СЛОВО

ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПУТЬ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ

Беседа по заповедям Блаженства

 

Памяти архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия
(18.02.1927 – 01.05.2002)

       В девяти Евангельских заповедях Блаженства нам начертан Господом Иисусом Христом путь к вечному блаженству. По этому пути на земле шел Сам Господь Иисус Христос; этим путем прошли и бесчисленные угодники Божии, и апостолы, и мученики, и святители, и преподобные, и праведные. Этим путем должны идти и мы, если хотим оправдать на земле наше высокое звание – звание христиан православных.
       О чем эти заповеди?
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

О каких нищих говорит здесь Господь, называя их «блаженными»? Нищие бывают разные, и нищенство само по себе не есть добродетель. Кто же такие нищие, которым обещается Царство Небесное? Это нищие духом. Быть нищим духом – это значит не превозноситься, не гордиться, но быть смиренным. Однако при христианском смирении необходимо помнить и о своем достоинстве. Так, пред людьми нечестивыми, беззаконными и грешными истинный христианин соблюдает свое достоинство, дабы они видели святость во всех словах и поступках его. Господь ведь сказал в Своей Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

На земле – куда ни посмотри – везде скорби, повсюду слезы... Там престарелые родители плачут над трупом последнего сына; там неутешная вдова с малыми сиротами обливают слезами могильный холмик, под которым покоится прах доброго мужа и отца. А там матери или жены плачут о своих сыновьях и мужьях, что они злы, грубы, пьяницы... Просто невозможно перечислить все потери, болезни, озлобления, от которых проливаются горькие слезы. Иной плачет потому, что он голоден. Он плачет с сожалением о том, что прогулял, пропил свое имущество. Другой плачет потому, что лишен свободы и содержится в тюрьме за воровство, за грабеж, за обманы, и т.п. Об этих ли людях говорит Спаситель, что они блаженны, ибо утешатся? – Нет, без сомнения, не о них. Много плачущих в мире. Но не все плачущие блаженны.

Недостойны блаженства те плачущие, которые сами являются причиной своих несчастий... Нельзя назвать блаженными и тех, которые безутешно плачут, подвергаясь каким-либо несчастьям, ибо в этих случаях неумеренный и безутешный плач говорит о недостатке веры в Бога и упования на Него.

Блаженны плачущие совсем другие. Из Евангельского благовестия нам известно, что плакала блудница, плакал и Петр. О чем они плакали? О своих грехах!

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кроткие люди обыкновенно всем любезны. Они всегда тихи, скромны, приветливы; они не дерутся, ссор избегают, в счастии не превозносятся, в несчастии не унывают и не ропщут; в чести и власти подчиненных не притесняют, в подчинении к высшим уважительны и послушны. Можно ли таковых не любить? Сам Бог говорит у пророка: «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66, 2).

Кроткого человека любят люди, любит и Господь Бог. Поэтому всегда так бывает, что кроткий человек скорее умножает свое добро, чем человек строптивый, мстительный, неуживчивый. Как же нам научиться кротости? «Учитесь у Меня, – говорит Господь наш Иисус Христос. – Я кроток» (Мф. 11, 29).

История нам свидетельствует, что в первые века христианства, когда верующие подражали во всем своему Господу и Спасителю и каждое их слово и дело дышало чистотой, святостью и честностью, язычники и неверующие узнавали христианина среди тысячной толпы народа уже по его лицу, по его походке и речам. И все это способствовало распространению веры Христовой среди народов земли, ибо многие называли христиан святыми. К сожалению, о христианах нашего времени нельзя сказать того, что говорили о христианах первых веков. О, будем же кроткими...

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Все мы в большей или меньшей мере испытывали томительное состояние голода и жажды. «Хоть кусочек хлеба», – говорит алчущий; «хоть капельку водицы», – вопиет жаждущий... Но есть голод и жажда другого вида: алчба и жажда духовного оправдания, святости, блаженства, праведности.

«Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек», – сказал Господь женщине-самарянке, разумея здесь под водою Свое спасительное учение (Ин. 4, 14). Вот этой-то духовной пищи и духовного пития мы должны искать, желать всею душою подобно тому, как алчущий ищет хлеба и жаждущий просит воды.

Правда есть совокупность добродетелей. Правда исходит от Господа Бога, а ложь, неправда – от злого духа. А так как под правдою нужно разуметь еще и справедливость, то алчущим правды может быть назван и тот, кто не может стерпеть обмана, несправедливости в отношении к ближним. Поистине блажен у Господа Бога такой человек! Алчущим и жаждущим правды обещается насыщение. Они насытятся еще здесь, на земле, насколько это возможно для человека. Но полное насыщение настанет там, на небе, когда мы узрим Бога лицом к лицу.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивые, которым Господь обещает помилование, это те, которые входят в положение несчастных и бедствующих, помогают им в нуждах их и облегчают участь, как только могут. А сколько есть таких, которые не имеют необходимых познаний о религии, о Боге, не знают веры и обязанностей христианских?! Научить таковых истине и добру есть великая милость.

Человек, нашедший для себя правду, не может жить для себя. Кто говорит: «Господи! Господи!», но глух к делам Христовым, тот лжец... Обретший Господа торопится делиться своим счастьем с ближним... Он милостив.

Быть милостивым значит торопиться на помощь всякой погибающей душе – помогать, утешать, молиться... Само собою разумеется, что творящий дела духовной милости не оставит без хлеба голодного, без одежды нагого. Любовь не оставляет ближнего ни в каком состоянии. Она разделяет и его радости, и его скорби.

Церковь Христова учит нас, что милость – это также и поминовение усопших. Милостивые сами будут помилованы.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Для достижения вечного блаженства необходимо блюсти чистоту сердца.

Сердце – корень всех желаний и деятельности человека; от сердечного направления зависит наше счастье или несчастье, блаженство или мучение. К чему человек стремится своим сердцем, в том и полагает цель жизни. «Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», – говорит Господь (Мф. 6, 21).

Есть на свете люди с добрым, искренним, чистым сердцем, и есть люди с сердцем недобрым, нечистым, жестоким. Много, конечно, зависит уже от природы, а много и от воспитания человека. Если отец и мать жадны, злы, бессердечны, то и дети уже приносят с собою на свет все злое и с молоком матери наследуют от родителей своих недобрую природу. И если такие дети не попадут с малолетства под святое влияние, не будут видеть добрых, поучительных примеров хорошей жизни, то из них вырастут люди с нечистым, злым сердцем, которые будут врагами всего святого; у них в голове будут недобрые мысли, на языке – скверные слова, а дела – греховны.

Счастливы все те, у которых сердце невинно, не испорчено греховными, нечистыми мыслями и чувствами, которые стремятся к Богу, любят Его святой закон и всех ближних своих, подобно малым детям, чуждым неискренности, вражды. Поистине, они узрят Бога, узрят в Царствие Небесном свое спасение в Боге.

Где же нам взять чистоту сердца? Отцы Церкви учат, что чистота сердца приобретается очищением его от всякой скверны душевной и телесной. Средствами для этого могут служить: молитва, сердечное сокрушение в Таинствах покаяния, св. причащения, постоянное наблюдение за собою и воздержание от злых мыслей и дел. Никогда не следует слушать мерзких речей, не допускать до сердца нечистых чувств и похотей, всегда возноситься сердцем к Господу Богу, всегда быть готовым для молитвы, для дел милосердия, для всего святого.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны миротворцы... Кто же эти миротворцы? Это те, которые удерживают себя от гнева, от ссоры и от оскорбления других, а возникшие несогласия и раздоры стараются прекратить уступчивостью и извинением.

Мир, т.е. тишина и спокойствие между людьми, есть истинное благополучие на земле. Благоденствует семейство, если есть в нем согласие и мир. Благоденствует общество, если все жители единодушно трудятся для его пользы, в полном послушании начальству.

Как отдельные люди, так и целые народы нападают друг на друга из алчности и гордости. Отсюда рождаются войны и с ними связанные неисчислимые бедствия. Где война проходит, там человек превращается в зверя и уничтожает беспощадно жизнь других людей и долговечную работу человеческого ума и человеческих рук. О, если бы Господь избавил нас от войны, чтобы мы больше никогда ее не видели и не слышали о ней!

Господь, ублажая миротворцев, внушает всем нам искать мира и держаться его. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», – читаем мы в Слове Божием (Евр. 12, 14). «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5, 19).

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

В древние времена жили патриархи, учившие народ правде Божией, жили пророки и учителя, ревновавшие о святой жизни, но их мало слушали, и врагов у них было больше, чем друзей и единомышленников.

Явился на землю Господь Иисус Христос со Своим учением о правде Божией, но не все уверовали в Него; многие возненавидели Его правду и Самого Его довели до распятия на кресте. Ту же участь предсказал Иисус Христос и Своим ученикам и апостолам, и всем верным Его последователям (Ин. 15, 18-21; 16, 1-3). Во втором своем послании к Тимофею св. апостол Павел пишет: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы; злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (3, 12-13).

И в наше время есть мученики за правду... Это прежде всего все благочестивые христиане, ибо, как свидетельствует св. апостол Павел, «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы».

В чем же состоит блаженство гонимых и страждущих? Какая награда за скорбь праведным и благочестивым? Праведные и благочестивые утешаются посреди самих страданий: совесть их светла, душа чиста, сердце покойно, надежда на небесные награды несомненна.

Гонимые праведники и благочестивые страстотерпцы не только будут наслаждаться блаженством в Небесном Царствии, как нищие духом, но и разделять его со Христом. Как разделяют они со Христом земные страдания, так будут разделять с Ним и небесную славу (Лк. 22, 28-30; 1 Петр 4, 13; Откр. 3, 21).

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Радуйтесь и веселитесь, поносимые, гонимые, злословимые, страдающие и умирающие за Христа! Праведный Господь определяет вам блаженствовать на небеси.

Архиепископ Афанасий
1998 год

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга