ЖИВОЕ СЛОВО НАКАНУНЕ УЧЕНИЯ Как готовить ребенка к школе? Иерей Сергий Гомаюнов (Вятка): – Нужно учить ребенка внимательно относиться к внутренней жизни, учиться анализировать свои поступки. Здесь большую роль может сыграть то, что с семи лет дети уже не могут подходить к причастию без исповеди. Так что им, так или иначе, приходится научаться видеть себя со стороны. Но лучше начинать их готовить к этому заранее, лет с шести. В знакомых мне православных семьях родители так и делают. И через способность к покаянию решается потом немало школьных проблем. Для того, чтобы вырастить себя для дружбы, для товарищества, исповедь – первейшее дело. И вообще, нужно приучать к жизни в коллективе, особенно тех детей, которые не посещают детский сад. Что могут сделать родители? Водить деток в воскресные школы, учиться общаться со сверстниками. Как готовить детей к постижению новых знаний? По сравнению с тем временем, когда я учился, нынешним детям приходится намного труднее. Не потому, что уроки стали труднее. Но внутренние силы души, которые помогают в учебе, ослаблены, детям сейчас труднее сосредотачиваться, они быстро устают, легко отступают перед трудностями. Одна из причин – дети с раннего возраста прикованы к телевизору, который воспитывает в них так называемое клиповое сознание. То есть на несколько минут могут заинтересоваться, если им что-то очень ярко, красочно подать. А к систематической работе не приучены. Поэтому, прежде всего, нужно вырабатывать в них усидчивость, терпение, приучать к чтению, причем даже не ради грамотности, а с тем, чтобы выработать какие-то навыки, альтернативные сидению перед телевизором. А как бороться с вредным влиянием самого телевизора, я, честно говоря, затрудняюсь сказать. У нас дома его нет. Во главе угла в нашей семье стоят книги. В школе очень чувствуется домашняя подготовка у одних детей и отсутствие ее у других. Нужно научить их читать к первому классу, иначе это может привести потом к серьезному кризису. Хотя хороший учитель способен выровнять любые отставания, но если ребенок попадет к слабому учителю, то дело может закончиться очень плохо. Ребенок почувствует себя неудачником, и это может потом на все время учебы подорвать к ней интерес, уверенность в себе. Поэтому часто можно наблюдать, как мудрые родители ищут не хорошую школу, которой можно доверить чадо, а опытного первого учителя. Протоиерей Валентин Кобылин (п.Красноборск Архангельской области): – Прежде, чем отдавать ребенка в школу, нужно выяснить, по какой учебной программе он будет заниматься. Есть много вредных, например, «2100», когда дети обучаются ускоренными темпами. Мой первый ребенок по ней учился. Первыми словами, которые ему нужно было прочесть в букваре, стали: «пир», «тир» и «грог». Что такое грог, я не знал, стал консультироваться. Оказалось, что это то ли ром подогретый, то ли еще какой-то спиртной напиток. Никаких тебе «мама мыла раму», «у Шуры шары». Пролистал я этот букварь, разглядывая трансформеров, вурдалаков, кикимор. Нагрузка при этом бешеная. Мы с матушкой поговорили со старыми, опытными учителями (матушка у меня и сама педагог – учительница начальных классов), и оказалось, что эта программа вызывает у них общее возмущение. Почему же многие преподаватели соглашаются внедрять эту «2100» и ее аналоги? Дело в том, что в школах идут сокращения, ведь детей мало рождается, и чтобы удержаться, учителя стараются освоить побольше новейших методик. А есть ли сейчас хорошие программы? Да, очень понравилась одна, названная традиционно-обновленной и рассчитанная на четыре года обучения. В ней оставлено все хорошее, что было в советской школе, а политика выброшена. Вместо портрета дедушки Ленина в учебнике памятник святым Кириллу и Мефодию, все сделано в русском стиле, орнаменты разные, узоры с птичками, цветами. Рассказывается о православных праздниках – Рождестве, Пасхе, запомнилась икона Георгия Победоносца. Это не просто перелицовка. Ведь советские учебники в свое время тоже взяли все лучшее из старого, но традиция, основа – они остаются неизменными больше века. Да, совсем забыл о такой замечательной подробности – в конце букваря традиционно-обновленной программы есть церковно-славянская азбука. Представляете! Но вот пришла пора второму сыну в школу идти. Матушка сказала, что идет на собрание. Прошу ее: «Запиши к тому преподавателю, который будет учить по традиционной программе». Возвращается, говорит, что не нашлось такого учителя. Нашли мы его в другой школе, в деревне Евда, и решили, что там наши дети и будут учиться. Сын приносит букварь, показывает нам церковнославянскую азбуку, радуется: «Смотрите, как в Евангелии». Такая хорошая книга. Но, конечно, не только в учебниках дело. Все зависит от педагога. Хороший учитель, даже если он научный атеизм будет преподавать, – все равно от него дети верующими будут уходить. Особо к школе мы детей не готовили, зачем насиловать. А морально они и так готовы. Семеро их у меня, то есть умеют жить в коллективе, трудятся, молятся, не избалованы. Телевидения у нас нет, то есть телевизор есть, но антенну я обрезал вот при каких обстоятельствах. Когда начали про покемонов мультфильмы показывать, я детям не велел их смотреть. И вдруг поймал на таком лукавстве. Вхожу домой, а все старшие сидят перед экраном, где какой-то диктор вещает. Спрашиваю: «Что это вы смотрите?» – «Да вот, – отвечают, – на дядечку». Ну, ну. Прошелся по каналам, нашел, что же они там на самом деле глядели перед моим приходом, покемонов этих. И поступил по совету отца Иоанна Крестьянкина, говорившего, что если не хочешь, чтобы телевизор разрушил твою семью, то сам его разрушь. Но он имел в виду, конечно, не сам ящик, а то, что по нему нас принуждают смотреть. Поэтому видеомагнитофон у нас есть, и я сам отбираю, что нужно. И мультфильмов много хороших, и фильмов-сказок. В Котласе меня уже все торговцы кассетами знают. Иерей Пафнутий Жуков (Сыктывкар): – Учение – это послушание, и непростое. Начинать его хорошо со специального чина: «Молебное пение при начатии учения отроков», в котором заключены необходимые молитвы о чадах, идущих в школу, о подании им премудрости, добродетельности. Но, кроме молитвенного напутствия, есть и житейское, когда объясняешь, что не нужно спешить отвечать оплеухой на оплеуху, заливаться слезами, если учитель что-то строго скажет, что в школе не все от тебя будут без ума, как дома, где ты «солнышко». Там тебя и дубиной могут назвать. Хорошо, если встретится любящий педагог, но некоторые ведь детей плохо переносят. Нужно быть готовыми ко всему, стоит заранее подготовиться к неприятностям. В том числе и к тем, что будут исходить от других учеников. Поэтому нужно объяснить, что добрые люди должны держаться вместе. Для ребятишек школа – это начало взрослой жизни. Они уже не те дети, которым без дисциплины можно было возрастать, теперь им предстоит грызть гранит науки, жить в большом мире. К учебе детей нужно готовить, как к крестоношению. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |