БЕСЕДА 

«РУССКАЯ МОЛИТВА ЧУВСТВУЕТСЯ НА ЗАПАДЕ»

С Татьяной Михайловной Горичевой мы встречались уже не раз, когда она приезжала в Россию. Судьба ее необычна. Родилась она в 1947 году, окончила философский факультет Ленинградского университета. В православие пришла, как сама рассказывает, случайно, в 26 лет: «Это произошло естественно, как будто русский человек возвратился в свой родной дом – в церковь». В 70-е годы она вместе с поэтом В.Кривулиным начала проводить у себя на квартире религиозные семинары, духовным отцом у них был священник Александр Анисимов. В конце 70-х вместе с Юлией Вознесенской и другими ленинградскими христианками организовали женское православное движение. 10 декабря 1979 года это движение провело акцию протеста у стен Казанского собора – против ввода войск в Афганистан. Тут уж власти не стерпели и трех активисток православного движения – Горичеву, Малаховскую и Мамонову – поставили перед выбором: эмиграция или тюрьма. Высадили их в Вене, выделив для этого специальный самолет. С тех пор Татьяна Горичева, православный философ и публицист, живет на Западе. Правда, все чаще и чаще приезжает в Россию.

Прокомментировать последние события в нашей стране попросила ее наш соб.корр. в С.-Петербурге.

Корреспондент: Татьяна Михайловна, восемь лет назад у вас появилась возможность вернуться домой, и теперь большую часть года вы проводите на родине. Расскажите о последних ваших впечатлениях от поездок по России.

Т.Горичева: Четыре месяца я уже в России и не могу уехать. Хотя необходимо, у меня много обязательств – я должна читать лекции, участвовать в семинарах. Но я никак не могу оторваться от родной земли. Я не успеваю осмыслить все, что тут происходит. Мне много где пришлось побывать за это время, во многих монастырях и в русской глубинке. И больше всего потрясло – сколько у нас прекрасных священников! Я своими глазами видела, как утонченные столичные интеллектуалы бросали все и уезжали на сельские приходы, а там спасали детей. Взрослых уже спасти невозможно – они думают только о том, где бы им выпить. Ползают по деревне изо дня в день, доползая до смерти… И вот батюшки собирают брошенных детей этих несчастных, подкармливают их, занимаются с ними. Это настоящие пастыри, потому что они действительно любовно пасут своих овечек словесных, не бросают их по жизни, не ограничиваются только церковной проповедью.

Я все это видела и знаю, что таких батюшек у нас немало – они-то и спасают Россию. Это и есть Святая Русь. Она никогда не умирала, а теперь ей дана возможность количественно возрастать. Почти все мои друзья-мужчины – бывшие ученые, художники, писатели, артисты, философы – стали священниками и «пошли в народ», и для меня это так дорого.

Я считаю, что Россия сейчас переживает видимую победу Бога. Зримые знаки этого – многочисленные чудеса. Особенно потрясает изобилие святых источников на нашей земле, много новых источников появляется вблизи монастырей, да и повсюду. Вот на Западе источников нет, там они все засохли, там земля уже умерла.

А у нас, например, только вокруг Дивеево десятки источников. Я своими глазами видела, как люди исцеляются от святой воды. Бог даже в физическом мире дает нам теперь такую полноту благодати. В России, я бы сказала, даже слишком много чудес. Потому что мы – дети, к нам как к детям Бог и относится.

Корр.: Но при этом нельзя сказать, что народ наш духовно и материально процветает, что у нас безоблачная жизнь…

Т.Г.: Да, русских людей сейчас умирает каждый год больше, чем во время войны. Но все-таки, даже зная об этом, нужно помнить, что мы живем не так, как в некоторых странах Африки или в Индии, где дети постоянно умирают от голода. У нас умирают в основном люди средних лет от водки, криминала – то есть от дурной воли человеческой, направленной на самоуничтожение. Вообще больше умирают те, в ком ослаблена воля к жизни, кто сам не дорожит Божьим даром жизни. Хотя, конечно, и трагедий хватает.

И все равно у нас лучше, чем во всем мире, лучше, чем на Западе. Русские люди просто не знают, что сейчас на Западе происходит. После «объединения Европы», введения единой валюты богатые стали еще богаче, а бедные еще беднее, и гораздо беднее стал средний человек. Сейчас на улицах всех больших городов Европы можно видеть немало хорошо одетых людей, которые роются в помойках, – это безработные. Транснациональные корпорации уничтожают экономику отдельных стран. Идет повальное увольнение. Причем совершается это с таким цинизмом, которого никогда раньше не было. Человек может спокойно работать, но в одно «прекрасное» утро он получает по почте уведомление о том, что он больше нигде не работает – потому что его контора, или фабрика, или завод закрыты. И тут тоже обман: обычно фабрики и заводы не закрываются, но переводятся в страны «третьего мира» с дешевой рабочей силой. Так, контора может оставаться в Париже, а сам завод будет работать во Вьетнаме, например.

Кроме того, повсеместно уменьшены пенсии. Отменяются медицинские страховки. А лекарства, вообще медицинские услуги, на Западе страшно дорогие. Люди не могут купить себе лекарства, при этом они все время дорожают. В Германии, во Франции за последние два года я вижу много беззубых людей – это те, кому не по карману протезирование.

Западный человек тоже страдалец. Он страдает от одиночества, от забитости, от страшной несвободы. Такой несвободы, как на Западе, нет больше нигде. Я постоянно получаю письма, мне звонят с плачем люди, которые живут в Европе: «Найдите какого-нибудь старца, попросите помолиться за нас!» Лучшие люди на Западе ждут от нас не нефти, леса и газа, а молитву, любовь.

Все это есть, но Россия непредсказуема. У нас деньги и вещи все-таки не имеют пока такого значения, как на Западе. Мы даром получаем, но так же даром и отдаем. У нас люди еще помнят, что есть ценности, которые не покупаются, – Бог, дружба, вера, любовь не покупаются. И я вижу, как у некоторых русских людей страдания переходят в радость, они светятся благодатью.

В западных храмах, в домах христиан появились православные иконы, и не только «Троица» Рублева и иконы Божией Матери, как было и раньше, но и иконы блаженной Ксении, Серафима Саровского. Они молятся нашим святым. И просят наших молитв. Русская молитва чувствуется на Западе.

Корр.: Значит, справедливым остается изречение Достоевского, что только Россия может спасти усталую Европу и вообще весь мир?

Т.Г.: Конечно, и теперь это стало еще более очевидным, чем во времена Достоевского. Когда у нас только началась «катастройка», я встречалась с греческим старцем Порфирием и говорила ему, что капитализм страшнее коммунизма, и спрашивала, выстоит ли Россия перед этим испытанием – капитализмом? А он ответил: «Не бойся, русские молитвенники перевязали не только бесов коммунизма, но и бесов капитализма». И он весь сиял при этом. Он был учеником прп.Силуана Афонского и потому был очень жизнелюбивым, любил людей. А мне он сказал: «Татьяна, ты должна жить в раю». И я поняла, что это продолжение слов прп.Силуана: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Мы все живем в аду, такими стали внешние условия жизни. Но из этого ада мы внутренне можем перейти в рай. Этот опыт преображения описан у Достоевского, это то, что произошло с Раскольниковым, с Митей Карамазовым, с другими его героями. В рай вводят любовь, вера, служение Богу и ближним.

Корр.: Апокалипсические мысли и настроения у нас распространены довольно широко. Чаще всего выражаются в упадке духа, в унынии...

Т.Г.: Старец Адриан Псково-Печерский сказал мне: «С 1917 года мы живем в Апокалипсисе. Мы взяли на себя мировой крест, пережив коммунизм, а теперь Россия несет крест «перестройки». Апокалипсис продолжается».

«Апокалипсис» в переводе с греческого означает «откровение». Сейчас все становится прозрачным, все становится открытым. Бог открывает, кто есть кто. А ведь это радостно. Нам сказано: «Не бойся, малое стадо!» Не бойся, Россия! Только не надо ждать чего-то от падшего мира, надеяться, что «все будет хорошо» в этом падшем мире. А надо помнить, что Матерь Божия о нас заботится, Она простирает Свой Покров над Россией. Если мы не забудем о своем предназначении, то спасемся, и с нами спасется весь мир. Потому что мы уже прошли ад и нам «нужно жить в раю».

Корр.: Самым страшным проявлением «адской жизни мира» в последнее время стал терроризм. Что можно противопоставить этому злу?

Т.Г.: Очевидно, что мусульмане более сильны, чем «средние европейцы», потому что они понимают свое мусульманство как образ жизни, а не как отвлеченное учение, традицию.

Я знаю мусульманскую эмиграцию много лет, я специально много общалась с большой общиной мусульман-марокканцев, чтобы понять их. И увидела, что это серьезная сила. Они самодостаточны, они принципиально не хотят адаптироваться под европейцев, более того, они ненавидят европейцев. О духовной слабости Запада свидетельствует, кстати, та реакция на теракты, которую мы наблюдаем после 11 сентября. Никто не говорил о духовных причинах произошедшего. Все дрожали и дрожат за свою физическую жизнь, говорят о различных защитных мероприятиях. Но никто не говорит о том, что нужно духовно противостоять терроризму. Ведь у террористов есть то, за что они готовы умереть, а у западного мира ничего такого уже давно нет.

Корр.: Россия после Беслана доказала, что у нее эти ценности есть. И важно, что именно от священников мы услышали слова о духовном смысле произошедшего, о том, что не осознаем, в какое время живем. Как сказал старец Паисий Святогорец, «во всех государствах видишь бурю, великое смятение! Несчастный мир – да прострет Бог Свою руку – кипит, как скороварка. Что творят власть имущие! Стряпают-стряпают, бросают все в скороварку, а она уже свистит. Скоро вылетит клапан!.. Мы еще не осознали того, что дьявол ринулся губить творения Божии. Он разъярен, потому что знает, что действовать ему остается немного. Мир горит! Остается только молиться, чтобы Бог пощадил нас...»

Т.Г.: Но отчаиваться все-таки не нужно. «Не бойся, малое стадо!» И тот же старец сказал: «Я РАДУЮСЬ: НАС ЖДЕТ ГРОЗА...»

Беседовала Л.ИЛЬЮНИНА

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга