все почти простывали, температурили. Но с помощью трав – крапивы, лебеды, одуванчика, которые добавляли мелко нарезанными в еду, – все хвори тут же проходили. Исчезали простуды, за ночь заживлялась кожа на ногах. Господь давал нам силы и средства справиться с любыми неприятностями. Хотя все, кто шел, специально не готовились к таким переходам. Мало того, многие были просто больные. У меня, например, на обеих ногах удалены вены, много других болячек. После пяти километров в ногах чувствую, как сверху донизу разрезают ножи, так больно, а надо пройти еще десятки километров. И так каждый день, небольшие привалы после 10-16 километров. Однажды 6 часов (25 километров) шли по сплошной грязи без привала, в холодный дождь. Я бы точно без Божьей помощи не прошла бы и половины пути – только с помощью Иисусовой молитвы, с одной надеждой на Господа.


По канавке Пресвятой Богородицы

В Дивеево в лагере мы старались все быть вместе. Сколько нас было? Тех, что прошел весь крестный ход от Курска до Дивеево, – несколько десятков человек. Вместе с теми, кто присоединился на трассе, получается около пятисот. И вот, представьте, в три часа ночи мы выходим из палаточного лагеря колонной на крестный ход по канавке. По привычке сразу же затягиваем Иисусову молитву, но тихонечко – чтобы не разбудить остальных. По канавке нужно идти медленно, чтобы успеть прочитать полтораста «Богородиц». Все же идти не так долго, но опять ноги наливаются свинцом, опять начинаешь взывать: «Помоги, исцели, пресвятая Богородице!» На четвертый раз я прошла канавку уже без боли. Как же грешна я, что рубцы от ран, нажитых за годы безбожия, так болят. И как еще слаба душа, в миру опять забывающая о смирении. И очень «отзывчива» на тщеславие, осуждение, непокорство. Как же мне много еще надо молить Господа, просить помочь не грешить, исправиться для жизни вечной. Но одна надежда – на милость Божию, на заступничество Божией Матери.

Мне посчастливилось побывать с мощами батюшки в Сарове. Рада, что Президент наш серьезно относится к вере, что искренен в молитве. Хотя они с Патриархом стояли близко от меня, но мне хотелось молиться на коленочках. Спаси Господи нашего Святейшего Патриарха, власти и воинство Российское. Видно было, что Святейший очень болен. Надо всем нам сильно о нем молиться.

Что такое крестный ход изнутри? Вначале мы, грешные, делили всех на приятных себе и раздражающих нас. Это раздражение проходило при помощи частой исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Но враг хитер, к нам в конце пути присоединились новые. Со 108 нас стало 500 человек, и вдруг у нас возникла неприязнь на них: то ночью шуршат, то слишком брезгливы. И на подходе к Дивеево нам стало опять трудно. Были даже слезы отчаяния, что этот подвиг мы приняли на себя напрасно. Но Божия Матерь и батюшка Серафим все уладили: наступил мир и радость от праздника, и наша мироточивая икона «Умиление», ставшая нам такой родной и дорогой, прошла впереди мощей преподобного в Саров и обратно. Слава Богу, что сподобил нас побывать на столь великом торжестве...

А когда мы расставались и прощались (люди, собранные Господом и преподобным Серафимом Саровским со всей России – с Сахалина, из Иркутска, Кемерово, Перми, Петербурга, Москвы, Украины и многих других городов и весей), из одного глаза Пресвятой Богородицы с нашей иконы «Умиление» под стеклом покатилась слеза. Плакала Божия Матерь, плакали и мы, два месяца проведшие вместе бок о бок в духовной чистоте. Икона замироточила, по всему лику Богородицы образовались капельки миро. Матушка родная, Богородица, помоги нам в миру жить с Господом и не лишиться Твоего заступничества, за все быть благодарными Богу!

Раба Божия Галина
Фото И.Астахова
Всю фотогалерею можно посмотреть
на сайте photodiveevo.narod.ru



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга