ПО СЕВЕРУ Восьмые Трифоновские чтения В Кирове с 22 по 26 октября прошли восьмые Свято-Трифоновские чтения. Их тема: «Церковно-государственные отношения: история и перспективы развития». Накануне, 21 октября, в день памяти преподобного Трифона Вятского, была совершена торжественная литургия. Владыка Вятский Хрисанф сослужил с епископами Иоанном Йошкар-Олинским и Иринархом Пермским. На пленарное заседание были приглашены из Москвы гости, такие как заместитель министра образования Леонид Гребнев и иеромонах Савва (Ищук), сотрудник синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами. Архиепископ Хрисанф открыл чтения докладом, который был посвящен самым для епархии важным датам уходящего года. Это 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского, 85-летие мученической кончины Царской Семьи, причисление к лику святых вятского мученика о.Михаила Тихоницкого. И, наконец, долгожданное освящение храма во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которое состоялось 30 сентября, в престольный праздник этой величественной церкви. Строить ее помогали, наверное, все крупнейшие предприятия города, заводы им.Лепсе, Авитек и др. Совместное участие Церкви и государства было общей чертой всех этих наиболее заметных событий 2003 года. Вопрос, как выйти на уровень, когда государство не просто терпит Церковь, но само начинает проявлять интерес, вкладывать свой ресурс – обсуждался очень активно. По мнению отца Сергия Гомаюнова, для этого нужно больше площадок, где сотрудничество носит не разовый характер, а таких, как Православная гимназия Вятки, где батюшка служит духовником (18 октября отмечалось столетие этой школы, в котором приняли участие ее выпускники, в том числе военных лет), Центр социальной помощи, библиотека «Благовест»... Там на практике отрабатываются формы взаимодействия. Этой теме посвятил свое выступление и заместитель министра образования РФ Гребнев. Речь шла о преподавании в школах основ православной культуры и религии. Гость чтений разъяснил суть последних документов министерства, заметив, что на местах их часто интерпретируют как запретительные. Это в корне неверно. Документы носят как раз разрешающий и рекомендующий характер. Поэтому вместо того, чтобы искать способы обойти законодательство, нужно смотреть, как его исполнить. Оно дает самые широкие возможности для нормального преподавания православных дисциплин. С очень интересным докладом выступил иеромонах Савва. Он рассказал о работе тех православно-патриотических клубов в Москве, которые окормляют священники. Недавно ребят из одного такого клуба приняли в Кантемировской дивизии. Мальчишек поместили в солдатские условия, учили обращению со стрелковым оружием и т.д. Они вынесли из этого опыта самые сильные впечатления. В различных секциях чтений приняли участие вятские, пермские, йошкар-олинские докладчики. Интересное событие произошло на секции православной журналистики – презентация книги Ольги Бакиной, декана журфака Кировского филиала Московского гуманитарного института. Именно православную журналистику она избрала сначала темой своей диссертации, а затем книги. Кроме того, на чтениях состоялись презентации книг двоих вятских священников-поэтов – о.Андрея Кононова и о.Леонида Софронова. VIII Трифоновские чтения, как всегда, стали событием, к которому год готовятся так, чтобы потом год обсуждать услышанное, питаться новыми идеями. Соб. инф. Мученики Невской земли 11 ноября была отслужена панихида на Смоленском кладбище, где покоятся юнкера, погибшие при защите Зимнего дворца в ночь с 25 на 26 октября 1917 года. В Казанском кафедральном соборе в сослужении с многочисленным духовенством совершил литургию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, сообщает православное общество «Радонеж». Молитвенно помянуты новомученики и исповедники, погибшие от рук большевиков на Невской земле. Среди них настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский и двое его сыновей, причисленные к лику святых в 2000 году. Крестный ход проследовал от Феодоровского Государевого собора Царского Села к Пулковским высотам, где в гражданскую войну стояли полки генерала Николая Юденича. Там установили памятный крест, посвященный погибшим на северо-западе участникам белого движения. Православие.ру Полвека служения 4 ноября 2003 года исполнилось 50 лет со дня иерейской хиротонии настоятеля храма преп.Серафима Саровского Санкт-Петербурга протоиерея Василия Ермакова (на фото справа). В 1953 году отец Василий закончил Санкт-Петербургскую Духовную академию с присуждением степени кандидата богословия и 4 ноября того же года был рукоположен митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. С юбилеем маститого протоиерея поздравили митрополит Владимир и многие его духовные чада. Редакция газеты присоединяется к этим поздравлениям. Многая лета! Кражи святынь Две кражи подряд совершены в Ленинградской области. 4 октября в Волосово, в церкви Александра Невского, пропали иконы преп.Серафима Саровского и Всех Святых. В святотатстве подозревают двоих мужчин, 45-50 лет. По словам прихожан, воры вошли в храм во время службы, отстояли ее, затем один из подозреваемых стал беседовать со служительницей, а второй принялся рассматривать иконы. После ухода «благочестивых мирян» святыни исчезли. А 20 октября нечто подобное случилось в поселке Вырица – там похищен уникальный серебряный ковчег с мощами 12 святых. Этот ковчег, судя по всему, привезенный из Рима, был установлен здесь в 1952 году. По словам специалистов, продать похищенную вещь такой ценности практически невозможно. Однако есть опасность, что святотатец попытается его переплавить. Удивительный портрет В Петербург привезены икона, четки и часть мантии преподобного Серафима Саровского. Святыни выставлены для поклонения в Св.-Троицком соборе Александро-Невской лавры. История этих реликвий необычна. Как рассказывает наместник московского Свято-Данилова монастыря архим. Алексий, в 1993 году в его обитель пришла молодая пара с предметами церковной утвари, оставшимися от родственника-священнослужителя, чтобы, по своей бедности, их продать. В благодарность за помощь они бесплатно передали монастырю икону Саровского чудотворца. Сначала монахи не догадывались о том, что обладают великой святыней. По совету знающих людей, ее отправили на атрибуцию, и исследования показали, что портрет преподобного, скорее всего, относится к последним годам его земной жизни. Нимб же был дорисован уже после прославления святого в 1903 году. Наверняка портрет был писан с живого Серафима Саровского. Лицо старца сурово, но одновременно благостно, именно таким описывали его те, кто общался с ним при жизни. В последние годы жизни многие умоляли его дать написать с себя изображение, но старец упорно отказывался позировать. Однако приблизительно в 1815 году он все-таки дал согласие художнику Дмитрию Евстафьеву. Возможно, в данном случае идет речь именно о портрете работы Евстафьева или очень хорошей его копии. Описания этого портрета есть, и о судьбе его известно, что он был подарен царской семье, причем этому предшествовали необычные события. В 1860 году смертельно заболела дочь императора Александра II – великая княжна Мария Александровна. Тогда монахинями Понетаевской обители была доставлена во дворец полумантия, которую старец Серафим носил все время. Укрытая ею, цесаревна чудесным образом выздоровела. Портрет хранился в Феодоровском Государевом соборе с пещерным храмом Серафима Саровского; часто молился перед этой иконой Николай II. В революцию портрет был тайно вынесен из храма, при этом его вырезали из рамы. После этого о его судьбе не было известно ничего. Невское время Серебряная Вятка Известно, что древние тюрки называли реку Вятку именем Нукрат, что значит Серебряная. Имя это объясняли и находками серебряных монет на ее берегах, и светлой водой, и даже необычными белыми лопухами... Но в конце XVIII века Вятку прославило другое серебро – из которого местные умельцы делали предметы церковного обихода: панагии, оклады Евангелий и икон, напрестольные кресты, кадило. В ту пору эти изделия не уступали устюжским. Совсем недавно в Кирове вышла книга Г.А.Моховой «Вятское художественное серебро». Исследовательница по крупицам собрала сведения о пятистах мастерах, более половины которых прежде практически были неизвестны. Книга снабжена красочными фотографиями, по которым можно судить, как в старину украшали храмы Божьи. В.Семибратов Вспоминая Строгановых 14 октября в Эрмитаже открылась выставка «Строгановы: меценаты и коллекционеры», на которой представлены сокровища рода, сыгравшего в истории России выдающуюся роль. Организаторы выставки – Эрмитаж и благотворительный Строгановский фонд, возникший в 1992 году по инициативе последней представительницы рода Строгановых – баронессы Элен де Людингаузен. На средства фонда была оказана помощь провинциальным музеям (в Сольвычегодске, например), церквям в Усолье и Ильинском Пермской области, где располагались когда-то строгановские соляные копи... всего на сумму около 1,5 млн. долларов. Этому событию мы приурочили публикацию в сегодняшнем выпуске газеты об истории древнего села Серегово, основанного на строгановских солеварнях. Соб. инф. Времена: Норвегия, Швеция и Чехия – наименее религиозные страны Европы. В ходе европейского соцопроса респондентов просили оценить свою религиозность по 10-балльной шкале. 62% греков и 40% поляков поставили себе оценку «8» или выше, тогда как лишь 11% шведов, 10% чехов и 9% норвежцев поставили себе такие оценки. На вопрос, является ли религия важной частью их жизни, утвердительно ответили 74% греков, 57% поляков, и только 13% норвежцев, 12% шведов и 11% чехов. * * * Славянский сад в честь Крестителя и объединителя Руси св. кн. Владимира будет заложен на истоке Волги в Тверской области, у стен Св.-Ольгинского женского монастыря. В соответствии с проектом «Славянский сад» представители 89 регионов России, епархий, а также областей Белоруссии и Украины посадят деревья в нем. * * * 69-летняя пенсионерка из Казани построила на собственные деньги храм. Чтобы накопить денег на большое деревянное здание, пенсионерка долгие годы откладывала средства, плюс обменяла свою квартиру на меньшую. Ни местные власти, ни спонсоры не помогали, только родня. Недавно храм был освящен в честь Рождества Христова. * * * 41 депутат Госдумы выступил против строительства на Ходынском поле в Москве кришнаитского «храма». Гигантское сооружение на 8 тыс. человек высотой 52 метра, как предполагается, должно войти в комплекс «центра ведической культуры» общей площадью более 10 тыс. кв. м. Секта «Международное общество сознания Кришны» признана деструктивной, наносящей вред психическому здоровью людей. * * * День празднования годовщины Куликовской битвы будет перенесен с 21 на 8 сентября. Это предусмотрено поправками к закону «О днях воинской славы (победных днях) России», одобренными Госдумой. В результате дата Мамаева побоища, совпадавшая с праздником Рождества Богородицы, Церковью и государством будет отмечаться отдельно.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |