ЖИВОЕ СЛОВО

ЗАЧЕМ НАМ ПАРТИИ?

В Москве сейчас проходит конференция «Православных избирателей». Как, по вашему мнению, христианин должен относиться к выборам, к участию в политике?

Протоиерей Георгий Митрофанов (Санкт-Петербург):

– К выборам я отношусь положительно. Ничего более совершенного человечество не смогло изобрести, и здесь можно вспомнить, что, когда у нас до революции появились земские органы самоуправления и Государственная Дума, Церковь приняла активное участие в выборах. Депутатами каждого из созывов Думы становилось по 50-60 представителей духовенства, в том числе и архиереи. Не всегда, правда, этот опыт был удачен, но Церковь благословляла своих пасомых на голосование. Современная общественно-политическая жизнь организована, на мой взгляд, хуже прежней, и поэтому решение Синода воспретить священникам баллотироваться, конечно, оправдано. Но при этом необходимо воспитывать в прихожанах какую-то политическую культуру.

Необходима партия, которая продолжала бы традиции русского патриотизма и одновременно учитывала современные экономические реалии. Когда-то эту нишу заполнял «Союз 17 октября» – октябристы, продолжатели столыпинской линии. Сейчас такой партии нет. На прошлых выборах я голосовал за СПС. Мне нравится экономическая составляющая их программы. Но традиции патриотизма оказались этой партии совершенно чужды, а без этого ничего хорошего из реформ выйти не сможет. Я за либерализацию экономики в сочетании с патриотизмом, за национал-либерализм, если так можно выразиться.

Что касается партий, которые претендуют на роль консервативных, то повторю слова Столыпина: «Я консерватор, но консервировать нужно живое, а не мертвое». В нашем случае мертвым является коммунистическое прошлое. А в случае с «Единой Россией» – то это, как прежде говорили, «партия последнего правительственного распоряжения». Никакой позитивной программы она не имеет. А нам, православным, хорошо это или плохо, своей весомой партии создать так и не удалось. Вот есть «За Русь Святую», но ни Сергий Радонежский, ни Серафим Саровский в ней вроде бы не состоят. И непонятно в таком случае, зачем такое претенциозное и потому безвкусное название. Увы, каждый раз, когда верующие пытаются у нас принять участие в политике, получается весьма маргинальное образование. Это опасно, потому что если мы, православные, беремся за что-то, то должны давать лучшие образцы, а не путешествовать по обочине современности, демонстрируя свой дилетантизм.

Очень жаль, что Народно-трудовой союз, объединявший значительную часть русской эмиграции в желании возродить Россию, так и не смог найти места в наших реалиях. Так что современная политическая жизнь вызывает у меня определенное уныние. Но это не значит, что, если бы появилась партия, которая меня устраивает, я стал бы звать в нее прихожан. Нет ничего плохого в том, что у людей разные политические взгляды. Голосовать можно за любые партии, кроме фашистских и коммунистических, то есть тех, которые проявляли себя как богоборческие. Коммунисты продолжают считать себя продолжателями дела Ленина и поэтому подпадают под анафему Патриарха Тихона и Поместного Собора от 22 января 1918 года. За всех остальных можно голосовать – от монархистов до умеренных социалистов.

Сам я на ближайшие выборы обязательно пойду. Это мой гражданский долг. Пойду, чтобы проголосовать, скорее всего, «против всех».

Иерей Василий Вольский (г.Мурманск):

– Я не хожу на выборы. По большому счету, нам все равно, кто управляет. Власть Господь ставит, а сами мы избирать не должны. Даже если власть будет гнать Церковь, то и тогда мы должны помнить, что все в руках Божиих. Святитель Василий говорил, что самое страшное гонение – это отсутствие гонений.

Конечно, я не стану призывать прихожан не ходить на выборы. Каждый пусть сам решает, как ему быть. Но вот такова моя позиция – может, и неправильная. Чтобы стать депутатом, нужно иметь очень много денег. Если много, то ты достоин. Но ведь это обман. Как я могу относиться к этому серьезно и участвовать в этом? Достойные сами не просятся: «Выберите меня», их нужно искать. А то, что сейчас происходит, – мне не понятно. Если я не знаю человека, как я могу за него голосовать?

Прошли здесь у нас выборы местные. Пока кампания была в разгаре, от кандидатов в храмах отбою не было, приходили свечки ставить. А потом ни ногой в церковь. Значит, все было лукавством?

Протоиерей Валентин Кобылин (п.Красноборск Архангельской области):

– Наше участие в выборах до сих пор не принесло нам ничего. С амвона об этом говорить не буду, но разочаровался в ходе и результатах прошлых выборов, так что следующая кампания будет проходить без меня. Это все фикция абсолютная, к народу относятся как к электорату, которым можно управлять с помощью манипуляций. Какое место может занимать во всей этой антирусской политике Церковь, скажите по совести? Она отделена от государства, и чем дальше, тем больше нас, православных, отделяют от влияния на жизнь общества.

Да, кто-то продолжает надеяться, что сможет легально все изменить. Создаются православные, околоправославные партии, но я не знаю ни одной, которой можно довериться. И полагаю, что христианам лучше в них не вступать. Сейчас вот некоторые патриоты потянулись к деньгам Березовского, а раньше его поносили. Когда они лгали – тогда или сейчас?

Мы – члены Церкви Христовой, и не должны принижать этого, вступая в какие-то партии. У нас есть долг перед обществом – защита Отечества, но для этого не нужно вступать никуда. Есть долг честно трудиться, а главное – молиться за свой народ. Святые отцы говорят, что если страна воюет, то виноваты в этом верующие, значит, плохо молились. А как мы молимся сегодня за Россию? Стремление участвовать в выборах как раз и выдает наши слабости – маловерие, самонадеянность. Мы надеемся, что можем повлиять на политику, на государство. Какая наивность...

Вот сейчас среди моей паствы в большом почете партия «Единая Россия». Прихожане вступают в нее, говорят: «Это партия власти, благодаря которой стабилизировались цены, вовремя выплачивается зарплата». Не буду вдаваться в экономические сферы – ведь я священник, скажу лишь: цены растут быстрее, чем зарплата. Но вот произошло что-то новое, небывалое прежде в нашей области. В этом году отменили Иоанновские чтения. Дети готовились, мы пять работ отправили, и вдруг руководитель департамента образования области заявил, что ему ни до каких чтений нет дела.

Может быть, это частность? А может быть, этот чиновник правильно распознал какие-то дуновения сверху. Наш Президент приехал летом на торжества преподобного Серафима и начал говорить о том, что власть одинаково относится ко всем конфессиям. Что-то в этом духе. Я все понимаю, у нас светское государство. Но если ты приехал в Дивеево, то, в крайнем случае, просто постой и помолчи. Хотя бы так почти память преподобного.

Я не требую, чтобы Президент веровал. И не пытаюсь уличить Путина в обмане. Он откровенно дает понять, что он не наш. А мы продолжаем возлагать на него какие-то надежды. Это опасные иллюзии. Мы сейчас все поддались им, не замечая, что вокруг происходит. Кажется, что кругом тишь да гладь да Божья благодать. А у нас в районе за последние три года население сократилось больше чем на две тысячи. Осталось тысяч пятнадцать. Земельный налог, который наш приход должен платить каждый год, растет вдвое. Вот тебе и стабилизация! На следующий год мы должны будем заплатить за храм и участок с пристройками уже 8 тысяч. А можем и не заплатить. Если станем лебезить перед местной администрацией, одобрять все, что она делает. Но если священник от кого-то зависит, то он не может выполнять священнические обязанности как должно. И эта удавка затягивается, зависимость растет с каждым годом.

Орел-то у нас есть на гербе, а того, что он символизирует, нет. Мы отреклись от клятвы, которую наш народ дал в 1613 году, – верно служить Дому Романовых. И пока в каждом доме не появятся иконы Царственных мучеников, пока мы на коленях не станем им молиться всенародно, пока каждый из нас не скажет себе, что он – цареубийца и предатель, порядка не будет. Восстанови монархию, тогда надейся. А до тех пор можно голосовать за что угодно. Не вижу разницы, как себя обманывать.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга