ОТЧИНА ...ДА БУДЕТ СВЯТАЯ ВОЛЯ ТВОЯ!
Знала императрица, что делала: на самом Севере России поселение Пинега ее указом было преобразовано в уездный град Пинега. К слову: город наш на целое десятилетие старше Москвы. Помнит благословенные времена – богатейшие ярмарки, реки, полные рыб, лес, который кормит и одевает, а рябчики... рябчиков мешками в столицу, к царскому столу. А люди? Вот одна фамилия – Володины. Это же целая история. Каменный центр Пинеги – это Володины. Целый торговый ряд – это Володины. Хлебопекарня, которая до сих пор считается лучшей, – тоже Володины. Строительство и содержание храмов – Володины. Благотворительность, помощь неимущим – это все Володины. И об этом до сих пор помнят на Пинеге. А какие были храмы... Троицкий каменный храм величественно возвышался на высоком берегу реки, видел преподобного Иоанна Кронштадтского, Царственных особ. А священнослужители? Один пример. Когда хоронили настоятеля Троицкого собора протоиерея Николая Кононова вся Пинега замерла. Закрылись школы, магазины не работали, вся Пинега провожала любимого батюшку. На месте его последнего упокоения положили памятную плиту со словами благодарности настоятелю. Святого Иоанна Кронштадтского встречали на пристани тоже всей Пинегой от мала до велика с иконами, хоругвями. Не было случая, чтобы всероссийский исповедник проехал мимо нас, всегда останавливался на ночлег. И останавливался батюшка как раз в том доме, в котором сейчас расположен православный приход. Святой сам служил Божественную литургию, обязательно молебен, исповедовал, помогал своим опытом и авторитетом даже тогда, когда многие переставали надеяться. Так, когда появились трещины в стенах Троицкого собора, светские власти запретили богослужения. Но в одно из своих посещений Пинеги по просьбе протоиерея Николая Кононова Иоанн Кронштадтский отслужил в храме Божественную литургию и благословил служить далее... что с великой радостью и было исполнено. Но... Богоборческие времена не обошли наши места стороной. Великолепный Троицкий собор был взорван... Но, видимо, убоялись содеянного, ибо груда кирпичей несколько лет лежала нетронутой. Потом вместе с костями упокоенных их вывозили на подводах для отсыпки дороги... Прости, Господи, тех несчастных, кто это содеял. Благовещенский храм разобрали. Он был деревянный, соседствовал Троицкому. Пинегу обезглавили, лишили православия. Не чужеземцы. Свои! За храмами пришел черед погостов. Все до единого сровняли с землей. Запахали, огороды развели. Дальше – больше. Хочешь строиться – дело хорошее, вот тебе место на бывшем погосте. Не хочешь – другого места не получишь. Строились. На костях. Кладбищенские плиты шли на фундамент. Вымирали семьями на этих поселениях. Не осталось ни одной могилы священнослужителей, ни одной могилы уважаемых и достойных пинежан. В местном музее хранится (спаси, Господи, его сотрудников) надмогильная плита протоиерея Николая Кононова. В лесу брошена надгробная плита Володиных. Да, тех самых Володиных, плодами трудов которых пользуемся до сих пор. И вот стоят дома на памятных плитах... Россия будто уснула, но сон-то был летаргически долгим, с заоблачными сновидениями о райской жизни. С духовным и душевным обнищанием. А когда страна стала просыпаться, то с тяжелой головой. О каком-либо покаянии и речи не заводилось, хотя многие жалели о былом величии Пинеги, о колокольном звоне, на который можно было выйти, заблудившись в лесу. О величественных росписях Троицкого собора. О походах пешком за пятнадцать километров, босиком (обувь несли на плече, берегли), на Красную горку, на монастырскую службу. Жалели, но долгая привычка к безбожию угнетала, не давала подняться. Но не оставил Господь. Не допустил погибели. Направил в Пинегу монахов из Артемие-Веркольского монастыря (двести километров вверх по р.Пинеге) возобновить православие на этой земле. Знаменательно, что и первого монаха звали Артемием. Спаси, Господи, его. Помолитесь о здравии иеромонаха Артемия. * * * Именно Пинежский край был выбран для ссылки священно- и церковнослужителей. Лагеря, зоны, поселения долгие годы были отличительной чертой нашего края. Многие отцы нашли здесь упокоение. Вот одна история. Летом 1923 года Оптина пустынь была окончательно закрыта. Настоятель его, преподобный Исаакий, отслужив последнюю соборную литургию в Казанском храме, сказал иеромонаху Никону: «Мы уходим, а ты останься. Тебя благословляю служить и принимать богомольцев на исповедь». Так иеромонах Никон Беляев стал последним оптинским старцем. Далее в его судьбе были – изгнание из обители, аресты один за другим, три страшных года в концлагере, ссылка в Архангельскую область, в город Пинегу. Состояние здоровья батюшки ухудшалось с каждым днем – тяжелая форма туберкулеза. Но физические страдания не сломили духа верного раба Божия. Последние две недели перед смертью старец причащался Христовых Таин, почти ничего не вкушая. Господь даровал ему христианскую кончину праведника. Ныне преподобноисповедник Никон предстоит в сонме святых у престола Вседержителя, не оставляя нас своими молитвами и ходатайствуя о спасении душ наших. С начала девяностых годов монахи Оптиной пустыни посещают Пинегу. Игумен Феофилакт – настоятель Троицкого собора в Останкино, патриаршего подворья, игумен Мелхисидек – настоятель подворья Оптиной пустыни в Москве, игумен Тихон – начальник скита Оптиной пустыни – вот немногие из тех, кто служил в те годы в Пинеге на временном антиминсе в доме крестьянина (был такой в Пинеге), крестил, причащал Христовых Таин. Спаси их, Господи. Помолитесь об их здравии. * * * Указом Преосвященнейшего Тихона, епископа Архангельского и Холмогорского, с 01.01.2000 года на Пинежский православный приход назначен настоятель. Несколько слов о последнем, ибо чудны дела Твои, Господи. Дед его, Андрей Степанович, устанавливал советскую власть в Новгородской губернии, был «отблагодарен» той властью многими годами тюрьмы, спился. Другой дед, Антип Петрович, уверенно хозяйствовал, пел на клиросе местной церкви, взял себе жену с детьми, свои народились, всего девять душ. В хозяйстве были лошадь, две коровы, огород. Раскулачили. Его выслали в архангельские леса, в Кулойлаг (страшное место от Пинеги и до моря). Там и пропал. Жену со всеми детьми отправили в Сибирь, п.Тиссуль Кемеровской области. Страшная дорога, жуткое существование там, убежали обратно в Новгородскую область. Сын первого деда Александр и младшая дочь второго Татиана встретились, поженились. Недолгим оказалось их счастье. Александр попал в мясорубку Великой Отечественной войны. Был контужен, ранен, тяжелейшая операция – и в итоге тетрапарез. Это когда ни руки, ни ноги не шевелятся. А сердце здоровое, и жить хочется. И трое детей. И жена ухаживает до самой смерти за любимым в ущерб молодости и здоровью. А прожил он только благодаря жене до 1977 года. Помолитесь за рабов Божиих Александра и Татиану. Младший сын Александра и Татианы четыре года познавал основы и тонкости службы под бдительным покровительством митрофорного протоиерея Михаила Пузанова и архимандрита Ефрема. Спаси, Господи, их. Помолитесь об их здравии. По благословению Преосвященнейшего Тихона, епископа Архангельского и Холмогорского, принял сан диакона 24 октября на Собор старцев оптинских, а священническая хиротония состоялась 21 ноября, в день, когда вся Церковь молится Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архистратиг Михаил – покровитель края Архангельского. По воле Господа и благословению Преосвященнейшего владыки Тихона направлен служить к последнему старцу оптинскому в Архангельский край. Слава Богу за все! * * * Первое богослужение в Пинеге – Великое освящение воды – состоялось 19 января 2000 года. Вырезанный изо льда четырехконечный крест был поставлен вертикально около майны, в которой и совершилось таинство Великого освящения воды (этот крест простоял до ледохода). В тот же день совершилось первое крещение – рабов Божиих Владимира и Александра. Начало богослужениям было положено. Преосвященнейший Тихон благословил для прихода антиминс. 5 марта 2000 года совершена была первая Божественная литургия на Пинеге после долгого-долгого перерыва. Прошли первые два причастника. Первый дар приходу – две корабельные малые рынды и один малый колокол от Василия и Галины Поповых, с просьбой молиться о воине Александре, служившем в ту пору в Чечне. Божиим произволением раб Божий Александр вернулся живым и здоровым. 20 марта 2000 года стал для нас знаковым днем: приход посетил Преосвященнейший Тихон. Сослужили владыке игумен Александр, благочинный округа, протоиерей Вадим – секретарь епархии, иерей Михаил – настоятель православного прихода г.Мезень и настоятель Пинежского прихода. 8 июля ежегодно на могиле святого Никона, старца оптинского, на сельском кладбище деревни Валдокурье служится молебен. Верующие из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Котласа, Мурманска приезжают именно на этот молебен. Проявляет интерес к Северу России и Московский Свято-Тихоновский богословский институт, его ректор и настоятель церкви Николы на Кузнецах протоиерей Владимир; иерей Андрей и иерей Вячеслав были с миссионерскими поездками по нашему приходу. Спаси их, Господи. Помолитесь об их здравии. Спаси, Господи, воина Александра, Елену и отрока Иоанна за их дар – две плащаницы теперь хранятся в раке прихода. По благословению наместника монастыря Оптина пустынь архимандрита Венедикта и при молитвенной помощи схиигумена Илия и игумена Тихона в Пинегу доставлены мощи Собора старцев оптинских. Чуть позже приход пополнился еще двумя святынями: мощами праведнаго Иакова, Боровичского чудотворца, и преподобного Никандра Городноезерского, Новгородского чудотворца. Помолитесь об упокоении архимандрита Иосифа. Много-много лет служил батюшка в д.Внуто Хвойнинского района Новгородской области. Вдали от цивилизации, в деревне всего несколько дворов, а людей еще меньше. А ездили к батюшке за утешением и наставлением со всей России. Именно им за год до кончины по благословению архиепископа Великого Новграда и Старорусского Льва были обретены святые мощи Никандра Городноезерского. Теперь его дело продолжает иерей Михаил Ганешин. И он сам, и матушка Ангелина – иконописцы. Храм их стараниями преобразился. А какие чудные у них ребятишки: Наталия, Варвара, Иосиф и Власий. При храме на покое живет монахиня Антония. Слепа, многих лет, но поражаешься ее памяти и суждениям. Помолитесь о здравии рабов Божиих сих. * * * В последние годы по северным деревням частой гребенкой прошли скупщики старины, утвари, икон. И ведь продают... Но есть и другие примеры. Приходу передана единственная пока сохранившаяся икона из Красногорского монастыря – образ Иоанна Евангелиста. Игумен Феофилакт передал в дар приходу образ святого Никона, старца оптинского. Схиигумен Илий подарил икону великомученика и целителя Пантелеимона. Отдельно и долго можно говорить о чудном старце Илие, который принимает молитвенное участие в жизни нашего прихода. В деревне Торома, вверх по реке Пинеге, сохранился древний, необычного исполнения Поклонный крест. Кем, когда точно создан, неизвестно, но поклонялись ему многие поколения. Поклоняемся ему и поныне. На Севере на развилках дорог ставили поклонные кресты для защиты поселений, для молитвенного наставления путешествующих, чтобы в любую сторону – только с Богом. И теперь в Пинеге, по дороге на Архангельск и Мезень, стоят величественные многометровые поклонные кресты. Проезжающие, замечено, вольно или невольно замедляют бег машин. Какие мысли родятся в их головах? Очень хочется надеяться, что благочестивые. Растет приход, растут и прихожане. Вот Ирина – крестили ее во младенчестве, а теперь уже своими ножками приходит к причастию, а рядом мама Мария и папа Александр. Младенец Матвей тоже, считай, вырос в храме, приходит с мамой, дедушкой и бабушкой. А какие помощники рядом: Галина Афанасьевна и Любовь Николаевна – их стараниями тепло на приходе и прибрано. Ираида Андреевна – ее усилиями на пустом месте был организован приход. Матушка Татиана – не было бы клиросного пения по гласам, если бы не она. Подстать ей и клирос: Галина Михайловна и Ольга Михайловна – сестры, Наталия – училась пению, теперь передает свой опыт, Светлана и Наталья с дочерью Ксенией, две сестры Александра и Анна с братом Сергием – еще школьники. Спаси их, Господи. Помолитесь об их здравии. Владимир Павлович Ратенков, нынешний директор «Пинегалес», в посильной помощи никогда не откажет. Молимся, чтобы Господь помог и в его усилиях. Иван Петрович Олькин не остается в стороне от нужд прихода, спаси его, Господи. А еще помолитесь, братья и сестры, об упокоении Виктора Валентиновича Свиридова, главного инженера, затем директора «Пинегалес», вечная ему память. О проблемах можно говорить много. Наш приход в стороне от больших дорог, промышленность как таковая отсутствует, климат у нас суровый, рабочих мест все меньше и меньше, люди, особенно молодежь, находят применение своим способностям на стороне, в других весях. На строительство храма средств нет. Нет у нас меценатов: прежних извели, новые, видимо, еще по дороге к Храму. Любую помощь принимаем с благодарностью, за всех благотворителей будем молиться по мере сил. Слава Богу за все. И еще прощу ваших молитв о Преосвященнейшем Тихоне, епископе Архангельском и Холмогорском. Без его усилий и заботы мы не мыслим своего жития и молитвы. Храм – место святое, уникальное на земле, а церковная молитва – деяние святое. В храме мы – Божие гости. Дорогие о Господе братья и сестры! Простите, если что-то не понравится вашему просвещенному взору и вашему опыту. Будем благодарны, если наши просьбы о молитве будут услышаны. Спаси вас, Господи. Недостойный и многогрешный иерей Олег Круглов На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |