ВЕРТОГРАД ДРУЗЬЯ В № 470 наша газета поместила рецензию на книгу протоиерея Николая Агафонова «Неприкаянное юродство простых историй», вышедшую в издательстве Библиополис. В этом сборнике рецензент особо выделил рассказ «Друзья», в котором «совсем по-лесковски изображены тяготы чиновничьей жизни наших владык, но, прежде всего, присутствие Божиего промысла во всех обстоятельствах» жизни. Сегодня мы предлагаем этот рассказ вашему вниманию. Архиепископ Палладий сидел в своем любимом кресле, углубившись в чтение толстого литературного журнала. Вечерние часы по вторникам и четвергам он неизменно отдавал чтению современной прозы, считая, что архиерей обязан быть в курсе всех литературных новинок. Взглянув в угол на напольные часы, снял очки и, отбросив журнал, с раздражением подумал: «Чего это сын казахского народа полез в христианскую тему, какое-то наивное подражание Булгакову. Да и главный герой, семинарист Авель, какой-то неправдоподобный. Хотя бы съездил в семинарию, посмотрел. Наверное, когда мусульманину приходится читать писателя-христианина, пытающегося импровизировать на тему магометанства, тоже становится смешно от наивности». Его размышления прервал телефонный звонок. Владыка поднял трубку и важно произнес: – Я вас слушаю. – А я вот говорю и кушаю, – раздалось в трубке, и следом послышался смех. Владыка, растерявшись вначале от такой наглости, услышав смех, сразу признал своего друга и однокашника по семинарии митрополита Мелитона и, расплывшись в улыбке, в том же тоне отвечал: – Приятного аппетита, владыка, но будь осторожен, так подавится недолго. – Не дождетесь, не дождетесь, – рассмеялся митрополит. – Ну, не тяни резину, говори: с хорошим аль с плохим звонишь? – А это с какой стороны посмотреть: для меня так с хорошей, а тебе одни хлопоты. – Чего это? – забеспокоился Палладий. – Да вот в отпуск у Святейшего отпросился, еду к тебе в гости. – О преславное чудесе! Мелитоша, дорогой, наконец-то ты вспомнил своего друга. – Не юродствуй, брат, мы с тобой каждый год в Москве видимся. – На то она и Москва, а к себе в гости заманить тебя никак не удавалось, а уж как белый клобук получил, совсем занятым стал, ну да, видать, Господь услышал молитву мою. Владыка лично поехал на вокзал встречать дорогого гостя. Митрополит вышел из вагона в длинном летнем плаще, лакированных черных ботинках и сером берете, без архиерейского облачения, так как визит его был неофициальным. Но шлейф запаха розового масла и дорогих благовоний стелился за ним как невидимая архиерейская мантия. Палладий тоже был в цивильном. Они крепко обнялись и расцеловались. И неторопливой походкой двинулись через вокзал к выходу. Архиерейский водитель Александр Павлович, взяв один из двух здоровенных чемоданов у келейника митрополита, обогнув владыку, устремился вперед к машине, келейник кинулся вслед за ним. Вокзал был полон народу, но архиереи, не обращая ни на кого внимания, шли с такой важностью и уверенностью, как будто они шествовали по своему собору к кафедре. И люди, чувствуя исходящую от этих двоих импозантных бородачей власть, безропотно расходились, уступая дорогу. Обед, начавшийся в архиерейских покоях, плавно перешел в ужин. – А теперь, владыка, отведай вот это блюдо, рецепт ты его не найдешь ни в одной поваренной книге. – Сжалься надо мной, – взмолился митрополит. – Неужто решил меня сегодня прикончить таким способом? Все очень вкусно, просто нет слов, и ты знаешь, я никогда не страдал отсутствием аппетита, но, увы, это сверх моих сил. – Тогда пойдем, владыка, в беседку пить чай. Круглый стол в беседке весь был уставлен сладостями и фруктами. Но оба архиерея, не притрагиваясь к десерту и попивая душистый чай с мятой, завели оживленную беседу на тему «А ты помнишь». – А ты помнишь, – восклицал один, – профессора такого-то? – А как же? – отвечал другой. – Умнейший был преподаватель, Царство ему Небесное, таких уж сейчас профессоров нет. А ты помнишь архимандрита Варсонофия? – А как же? Великий был старец, помню, как-то подошел он ко мне и говорит... Темный сад окутала ночная тьма, легкий ветерок разогнал сгустившийся над клумбою цветочный запах, который достиг беседки. Владыка вдохнул полной грудью прохладу вечера, произнес: – Благодать у тебя, Палладий... Вели-ка ты постелить мне в саду. – Ну, что ты, владыка, еще какая муха или комар укусит тебя, а мне потом отвечать перед Синодом, пойдем, брат, наверх, там тоже прохладно и свежо. Утром после завтрака едем в лес за грибами. Рано утром митрополит проснулся от громких голосов во дворе. Взглянув в окно, увидел, как Палладий лично отдает распоряжение во дворе своему водителю Александру Павловичу, чтобы тот чего не забыл. Увидев Мелитона, крикнул: – Доброе утро, владыка, через полчаса завтрак. Когда собрались, Палладий, посмотрев на ботиночки митрополита, изрек: – Для леса обувка не подойдет, тащи, Александр Павлович, мои старые боты. Поедем в лес не на «Волге», а вот на этом вездеходе, – указал владыка на стоящий во дворе темно-зеленый «уазик». – Военные списали, а я у них купил, специально чтобы на рыбалку и по грибы ездить. Машина – зверь, никакого бездорожья не боится. Отъехав километров сорок от города, водитель свернул прямо в лес, и по стеклам машины захлестали упругие ветви деревьев. – Нет, ты только видел, – хвалился владыка, – ничто ей нипочем. Заметив, что Александр Павлович собирается объезжать здоровую лужу, митрополит съехидничал: – А вот и почем. – Поворачивай, Павлович, прямо, – взревел уязвленный Палладий. Водитель покорно поехал в лужу, «уазик» залез почти по брюхо в грязь и забуксовал. – Что теперь прикажете делать? – кисло улыбнулся митрополит. – Прикажу включить блокировку и пониженную передачу, – пряча свое волнение и неуверенность, в нарочито пафосном тоне произнес Палладий. Водитель переключил два рычажка, и машина, зарычав сердито, поползла по грязи, все увереннее набирая ход. – Действительно, машина – зверь, – восхитился митрополит. – То-то, владыка, – торжествовал Палладий. Выехав на солнечную поляну, окруженную с одной стороны елями, с другой – березами, остановились. – Вот там, в ельничке, маслят пособираем, а в березовый за белым пойдем. Маслят действительно набрали за час по полной корзине. А вот белых архиепископ только штук пять нашел, да с полкорзинки подберезовиков и подосиновиков. Митрополит и вовсе три гриба отыскал. – Да, – сокрушался Палладий, – кто-то здесь до нас потрудился. В прошлом году, веришь ли, владыка, пять полных корзин на этом месте взял. Пойдем обедать, а после обеда еще в одно место проедем. На поляне бессменный водитель, он же старший иподиакон архиепископа Александр Павлович, уже накрыл обед на раскладном столике, приставив к нему два походных раскладных креслица. Из термоса разлил суп с фрикадельками из осетрины, на второе – судак, запеченный в яйце. Владыка Палладий достал маленькую походную фляжку из нержавейки и разлил в пластмассовые кружечки душистый коньяк. – Ну, владыка митрополит, благослови нашу походную трапезу. Митрополит повернулся на восток, прочел молитву и благословил стол. – Что-то так хорошо здесь, может, не поедем больше никуда? – предложил он. – Сделаем три кущи – мне, тебе и Александру Павловичу – и будем здесь жить, – засмеялся Палладий. – Вчера в саду рвался остаться, сегодня в лесу. Из тебя не синодал, а анахорет-пустынник неплохой получился бы. – Такое житие надо было от юности выбирать, а сейчас мы с тобой только в архиереи годимся. Из нас, наверное, и путных настоятелей не выйдет. – Твоя правда, владыка, никуда мы больше не годимся, – поддакнул Палладий, выпивая коньячок. После обеда, попив кофейку, владыки прогуливались по поляне, пока Александр Павлович убирал посуду и раскладную мебель в багажник. Затем все сели в зверь-машину и поехали по лесной просеке в глубь леса. Побродили по лесу полчаса и, ничего не обнаружив, решили возвращаться домой. Вдруг владыка Палладий неожиданно спросил водителя: – Слушай, Александр Павлович, а что за этими холмами, мы ни разу туда не ездили? – Там, владыка, прекрасная дубовая роща. – Все, едем туда, – распорядился архиерей. Прямо перед ними был высокий холм. Круто вверх на него уходила дорога, но было сразу заметно, что по ней мало кто ездил. Измерив глазом дорогу, Александр Павлович предложил: – Давайте, владыка, в объезд, тут километров пятнадцать-двадцать будет, подъем затяжной и очень крутой, здесь можем не вытянуть, двигатель поизносился, слабоватый. – Ну вот тебе и хваленая машина, – стал подтрунивать митрополит. – Благословляю напрямую, – решительно сказал уязвленный архиепископ Палладий. – Как благословите, владыка, – покорно вздохнул Александр Павлович. «Уазик» взревел и понесся в гору, но с каждой минутой уверенный ход его становился все тише. Александр Павлович переключился на первую скорость, до спасительной вершины оставалось метров пятьдесят, когда на дорогу вышло стадо баранов. Автомобиль, дернувшись, заглох и остановился, покатившись назад. Александр Павлович нажал до отказа на педаль тормоза, но автомобиль продолжал катиться назад, набирая скорость. Водитель дернул ручник и резко вывернул влево. Автомобиль, качнувшись вправо, все же устоял и остановился поперек дороги. Александр Павлович, выскочив из машины, заглянул под днище и сразу понял причину: тормозной шланг лопнул. Стали спускаться, притормаживая скоростью заведенной машины. Двигатель ревел, как раненый зверь, машину трясло, но все же она неслась вниз с ускорением. Уже в конце спуска как-то мягко покатилась по накатанной колее. – Все, владыка, кажется, приехали, – печально сказал Александр Павлович. Архиереи прогуливались около машины, пока Александр Павлович, лежа под ней, что-то откручивал. Наконец он вылез из-под машины и с сокрушением сказал: – Ну так и есть, как я предполагал, рассыпался диск сцепления, сами мы, владыка, ехать не сможем, только на буксире. Если вы благословите, то я схожу в ближайшую деревню и приведу подмогу. Архиепископ растерянно развел руками, а митрополит расхохотался: – Ну, как там Александр Сергеевич Пушкин говаривал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною». Взял бы себе новую «Ниву» и сейчас бы беды не знал, а хвастал: военная, ничего не боится. Да ее потому военные и списали, что она ничего не боится, а на ней-то страшно уже ездить, – перестав смеяться, спросил Александра Павловича: – Где тут ближайшая деревня? – По дороге в ту сторону километра три-четыре Благодатовка будет, я быстро схожу. – Нет, брат, ты оставайся здесь, а мы с твоим архиереем тряхнем стариной, прогуляемся, погода хорошая, а прогулка на пользу пойдет, а то весь мир только из окна персонального автомобиля видим, так и ходить разучимся. Владыка Палладий как-то вяло согласился. – Ну, раз желаешь, пойдем. И два архиерея, надев подрясники и подпоясав их поясками, не торопясь, зашагали в указанном направлении. С одной стороны дороги колосилась пшеница, а на другой, холмистой, – трава да полевые цветы. Давно перевалило за полдень, солнце не так сильно припекало, легкий ветерок обдувал путников, а тихий шелест травы и стрекотание кузнечиков услаждали слух. Некоторое время шли молча, каждый погруженный в свои мысли. Потом вдруг митрополит рассмеялся: – Ты знаешь, я вспомнил, как студентами я, ты и Колька Терентьев угнали ректорский «ЗИМ» покататься, а он в дороге сломался, вот уж бледный у нас был вид. Все, думаю, вещи домой собирать надо, выгонят, как пить дать. – Так и выгнали бы, если б не Николай, он же всю вину на себя взял. – Это, конечно, благородно, но я его не просил об этом, он сам захотел. Кстати, где он сейчас, ты ничего о нем не знаешь? – Как же не знаю, он в моей епархии служит и, по стечению обстоятельств, мы сейчас прямо к нему шагаем, в деревню Благодатовку. Митрополит резко остановился: – Да не может быть. – Почему же не может, если так и есть. – Да-а, неисповедимы пути Господни, ну, значит, так Богу угодно, – и, как-то помрачнев, митрополит решительно зашагал дальше. – Что с тобой, ты вроде как не рад предстоящей встрече с другом? Мы же, как три мушкетера, были неразлучными друзьями в семинарии. – Были, так вот судьба разлучила, – печально сказал митрополит. – Ну что ж, а теперь радуйся, что опять соединяет. Митрополит ничего не ответил, лишь как-то засопел и ускорил шаг, так что Палладий, едва поспевая за ним, взмолился: – Куда ты так припустил, мы не студенты, давно за шестой десяток перевалило, я так задохнусь. Митрополит замедлил шаг. Вдруг, остановившись, он схватился за левый бок, повернул к Палладию побледневшее лицо, произнес почти шепотом: – Ваня, мне чего-то нехорошо, и голова кружится. Палладия давно уже никто не называл его мирским именем и, услышав его, он вдруг увидел не грозного митрополита, постоянного члена Синода, а своего близкого и теперь такого родного друга – Мишку Короткова. Слезы покатились из его глаз и, подхватывая падающего митрополита, он воскликнул: – Миша, друг, что с тобой, милый, я сейчас. Ухватив под мышки обессиленное тело митрополита, он стал волочь его к рядом стоящему у дороги стогу свежескошенного сена. Привалив митрополита к стогу, он, упав с ним рядом, стал лихорадочно шарить в глубоких карманах подрясника. Наконец достал металлическую колбочку. – Вот, Миша, валидол, я его всегда с собой ношу, на, положи под язык. Митрополит молча лежал на сене, устремив взгляд, затуманенный слезой, в бездонное синее небо, по которому бежали редкие пушистые белые облачка. Он вдруг вспомнил, как в далеком детстве любил лежать на траве и наблюдать движение облаков, представляя, что на этих облаках живут ангелы и святые. Как много прошло с того времени лет, и он себя поймал на мысли, что ни разу с того времени не смотрел вот так на небо, как-то было не до того. А теперь он понял: надо было чаще смотреть на небо. Вся жизнь в какой-то постоянной суете. Вот она прошла, эта жизнь, а он и не заметил. – Ваня, ты заметил, как жизнь прошла? – О чем ты говоришь, почему прошла, что за пессимизм, ты всегда оптимистом был. – Да я не о том, Ваня. – А о чем? Ну, как тебе, получше? Палладий не сводил тревожного взгляда с лица своего друга, на щеке которого застыла слеза. – Я всегда боялся умереть без покаяния, – сказал митрополит, – хорошо, что ты здесь, приими мою исповедь и разреши меня от греха моего. – У меня епитрахили с собой нет, – растерялся Палладий. – Эх, Ваня, на старости лет ты совсем в детство впал, дружище. Для чего же тебе дана благодать такого высокого сана, или забыл уроки по литургике профессора Георгиевского? Да любую веревку или полотенце благослови, на шею надень – вот тебе и епитрахиль. – Да где же я веревку возьму, – оправдывался архиепископ. Митрополит стащил поясок со своего подрясника. – Вот тебе епитрахиль, извини, что омофора нет, – не удержался, чтобы не съязвить он. Видя растерянность друга, закричал: – Господи, тебе еще святую воду принести? Так я ее своими слезами окроплю, – и, утерев пояском глаза, накинул его на шею Палладия. Архиепископ стал произносить молитвы, а митрополит повторял их вслед за ним, глядя в небо и часто осеняя себя широким крестным знамением. Так, глядя в небо, он и заговорил, как будто сам для себя: – Кроме многочисленных моих грехов, в которых я исповедываюсь регулярно перед своим духовником, есть один грех, который меня тяготит уже много лет. Одним словом можно его назвать: малодушие и предательство друга. Когда рукоположили меня во епископы, приехал в Москву Николай Терентьев. Приехал за помощью и поддержкой. Его тогда уполномоченный регистрации лишил, и он приехал ко мне, чтобы я посодействовал ему устроиться на приходское служение. Я увидел его во время всенощной в патриаршем соборе. Он подошел ко мне под елеепомазание в старом плаще, в сапогах, весь мокрый от дождя, и вид его был какой-то жалкий. Я его даже сразу не узнал. А как узнал, обрадовался, говорю: «Николай, ты ли это, каким ветром?» Он отвечает: «Надо, владыка, встретиться, поговорить, я сейчас без места, может, чем поможешь». Я говорю, конечно, какой разговор между друзьями. «Сегодня, – говорю, – не могу, ужин в Нидерландском посольстве, а завтра приходи к 14 часам в ОВЦС». На следующий день жду его у себя в кабинете, заходит ко мне архимандрит Фотий и говорит: «Там, владыка, вас дожидается священник Николай Терентьев, так вот, я не рекомендую его вам принимать». – «Почему это?» – удивился я. А Фотий говорит: «Я навел о нем справки через Совет по делам религии, его уволили за антисоветскую деятельность». – «Какую антисоветскую деятельность?» – совсем опешил я. «Он занимался с молодежью, вел, так сказать, подпольный кружок по изучению Священного Писания». – «Не понимаю, – говорю я, – Священное Писание – это что, антисоветская литература?» – «Да все вы понимаете, владыка, я же вам блага желаю. Вас собираются командировать в Америку служить, а это вам может сильно подпортить, но поступайте как хотите». Я, конечно, подумал все, взвесил и не стал принимать Николая. Ему сказали, что я уехал по вызову Патриарха. Он неглупый, все понял и больше ко мне не приходил. Вот такой мой тяжкий грех, – немного помолчав, добавил: – А ведь, то, что я митрополит, этим я ему – Николаю – обязан. – Как так? – не понял Палладий. – Так ведь я жениться собирался, влюбился в Ольгу Агапову, а Николай ее у меня отбил. Я вначале обижался на него, а потом думаю: хорошо, что не женился, семейная жизнь не для меня, и пошел в монахи, потому и митрополит сейчас. Как она сейчас, кстати, матушка Ольга? – Да уже лет пять, как померла, от рака, – сказал Палладий и вдруг зарыдал во весь голос. – Царство ей Небесное, – перекрестился митрополит. – Теперь ее душа у Бога. Ты-то чего убиваешься? – Да я над своими грехами тяжкими плачу. Исповедуй и ты меня, брат, – и он дрожащими руками снял с шеи поясок и, сотрясаясь от рыданий, подал его Мелитону. – Ну, ну, успокойся, друг мой, и облегчи свою душу покаянием. – Кроме вас с Николаем, был еще и третий, кто влюбился в Ольгу. – Неужто и ты? – удивился митрополит. – Да, я, только когда ей признался, она тоже мне призналась, что влюбилась в Николая, а меня любит как брата. Я хоть и опечалился, но в то же время порадовался, что у них такая взаимная любовь, а сам стал готовиться к монашеству. Меня ведь после тебя через пять лет в архиереи рукоположили. Все это время отец Николай с матушкой Ольгой где-то скитались, он работал то сторожем, то кочегаром. А как я стал архиереем, они ко мне в епархию приехали. Я тогда лично пошел к уполномоченному хлопотать за Николая, взял с собой здоровенный конверт одними сотенными. Конверт-то уполномоченный принял с радостью, да на следующий день говорит: «Ничем не могу помочь, комитетчики не пропускают. Правда, есть выход. Обком предлагает собор отдать под нужды города, а вам дадут другой храм, где сейчас государственный архив, размером он, мол, почти такой же, да не в центре». Я, конечно, с негодованием отверг это предложение. Вечером ко мне пришла матушка, вся в слезах. Говорит: «У меня, владыка, рак врачи обнаружили, не знаю, сколько проживу, а вот Николай без службы у престола Божия еще раньше от тоски помрет, совсем плох последнее время стал». Упала на колени, плачет, я тоже на колени встал, плачу. Отпустил ее, обнадежив обещанием что-то сделать. Всю ночь молился, а наутро пришел к уполномоченному и дал согласие на закрытие собора и переход в другой храм. Отца Николая отправил служить в Благодатовку. А потом меня такая досада за свой поступок взяла, что прямо какая-то неприязнь к отцу Николаю появилась. За все время ни разу к нему в Благодатовку не приезжал служить, да и к себе в гости не звал. Вот какие грехи мои тяжкие. Простит ли Господь? – Господь милостив, может быть, Он нас сюда для этого прощения и привел. Ты знаешь, удивительно на меня твой валидол подействовал. Вставай, старина, пойдем к Кольке, он простит – и Бог нас тогда простит. В это время напротив стога остановилась лошадь, запряженная в телегу. Соскочив с телеги, к ним подошел мужик и, поздоровавшись, спросил: – Вы, отцы честные, отколь и куда идете? – Да вот направляемся в Благодатовку к отцу Николаю. – Ой, мать честная, и я туда же, договориться с батюшкой хлеб освятить, а то скотинка часто болеть начала. Садитесь на телегу, подвезу. Он подбросил на телегу сена и помог усесться владыкам. Затем, звонко причмокнув, встряхнул вожжами: – Н-но, родимая, – и лошадка покорно зашагала, пофыркивая на ходу. Мужичок оказался словоохотливым. Рассказал, какой хороший у них батюшка Николай и как все его любят не только в Благодатовке, но и у них в Черновке. – Матушка у него больно хорошая была, такая добрая, ласковая со всеми. Только шибко хворала, да Господь смилостивился над нею: на Пасху причастилась, сердешная, и померла. Говорят, коли после Причастия, да и на Светлой помер, то прямиком в рай. Так ли это? – Так, так, – подтвердил Палладий. За перелеском открылся вид на деревню Благодатовку. Посреди деревни стоял однокупольный деревянный храм с колокольней. Вокруг него, как сиротинушки, жались около пятидесяти крестьянских дворов. Около деревни пробегала небольшая речка, а сразу за деревней начиналась березовая роща. – Красота-то какая, – восхитился митрополит. – Да, красота, – поддакнул мужик. – Только все равно молодежь бежит в город. Тут ведь у нас развлечений никаких нет, а работа крестьянская тяжелая. А в городе что? Отработал смену – и ноги на диван. Мужик довез их до самой церковной ограды и, высадив, сказал: – Я тут к куме заеду, хозяюшка моя велела кое-чего передать. Потом приеду к батюшке, надо договориться к нам поехать в Черновку. Архиереи поблагодарили мужика и, открыв калитку, вошли в церковную ограду, крестясь на храм. В глубине двора, около сарая, они увидели мужика, который колол дрова. Рядом священник в коротком стареньком подряснике собирал поленья и носил их в сарай. Набрав очередную охапку, он обернулся на скрип калитки и замер в удивлении, воззрившись на двоих идущих к нему архиереев. Потом дрова посыпались из его рук на землю, и отец Николай почти бегом устремился навстречу владыкам. Оба архиерея при его приближении повалились на колени. Отец Николай, оторопев, остановился, пробормотав: – Господи, что это со мной творится, – и осенил себя крестным знамением: – «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» – Ну вот, Ваня, мы теперь не друзи ему, а врази. Мы к тебе, Николай, с покаянием. Прости нас Христа ради. Отец Николай подбежал к ним, бухнулся на колени. – Благословите, владыки, меня грешного, я уж было подумал – наваждение бесовское. Он обнял их обоих. Три поседевшие головы соединились вместе. Так, прижавшись друг к другу, они простояли минут пять молча. Затем отец Николай вскочил и помог подняться архиереям. Все стали смеяться, хлопать друг друга по плечам, что-то говорить в радостном волнении. Говорили все разом, никто никого не слышал, но все были счастливы. Потом вместе пошли на сельское кладбище и отслужили литию на могиле матушки Ольги. Когда пришли в дом, там был накрыт ужин. К этому времени по распоряжению отца Николая на буксире притащили «уазик». За столом сидели долго, вспоминая былое и радуясь, что они теперь все вместе, как когда-то в студенческой юности. Трое друзей помолодели не только душой – глаза горели молодым блеском и морщины расправились. Спохватившись, отец Николай сказал: – Я ведь сегодня собирался служить службу полиелейную, завтра празднуем память равноапостольной княгини Ольги, матушкин день ангела. Каждый год службу в этот день правлю, сегодня-то мало кто будет, а завтра к литургии народу много придет и из соседских деревень. – Ну вот что, – сказал митрополит, – мы будем с тобой служить. – Архиерейских облачений у меня нет. – А мы с Палладием и иерейским чином послужим с удовольствием, две ризы-то у тебя еще найдется? – Конечно, владыка, как благословите, – и отец Николай мечтательно добавил: – Вот бы архиерейское богослужение, народ здешний такого еще ни разу не видывал. – Будет тебе завтра архиерейская служба, – заверил Палладий. – Где у тебя тут телефон? Дозвонившись до секретаря, он распорядился: – Завтра к половине девятого утра с протодиаконом и иподиаконами – в деревню Благодатовку. Будем литургию служить, да не забудьте для митрополита облачение взять. Утром еще не было восьми часов, а уж иподиаконы суетились в храме, расстилая ковры и раскладывая облачения. Слух быстро разошелся по народу о прибытии архиереев, и в храм пришли даже те, кто туда никогда не ходил. На малом входе архиепископ Палладий склонился к митрополиту и спросил: – Если я надену на отца Николая крест с каменьями, ты у Святейшего подпишешь ходатайство? – Не мелочись, я и митру подпишу. Палладий снял с себя крест, надел его на отца Николая, а митрополит снял свою митру и, провозгласив «аксиос», водрузил на голову совсем ошарашенного настоятеля. После службы и обеда Палладий засобирался домой, а владыка митрополит сказал: – Ты уж не обижайся, но чего я поеду в город, и так надышался в Москве всякой гари. Поживу здесь с недельку как человек. Но недельку митрополиту как человеку пожить не удалось. Назавтра позвонили из Патриархии и сказали, что вместо заболевшего Никанора ему надо срочно лететь в Африку на международную конференцию «Мир без ядерного оружия». Прощаясь с отцом Николаем, он грустно спросил: – Ты ни разу не видел танец эфиопских епископов под барабан? – Нет, – ответил озадаченный отец Николай. – Счастливый ты человек, хотя, впрочем, зрелище это прелюбопытное. Октябрь 2002 г. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |