ОТЧИНА СЕРЕГОВСКАЯ СОЛЬ Строгановское село на горках русской истории Смерти вопреки «Весь этот год у нас никак не прекращался какой-то мор, – рассказывает мне староста сереговского молитвенного дома Раиса Александровна Сажина. – Люди умирали, умирали и умирали. Причем все молодые. То кто-то на мотоцикле разбился, то повесился, то отравился. И вот, чтобы это прекратилось, мы решили позвать о.Симеона – игумена Усть-Вымского монастыря, чтобы он отслужил около обетного креста молебен. В августе этого года мы все собрались на молебен. Когда батюшка начал молиться, то пошел дождь, но никто не разошелся, все достояли до конца. С нами была и глава сельской администрации Оксана Васильевна Пономарева (по ее просьбе мы батюшку и пригласили). И что вы думаете – после молебна смерти прекратились. Сейчас люди не умирают!» Начал я подробно расспрашивать Раису Александровну об обетных крестах, об истории села и узнал много нового и интересного. О том, что до революции это был крупнейший промышленный и торговый центр всего Коми края, что здесь был образован первый завод, открыта первая школа. В Серегово существует здравница, где с помощью целебной соли лечат всевозможные болезни. Много чудесного я узнал и о здешних святынях – древних обетных крестах, сохранившихся до сих пор. «Раньше крестов здесь было пять, – рассказывает староста. – Один стоял рядом с Успенской церковью. Второй на Сереговской горе на самом высоком месте, третий в конце Усолья, четвертый при въезде в Усолье. Еще один крест стоял в центре села. До наших дней сохранились только два. Тот, около которого батюшка служил молебен, в центре села, был известен еще в 1799 году. Тогда в Серегово был страшный пожар. Один мужчина встал около этого креста и сказал: «Если крест сгорит, и я вместе с ним сгорю». Сгорело почти все село, а крест остался. Потом люди, пока не отстроились, жили в соляных амбарах. А второй крест сохранился в Усолье на берегу реки. Он был поставлен в 1684 году в память о выигранной «войне» владельца завода Панкратьева со стрельцами Соловецкого монастыря и людьми Евстафия Филатьева. Когда Раиса Александровна жила в Сыктывкаре и преподавала в техникуме, она и не думала, что вернется в родное село, заинтересуется его историей, будет вести крестьянское хозяйство, держать корову, овец, восстанавливать храм, проводить лекции об истории села приезжающим на курорт. Об удивительной истории с.Серегово она подготовила книгу. На фактах из нее основан текст, который предлагается вашему вниманию. Начало Месторождение соли под Сереговой горой на реке Выми было известно издавна. Выпаривание соли проводилось примитивными способами: сушкой под навесами, естественной сушкой или подбрасыванием горячих камней в сосуд с рассолом. Первое письменное упоминание о селе Серегово связано с родом солепромышленника Афанасия Владимировича Строганова. Вместе со своими сыновьями он обратился к царю Ивану IV, испрашивая дозволения включить в свои владения отхожие земли Великой Перми. Строгановых в то время называли северными соляными королями. В 1582 году Афанасий Строганов добился желанной грамоты Ивана IV, где писалось: «Царь и Великий князь Иван Васильевич пожаловал Офоньку Строганова на дикое место по Выми реке на 15 лет, чтобы Офонька Строганов на тех диких местах рассольные места искал, и варницы ставил, и пашни распахивал, и лес расчищал». В 1586 году Строганов выхлопотал у царя Федора, сына Ивана Грозного, еще одну льготную грамоту, «чтобы поставить варницу на своей купленной земле по реке Выми под Сереговой горою и чтобы ему в льготные лета амбар варничный, труб рассольные ставить и соль варить, а государевы подати никаких не платить». Однако по ряду причин, в том числе и из-за отдаленности, Строганов не мог поставить на широкую ногу промысел соли, и в начале XVII в. он продает сереговский промысел крестьянам Княжпогостской волости, братьям Ивану и Севастьяну Опариным, и оставляет за собой только пай (долю в собственности и прибыли). Соли новые хозяева варили немного. По вымским писцовым книгам 1608 г., на солеварне работал только один человек – Петрушка Латыш. В то время здесь находились деревянная часовня Николая Чудотворца и 21 крестьянский двор. У Опариных не хватило капитала для расширения производства, и, согласно купчей 1637 года, эти земли у них купил Данило Панкратьев, уплатив за них 23 рубля. Данило Григорьевич был крупным торговцем, дьяком Московского приказа. Принято считать, что именно с этого времени и началась история Сереговского солеваренного завода – первого промышленного предприятия на территории Коми края. Строгановы, узнав об успешной деятельности Панкратьевых, решили заявить свои права на промысел. В 1657 году между ними начался длительный судебный процесс. Тяжба продолжалась 13 лет, пока царь Алексей Михайлович своей «Правой грамотой» не отверг притязания Строгановых на Серегово. Академик Лепехин, посетивший завод в 1771 году, отметил: «К варницам приписано 257 забеглых душ, которых у нас называют непомнящими родства и которые всю работу на варницах отправляют, кроме дровяной поставки, в коей большей частью зыряне обязуются». Кроме этих постоянных работников, на промысле жили прихожие люди, которые работали по найму. Тесное повседневное общение с русскими не могло не привести к тому, что окрестные коми в какой-то степени овладели русским языком. Да и взаимные коми-русские браки не были большой редкостью. Так образовалась группа русско-коми населения. В 1678 году Панкратьев построил в Серегово две деревянные церкви – во имя Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» и Николая Чудотворца, приобрел для них колокола и церковную утварь. «И скрип полозов» В 1768 году купцами Рыбниковыми в Серегово был построен величественный каменный двухэтажный храм Успения Божией Матери с колокольней и четырьмя престолами. Быт сельчан до революции был неотделим от церковного круга богослужений. На великие и престольные христианские праздники все село шло в храм на службу. А после с хоругвями и иконами шли крестным ходом вокруг храма и села, совершая молебен около каждого обетного креста. В Серегово проводилось несколько торжков и ярмарок. Писатель Иван Шергин, уроженец села Серегово, так описывал ярмарку: «Ивановская ярмарка – это для зырянина «праздников праздник», которого он ждет не дождется круглый год... На горе среди села «гостинный», около которого стоит невообразимая давка. Купцы-устюжане осаждаемых лавок буквально завалены требованиями зырянок. На выручке навалены горы кусков ситца, сукна, шелковых, шерстяных тканей, изделия из кожи, металлоизделия и другие товары. Здесь кипит торговая жизнь, тогда как под горой на берегу Выми господствует чисто праздничное настроение». На Рождество и в крещенский сочельник в Серегово проходили торжки, на которые приезжали купцы из Усть-Сысольска, Яренска, Сольвычегодска и других городов, а также крестьяне из близлежащих селений. Сереговская поэтесса Галина Обросова так написала об этих торжках в своем стихотворении: Искушение богатством Расцвет сереговского промысла пришелся на конец XVII века. Количество добываемой соли увеличилось с 133 тысяч пудов в 1674 году до 310 тысяч пудов в 1698 году. Сереговский солеваренный промысел стал одним из крупнейших в России. В 1670-х годах при Сереговском заводе было организовано строительство речных судов. Ежегодно здесь строились 4-6 дощаников и несколько мелких судов. До 700 человек занимались вывозкой соли речными судами на главный рынок сбыта – в Вологду. Сереговской солью торговали в Москве, Архангельске, Устюге, Вятке, а также на местных рынках. Появились у Панкратьевых и конкуренты. Самым опасным с 1672 года стал крупный торговец Евстафий Филатьев: он начал скупать земли по соседству с промыслом Панкратьевых и к 1678 году наладил работу своего небольшого промысла. К тому же и монахи Соловецкого монастыря решили наладить в Серегово свой соляной промысел. Еще в середине XVII века Соловецкий монастырь получил в свое владение близлежащую деревню Удор. Для основания промысла руководство монастыря направило в Серегово трех полномочных представителей. Вместе с ними прибыло 170 человек, включая 50 стрельцов. Между конкурентами началась «война». Владелец завода жаловался властям на приказчика Филатьева: «Они людей его, которые шли из усолья на мельницу, из луков стреляли и бердышами рубили, и рогатинами кололи и человека его Ивашка Якимова застрелили до смерти, четырех человек ранили и рабочих 5 дворов сожгли». Кроме того, люди Филатьева пожгли новые хоромы хозяина завода, в которых он останавливался, бывая на промысле, изувечили трубного мастера Власа Артамонова, сжали и увезли с принадлежащих Панкратьеву полей хлеб на 480 рублей, что по тем временам было солидной суммой. Панкратьев в Москве возбуждает судебное дело против конкурентов. Добивается смены яренского воеводы, который покровительствовал Филатьеву, нанимает и спешным порядком направляет в Серегово 20 устюжских стрельцов. После этого промысел Филатьева пришел в упадок, и Панкратьев скупает его за бесценок, а Соловецкий монастырь отказывается от своих притязаний на добычу соли. В последующее столетие солеварни переходили от одних хозяев к другим, неизменным оставалось только все ухудшающееся положение трудового люда. Хозяева теперь проживали далеко от Серегово, а вся полнота власти была предоставлена приказчикам. Самоуправство их дошло до того, что они устроили заводскую тюрьму, в которую бросали рабочих за малейший проступок. В середине XIX в. владельцем промысла в Серегово была «Беломорская компания» с иностранным участием, фактическим владельцем которой был архангельский купец первой гильдии Вильгельм Брант. В это время управляющий заводом Фрелих сократил наполовину численность рабочих, прекратил выдачу денег и хлеба уволенным рабочим и семьям, оставив их фактически умирать с голода. Беломорскую компанию интересовали прежде всего лесные угодья завода. Они заготовляли корабельный лес и сплавляли его в Архангельск. К тому времени заводовладельцы захватили лучшие окрестные земли. Сельчане вынуждены были отправляться на сенокосы за 70-80, а то и за 200 верст от дома. Неоднократно они посылали в столицу к царю своих ходатаев. Но поскольку положительного решения в пользу крестьян не было, они начали самочинно косить угодья, принадлежавшие заводу. Руководителем движения крестьян был известный бунтарь деревни Шежам Дмитрий Балин, который за «неповиновение местным властям» был судим царским судом более десяти раз, даже находился в тюрьме. Он был легендарной личностью среди местного населения. Предания о нем были известны еще в XX веке. С 1863 года по указу Александра II в Российской империи была введена свободная торговля спиртным, и стали открываться питейные заведения. В Серегово питейные заведения открыли сразу несколько купцов. Купеческий сын Разваляев поставил кабак рядом с заводом. Жена купца Андреевского открыла свой кабак вблизи Успенской церкви и волостного правления. Купец Иван Комаров устроил питейное заведение в самом центре села. Вскоре объявился еще один желающий торговать водкой – заезжий крестьянин Иван Колыванов. Он просил волостное правление разрешить торговлю в розлив. Заводское начальство было против размещения питейных лавок вблизи завода, но с их мнением не считались. Управляющий заводом пришел в негодование: «Уже четвертый кабак открывается в Серегово и все близ завода. Что же это будет, все рабочие сопьются! Итак уже беспрерывно просят денег вперед, под будущий заработок, да не на хлеб, а на водку проклятую. Так ведь скоро работать некому будет». Афанасий Булычев В 1879 году владельцем завода стал архангельский купец I-й гильдии Афанасий Васильевич Булычев. Он был одним из самых богатых людей на Севере, владельцем заводов, пароходов, магазинов, складов. Но добрую память о себе он заслужил не своим богатством, а тем, что десятую часть всех своих доходов жертвовал на нужды церкви и на помощь нуждающимся. В большой Архангельской епархии не было церкви или монастыря, богадельни, которые бы он не поддержал материально. Значимым событием в Коми крае стало основание Булычевым в 1894 г. Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря в 14 километрах от Серегово. Воздвигнут он был по благословению Иоанна Кронштадтского на месте пустыннических подвигов сереговского крестьянина, старца Василия Пестерева, в глухой тайге на реке Кылтовке. Все монастырское устройство было сделано на личные средства Булычева. В последние годы жизни Афанасий Васильевич все больше склонялся к уединению. Каждую зиму он уезжал в Соловецкий монастырь и подолгу жил там на послушаниях. Последние три года находился в монастыре безвыездно, отрешившись от всех мирских дел. За год до смерти заготовил себе гроб, который поставил в своей келье. В 1902 году, перед своей кончиной, принял постриг. Горькие перемены Советская власть установилась в Серегово в 1918 году. Завод перешел в руки большевиков. Новые власти никак не могли наладить процесс солеварения, который часто прекращался то из-за выхода из строя рассольной трубы, то из-за отсутствия дров, то по другим причинам. В это время пермские солезаводы были захвачены Колчаком и Деникиным, Россия оставалась без соли. Заводоуправлению во что бы то ни стало необходимо было наладить работу завода. На продаже соли начались спекуляции и хищения, которые не могла остановить даже рабочая милиция. В августе 1918 года после создания антибольшевистской Северной области с центром в Архангельске в Коми крае началась гражданская война. В конце октября 1919 года особый вычегодский добровольческий отряд капитана Орлова из Архангельска через Удору вышел к Вычегде и захватил Айкино. Сереговское заводоуправление получило распоряжение эвакуировать соль и основные части машины, которой выкачивали рассол. Но сделать этого они не успели. Белогвардейцы заняли Усть-Вымь. В Серегово был направлен представитель белых Пономарев, чтобы создать в селе волостное правление. В ноябре 1919 года завод был возвращен бывшему владельцу. Но ненадолго. 14 ноября в селе из учеников училища была образована первая комсомольская ячейка, которая подговорила учеников бойкотировать белую власть и преподавание Закона Божия. Власть в селе перешла к коммунистам. В ноябре 1929 года в сереговском заводском клубе было проведено собрание жителей села по организации колхозов. Этой же ночью клуб вместе со школой и избой-читальней сгорели дотла. После этого по селу пошли агитаторы с подписными листами о закрытии церкви. Семьи коммунистов и комсомольцы подписались в первую очередь. Но люди верующие были против. Две христианки, Е.И.Ивашова и В.И.Злобина, летом 1930 года поехали в Москву с прошением, чтобы сохранить старинную церковь. Они были на приеме у самого Калинина, который на их прошении написал положительную резолюцию. Но церковь у верующих все равно отобрали. Все иконы из нее вынесли, колокольню разобрали на кирпичи, колокола увезли на барже на переплавку. В здании церкви разместили столовую, клуб и пекарню. В годы войны в ней был заводской гараж, а после войны ее разрушили. В последние дни Издавна местные жители знали о лечебных свойствах сереговских рассолов и широко применяли их для лечения хронического ревматизма. Жители окружающих деревень вывозили рассол в бочках себе домой, чтобы лечить «ломоту в костях». Первая попытка организовать курорт в Серегово была сделана еще в 1915 году, но тогда этому помешала Первая мировая война. В 1929 году было завершено строительство первого спального корпуса и водолечебницы. В 60-70-х годах на курорте отдыхали по 200-225 человек за смену. С 1986 года началось строительство нового санатория на 750 мест, которое не закончено до сих пор. Сегодня через Серегово проходит 2000 человек в год. Каждой новой смене Раиса Ильинична Сажина рассказывает об удивительной истории села, которому в этом году исполнилось 420 лет. Четыре года назад стараниями Раисы Александровны и местных старушек, которых она собрала в общину, в Серегово построен молитвенный дом. – Он находится в здании бывшего детского садика, – рассказывает Раиса Александровна. – Мы попросили две комнаты, все отремонтировали и обратились в Усть-Вымский монастырь к о.Симеону за помощью. Молитвенный дом назвали в честь св. великомученика Пантелеимона Целителя. И вот уже четвертый год как у нас идут службы. В назначенное время к нам приезжает настоятель Усть-Вымского монастыря о.Симеон, с ним клиросные певчие. Батюшка крестил уже многих, молебны постоянно служит и отпевает. Но боимся, что скоро и этот дом у нас отберут. Налоговая инспекция требует очень много отчетности, да еще на дискетах. А у нас не только компьютера, даже пишущей машинки нет. В этом году ввели еще налог на землю. Платить неоткуда. Не знаем, что и делать. Да и что мы можем одни, старушки-погремушки?.. Вот такова история и новь старинного села. Что-то, например, борьба за обладание солеварнями, очень напоминает сегодняшние схватки за собственность; а сегодняшнее пьянство и бедность сереговцев – почти по Горькому – возвращают в памяти времена дикой индустриализации России конца XIX века. Адрес молитвенного дома: 169210, Республика Коми, Княжпогостский р-н, с.Серегово. Сажиной Раисе Александровне. Е.Суворов
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |