ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ

ПО МОЛИТВАМ ВАРНАВЫ ВЕТЛУЖСКОГО

В центре мира

Встретить на Севере священника, выходца с Украины, никогда не было редкостью. И я не удивился, услышав в одном из сельских храмов на Костромской земле мягкий южный говор местного батюшки. И не было ничего странного, что родом он не откуда-нибудь, а из Копашнево...

Село Копашнево в Закарпатье сами жители называют центром мира, или селом посреди света. В этой шутке, сказанной не без гордости, есть доля правды. Когда на празднование 600-летия села в 1998 году съехались все его жители, среди собравшихся оказалось 109 священников, 9 игумений, епископ Мукачевский и Ликийский Евфимий. Да и монашествующих, выходцев из Копашнево, немало. Это на семь тысяч человек, которые проживают в селе.

Интересно, что практически все священнослужители и монашествующие – духовные чада одного и того же человека, местного священника, ныне уже почившего, о.Георгия Кинеза. Он был ревнителем православия не на словах, а на деле. До Первой мировой войны село Копашнево было полностью католическим. И сам о.Георгий тогда служил католическим псаломщиком. Но после революции он волею судьбы попал в тюрьму г.Перми и здесь стал очевидцем невероятного чуда, которое совершилось по молитвам батюшки Серафима Саровского: на его глазах прозрел слепой от рождения человек. Это чудо так повлияло на юную душу, что Кинез тут же перешел в православие. Господь так устроил, что, будучи в тюрьме, он имел свободный выход на волю. Поэтому сразу смог пойти служить псаломщиком в ближайшую православную церковь.

Вместе с новообращенным в камере сидели несколько православных священников и пермский епископ Андроник, сыгравший в судьбе юноши значительную роль. Владыка был удостоен от Господа дара прозорливости: знал не только о своем грядущем расстреле, но и о том, что случится с близкими людьми. Незадолго перед расстрелом он сказал Георгию, что его скоро освободят. Велел после освобождения пробираться к скрытому епископу Савватию в Чехословакию. Все так и случилось, как предсказывал владыка. Георгий пробрался в Чехословакию, где епископ Савватий рукоположил его в православного священника и направил на служение в его родное село Копашнево. После рукоположения о.Георгий снова попал в тюрьму. Пробыл там полгода. А после освобождения вернулся и начал создавать православную общину. Затем на своем приусадебном участке стал строить каменный храм в виде креста.

Надо ли говорить, что «война» с католиками шла не на жизнь, а на смерть. Но о.Георгий выстоял, привел в православие очень многих сельчан. А красивый благолепный храм, построенный его руками, стоит до сих пор. Духовные чада батюшки разъехались, утверждают православную веру по всему миру.

Эти факты мне рассказал настоятель храма Варнавы Ветлужского в поселке Ленинский Костромской области о.Серафим Гангур. Он тоже был духовным чадом отца Георгия.

– Только из моего класса пятеро стали священниками благодаря отцу Георгию, – говорит мне батюшка. – Моя двоюродная сестра – сейчас игуменья монастыря Иоанна Богослова, расположенного в пяти километрах от нашего села, в лесах. У меня и отец стал священником благодаря о.Георгию. Уже 31 год он служит на разных приходах в Костромской области. Я с семи лет помогал ему петь на клиросе, а с двенадцати стал псаломщиком. Отец у меня большой ревнитель Церкви. Хоть и старый уже, но до сих пор в Великий пост каждый день литургию служит. В этом году только один день пропустил из-за болезни. У него нога очень сильно болит, стоять не может. А как только литургию начинает служить, нога перестает болеть. Господь дает такую благодать.

Горошинки для молитвы

– Батюшка, а почему вас назвали Серафимом? Вы ведь не монах?

– У меня родители всегда верующие были. И родился я благодаря Серафиму Саровскому. Мой отец его очень сильно почитал. С детства помню, что у нас дома было очень много духовной литературы, житий святых, исторических книг. Каждый вечер у нас собирались люди и начинали читать жития и вести духовные беседы. Пели духовные песни. И вот когда мама носила меня, ей было уже 40 лет. Передо мной девочка мертвая родилась. Отец очень сильно переживал, что и я мог родиться мертвым или что мама погибнет. Много молился. И вот видит батюшку Серафима во сне.

«Не волнуйся, – говорит ему преподобный, – все будет нормально». Отец тогда сразу же решил: если родится сын, то назовет его Серафимом, если дочь – Серафимой. Родился я. Сейчас маме уже 78 лет, жива, хотя и сильно болеет.

А отцу батюшка Серафим еще неоднократно помогал и несколько раз являлся во сне. Второй раз преподобный спас его от притязаний церковного старосты и безбожной «двадцатки». Ему дали самый дальний приход в нашей области – Луптюг, так называемую «камчатку», 600 километров от Костромы. Это на границе с Кировской областью. Храм отличнейший, красивый. Но там был староста очень вредный. В то время всем в церкви заправляли старосты: деньгами, ремонтом. Священник был как наемник – отслужил, и все. Он даже не мог присутствовать на собрании церковной «двадцатки». А «двадцатка» там была очень сплоченная.

И вот у них службы идут, а ремонта нет. Батюшка говорит старосте: «Надо храм ремонтировать, все рушится». А тот отвечает: «Нет денег». Как нет денег, когда люди на службы со всей округи приезжают! Такие порядки завел: отец просит его кагора купить для причастия, а он: «Ничего, батюшка, послужишь на компоте». Вот он служил литургию и все молился Господу: «Господи, помоги мне из этого положения выйти! Раз Ты дал мне приход, значит, думаешь о нас».

А в храме в честь Рождества Христова был придел Серафима Саровского. Там он служил только в Великие посты и праздники. И вот снится ему сон, как он облачается на литургию. Видит преподобного Серафима в балахончике, который говорит ему: «Бери кадило, пойдем за мной!» Весь храм обошли вместе со святым, сделали каждение, потом батюшка Серафим говорит: «Иди и молись. Скоро у вас жизнь в церкви наладится!» Отец на этом проснулся. Прошло немного времени, старосту снимают, всю «двадцатку» разгоняют. Вместо них избрали новых людей, назначили нового старосту. А прежний после этого попал в такие искушения, что убил двух человек. Когда его забрали в тюрьму и допрашивали, он сказал следователю, что ему осталось только священника убить и нового старосту.

В третий раз батюшка Серафим спас моего отца от верной смерти. Я тогда был в армии, отец сильно заболел и лежал уже на смертном одре. У него было внутреннее кровотечение. Страшная болезнь вроде язвы. Мама тогда за одну ночь поседела. И вот когда надеяться уже было не на кого, приснился отцу преподобный Серафим и сказал: «Прочитай столько-то раз Иисусову молитву и столько-то раз Богородичную молитву и будешь здоров». Отец сразу попросил маму принести горох, отсчитал несколько стаканов и стал молиться. Неделю или две молился, горох в пустые стаканы перекладывал. Как только закончил, встал совершенно здоровый. Живет до сих пор. Правда, часто болеет. По первости, как начал служить, отчитывал много, а сейчас по состоянию здоровья уже года три как не отчитывает.

Его очень многие знают и любят, пишут письма и приезжают отовсюду. Я когда сюда приехал, меня уже в связи с отцом здесь знали, потому что отсюда приезжали к нему в церковь.

Великий устюжанин

Храм в Ленинском переделан из бывшего клуба Шарьинского леспромхоза в начале 98-го года и назван в честь преподобного Варнавы Ветлужского. С самого начала своего служения о.Серафим чувствует особое покровительство этого святого.

Перед входом в храм стоит большой щит с изображением медали преп. Варнавы, выпущенной к 555-летию его преставления. Этот юбилей отмечался Русской Православной Церковью в 2000 году. Преподобный Варнава считается покровителем всего Ветлужского края, включающего в себя не только Костромскую область, но и земли Кировской, Нижегородской областей и Республики Марий Эл, расположенные по берегам Ветлуги. Современник Стефана Пермского, крестившего языческую Пермь, преподобный Варнава тоже был родом из Великого Устюга и почитается как просветитель черемисов (марийцев). Но если Стефан Пермский готовил себя для миссионерского служения в монастыре, изучая языки и книжную премудрость, изобретая азбуку для зырян, то Варнава был простым священником на приходе, даже марийского языка не знал. Господь призвал его к миссионерскому подвигу, когда у него умерла жена и он остался один.

Приняв постриг, руководимый промыслом Божиим, он отправился за сотни километров на место, которое ему указал Господь. Как преподобный Серафим Саровский, Варнава долгое время жил один в пустыне – 28 лет спасался на высоком берегу реки на Красной горе среди дремучих лесов. Там, на Красной горе, рядом со своей кельей он установил Голгофский крест Господа Иисуса Христа, чтобы освятить языческие земли. В тайге ему служили медведи и дикие звери, приходившие к келье. Место пустыннического уединения старца, дожившего до преклонных лет, по пророчеству самого преподобного, впоследствии было прославлено Господом. Вскоре после его кончины там, где инок проливал слезы о новообращенных христианах, был основан Троицкий Варнавин монастырь. Около святой обители с течением времени вырос целый город, ставший впоследствии уездным центром. Назван он был в честь преподобного. По множеству чудес, исходящих от могилки и мощей угодника Божия, исцелялись многие люди.

О том, сколь велико его заступничество перед Богом, говорит тот факт, что богоборческая советская власть в Варнавином уезде установилась лишь после того, как вся власть в Костромской губернии перешла к советам. Реквизиция пятнадцатипудовой серебряной раки преподобного была произведена по особому постановлению Политбюро ЦК во главе с Лениным в середине мая 1922 года, когда большинство мощей других святых угодников Божиих повсеместно уже было вскрыто, а их ценные раки национализированы. То, что решение было принято на столь высоком уровне, – случай уникальный в советской истории. Как известно, сразу же после этого кощунства, в конце мая, Ленина разбили удар и паралич, от чего он не оправился уже до самой смерти. Почти двухлетние предсмертные мучения главного революционного богоборца, как и сама его смерть, были ужасны.

После изъятия раки мощи святого были выставлены на несколько дней на всеобщее обозрение и поругание. Но, по промыслу Божию, они остались в Троицком соборе – и люди еще долго молитвенно прикладывались к ним. Только в 1930 году, когда все три монастырских храма были закрыты, а священники посажены в тюрьмы, святые мощи перенесли в единственную действующую в городе кладбищенскую Архангельскую церковь, которая на протяжении последующих семи лет стала главным центром духовной жизни края. После 1937 года, когда последнего священника кладбищенской церкви о.Петра Мегалинского расстреляли, а церковь закрыли, мощи преподобного куда-то пропали. По бытующему среди старожилов мнению, о.Петр, предвидя неизбежность своего ареста, закрытия храма и поругания святых мощей, с несколькими прихожанами предал их земле на кладбище среди могилок. Но до сих пор они не обретены.

Варнавин источник

Приехал я в храм Варнавы Ветлужского к батюшке Серафиму в будний день, когда службы не было. Церковь представляет собой невысокое одноэтажное здание с крестом на входе и небольшой луковицей посреди крыши. Вокруг березовая роща. Сбоку небольшая колокольня. Место тихое, спокойное. Отец Серафим пригласил меня в храм. Удивляет множество старинных икон и большие размеры внутреннего молитвенного помещения, хотя сам храм кажется маленьким.

– Откуда у вас столько старинных икон, батюшка?

– Господь посылает. В прошедший Великий пост мне позвонили вечером: «Не надо ли вам иконы пожертвовать?» – «Пожертвуйте, если у вас есть. Давайте я сам за ним приеду сейчас». – «Не надо, – отвечают, – мы сами привезем». Утром прихожу в храм, смотрю: у входа иконы стоят – около тридцати штук.

– И не знаете, кто их привез?

– А зачем, раз они сами не захотели, чтобы о них знали. Очень много старинных иконок сгорело, когда храм Никольский в Шарье сатанисты сожгли. И вот, вы представляете, как Господь заблаговременно позаботился о верующих, чтобы они без храма, без молитвы не остались. Мы здесь начали служить 15 января, с Серафимова дня. Еще отопления не было, но мы дали такое слово, что на Серафима Саровского отслужим первую литургию. За неделю отопление сделали, а 25 января в Шарье Никольский храм горит. Все верующие вместе с о.Андреем и о.Алексеем к нам перешли и здесь молились, пока им не выделили новое помещение.

– А почему храм назвали в честь Варнавы Ветлужского?

– Он наш покровитель. Когда я в Рождественском открывал храм, там был святой источник Варнавы. По преданию, когда преподобный плыл на лодке по Ветлуге, в том месте вышел на берег и молился. Как ключик ни уничтожали, как ни закидывали землей в советское время, он сохранился до сих пор. Около источника специально ловили, арестовывали людей, а они все равно шли к нему и молились. Разве это не глубокая вера в преподобного? Вода многим помогает, исцеляет. Мы выстроили над источником часовенку, каждый раз в день его памяти читали там акафист. Я молебны служил и до сих пор на день памяти из Варнавиного источника привожу воду в наш храм и с ней освящаю остальную воду. Людей много собирается на этот праздник. Наша церковь – единственная в области, названная в честь преподобного.

– У меня есть еще мечта, чтобы улица Карла Маркса, которая идет рядом с храмом, была переименована в Варнавинскую, – добавляет батюшка. – Как думаешь, хорошо бы было?

* * *

О многом рассказал мне еще о.Серафим. Приход этот у батюшки не первый. Были еще сельские приходы. После Катунино он открывал церковь в Рождественском. Семь лет служил в Печенкино, где восстановил благолепный трехпрестольный каменный храм. Затем его перевели в поселок Ленинский. Здесь ему пришлось с нуля обустраивать помещение новой церкви, организовывать воскресную школу, которую ведет его матушка.

Когда я рассматривал иконы Варнавы Ветлужского, то, к удивлению своему, обнаружил, что преподобный на многих из них изображен с другим угодником Божиим, прославившимся в этих северных землях, – преподобным Макарием Унженским. О Макарии Унженском я знал и раньше, а о Варнаве ничего не слышал. Тем более было радостно открыть этого удивительного святого, потому что, как оказалось, он является и моим покровителем. Дело в том, что родина моя – тоже Ветлужский край. Родился я на севере Нижегородской области недалеко от реки Ветлуги и г.Варнавина. Там, под молитвенным покровом Варнавы Ветлужского, и прошло мое детство. Возвращаясь из командировки, я привез домой образ этого святого и его Житие. Теперь, наравне с другими любимыми моими святыми, молюсь и новому своему покровителю и заступнику и ощущаю от него незамедлительную помощь.

Е.СУВОРОВ

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга