ОТКЛИК

Праздник рождения свт.Николая

Он должен вернуться

В последнем, 24-м, выпуске «Веры» за 2003 год была опубликована статья М.Довгаля «Великорецкий образ и день рождения свт. Николая». Хотел бы сделать некоторые дополнения к важнейшей духовной теме.

...В 2000 году праздник на реке Великой был особенным – впервые прошла служба Великорецкому образу святителя Николая. Об этом «Вера» в свое время (№ 361 за 2000 год) дала краткую информацию. Суть в том, что рукопись со службой св.Николаю хранилась в «Вятском собрании № 66» в библиотеке Российской Академии наук (БАН) в С.-Петербурге (есть списки и в других архивах). В свое время она принадлежала вятскому Свято-Троицкому кафедральному собору (где, к слову, до сноса храма и находилась сама Великорецкая икона). В 1970 году археографическая экспедиция БАН обнаружила и приобрела рукопись для своих фондов.

Узнав о таком сокровище из публикации магистра богословия архимандрита Макария (Веретенникова), вятские православные краеведы отправились в Петербург, скопировали службу в академической библиотеке, переправили на родину и, самое главное, подготовили для служения. И вот по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа с 2000 года ее действительно ежегодно стали служить на Великой.

Но под одной обложкой со службой Великорецкому образу находится еще одна рукописная служба – рождеству святителя Николая Мирликийского.

Авторы широко известной книги «Житие и чудеса св.Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России» также ссылаются на вятские рукописи, содержащие три службы.

Первая служба относится к 9/22 мая и посвящена, как известно, перенесению мощей святителя.

Вторая служба – к 24 мая/6 июня – посвящена Великорецкому образу.

Третья – к 29 июля/11 августа и посвящена рождеству святителя.

Первые две службы относятся к концу XVII – середине XVIII веков (в одной чудеса от Великорецкого образа заканчиваются в 1695 году, а во второй – в 1711 году). Причем есть сведения, что в Московской синодальной библиотеке хранилась еще более древняя рукопись. В ней чудеса от Великорецкого образа заканчивались 1648 годом, что, конечно, позволяет говорить о древности служб как Великорецкому образу, так и рождеству святителя Николая...

Но вот беда: сегодня празднование рождества свят. Николая как бы ушло в тень. Некоторые, даже из духовенства, относятся к нему скептически: «Это еще что за праздник?» А я думаю: великий праздник, и он должен к нам вернуться! Почему я так уверен? Прежде всего потому, что празднование рождеству святителя можно найти в Минеях (то есть в книгах, по которым строится весь православный богослужебный круг). Да и в современной православной жизни, слава Богу, не иссякло почитание рождества святителя. Измаильское торжество благодатное тому подтверждение!

Очень радостно было увидеть на страницах православного календаря на 2003 год, изданного Московской Патриархией, что Николай Чудотворец почитается в Соборе Тульских святых, причем, помимо майской и декабрьской дат, есть и 29 июля ст. стиля.

Любопытно, что и вятские старообрядцы отправились в 2002 году крестным ходом на р.Великую не когда-нибудь, а 29 июля/11 августа, в день рождества святителя Николая. По пути паломники зашли поклониться раке прп.Трифона Вятского.

Службу рождеству святителя Николая так же, как и службу Великорецкому образу, вятчане скопировали, переправили на родину и подготовили к богослужебному применению. Хочется надеяться, что, как и прежде, дата 29 июля/11 августа войдет в календари Вятской земли.

К слову, тогда будут сняты вопросы, почему православные чтут день рождения Государя-мученика Николая II. В Вятке 19 мая уже несколько лет проходит крестный ход. Ведь Государь, как говорится в акафисте святым Царственным мученикам, «святителя Николая соимените». И если мы празднуем рождество свят.Николая, почему не можем почтить рождество нашего Царя?

А.Маркелов
г.Вятка

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга