БОГОСЛОВИЕ Четыре образа Церкви в Откровении Иоанна Богослова Пожалуй, ни в какой другой книге Нового Завета нет более полного и более значительного откровения о Божественном церковном домостроительстве, чем в Откровении апостола Иоанна. Несомненно, что экклесиология Иоанна Богослова нуждается в толковании, ведь Апокалипсис – книга в основном иносказательная. Поэтому хотелось бы остановить внимание читателя на тех откровениях и образах Апокалипсиса, которые особенно полно выражают значение Церкви в общечеловеческой истории. В Откровении Иоанна можно выделить очень четко обозначенную смысловую линию, изображающую четыре важнейших образа Христианской Церкви. Это образ Церкви Всемирной, мистической, содержимой Самим Богом; образ земной и современной нам Церкви – труждающейся, борющейся и подверженной опасным соблазнам и искушениям; а также образы Церкви Воинствующей и Церкви Торжествующей. В начале Откровения Иоанн преподает Божественные послания к семи Асийским церквям, пребывавшим в то время на территории Малой Азии. В эти послания апостол вплетает образы открытого ему Божественного видения – Всемирной Христовой Церкви. Апостол показывает Бога, Чей лик сияет, как солнце, ходящего посреди семи золотых светильников и держащего в руке семь звезд. Такому образу созвучна мысль Константинопольского патриарха свт.Германа: «Церковь есть земное небо, где Небесный Бог живет и движется». Апостол сообщает о всемирном значении Христовой Церкви и Ее Божественном установлении: «Таинство седми звeзд, яже видeл еси на десницe Моей, и седмь свeтилник златых: седмь звeзд ангели седми церквей суть: и седмь свeтилников, яже видeл еси, седмь церквей суть» (Откр. 1, 20). Сам Господь в посланиях говорит о Себе в третьем лице: «...Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников» (Откр. 2, 1). То, что апостол пишет послания к семи по числу церквям, свт.Андрей Кесарийский толкует следующим образом: «Хотя много было местных церквей, но он послал только семи, ради седмеричного числа, обозначающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней». Асией во времена Маккавеев называлось царство Селевкидов, занимавшее пределы нынешней Турции. Все семь церквей, к которым обращены послания, были расположены в западной ее части. По свидетельству Писания, с асийскими христианами сообщались трое апостолов: Павел посетил Асию во время своего второго путешествия в 52 г. по Р.Х. Затем он возвращается сюда в начале и в конце третьего путешествия прим. в 52-55 гг. Павел проповедовал в Эфесе в течение трех лет. Он также направлял послания в различные провинции Асии – Эфес, Колоссы и Лаодикию; к асийским христианам среди прочих обращается ап. Петр в (1 Пет 1, 1); наконец, и сам апостол Иоанн, вероятно, трудился и проповедовал среди эфесских христиан в свои поздние годы, с чем и связаны его послания в Откровении. И чем особенно важно седмеричное послание Откровения, это то, что в нем заключено пророческое видение многих искушений, потрясавших Церковь за всю Ее историю и грозящих Ей в будущем. Читая об Асийских церквях, мы сопоставляем их образы с современным нам служением Церкви, принимая каждый к своему сердцу слова обличения и назидания. * * * Первая из Асийских церквей, к которым обращается апостол, – Эфесская: «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» (Откр. 2, 1-2). Эфес – город в Лидии, на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр в Эгейское море. В нем процветал дух позднегреческой космополитической культуры, и наряду с Иерусалимом и Афинами он был одним из трех «святых» городов древности. К тому времени, когда при римлянах Эфес стал столицей Асийского проконскульства, он имел уже долгую историю. Город был расположен на пути из Рима на Восток; и пострадал во время землетрясения в период правления Тиберия. Эфесский храм Артемиды, почитавшийся одним из семи чудес света, был центром одного из мистических культов Востока, и город носил почетный титул Неокорос – «Блюститель храма». В Эфесе сооружались храмы в честь императоров и проводились состязания атлетов. В сохранившихся развалинах эфесского театра насчитывалось 66 рядов скамей с 24000 мест для зрителей. Во времена апостола Павла городом управляли Сенат, то есть «Совет старцев», и Народное собрание, которое осуществляло надзор за размещавшейся в храме городской казной. Как уже сказано, Павел дважды побывал в Эфесе и жил здесь с осени 52 г. до лета 55 г. Три месяца апостол проповедовал в синагоге, но, натолкнувшись на враждебность иудеев, с группой учеников отделился от них и в течение двух лет ежедневно благовествовал в училище некоего Тиранна (Деян. 19, 8-10). Вероятно, Павел побывал в Эфесе и в третий раз (ср. 1 Тим. 1, 3). Теперь о толковании. Свт.Андрей Кесарийский пишет: «Под семью звездами, или ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием под именем семи небес, здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, держимое, как и все концы земли, в деснице Христовой... Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит; одобряет и то, что, не веря всякому духу, они испытывали выдававших себя за апостолов и, признав их лживыми, не принимали; хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов. Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему». Образ времени Эфесской церкви применяли к апостольскому веку. * * * Вторая церковь – Смирнская: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, Жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 8-10). Смирна или Измир (от греч. «миро») – город на западном побережье Малой Азии, расположенный в глубокой бухте севернее Эфеса. Смирна была основана как эолийская колония и впоследствии заново построена Лисимахом (361-281 гг. до Р.Х.) в нескольких километрах от прежнего места. Новый город вскоре стал одним из богатейших торговых центров Малой Азии и смог сохранить свое значение при господстве римлян. В римский период в Смирне проживало большое число иудеев, которые оказывали влияние на хозяйственную и политическую жизнь города. Христиане подвергались в Смирне преследованиям вплоть до правления Константина. Основание здесь христианской Церкви относится, вероятно, к тому времени, когда апостол Павел стал проповедовать в Эфесе. В толковании времени образ Смирнской церкви относят к временам гонений от язычников. Слова о десяти днях скорби свт.Андрей толкует как мысль о кратковременности страданий за Христа. К смерти же подобает относиться как к способу воссоединения со Спасителем, Который за терпение увенчивает мучеников неувядаемым венцом жизни. * * * Церковь третья – Пергамская. Пергам – город, находящийся в 135 км севернее Эфеса, где, как известно, пострадал св. мученик Антипа. Греческий царь Эвмен II (197-159 гг. до Р.Х.) основал в нем производство пергамента, откуда и название города. Он же воздвиг на акрополе жертвенник Зевсу. Кроме того, в городе был храм бога-целителя Асклепия Сотера, или Эскулапа. Пергамское царство было присоединено к Римской империи в 133 г. до Р.Х. Позднее Пергам стал центром культа императора Августа, и здесь были сооружены храмы в честь богини Ромы и самого Августа: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2, 12-13). С образом Пергамской церкви толкователи связывали гонения на Церковь, бывшие при Нероне. * * * Четвертая церковь – Фиатирская: «И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась» (Откр. 2, 18-21). Фиатир – город в Лидийской области. Он был расположен на обширной равнине, у притока реки Каик, к юго-востоку от Смирны, между Сардисом и Пергамом. В Фиатире жила Лидия, торговавшая багряницею и крещенная в Филиппах ап.Павлом. Близ города находилось идольское капище, посвященное сивилле Самбафе, на которое, возможно, и указывает послание. Уже в первые века по Р.Х. многие обитатели малоазийских селений старались жить в свете апостольских заповедей, но по привычке нередко обращались к своим старинным праздникам и обычаям, связанным с культами земледелия, многие из которых были посвящены языческим божествам. Под именем Иезавели толкователи понимали гностические ереси, потрясавшие Церковь в ранние века. * * * Пятая церковь – Сардийская: «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1). Сардис – древняя столица Лидии. Сардийскую церковь Господь обвиняет в нерадении и духовной лености. С образом Сардийской церкви критики римского католичества в среде реформаторов сравнивали папскую курию Александра Борджиа VI. * * * Церковь шестая – Филадельфийская. Филадельфия («Братская любовь», нынешний Алашехир) – город, названный по имени основателя – пергамского царя Аттала II Филадельфа (159-138 гг. до Р.Х.): «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов... Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3, 7-9). За исповедание имени Христова Господь через апостола обещает Церкви обращение и покаяние иудеев. Дух, отверзающий сокровищницу знания, служит Ключом пророчеств и Путеводителем в Небесное Царство. В толковании времени образ Филадельфийской церкви служил символом последнего возрождения Церкви перед появлением антихриста. * * * Церковь седьмая – Лаодикийская: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч ...извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 14-18). Лаодикия, названная так царем Антиохом II в честь супруги Лаодикии, была главным городом Фригии и находилась неподалеку от Колосс, на реке Лик, притоке Меандра. В Лаодикийской Церкви трудился Епафрас (Кол. 4, 13). Павел Ее не посещал, но обратился к Ней с посланием. Лаодикия славилась обработкой шерсти и медицинской школой. Толкование образа Лаодикийской церкви как Церкви, в Которой охладеет молитвенный дух, согласуется с предсказаниями апостолов и свв. отцов об апостасии последних времен. Впрочем, вывод из послания должен быть непременно в сторону большей ревности к вере, понимая под христианством не сумму формальных правил и ограничений, а постоянное вдохновенное устремление ко Христу. Но не уныние и отчаяние должны быть следствием назидания, а покаяние; ибо в послании сказано: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 19-21). * * * Этим седмеричным посланием образы земной Церкви исчерпываются, как бы обозначая и завершая круг мировой истории. В дальнейшем изложении Откровения образы Церкви вновь приобретают характер иносказательный и мистический. В 12 главе апостол описывает видение образа Церкви Воинствующей с духом злобы. Этот незабываемо яркий, полностью иносказательный, но при этом живой и драматичный образ, занимает одно из центральных мест в Откровении: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12, 1-2). Есть особый атрибут, присутствующий в образе Жены, на который читающему следует обратить внимание: украшающий Ее венец из 12 звезд. Число звезд указывает на число апостолов и символизирует образ апостольской проповеди, за которую Господь увенчал и украсил Свою Церковь: «...яко жениху возложи Ми венец, и яко невесту украси Мя красотою». На знамение Церкви указывает и значение других атрибутов, присутствующих в образе: символов солнца и луны. Благодаря этим атрибутам мы и можем истолковать данный образ как олицетворение Христовой Церкви. Вспомним, что образ солнца в святоотеческом толковании связан со спасительным Словом Божьим как образом Солнца Правды. Как ясный солнечный свет, всех согревающий, дающий жизнь, силы и расцвет, и ясное видение мира мы воспринимаем животворящее Евангельское слово. Потому и следует нам воспринимать Церковь, живущую и оживляющую нас Евангельским словом, как бы Женой облеченной в Солнце – в Евангельскую Правду Божию. Что касается атрибута луны, то обратим внимание, что этим светилом обозначено подножие образа Жены. Луна же, как известно, светит не собственным своим светом, а отраженным от солнца: «Иная слава солнца, иная слава луны...» (1 Кор. 5, 41). Из этого и понимаем, что отраженный в веках свет Евангельского слова есть апостольское учение и святоотеческое предание, на котором созидается Церковь, чтобы пребывать до конца времен. Драматичность образа заключается в противостоянии Церкви с духом злобы, изображаемым в образе дракона: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. ...Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. ...и восхищено было дитя ее к Богу и Престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. 12, 2-6). Головы и рога подразумевают семь смертных грехов и нарушение 10 заповедей, а под семью диадемами, то есть венцами, мы понимаем то, что чада Божии, побеждающие грех молитвой и покаянием, будут увенчаны, когда злокозненный диавол будет окончательно побежден. А восхищение чад Христовой Церкви к Престолу Божию есть обетование апостольское. Свт.Андрей пишет: «И ныне из искушений восхищаются святые, чтобы не оказались они побежденными непосильным; восхищены будут и тогда на облаках на воздух и пребудут с Богом и Его престолами, то есть высшими ангельскими силами ...Три с половиною года – срок, в течение которого будет господствовать отступление (речь об антихристе и его власти). От него да избавимся мы благостию великого Подвигоначальника, не попускающего быти искушаемыми сверх сил, и да получим от Него крепкий помысл, неослабный и непреодолимый кознями вражиими, чтобы, противоборствуя законно начальствам и властям тьмы, украситься нам венцами правды». Далее сказано: «И даны были Жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия» (Откр. 12, 14). Под крыльями, которые сохранят Христову Церковь от козней диавола, толкователи понимают два спасительных Завета, а также две христианские добродетели – пост и молитву, которые, окрыляя душу как бы мощными крыльями, избавляют человека от сетей диавольских. * * * И, наконец, в финале Откровения апостол преподает нам четвертый и заключительный образ Церкви – Церкви Торжествующей: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, Скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 2-5). Образ Великой Скинии в значении священного и вечного обиталища Бога вместе с богоизбранными людьми и ангелами, или, лучше, предобразование этого образа было показано Моисею, а ныне ее прообразом является Церковь. Этот заключительный образ не нуждается в иносказательном толковании, но является несомненным обетованием всем любящим Бога в том, что за терпение скорбей в мире сем они получат окончательное и совершенное утешение. Иерей ПАФНУТИЙ Жуков
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |