ХРОНОГРАФ ПОСЛЕ СОБОРА Символично, что первые слова, которые я услышала в эфире «Радио России», вернувшись из Москвы после Архиерейского Собора, это были сетования светского журналиста на то, что, не дай Бог, в России опять вступит в действие формула графа Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность». Стремление к самодержавию в форме ужесточения централизованной власти налицо, православие уже чуть ли не объявили ведущей идеологией, вот только с народностью пока еще не все ясно. Такие опасения корреспондента «Радио России», впрочем, как и опасения корреспондентов других светских СМИ, появившиеся как реакция на прошедший 3-8 октября Архиерейский Собор, пожалуй, стоит назвать преувеличенными. Впечатление от действительно исторически значимого на Соборе, которое сложилось не только у автора этих строк, но и у многих журналистов православных СМИ, с кем удалось пообщаться в дни Собора, гораздо более сложные. И далеки от стойкого оптимизма. Наверняка многие православные и рады были бы вернуть в жизнь уваровскую формулу. Но, как говорил Достоевский, «для братства нужны братья». Для наполнения жизнью вышеозначенной формулы жизнеспособными должны быть все ее составляющие. А для всякого очевидно, что эта жизнеспособность пока только чаемая. Отрадно, что на Соборе немало говорили о том, что все части из желаемой троичности русской жизни находятся в болезненном состоянии. Народ в целом заражен культом наживы и поклонения «золотому тельцу», который распространяется в нашей стране последние десятилетия. И в недрах самой Церкви, в человеческом ее составе, который тоже является частью народа, наблюдаются неотрадные явления. В среде госчиновников немало таких, кто недоброжелательно относится к Церкви. Обо всем этом говорил в своем докладе Святейший Патриарх, положения доклада были конкретизированы в отчетах председателей синодальных отделов по темам: «Молодежное служение и религиозное образование», «Богословие и богословское образование», «Церковная благотворительность и социальное служение» и других. Все прозвучавшие на Соборе доклады доступны в интернете – всего за 4 дня было опубликовано более 80 документов. Основной пафос всех вышеназванных документов: необходимо «воцерковление нашего общества», православие должно стать «нормой жизни наших сограждан» – добиться этого можно только при сотрудничестве Церкви с государственной властью. Действительно, пожалуй, впервые с дореволюционных времен Церковь так определенно протягивает руку сотрудничества государству. И в ответ на это, как известно, получили серьезное подтверждение признания заслуг из уст Президента: «Вы еще раз убедительным образом подтвердили, что Русская Православная Церковь всегда – и в горести, и в радости – со своим народом. Так было, есть и, надеюсь, так и будет». Православные иерархи в ходе работы Собора, встретившиеся в Кремле с Владимиром Путиным, подняли вопрос о возвращении Церкви изъятой у нее собственности и предоставлении налоговых льгот. Разговор о сотрудничестве зашел так далеко, что ряд иерархов подняли вопрос о прямом государственном финансировании церковных нужд. Судя по телерепортажу, и по тому, как владыки рассказывали о встрече с Президентом на пресс-конференции, речь идет чуть ли не о симфонии Церкви и государства, как будто действительно у нас уже восстановлено самодержавие и у кормила власти стоят исключительно православные. Однако, здесь я позволю себе сугубо личные высказывания, приятно все это слушать, а на сердце все-таки почему-то неспокойно. Нам многое обещают, а на деле-то ничего не меняется. Все так же Церковь почти не имеет доступа в государственные СМИ, все так же телевидение поливает налогоплательщиков грязью, а идеологией общества продолжает оставаться неоязычество. Потому Президент может на встрече с иерархами говорить одно, а на встречах с политическими лидерами разных стран и с журналистами неустанно провозглашает пресловутый плюрализм. Конечно, это большая политика, и не нам – малым сим – судить о ней. Но ведь так естественно желать цельности, единства слова и дела, только тогда вера становится реальной силой. Но, как говорится, «поживем – увидим». Увидим, как власти отреагируют на Заявление Архиерейского Собора о том, что «необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало в системе образования и в средствах массовой информации», а также на призыв «приложить серьезные усилия для повышения уровня жизни молодых семей, которые с рождением детей иногда оказываются на грани выживания. И главное – будет ли учтено в общегосударственном масштабе пожелание Собора, чтобы «религиозные ценности учитывались при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей». Все станет ясно уже в ближайшее время, когда выяснится государственная реакция на, казалось бы, небольшую, но для духовной жизни существенную просьбу Собора убрать из планируемых новых паспортов графу «личный код» и информацию об ИНН, а также учесть мнение верующих граждан по отношению к планируемому в будущем введению электронных паспортов. Внутрицерковная жизнь, как выяснилось на Соборе, тоже полна проблем. И дело не только и не столько в подхваченной множеством СМИ впервые высказанном вслух опасении о «дедовщине» в монастырях. Это, скорее, частность. Демонстрацией зафиксированного печального разномыслия среди верующих стали решения по поводу Ивана Грозного, Григория Распутина и их почитателей. Прав редактор «Русской линии», с сердечной болью отметивший, что тексты соборных «Приложений» явственно бросают тень на Царскую Семью. Увы, эти документы не отличаются и беспристрастностью тона – подобную реакцию на эти тексты в последние дни я встречаю не от почитателей двоих вышеназванных фигур, а просто от верующих людей, которым непонятно, как можно в таком немирном духе составлять соборные деяния. Это-то и печально. Диалог опять отсутствует. Людмила ИЛЬЮНИНА На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |