СЛОВО ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПУТЬ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ Беседа по заповедям Блаженства
Памяти архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия
О каких нищих говорит здесь Господь, называя их «блаженными»? Нищие бывают разные, и нищенство само по себе не есть добродетель. Кто же такие нищие, которым обещается Царство Небесное? Это нищие духом. Быть нищим духом – это значит не превозноситься, не гордиться, но быть смиренным. Однако при христианском смирении необходимо помнить и о своем достоинстве. Так, пред людьми нечестивыми, беззаконными и грешными истинный христианин соблюдает свое достоинство, дабы они видели святость во всех словах и поступках его. Господь ведь сказал в Своей Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
На земле – куда ни посмотри – везде скорби, повсюду слезы... Там престарелые родители плачут над трупом последнего сына; там неутешная вдова с малыми сиротами обливают слезами могильный холмик, под которым покоится прах доброго мужа и отца. А там матери или жены плачут о своих сыновьях и мужьях, что они злы, грубы, пьяницы... Просто невозможно перечислить все потери, болезни, озлобления, от которых проливаются горькие слезы. Иной плачет потому, что он голоден. Он плачет с сожалением о том, что прогулял, пропил свое имущество. Другой плачет потому, что лишен свободы и содержится в тюрьме за воровство, за грабеж, за обманы, и т.п. Об этих ли людях говорит Спаситель, что они блаженны, ибо утешатся? – Нет, без сомнения, не о них. Много плачущих в мире. Но не все плачущие блаженны. Недостойны блаженства те плачущие, которые сами являются причиной своих несчастий... Нельзя назвать блаженными и тех, которые безутешно плачут, подвергаясь каким-либо несчастьям, ибо в этих случаях неумеренный и безутешный плач говорит о недостатке веры в Бога и упования на Него. Блаженны плачущие совсем другие. Из Евангельского благовестия нам известно, что плакала блудница, плакал и Петр. О чем они плакали? О своих грехах!
Кроткие люди обыкновенно всем любезны. Они всегда тихи, скромны, приветливы; они не дерутся, ссор избегают, в счастии не превозносятся, в несчастии не унывают и не ропщут; в чести и власти подчиненных не притесняют, в подчинении к высшим уважительны и послушны. Можно ли таковых не любить? Сам Бог говорит у пророка: «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66, 2). Кроткого человека любят люди, любит и Господь Бог. Поэтому всегда так бывает, что кроткий человек скорее умножает свое добро, чем человек строптивый, мстительный, неуживчивый. Как же нам научиться кротости? «Учитесь у Меня, – говорит Господь наш Иисус Христос. – Я кроток» (Мф. 11, 29). История нам свидетельствует, что в первые века христианства, когда верующие подражали во всем своему Господу и Спасителю и каждое их слово и дело дышало чистотой, святостью и честностью, язычники и неверующие узнавали христианина среди тысячной толпы народа уже по его лицу, по его походке и речам. И все это способствовало распространению веры Христовой среди народов земли, ибо многие называли христиан святыми. К сожалению, о христианах нашего времени нельзя сказать того, что говорили о христианах первых веков. О, будем же кроткими...
Все мы в большей или меньшей мере испытывали томительное состояние голода и жажды. «Хоть кусочек хлеба», – говорит алчущий; «хоть капельку водицы», – вопиет жаждущий... Но есть голод и жажда другого вида: алчба и жажда духовного оправдания, святости, блаженства, праведности. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек», – сказал Господь женщине-самарянке, разумея здесь под водою Свое спасительное учение (Ин. 4, 14). Вот этой-то духовной пищи и духовного пития мы должны искать, желать всею душою подобно тому, как алчущий ищет хлеба и жаждущий просит воды. Правда есть совокупность добродетелей. Правда исходит от Господа Бога, а ложь, неправда – от злого духа. А так как под правдою нужно разуметь еще и справедливость, то алчущим правды может быть назван и тот, кто не может стерпеть обмана, несправедливости в отношении к ближним. Поистине блажен у Господа Бога такой человек! Алчущим и жаждущим правды обещается насыщение. Они насытятся еще здесь, на земле, насколько это возможно для человека. Но полное насыщение настанет там, на небе, когда мы узрим Бога лицом к лицу.
Милостивые, которым Господь обещает помилование, это те, которые входят в положение несчастных и бедствующих, помогают им в нуждах их и облегчают участь, как только могут. А сколько есть таких, которые не имеют необходимых познаний о религии, о Боге, не знают веры и обязанностей христианских?! Научить таковых истине и добру есть великая милость. Человек, нашедший для себя правду, не может жить для себя. Кто говорит: «Господи! Господи!», но глух к делам Христовым, тот лжец... Обретший Господа торопится делиться своим счастьем с ближним... Он милостив. Быть милостивым значит торопиться на помощь всякой погибающей душе – помогать, утешать, молиться... Само собою разумеется, что творящий дела духовной милости не оставит без хлеба голодного, без одежды нагого. Любовь не оставляет ближнего ни в каком состоянии. Она разделяет и его радости, и его скорби. Церковь Христова учит нас, что милость – это также и поминовение усопших. Милостивые сами будут помилованы.
Для достижения вечного блаженства необходимо блюсти чистоту сердца. Сердце – корень всех желаний и деятельности человека; от сердечного направления зависит наше счастье или несчастье, блаженство или мучение. К чему человек стремится своим сердцем, в том и полагает цель жизни. «Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», – говорит Господь (Мф. 6, 21). Есть на свете люди с добрым, искренним, чистым сердцем, и есть люди с сердцем недобрым, нечистым, жестоким. Много, конечно, зависит уже от природы, а много и от воспитания человека. Если отец и мать жадны, злы, бессердечны, то и дети уже приносят с собою на свет все злое и с молоком матери наследуют от родителей своих недобрую природу. И если такие дети не попадут с малолетства под святое влияние, не будут видеть добрых, поучительных примеров хорошей жизни, то из них вырастут люди с нечистым, злым сердцем, которые будут врагами всего святого; у них в голове будут недобрые мысли, на языке – скверные слова, а дела – греховны. Счастливы все те, у которых сердце невинно, не испорчено греховными, нечистыми мыслями и чувствами, которые стремятся к Богу, любят Его святой закон и всех ближних своих, подобно малым детям, чуждым неискренности, вражды. Поистине, они узрят Бога, узрят в Царствие Небесном свое спасение в Боге. Где же нам взять чистоту сердца? Отцы Церкви учат, что чистота сердца приобретается очищением его от всякой скверны душевной и телесной. Средствами для этого могут служить: молитва, сердечное сокрушение в Таинствах покаяния, св. причащения, постоянное наблюдение за собою и воздержание от злых мыслей и дел. Никогда не следует слушать мерзких речей, не допускать до сердца нечистых чувств и похотей, всегда возноситься сердцем к Господу Богу, всегда быть готовым для молитвы, для дел милосердия, для всего святого.
Блаженны миротворцы... Кто же эти миротворцы? Это те, которые удерживают себя от гнева, от ссоры и от оскорбления других, а возникшие несогласия и раздоры стараются прекратить уступчивостью и извинением. Мир, т.е. тишина и спокойствие между людьми, есть истинное благополучие на земле. Благоденствует семейство, если есть в нем согласие и мир. Благоденствует общество, если все жители единодушно трудятся для его пользы, в полном послушании начальству. Как отдельные люди, так и целые народы нападают друг на друга из алчности и гордости. Отсюда рождаются войны и с ними связанные неисчислимые бедствия. Где война проходит, там человек превращается в зверя и уничтожает беспощадно жизнь других людей и долговечную работу человеческого ума и человеческих рук. О, если бы Господь избавил нас от войны, чтобы мы больше никогда ее не видели и не слышали о ней! Господь, ублажая миротворцев, внушает всем нам искать мира и держаться его. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», – читаем мы в Слове Божием (Евр. 12, 14). «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5, 19).
В древние времена жили патриархи, учившие народ правде Божией, жили пророки и учителя, ревновавшие о святой жизни, но их мало слушали, и врагов у них было больше, чем друзей и единомышленников. Явился на землю Господь Иисус Христос со Своим учением о правде Божией, но не все уверовали в Него; многие возненавидели Его правду и Самого Его довели до распятия на кресте. Ту же участь предсказал Иисус Христос и Своим ученикам и апостолам, и всем верным Его последователям (Ин. 15, 18-21; 16, 1-3). Во втором своем послании к Тимофею св. апостол Павел пишет: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы; злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (3, 12-13). И в наше время есть мученики за правду... Это прежде всего все благочестивые христиане, ибо, как свидетельствует св. апостол Павел, «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». В чем же состоит блаженство гонимых и страждущих? Какая награда за скорбь праведным и благочестивым? Праведные и благочестивые утешаются посреди самих страданий: совесть их светла, душа чиста, сердце покойно, надежда на небесные награды несомненна. Гонимые праведники и благочестивые страстотерпцы не только будут наслаждаться блаженством в Небесном Царствии, как нищие духом, но и разделять его со Христом. Как разделяют они со Христом земные страдания, так будут разделять с Ним и небесную славу (Лк. 22, 28-30; 1 Петр 4, 13; Откр. 3, 21).
Радуйтесь и веселитесь, поносимые, гонимые, злословимые, страдающие и умирающие за Христа! Праведный Господь определяет вам блаженствовать на небеси. Архиепископ Афанасий
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |