КНИЖНАЯ ПОЛКА 

«ПАЛОМНИЧЕСТВО ЛАНСЕЛОТА»

Новая книга Юлии Вознесенской

Одна из устойчивых традиций православия – постоянное напоминание верующим о Страшном Суде и конце времен. Об этом говорится в сугубой ектенье за каждой литургией и в утренних, и вечерних молитвах. В разные времена напоминание о Страшном Суде проявлялось в разных формах. В старину в каждом храме при выходе прихожанин созерцал сцены Страшного Суда. Одним из самых любимых народом жанров на Руси в ХIХ столетии становятся различные толкования на Апокалипсис. Особенно много их появляется перед самой революционной катастрофой – в начале ХХ века.

В наше время мы пережили, да и продолжаем переживать сектантскую истерию «о конце времен». Причем она охватывает порой и внутрицерковные круги. Людей вменяемых такая истерия может только отвратить. Хотя понятно, что и в наше время, как и прежде, – даже в наше время более, чем прежде – необходимо напоминать о Страшном Суде. Одна из новых и, как показал огромный читательский интерес среди православных, удачная форма такого напоминания – православная беллетристика. Прежде всего это относится к книгам Юлии Вознесенской. Две ее первые книги – «Мои посмертные приключения» и «Кассандра, или Приключение с макаронами» – переизданы уже трижды, только что вышедшая последняя книга «Паломничество Ланселота» сразу стала бестселлером. Именно в ней говорится о последних месяцах перед Концом света и о Втором славном Пришествии Господа.

Художественные достоинства и недостатки книги разбирать мы не будем. Хотя, надо сказать, что в разряд мировой классики она, конечно, не войдет. Но, думается, у автора и нет таких амбиций. Единственное, что хотелось бы отметить, – это то, что книга, пожалуй, слишком затянута. «Кассандра» написана более увлекательно и читается с большим интересом. Но этот недостаток «Ланселота» можно рассматривать и как достоинство – дело в том, что, по сравнению с первой частью дилогии о Конце, вторая более философична. В ней много идей и мыслей, которые важно не потерять из виду. Разглядеть за сюжетом. Первая и главная идея, которая пронизывает всю книгу, – это уверенность в том, что спасает только любовь.

Любовь спасает людей во все времена, и особенно спасительным ее действие будет во времена последние. При этом у Вознесенской эта любовь, в первую очередь, брачная. Плодом которой даже в последние времена становятся дети. «Паломничество Ланселота», можно сказать, переполнено брачными историями. Причем изображены они так, что иному благочестивому читателю могут показаться даже кощунством, – в изображении Вознесенской и в последние времена брачная любовь проявляет себя в полноте – это не платоническая любовь, это чувство, которое охватывает всего человека, и дает ему полноту жизни, и живит все вокруг. Все, кто встречается с Кассандрой и Леонардо, Ланселотом и Дженни, дядей Лешей и Ларой, согреваемые теплом их любви, тоже пробуждаются к жизни по любви. Так происходит с диким мальчишкой Карлом и разбойником Драганом, с братьями Якобом и Хольгером, с детьми из приюта, с несчастными калеками на «гонках Мессии». В первой и во второй части дилогии о Конце подчеркивается, что любовь брачная не противостоит любви монашеской. В одной общине в долине живут монахини горней обители и семьи с детьми. И всеми ими управляет мудрая и любящая игумения Елизавета. Нет противопоставления и между любовью брачной и любовью братской, дружеской, – всех членов общины, как и других тайных христианских общин, сохранившихся до Второго славного Пришествия Господа, связывает друг с другом любовь. Любовь эта переливается и на «неверных». У настоящих христиан нет гнушения теми, кто принял печать антихриста. А есть сострадание и деятельная помощь. В Гефсимании собирают тех, кто получил исцеление от лжемессии, и помогают им справиться с обманом и по-настоящему исцелеть душой и телом.

Перейдем к другой идее, ярко воплощенной в «Ланселоте». Во времена антихриста людям будет оставлена свобода выбора. Человек волен будет избрать истину или ложь. Спасение или погибель. И дело не только в принятии печати. Любопытно, что если в «Кассандре» героине приходится выжигать печать с пальца правой руки буквально каленым железом, то в «Ланселоте» печать исчезает сама, когда человек всем сердцем начинает веровать в Господа Иисуса Христа, увидит во лжемессии антихриста и начнет творить добрые дела. Так происходит со многими героями книги.

Однако проявление свободы воли Вознесенской показано не только так однозначно. Главный герой Ланселот творит немало добрых дел, и творит их по любви. Но он не верит в Христа, он верит в «Месса» и до последней минуты ждет, что он поднимет его из инвалидной коляски. Его невеста, его друзья, дети его приюта – все принимают святое крещение, один он не торопится переменить свою веру и убеждения. Спасают его молитва и любовь. Не назойливая проповедь, не порицания или обличения, а терпеливая молитва за него всех тех, кого он любил и кому сделал столько добра. И эта молитва и терпение принесли величайший плод – Ланселот удостоился не только обретения веры, но и исповедания ее в лицо антихристу, и принял за то мученическую кончину. Мы знаем, что многих читателей в книге особенно вдохновили и обрадовали страницы о православной России. Уже в «Кассандре», во исполнение пророчеств святых, Вознесенская писала, что Россия не войдет в царство антихриста. Но это утверждение было неубедительным – как это может произойти? Наша действительность не внушает нам таких оптимистических мыслей. И вот в «Ланселоте» мы находим ответ на вопрос – как это станет возможным. Спасут Россию дети. Вырастет новое поколение, в котором верующих будет больше, чем безбожников. Произойдет это путем «естественного отбора» – те, кто поддадутся пропаганде порока, вымрут, не оставив потомства. Потому что развратники не хотят иметь детей. А православные матери будут рожать всех тех деток, сколько их Бог пошлет. И многодетные семьи создадут новое поколение верующей России. Тогда будут даны русским и царь православный, и мудрость, и мужество на то, чтобы не принять лжемессию. Дети изображены Вознесенской вообще как ангелы-хранители всей погибающей планеты. Потому что пока рождаются дети, Бог не оставляет свой мир, жизнь не кончена. И во время Второго Пришествия дети одни из первых становятся теми, кто «не узрит смерти», встретившись с Воскресшим Господом.

Как всегда, у Вознесенской книга получилась очень жизнерадостной. Немало в ней страшных страниц, ужасы, которые постигнут мир пред Концом, описаны, пожалуй, даже более художественно и убедительно, чем все остальные сцены. Но, в целом, даже эти страницы не ввергают в уныние. Читая о катастрофах и сатанинской злобе, ты всегда помнишь о том, что это – не конец. Это только временные испытания, страшные, предельные, но временные. И победит все равно любовь Божия.

Даже в отношении клонирования Вознесенская позволяет себе оптимистическое решение. В христианской общине любовью удается и в клонов вдохнуть новую жизнь и переродить их, как бы пробуждая в них души, готовые обратиться ко Творцу.

Как и прежние книги Вознесенской, ее новая книга рассчитана все-таки не на сугубо церковного читателя, а на тех, кто не ходит в храм, не читал Апокалипсис и толкований на него. Более того, при серьезном богословском разборе у Вознесенской можно обнаружить и немало авторских измышлений. Но это еще вопрос, можно ли художественное произведение судить с точки зрения строгого богословия. В целом две книги Вознесенской о Конце времен для церковного человека могут стать не напоминанием о Страшном Суде (для этого действительно лучше читать прп.Ефрема Сирина), а никогда не лишним напоминанием о любви. О том, что питает душу не страх (пусть и пред Концом, и перед Страшным Судом), а только любовь. Как сказал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, «совершенная любовь побеждает страх».

Людмила ИЛЬЮНИНА

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга