МАСТЕРСКАЯ АЗБУКА ИКОНЫ
– У меня очень много случаев помощи Божьей, главное – много трудиться и не отчаиваться, – ответил он односложно. – Обязательно ли перед тем, как сесть писать иконы, нужно молиться? – Да, молиться обязательно, как и посещать храмы и монастыри. До переезда в Петербург я жил в Болгарии и помогал там в службе в Преображенском монастыре. И на эту выставку брал благословение у своего духовника, отца Георгия. Без этого нельзя. – Как к тебе относятся опытные иконописцы, кто для тебя авторитет? – Мне повезло познакомиться со многими иконописцами. Авторитет – Андрей Рублев, Дионисий и византийская икона Палеологова периода. Из современников: роспись греческого храма во Франкфурте-на-Майне, братья Вранас, Наталья и Николай Богдановы из Санкт-Петербурга и другие. – Вы жили в Белоруссии, Болгарии. Какие-то житейские обстоятельства привели вас к нам, на Север? – В Петербург меня привезла мама, чтобы я мог получить хорошее художественное образование.
Глядя на зрелые его иконописные работы, и не подумаешь, что автор их специально этому нигде не учился. Как рассказывают, однажды Гоша догадался, что можно прикладывать палец к непросохшей краске на своих иконах – там, где небо, и тогда получаются замечательные бледные облака. Так он осваивал технические приемы. А началось все в пять лет. В один прекрасный день, как потом рассказывали родители, Гоша прогуливался с мамой по улице города Велико Тырново. Они заглянули в мастерскую иконописца Рашко Бонева. В ателье были искусно выполненные акварели, скульптуры, графика. Но Георгия очень впечатлили иконы. Он застыл, очарованный. Рашко заметил его интерес, дал мальчику загрунтованную доску: «Рисуй здесь». Так Гоша приступил к написанию первой в своей жизни иконы «Иисус Пантократор». Сейчас эта первая икона Георгия находится в Свято-Николаевской церкви в Бресте, откуда родом и его мама, и он сам.
Можно сказать, что там же, в Бресте, он родился и духовно. Случилось так, что его бабушка Ольга внезапно заболела и решила походить на великопостные службы, когда читается канон прп. Андрея Критского. Поскольку трехлетнего Гошу, приведенного из детского сада, не с кем было оставить, она взяла его с собой, мало надеясь, что удастся с ребенком отстоять службу до конца. Но получилось все наоборот. К искреннему удивлению бабушки, мальчику очень понравилось – он пытался копировать все действия священника. «Батюшка на колени становится, и Гоша следом», – вспоминает Ольга Петровна. И сразу же, придя домой, он сделал несколько набросков по первым своим впечатлениям. Неудачные, по его мнению, отбрасывал в сторону и рисовал снова и снова. С тех пор он часто звал бабушку в храм. Мама Инна купила кисточки, краски и вместе с сыном стала грунтовать и шлифовать доски, стали вместе ходить по болгарским монастырям, храмам, рассматривать иконы и фрески. Пока рисовал, азбуку выучил, ведь на иконах есть тексты.
Прежде, как рассказывает Гоша, у него хорошо получались только мужские образы – особенно апостол Петр. «У него борода большая, лицо просто рисовать». А вот с женскими образами долго мучился. Но во время одной из поездок побывал в Тихвине – на месте, где, по преданию, явилась чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. И женские лики стали получаться – это видно по последним его работам (на фото). В настоящее время Георгий получает общее образование в лицее № 190 г.Санкт-Петербурга, а специальное, художественное, – у признанных иконописцев северной столицы. Нынешняя выставка, как сообщила нам ее куратор Анна Мудрова, – это не подведение итогов (об этом еще рано говорить), а просто возможность показать то, что он написал за последние пять лет. – Сегодня несколько повзрослевший художник не ждет похвал и умиления, – говорит она. – Он просто делится с людьми красотой мира – и реального, и горнего. Записал М.ВЫГИН На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга | ||||