ОТЧИНА ОТКУДА «НАЧАЛА БЫТЬ» ЗЕМЛЯ ВЯТСКАЯ Н.И.Костомаров еще в начале нашего столетия отметил: «Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее». Особенно «темна» эпоха русской колонизации края – XII-XIII века. Некоторые ученые заявляли, что первое поселение на Вятке появилось лишь в XIV веке. Споры пресекли археологи. Оказалось, у них нет причин не доверять летописям и изустному вятскому преданию, ведь время поселения новгородцев на Вятке, судя по раскопкам, «скорее всего, относится к концу XII – началу XIII века». Молитвами святых страстотерпцев В это время новгородцы активно осваивали северные земли. В 1174 году, в последний год княжения святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, от предел Великого Новгорода, где княжил его юный сын Андрей, отделились «жители новгородцы самовласцы дружиною своею». Они отправились на судах-ушкуях вниз по Волге, как пишет Н.М.Карамзин, «отчасти теснимые возрастающим многолюдством в их пределах», «отчасти наскучив внутренними раздорами». Неустройство тогда действительно было великое, пределы Руси терзали княжеские усобицы, а Новгород – бесконечные распри: то люд воевал с неугодным наместником, то изгнанный наместник мстил городу. Могла новгородцев поднять и другая причина: соперничая с ростовцами, они искали земли, богатые пушниной – самым ценным товаром, которым Господин Великий Новгород торговал с иноземцами. Много зверя было и в областях Новгородских, но чем дальше на север, тем пушистее и красивее мех, а главное – безобиднее жители. В любом случае дружина отправилась, имея с собой предводителя и священника, так как в итоге, как пишет летописец, новгородцы на Вятке «поставиша храм». Дойдя до низовьев Камы, новгородцы остановились, основали небольшое поселение и прожили в нем семь лет. Однако слухи о привольной, укрытой лесами северной земле или же близкое соседство с воинственной Волжской Булгарией побудило новгородцев вновь пуститься в путь. В 1181 году часть дружины отправилась вверх по Каме, достигла устья реки Чусовой, по суше вышла к истокам Чепцы и спустилась в Вятку. «Внидоша в великую реку Вятку и плывуще по ней мало более пяти верст новгородцы увидели на правой стороне, на высокой прекрасной горе град чудской, называем чудью Болванский городок». Возгоревшись духом, ушкуйники «возжелаше взяти его и обещашася прародителем своим российским великим князьям Борису и Глебу и заповедаша всей дружине своей поститися, ни ясти, ни пити...». После нескольких дней поста, в день памяти святых Бориса и Глеба, воины «приступиша к тому граду вельми жестоко и сурово». Сохранилось предание, что новгородцы, уповая на Бога, не забыли и своей воинской удали, и смекалки. Накануне они сделали плоты, поставили на них вытесанных из дерева идолов (болванов) и в день штурма пустили плоты вереницей вниз по Вятке. Жители «зазевались» на плывущих идолов, а ушкуйники, подойдя к городу с противоположной стороны, быстро преодолели земляные валы и без лишнего шума проникли в город. «Той крепкий град взяша в лето 6689 (1181 год) месяца июля 24 день (6 августа н. стиля) на память Бориса и Глеба и по обещанию своему поставиша церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и нарекоша той град Никулицин»*. Выбор новгородцами своих покровителей не случаен. Святые Борис и Глеб – безвинно убиенные сыновья великого князя Владимира – почитались на Руси как заступники воинства и рода Рюриковичей и были особенным образом связаны с Новгородом. В нем долгое время правил их сводный брат – Ярослав Мудрый. После Ярослава в Новгороде на протяжении почти 800 лет (до 1598 г.) княжили его потомки, имевшие полное право называть Бориса и Глеба своими «прародителями». Причем именно новгородцы под предводительством Ярослава отомстили за смерть святых князей. Они разбили войска Святополка Окаянного, захватившего по смерти отца – князя Владимира – киевский стол. Обретя дерзновение пред Богом, святые страстотерпцы не раз помогали новгородцам и князьям – Ярославичам. В 1240 году, в ночь перед великой Невской битвой, Борис и Глеб явились ижорскому старейшине Филиппу. «Брате Глебе, – молвил Борис, – вели грести борзо, да поможем сроднику своему Александру». После чего новгородцами, как известно, была одержана блестящая победа, а князь Александр прозван Невским. В 1380 г. страстотерпцы помогли Александрову праправнуку Дмитрию Донскому одолеть татарские полчища на Куликовом поле: воин Фома Хацибеев увидел святых князей, устремленных на татар со словами: «Кто вам велел истреблять Отечество наше, от Бога нам дарованное?» Оставшиеся на Каме новгородцы, узнав о том, что дружина их захватила на Вятке Болванский городок, поспешили следом и осадили черемисский Кокшаров (около Котельнича Кировской области). Они также призвали на помощь прародителей своих Бориса и Глеба – и на другой день «из града того жители побежаху, инии же граду врата отвориша» – им вдруг показалось, что к городу приступило «неисчетное воинство». Взяв Болванку и Кокшаров, «новгородцы распространишася и начаше жить на всей Вятской стране» в «самовластьи», подобно Новгородскому вечевому государству. Однако набеги язычников сильно беспокоили поселенцев. Собравшись на совет, они решили «устроити един град» и «замок крепкий во утверждение имети от нашествия супостат». Так, в 1199 году в шестнадцати километрах от Никулицина возник град Вятка, впоследствии – Хлынов, после указа Екатерины вновь Вятка, после 1934 года – Киров. Переселившись в сей «един град», новгородцы установили первый, а значит, и древнейший, крестный ход на Вятской земле: они обещали своим покровителям – святым Борису и Глебу – каждый год «образ их святый с Никулицина во град Хлынов приносити и круг града хождения чинити и празновать честне, дабы долгими леты и времены незабвенны были чудеса о поселении на Вятке». По слуху об удобствах жизни, в Вятский край стали стекаться христиане от предел Северной Двины, из Новгородских и Ростово-Суздальских владений. Рядом с Никульчино они устроили погосты: Воскресенский, Богоявленский и Волковский. С Волковской церковью во имя святого Победоносца Георгия связано возникновение второго Вятского хода. Однажды черемисы и вотяки внезапно напали на поселенцев, разрушили погосты, но в Волково их встретил сильный отпор и решительное поражение. С ужасом язычники бросили стрелы и бежали. Торжествуя победу, христиане приписали ее заступничеству святого Георгия и в знак благодарности положили дважды в год носить икону Победоносца и железные стрелы, «кои были орудием чуди и вотяков», в град Хлынов и «встречать со освященным собором и со всем народом со свещами и празновать, и круг града хождения уставиша». Позднее Георгиевский и Борисоглебский крестные ходы слились: за день до Преполовения Пятидесятницы они вместе отправлялись в Хлынов (Вятку), а после – возвращались в свои села. Около одиннадцати часов вечера крестный ход подходил к часовне, что в двух верстах от Волкова, куда заранее «стекалось множество народа пешего и на конех». Люди, заполнявшие все пространство от часовни до Волковской церкви, зажигали свечи, всадники ставили зажженные свечи над головами лошадей, и посреди этой колышущейся огненной реки двигалась икона Победоносца Георгия. Память о сем крестном ходе сохранилась в известном присловье жителей вятской столицы: «Идут к нам Борис и Глеб да Егорий-свет». Никулицин – колыбель земли Вятской Загадочное Никульчино вызвало к жизни немало легенд и предположений. Историк и краевед А.А.Спицын, раскапывая городище, высказал смелую мысль, что именно на этом месте был основан древний город Хлынов и именно его покорили новгородцы в 1374 г. В наши дни появились не менее смелые «сказания» о подземных ходах и спрятанных в земле колоколах. Но археологи, долгое время занимаясь городищем, подземных сокровищ не обнаружили, хотя их старание было вознаграждено – Никульчинская земля дала едва ли не треть всех древнерусских находок Вятского края. При этом оказалось, что мыс, занятый чудью и отяками, а затем русскими поселенцами, был заселен еще в глубокой древности. Первые люди – предки удмуртов и марийцев – появились здесь в раннем железном веке. На Никульчинском мысу они основали «малое городище» (площадью 1500 кв. м), укрепленное земляным валом и рвом. «Большое городище» (площадью 1 га) возникло позднее. Оно было настоящей крепостью: с севера окружено глубоким оврагом, с востока – берегом Вятки, с напольной стороны – рвом и двумя земляными валами (внутренний даже сейчас возносится на 4 метра). Этими же укреплениями и жилищами пользовались на первых порах русские колонисты. Особенно много русских, изгнанных под натиском Золотой Орды из Суздальской, Устюжской и Нижегородской земель, стало стекаться на Вятку с XIII века. В это время Никулицино приобретает вид настоящей крепости: вокруг жилых и хозяйственных землянок возводятся грандиозные по тому времени укрепления: внутривальные срубы, забутованные глиной, поверх них – стена с бойницами для стрельбы, угловыми башнями и воротным устройством для въезда в город. Однако население первого русского города занималось и вполне мирными делами: в Никульчино найдено железное писало, шахматные фигуры, музыкальные инструменты, заморские украшения и золотоордынские монеты. Судя по этим находкам, в то время град Никулицин явно выделялся из числа других вятских городов и мог претендовать на роль столицы Вятского края. Но Бог судил иначе – центром нового государства стала западная часть Никульчинской округи – Хлынов-град. В 1489 году пришел конец вятской вольнице. За прошедшие века потомки новгородцев, соблюдая обычаи новгородские и независимость, не сумели сохранить к «прародителю» своему Новгороду сыновних чувств: вопреки законам государственным и Божьим, они часто грабили Новгородскую землю и «помогали великим князьям против него», удостоившись от историков названия «истинные варвары» и «вечные враги Новгорода», а от московских государей укоров в разбойничестве. Правда, и новгородцы, по свидетельству Н.М.Карамзина, «старались делать зло хлыновским поселенцам» и «не могли простить им того, что они хотели жить независимо». В 1471 году Вятка участвовала в покорении Новгорода под руку великого Московского княжества, и вскоре ей «той же мерой отмерилось»: в 1489 году Вятская земля была подчинена Московскому государству, а Никулицкое городище окончательно захирело и было покинуто жителями, перебравшимися в возникшее рядом село. На прежнем месте остались лишь церковь да кладбище. Причем когда войска Ивана III покорили Вятку, то наиболее воинственных вятчан увезли в столицу, чтобы держать непокорных под надзором. Таковых оказалось немало, и вскоре под Москвой заселили целую слободу. Замечательно, что и это поселение, как когда-то первое поселение на Вятке, поначалу называлась Никулицею. В следующие столетия Никульчино не имело особого значения, в отличие от Волково, не было даже центром стана (административная единица Руси XV – XVI вв.). В XX веке Никульчино вместе со страной пережило НЭП, коллективизацию, раскулачивание и прочие «перестройки» (только при Хрущеве Никульчино побывало в составе шести районов). Однако попытка построить «рай» без Бога обернулась плачевно. Теперь Никульчино – брошенная деревенька, прибежище дачников и пенсионеров, с постоянным населением в пять старушек. Но по-прежнему на вершине холма вне времени и неурядиц стоит ныне храм Бориса и Глеба – первых русских святых, сыновей великого князя Владимира, прародителей Александра Невского, усердных покровителей новгородцев и вятчан. * * * Он построен в 2001 г. вместо каменной церкви, разрушенной в 39-м. Ее взорвали, надеясь добыть кирпич для Чепецкой ТЭЦ, но первые же груженые баржи затонули на середине реки, а одна большая глыба как памятник вандализму тех лет так и осталась лежать под высоким берегом. В советские времена Борисоглебский крестный ход, в отличие от Великорецкого, был забыт. А ведь он имеет для Вятки особое значение – это не только исполнение обещания, данного нашими далекими прародителями-новгородцами святым заступникам. Наверное, по их молитвам в 1995 г. крестный ход возобновился: в тот год впервые сорок паломников прошли с иконой святых страстотерпцев Бориса и Глеба из Волково в Никульчино и обратно. Местные жители пути не помнили, поэтому накануне настоятелю волковского храма о.Геннадию пришлось потратить добрую половину дня на его поиски. Глубоким вечером «случайный» мотоциклист доставил изрядно уставшего батюшку ко взорванной никулицкой церкви. Увиденное потрясло священника: на месте алтаря святого храма стояла какая-то трехметровая железная конструкция, увенчанная коровьим черепом. Когда на следующий день паломники пришли в Никульчино, черепа уже не было – словно ушла какая-то эпоха в истории села. Молитвами святых страстотерпцев Бориса и Глеба да сохранит Всемилостивый Господь землю Русскую и приведет ее к процветанию духовному! Приложим же и мы молитвы свои и труды наши. * Некоторые историки считают, что название села происходит от имени предводителя новгородцев, другие – от имени особо почитаемого на Руси святителя Николая Мирликийского. Современное название села – Никульчино. Ольга ТУЛЯКОВА На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |