ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ НА СЕВЕРНЫХ РУБЕЖАХ 3 октября исполнился год, как был освящен в Мурманске необычный храм, который называют здесь Морским собором. Интересно, что почти на том же месте, где он вырос, в феврале 1920 года приняла свой последний бой горстка белых солдат и офицеров. Случайное ли это совпадение? Об истории храма и его служителях рассказывает наш корреспондент, побывавший на Кольском полуострове. Фундамент
Мурманск. Настоящее название Романов-на-Мурмане. Основан осенью 1916 года на месте поселка Семеново последним императором России, Царственным страстотерпцем Николаем Вторым. Этот город был задуман как морская защита северных рубежей нашей Отчизны. И народ там, как правило, сильного и мужественного характера – на Севере иначе нельзя. По давним русским традициям, при основании города вначале закладывали фундамент под храм. Так было и здесь. Приехали архиепископы, епископы, духовенство – в морском городе-порту заложили и освятили фундамент под Морской собор. Построить же не успели... Революция, атеизм, убийство Царской Семьи... Сейчас на этом фундаменте стоит Дом культуры им.Кирова. Но Господь попираем не бывает – идут и идут по всему зданию мощные трещины. Разваливается все. Не может стоять «капище культуры» на освященном фундаменте. В дождь и в ветер Семь лет назад, когда возникла Мурманская и Мончегорская епархия, поставленный на кафедру владыка Симон решил: в Мурманске должен быть Морской собор – Спас-на-водах. В ту пору иерей Андрей Амелин уже два года проводил занятия в воскресной школе при кафедральном мурманском соборе. За это время народ православный сдружился между собой, стали как единая семья. Он-то и предложил: «С Божией помощью возьмемся строить Морской храм». Все – «за». Так создали общину Спасо-Преображенского морского кафедрального собора. Было это 6 февраля, и дата промыслительно совпала с праздником блаженной Ксении Петербуржской, немало потрудившейся при строительстве храма иконы Смоленской Божией Матери. Молитва в общине была и есть на первом месте. У каждого своя частная молитва, а все вместе молились по соглашению, собирались на молитву в Доме престарелых, в медицинском центре у иконы «Неупиваемая чаша». Молились за исцеление людей от алкоголизма и о том, чтобы храм состоялся. И приходили в общину все новые и новые люди. Место под храм присмотрели на одной из сопок – хорошее, живописное. Но не дают его под строительство церкви. Владыка дважды отслужил на этой сопке Божественную литургию – на открытом месте, при сильном ветре, в дождь. После первой такой литургии Господь положил на сердце мэру города построить в этом месте храм. Вторую литургию служили, когда на сопке уже шло строительство храма. Народу было много: молодежь, моряки, старожилы города, дети... Дождь, ветер почти ураганный. А владыка служит: «Что мы, разве такие слабые?!» В специальном ящике священные сосуды, свеча, Дары... Дождь не попадает. Народ не расходится. И вот Спас-на-водах – Спасо-Преображенский кафедральный собор, главный храм Мурманска – стоит. Не деревянный, как мыслилось поначалу, – каменный, с колокольней! И засияли над сопками кресты православные. Почти век прошел, как Император Николай II задумал этот храм. И вот он стоит! Голос храма Ливень хлынул на храм, на людей, на колокола, стоявшие на земле. Это был добрый знак. Как говорят, сам Господь окропил. Под ниспосланным свыше дождем и проходило освящение колоколов мурманского храма Спаса-на-водах. А к началу их подъема на звонницу исчезли последние дождинки. Колокола уходили ввысь – навстречу чистому голубому просвету на небе. К тем же, что еще оставались внизу, подходили взрослые и дети, некоторые ростиком с небольшой колокол, целовали, прикладывали руки к освященному металлу... Морской храм, готовясь к открытию, обретал свой голос. А вернее – голоса. Их десять. Бронзовых красавцев, самый большой из которых весит 1200 килограммов, а самый маленький – всего пять, отливали на пожертвования мурманчан. У каждого из пяти больших – свое название по отлитой на нем иконе и свое символическое значение. Так, Богородичный будет звонить в знак молитвы о мурманчанах, а икона Божьей Матери – охранять город. Чтобы услышать красивый звон колоколов, необходимо отладить и настроить весь хор. Для этого из Москвы, из Храма Христа Спасителя, в Мурманск приехал специалист – звоновед Николай Завьялов. Он постигал это искусство у мастеров еще дореволюционной школы. Был его учителем и Владимир Машков, который за свои прекрасные звоны принимал подарки из рук последнего российского государя. Так что у звонарей в России преемственность и традиции сохранились, дошли до наших дней, хотя и кажется это чудом. В звоне православном главное – ритмическая основа, исполнять различные мелодии как таковые не принято. Но вот что говорит мастер: «Если звонарь искусный, то он умеет сделать так, что звон рождает попевку. Тогда проходящие мимо говорят: «О, вот это дает... Так и слышно у него: «Христос воскресе...» Интересно, что хороший колокол со временем начинает звучать еще лучше. Может, со временем научатся и мурманчане различать в звоне колоколов их голоса – Андреевского, звучащего в знак молитвы о моряках и рыбаках, Ушаковского – в знак молитвы о моряках военных. И вспомнится забытая традиция: издревле на Руси корабли встречали и провожали колокольным звоном. По морским законам С иконостаса Преображенского храма взирает на молящихся Спаситель. Рядом – икона Спаса на водах, где к апостолам, сидящим в лодке, идет Христос. Далее иконы северных святых – препп.Трифона Печенгского и Варлаама Керетского, чудотворцев, помощников мореплавателей. Слева – образ Божией Матери, иконы апостола Андрея Первозванного и праведного адмирала Феодора Ушакова. Паникадило в храме сделано местными кузнецами. На полу изображение Розы ветров. Храм действительно морской, и многое в нем связано с морем. Но что более всего поражает в этом храме – все послушания выполняют молодые мужчины и юноши. Они и храм убирают, и за порядком следят. – У меня такой крест, – говорит настоятель храма о.Андрей Амелин, – чтобы мужики в основном были в храме. Бабушки всегда готовы помочь, но они свои порядки начинают заводить. Пришел человек первый раз помолиться, поставил свечу, а бабушки: «Не там стоишь, свечу не так передаешь, сама поставлю!» Я им всегда говорю: «Вы, бабушки, молитесь, а на подсвечники даже и не проситесь – не благословлю!» Так и не благословил ни одну. Подсвечники же все купил песочные, поставишь туда свечку, и не надо суетиться около них никому, мешать людям. Свеча горит себе спокойно. Люди приходят, ставят свечи, некоторые и по полчаса около икон молятся. Бывает, что я этого человека до этого и в храме-то не видел, и не церковный он совсем, а тут смотришь: стоит, молится. Душа с Богом разговаривает. Пускай молится, не надо его трогать. Я наблюдал, как церковные работницы часто отвращают людей от веры и храма. Мужики должны этим заниматься, а если женщины, то очень духовные. У меня только одна уборщицей работает. Я ее знаю четыре года – Божий человек! Никого не обидит, слова злого не скажет. У нас в храме дух мужественный, морской, суровый. Дух любви нерасслабленной, непоказной, дух жертвенной защиты и сбережения царит в храме. И сам настоятель в прошлом человек военный, привыкший всю меру ответственности нести на своих плечах. К Богу шел путем извилистым. У порога В детстве до 8 лет о.Андрей сильно заикался. Бывало, и говорить не мог. Водили его по всем знахарям, гипнотизерам, экстрасенсам. Не помогало. Кто-то родителей все-таки надоумил: «Вы в двадцати метрах живете от храма и не можете окрестить ребенка. Окрестите». Когда крестили, то священник сказал мальчику: «У тебя это скоро пройдет. Через годик-два перестанешь заикаться». Мальчик не поверил этому. А потом все больше и больше стал забывать, что он заикается, и начинал говорить нормально. Через пару лет совершенно освободился от недуга. Вспомнил он тогда слова священника и понял сердцем, что это Господь даровал исцеление. В церковь Андрей зашел, когда ему было лет двенадцать. Как был в шортах, майке – лето все-таки, – так и зашел. «Что там люди делают, интересно все-таки». В храме же за ним какой-то дедушка стал гоняться: все выставить пытался. Андрейка между людей прячется, а дедуля не отстает, по всему собору выискивал. В конце концов мальчик был пойман. Схватил его дед за руку (чуть руку при этом не вывернул) и, выгоняя из храма, дал со злобой «напутствие»: «Чтоб я тебя здесь в таком виде больше не видел!» Очень сильно тогда расстроился Андрей. Впечатлительный был мальчуган. После школы поступил в Орловское военное училище связи. О храме совсем забыл, к тому же из курсантов православный храм никто не посещал. Советские запреты были в силе. Пристрастившись еще в школе много читать, Андрей к этому времени успел перечитать произведения многих классиков. И как вершина для него стал Ф.М.Достоевский. Прочитав роман «Идиот», Андрей подумал, что главный персонаж книги подобен Христу и что здесь-то и есть истина. В одно из увольнений протестанты вложили Андрею в руку Новый Завет. Он стал читать. Читал с упоением – первый раз в жизни. Все оказалось понятно, и ни в чем никаких сомнений не было. После этого стал Андрей проповедовать. «Смотри, – говорил он очередному курсанту, – мы проходим какую-то философию, ломаем головы – а вот она, Высшая Философия!» Стали и другие курсанты Евангелие читать... Приносит как-то Андрей полную Библию в училище и кладет в свою тумбочку. Вскоре она исчезает оттуда. Вызывает его командир и говорит: «Сходи в Особый отдел, тебя там ждут». Пришел, поговорил. Это был 1992 год. Партийная система рушилась, но в военных училищах работали по старинке, хоть и давали по временам небольшие сбои. «Знаешь, товарищ курсант, – сказал особист, – раньше за это отчисляли. Но сейчас время такое... да и отчислять тебя не хочется – ты хорошо учишься. Так что, если хочешь читать Библию, то читай в увольнениях, за пределами училища. Если не послушаешься, вынуждены будем тебя отчислить». После военного училища, став офицером, служил в Гатчине, под Питером. Храм не посещал. Все еще не связывались воедино Евангелие и храм Божий. «Что там в храме? Одни бабушки и собираются». Потом перевелся на флот, служил в Североморске. Ходил на авианосце сначала командиром группы космической связи, затем заместителем командира корабля по воспитательной работе. Еще будучи офицером, он с разрешения командования поступил на заочное отделение... Свято-Тихоновского богословского института. А вот как боевой офицер Амелин стал церковным человеком, об этом надо рассказать подробнее. «Господи, пошли мне...» Став офицером, Андрей очень сильно хотел создать свою семью, но все как-то не ладилось... Знакомые девушки казались ему слишком легкомысленными, проблемы духовного поиска их не интересовали. Душа же Андрея искала глубокого и сильного чувства. Занимаясь в то время спортом, Андрей посещал различные секции и однажды в тренировочном зале увидел девушку. Приглянулась она ему, а может, и сердце что подсказало. Познакомился. Вскоре она пригласила его к себе домой. Жила с родителями. Переступил Андрей порог их дома и увидел, что вся квартира в иконах. «Вы эти иконы коллекционируете?» – «Да нет, мы молимся». Семья эта стала для него совершенно другой средой жизни. Подруга регулярно посещала храм, исповедывалась, была воцерковленным человеком. А буквально за неделю до знакомства с ней Андрей горячо взывал к Богу: «Господи, пошли мне жену хорошую, верующую...» Многого просил тогда Андрей, но и получил немало. Поэтому через неделю после знакомства и сделал официальное предложение. Родители ответили: «Вас не распишут, ей только 17 лет исполнилось. Но нам не это важно, для нас главное – чтобы вы повенчались». – «Как скажете, так и будет. Я согласен». Его избраннице надо было еще закончить учебу. Чуть позднее создалась семья. Все это время Андрея к церкви не принуждали. Давали читать православную литературу. Андрей читал все и не мог насытиться. Сердцем понял, какая глубина заложена в православии. Стал посещать храм, познакомился с батюшкой, который вскоре и повенчал их. А однажды приснился ему сон. «Стою я во священническом облачении, надо читать проповедь, а я ничего не знаю. И такой страх от этого. Нечего сказать людям!» Проснулся в холодном поту. Жена успокоила: «Ты же лейтенант, а не священник. На корабле тебе, как священнику, не надо проповедовать». Служение Андрей Амелин был рукоположен во иереи епископом Симоном летом 1998 года в день памяти двенадцати апостолов. Служил сначала штатным священником в Свято-Никольском храме, потом ключарем в соборе и возглавлял миссионерский отдел епархии. Потом назначили настоятелем строящегося Спасо-Преображенского морского кафедрального собора. Теперь судьба бывшего лейтенанта связана с этим храмом. А сколько еще судеб собрал воедино этот удивительный собор... Звонят колокола на сопке. Звонят, созывая народ. Идет служба, молятся люди православные – славят Господа. «Колокольный звон, – сказал мне на прощание о.Андрей, – он разный бывает. Умели люди в старину различать его. Слушая печальный звон во время Великого поста, устремлялись в церковь с покаянием и надеждой. Тогда, как и теперь, перед каждым человеком стоял вопрос о смысле жизни: жить, чтобы есть, как животное, или осмысленно, разумно жить. Голос колокола подобен внутреннему голосу в душе человека – голосу Божию, то есть совести... Звонят колокола всегда: и летом, и зимой в метель, когда заблудшие не могут найти дорогу домой. А наш дом – это храм Божий». Записал И.Вязовский
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |