СОБЫТИЕ 

В «ОБЩИХ ГРОБАХ»

В начале нынешнего года, 16 января, Священным Синодом Константинопольского Патриархата монахиня Мария (Скобцова) была причислена к лику святых. А 1 мая в Париже, в Александро-Невском соборе, был совершен официальный акт канонизации – ее, а также сотрудников ее «дома на улице Лурмель», который был центром антифашистской деятельности в Париже. Это русские священники Алексий Медведков и Димитрий Клепинин, миряне Юрий Скобцов и Илья Фондаминский.

В доме на улице Лурмель прятались бежавшие из плена советские солдаты, отсюда отправлялись посылки, деньги, устраивались побеги. Душой лурмельского комитета была мать Мария. В феврале 1943 года ее восемнадцатилетний сын Юра и о.Димитрий Клепинин были арестованы гестапо и отправлены в Бухенвальд. Вскоре в концлагере Равенсбрюк оказалась и мать Мария. Существует несколько версий ее гибели. По одной – 31 марта 1945 года мать Мария пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных фашистами девушек. По другой – она болела дизентерией, ее долгое время прятали, но в конце марта все-таки обнаружили. Она не могла стоять на ногах, так ослабла. На следующий день ее отправили в газовую камеру.

Елизавета Юрьевна Пиленко – так звали в миру мать Марию – родилась в Риге в 1891 году. Детство и отрочество прошли около Анапы, затем ее семья переселилась в Петербург. В 15 лет она стала интересоваться литературой и искусством, бывать на литературных вечерах, на одном из которых у нее завязялась дружба с поэтом А.Блоком. В 18 лет Лиза вышла замуж за Д.В.Кузьмина-Караваева – юриста, близкого друга многих литераторов. Через несколько лет она расходится с мужем и уезжает с дочерью Гаяной в родную Анапу. Тут она переживает начало революции и встречается со своим вторым мужем – Даниилом Скобцовым. С ним и уже с двумя детьми она эмигрирует сначала в Константинополь, в Югославию, а потом в Париж. В Константинополе у нее рождается еще одна дочь – Настя.

Заграница встретила их тяжелейшей нуждой. Умерла двухлетняя дочь Настя. С конца 20-х годов потрясенная горем мать стала помогать всем, кто нуждался в поддержке и помощи. Елизавета Юрьевна стала стремиться к монашеству как самоотверженному служению Господу и людям. Митрополит Евлогий (Георгиевский) поддерживал в ней это стремление, с согласия ее супруга дал ей церковный развод, и сам постриг ее с именем Мария – в честь преподобной Марии Египетской.

Теперь мать Мария поставила перед собой цель: создать настоящий «приют» – дом, где люди могли бы не только поесть, но и получить гражданские права и потом найти работу. Судьба била мать Марию безжалостно. В 1935 году ее дочь Гаяна, не мыслившая себя без России, едет в СССР. Меньше чем через два года она умирает в Москве от дизентерии.

Еще до начала войны м. Мария основывает движение «Православное Дело». Вскоре, когда в Париж пришли немцы, дом, который она основала на ул.Лурмель, 77, становится одним из штабов Сопротивления...

Мать Мария не боялась смерти, потому что для нее смерть означала встречу с Богом, к Которому она стремилась всей душой и шла всю жизнь. В одном из писем Блоку она писала: «Я ищу тяжестей!» Пророчествовала она и о том, что ей предстоит быть сожженной и погребенной в «общих гробах»...

На следующий день после торжественного акта канонизации была литургия, в которой приняли участие представители поместных Православных Церквей – русской, румынской, сербской и американской, преподаватели и студенты Свято-Сергиевского богословского института, православные верующие из России, Бельгии, Голландии, Англии, Германии, Италии и других стран. Как отмечает агентство NEWSru.com, участниками богослужений была отмечена тихая, глубокая торжественность совершившегося события, отсутствие какой бы то ни было внешней парадности. Многие из собравшихся лично знали прославляемых мучеников. Особенно значимым было присутствие двух француженок, которые разделяли с матерью Марией заключение в концентрационном лагере Равенсбрюк.

Вопрос о канонизации матери Марии не раз поднимался и в России, но при этом многие отмечали, что ее богословское письменное наследие, а также отдельные публичные высказывания противоречат православным канонам.

М.С.

Стихи и рисунки матери Марии

ДОЧЕРИ, УМЕРШЕЙ В СССР

Не слепи меня, Боже, светом,
Не терзай меня, Боже, страданьем.
Прикоснулась я этим летом
К тайникам Твоего мироздания.
       Средь зеленых, дождливых мест
       Вдруг с небес уронил Ты крест.
Поднимаю Твоею же силой
И кричу через силу: Осанна.
Есть бескрестная в мире могила,
Над могилою надпись: Гаяна.
       Под землей моя милая дочь,
       Тяжелы Твои светлые длани,
Твою правду с трудом понимаю.
Крылья дай отошедшей Гаяне,
Чтоб лететь ей к небесному раю.
Мне же дай мое сердце смирять,
Чтоб Тебя и весь мир Твой принять.

                    * * *
В рубаху белую одета...
О, внутренний мой человек.
Сейчас еще Елизавета,
А завтра буду – имя рек.
                     * * *
Теперь свершилось: сочетаю
В один и тот же Божий час
Дорогу, что приводит к раю,
И жизнь, что длится только раз.

                   * * *
Запишет все слова протоколист,
А судьи точно применят законы.
И поведут. И рог возьмет горнист.
И рев толпы. И колокола звоны.
И красный путь священного костра.
Как должно, братья подгребают уголь.
Вся жизнь – огонь, – паляща и быстра.
Конец. (Как стянуты веревки туго).
Приди, приди, приди в последний час...
...Скрещенье деревянных перекладин.
И точится незримая для глаз
Веками кровь из незаживших ссадин.

(Продолжение темы на следующей странице)


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга