ВЕРТОГРАД «БЕЗ СМИРЕНИЯ НЕТ СПАСЕНИЯ» Из писем валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева) (1873 – 1958) духовным детям
(Письмо старца по поводу желания издать его письма) Новый Валаам. 5.2.1956 г. Боголюбивые чада мои! Вы собрали мои письма и хотите издать их; если вы усмотрели, что письма послужат на пользу, собирайте и издавайте. Хорошо бы было мне пересмотреть их самому, но это нельзя исполнить, ибо я не могу приехать к вам по болезни ног моих. Да я и дряхлею; теперь мне стукнуло 83 года; благодарю Бога, что память, хоть и тупеет, но пока не изменяет. Письма писал я, как Господь полагал мне на сердце. Человек я от природы застенчивый и недалекого ума, это я вполне сознаю. В школах я не учился, как умею говорить, так и писал. В то время керосина не было еще, по ночам в избе работали с лучинкой. Я наблюдал за огнем, лучинку вставлял в светец, а угольки падали в приготовленный ушат с водой. Отец мой плел лапти, а мать и сестра пряли или починяли; еще у меня было два брата. Вот что еще интересно: спичек не было, в печке делали ямку, в нее угли загребали кочергой, огонек там и хранился. Случалось, потухали угольки, мать, бывало, скажет: «Ванька, сходи к Андрею за углем». Я и принесу уголек в баночке. Подую на уголек, приложу лучинку – вот и добыли огонек! У нас портной работал; он умел читать и меня учил. Тупо я понимал, а сестра моя скоро заучила буквы и укоряла меня: как ты не понимаешь? вот я уже заучила, а ты все не понимаешь! Наконец и я научился читать. Когда я начал читать, то приобрел несколько книжек «Жития святых» – тогда печатались такие маленькие книжечки. Был у меня друг единомысленный. Вот мы с ним и толковали, как надо спастись. Ходили пешком в Нилову пустынь за 15 верст от нас; насушим сухарей мешочек, пристроим на плечи, и марш в дорогу. Ходили мы туда три раза: слышали мы, что там, в лесах, живет пустынница Матрена, но никак не могли повидать ее. Да и глуповаты были: ведь только по 13 лет. ...Прожил 4 года в монастыре, меня взяли на военную службу. Служил я в стрелковом полку 4 года – тогда такой срок был. После службы пожил в доме с отцом года два и второй раз прибыл на Валаам в 1900 году. Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир. Благодарю Господа, что Он по Своей милости сподобил меня, грешного, провести всю мою жизнь в монастыре. Кто будет читать мои письма, умиленно прошу: помяните в своих святых молитвах меня, великого грешника. 4.8.1939 г. Почтенное твое письмецо я получил, и из него видно, что ты стала заниматься внутренней духовной жизнью. Умудри тебя Господь! Правильно твое замечание, что «от молитвы ничего не ждать». При молитве надо себя держать в большем непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое... Молитва – самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы. Все же Господь, по Своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевал. Молитвенное свое домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежания торопливости. 4.10.1939 г. О непрестанной и умносердечной молитве, к которой ты стремишься, не дерзаем просить у Господа – такое состояние у очень немногих, едва ли обретешь из тысячи одного человека, сказал св. Исаак Сирский, и в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. К теплоте сердечной не стремись – она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большего не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность. Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать? – Человецы есмы, плоть носящие, да дьяволами искушаемые. Не трепещи и не унывай сице, когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает. Если когда тебе приходится покривить душой ради одиночества, чтобы побыть у себя дома, – это не грешно; умудряйся, чтобы все было ради Бога. Умудри тебя Господь! 27.7.1940 г. Нам, грешным, должно молиться в покаянных чувствах и просить у Бога помощи в борьбе со страстями. В Отечнике сказано: «Ученик сказал старцу: такой-то «видит ангелов». Старец ответил: «Это неудивительно, что он видит ангелов, но удивился бы я тому, кто видит свои грехи». Хотя это старческое изречение и кратко, но по духовному смыслу очень глубоко, ибо тяжелее всего познать себя самого. 11.2.1946 г. Не пугайся, что у тебя нет благоговения в молитве, хорошо и спасительно, что нудишь себя молиться. Бога не представляй очень строгим. Он очень милостивый, знает нашу человеческую немощь. 6.12.1946 г. Ты боишься темноты, я тоже побаиваюсь, вот насколько мы слабенькие и маловерные в Божий промысел. Когда я шел пешком от монахинь – 5 верст пришлось идти лесом в темноте, – в одном месте напал такой страх, что по всему телу мурашки пошли и уши зашевелились, точно кто-то догоняет меня; обернулся назад, сделал крестное знамение и пошел вперед. Святое Писание говорит: «Боязнь не что иное, как лишение могущества рассудка». ...Когда не придется исполнить все свое правило, не смущайся, не будь рабом правилу. Держи правило мытарево: «Боже, милостив буди мне грешной» и имей память Божию, это заменит все правила. ...На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что есть на совести, и больше ничего. 1946 г. Ты пишешь, что я взялся учить тебя уму-разуму. Но это не так; как же я могу учить других, когда сам иду ощупью и спотыкаюсь… Я, безграмотный, как могу руководить другими в таком великом деле, которое дороже всего мира, у меня своих опытов духовных нет, а если кому отвечаю, не свое, а заимствовано от св.отцов, и сам краснею: других учу, а сам как живу. В данное время мы лишены этого блага – жить под руководством опытного старца в духовной жизни. Руководитель должен указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только по книгам – совсем не то; говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда вкусят, яко благ Господь, тогда познают свои ошибки. Св.Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Руководитель должен быть бесстрастным и иметь дар рассуждения, именно: знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тепла, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение. К стыду моему, живу я в монастыре уже 48 лет и до того расстроился, что просто не знаю, с чего и начинать, как спасти свою душу; однако ты не подумай, что говорю так по смирению. Нет, нет, я такой есть воистину. Смолоду было у меня ревности хоть отбавляй. Носил некоторое время власяницу и вериги, старался искать святых подвижников, но как-то не удавалось найти, вероятно, не понимал их по неопытности своей. Первая ревность очень обращает внимание на букву, убивающую дух, и не встречал такого наставника, который мог бы поддержать ревность и руководил бы правильно в духовной жизни, а без руководства живущий – по Лествичнику – «не надежный», ибо он кичится; так я и остался ни с чем. Но не отчаиваюсь, верую в Божие милосердие и стремлюсь к нему по силе моей. 1946 г. Сегодня праздник – вход во храм Пресвятой Богородицы, служба была торжественной, пели на двух клиросах. Погода хорошая, солнце светит; не стерпеть – пойду гулять. Люблю ходить один, люблю природу – куда ни посмотрю, все меня утешает: каждое деревцо и каждый кустик, а маленькие птички-то с чириканием летают с дерева на дерево, лапочками повиснут на сучке, что-то клювом берут, и зайчик беленький пробежит и встанет на задние лапки, послушает да поглядит по сторонам и поковыляет вперед. Все это так назидает, просто не удержаться от слез, и во всем виден Божий промысел. Как все прекрасно сотворено, и милостиво обо всем заботится, и ничто у Него не забыто. Птички такие маленькие, ножки, точно соломинки, а существуют и кормятся в морозное время. Слава, Господи, Твоей премудрости, слава созданию Твоему! Благодарю Тебя, Господи, что нам, многогрешным, немощным, иногда даешь приходить в Богопознание, это Твоя милость. Мы, грешные, без Твоей помощи не можем созерцать природу и приобрести ни единой добродетели; наша свободная воля дана Тобою и может только стремиться к добродетели, а приобрести или устоять в добродетели зависит уж от Твоей помощи. Одного прошу Тебя, Господи, имиже веси судьбами спаси нас, грешных. 21.2.1947 г. Курево, конечно, не хорошо, но я более строг к душевным страстям: зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство, лицемерие, человекоугодие и сребролюбие, а телесные страсти иногда нас очень смиряют. Горше всего гордыня, ибо дьявол омрачил свою светлость именно гордостью; гордость – изобретение бесовское. Хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскуде преподобные, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами; все равно, как в аптеке: не учившись искусству медицинскому, вместо полезных лекарств возьмет отравляющее. Однако унывать не надо, в основание положим мытарево смирение и Господь, по Своей благости, поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние. Великий старец Паисий Величковский тоже тужил, что нет наставников, но он как опытный в духовной жизни советовал руководствоваться просто с единомысленными; беседовать и вместе читать святоотеческие книги. Так что ваш кружок очень полезен, ибо тут бывает обмен мыслей. Смущаться не надо, если когда и выйдет разногласие, оно бывает даже и у подвижников: Бог один, а идут к нему с разных сторон. В таких случаях очень дорог и полезен единомысленный собеседник. Преп. Серафим сказал: «Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения», на опыте так и бывает. Иногда с одним человеком говорить – просто отдыхать, а с другим говорить делается тяжело; хоть спор с ним – не находится, что и сказать ему; думаешь, как бы скорее ушел. 20.12.1947 г. Иногда прежние события так напомнят, точно молотом ударят по голове. Тут требуется молитва внимательная, с терпением. Память надо набивать чтением Святого Евангелия и творениями св.отцов, – одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытеснятся прочь и тоскливость пройдет. В одном сердце два Господина не могут жить вместе. 1947 г. У тебя здоровье тоже незавидное, однако не унывай – расположись на волю Божию, не сегодня, а завтра все же умрем. Вот что я заметил: большая ошибка и немощь – много заботиться, чтобы продлить нашу жизнь, однако жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам». Наша забота и стремление должны быть в том, чтобы жить по заповедям Его и очистить сердце от страстей. 1947 г. Твое письмецо я получил и отвечаю на него, только мои советы принимай не как повеление или закон, а как простой совет, можешь и не принять его, если усмотришь, что не согласно со Святым Писанием и с поучением св.отцов. Твой способ борьбы со страстями правильный, какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощью. Однако больше обрати внимание на главную страсть, которая больше тебя борет; знай еще – наш должен быть труд, а успех зависит от благодати, благодать дается не за труды, а за смирение; кто насколько смирится, настолько и благодать приходит, и в добродетели устоять зависит не от нас, а от благодати. 13.1.1948 г. ...Тебя просят помогать в церкви, Бог благословит, потрудись. В древние времена такие труженицы назывались диакониссами, конечно, и еще много других было обязанностей у них, а с тебя и этого довольно. Не смущайся, что службу не приходится слушать. Преп. Макарий пишет так: «Труды идут молящимся, а молитва идет трудящимся», – вот видишь, в общем получается целое... 19.2.1948 г. Спрашиваете, как вам поститься? Слово о посте очень пространное. Я напишу кратко. Мы должны иметь послушание Церкви, что она заповедала исполнять в точности. Если по немощи, как человецы, что не исполним, – укорить себя и каяться. Св. Диодох пишет: «Пост, как орудие благоустрояющее, хотящих к целомудрию, имеет цену, но не перед Богом». Св.Церковь воспевает на 1-й неделе Великого поста в понедельник вечером: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления – сих оскудение». Ученый муж, величайший аскет преп. Кассиан, пишет так: «Ибо если мы будем поститься на том основании, что будто грешно употреблять пищу, то не только не получим никакого плода от воздержания, но еще, по апостолу, подвергнемся тягчайшему обвинению за нечестие, потому что… всякое создание Божие хорошо и ничего не гнусно, если приемлется с благодарением; ибо кто что считает скверным, тому то и скверно (Рим. 14, 14)». Потому никто не был осужден за одно употребление пищи, и если ядущие осуждаются, то это потому, что с употреблением пищи соединяется или последует за оным предосудительное. ...Напрасно себя смущаете и думаете, что есть у вас какой-либо грех неисповеданный. Смертные грехи только те, которые сознаете и не каетесь. ...Еще пишете о снах, что читали у св.отцов: «Если повторяется, то это правильный сон». Снам верить не надо. Преподобный Варсонофий Великий пишет: «Тот, кто один раз явился ложно, может сделать еще и три раза, и более». О кресте, виденном вами во сне: пугаться не надо или ждать каких-либо скорбей. Верь, что без Божией воли ничего с нами не может быть. Вы все пугаетесь и ждете каких-то неприятностей. Этот ваш страх телесный есть крест ваш. Помоги, Господи, нести его терпеливо. 12.1.1949 г. Твое письмо я получил и спешу ответить. Не отчаивайся, не унывай, успокойся. «Грех и беда с кем не была» – говорит русская пословица. Боже упаси, тебе уходить от мужа, терпи и молись, Господь, по Своему милосердию, поможет вам пережить эту неприятность. Муж твой очень смирился, плачет и просит прощения; ты, по заповеди Божьей, прости его, никогда не укоряй его и не напоминай ему об этом искушении. Довольно ему стыда и позора, когда застала его на месте преступления, это очень тяжело переносить ему, помоги ему, Господи. Не печаль его, а старайся показывать ему веселый вид, ты этим облегчишь его терзание душевное. Св. апостол говорит: друг друга тягость носите, и так исполните закон Христов. Если так поступишь, тогда молитва у тебя чище пойдет. Св. отцы пишут: покрой грехи ближнего, Господь и твои покроет. Конечно, это с ним случилось в пьяном виде, подобное тоже случилось с праведным Лотом – в пьяном виде согрешил со своими дочерьми. Эта наша земная жизнь, действительно, – житейское море, и кораблику нашему приходится переживать разные невзгоды, так и жди, когда выкинет. Однако же не надо унывать, с Божией помощью будем стараться переплывать это море и достигать тихого пристанища Царства Небесного. 15.5.1950 г. (Письмо жене иноверца) На твои вопросы отвечаю так: своему мужу старайся быть верной, не изменяй ему и слушайся его во всем. Конечно, исключая православных требований. На религиозные темы беседовать не надо, а если сам заговорит, отвечай, что знаешь, но сперва мысленно помолись Богу. Учи его не словом, а добродетельной христианской жизнью. Не принуждай его ходить в церковь, если сам пожелает – это другое дело, будь довольна и благодарна, что тебе не препятствует ходить. Молись о нем просто, по-детски: «Спаси, Господи, и помилуй моего мужа Х., сохрани и вразуми его». И прочее все предоставь Божию милосердию и будь спокойна. К его матери относись всегда хорошо и вежливо, когда что скажет неприятное, то терпи. На религиозные темы не говори с ней, иначе потеряешь внутренний свой мир. В гневе никакое дело не решай и разговор прекращай. Под влиянием гнева всегда грешишь и скажешь неправильно, а после будешь сожалеть. 10.1.1951 г. Еще пишешь, что твоя знакомая попала в секту. Жаль, что наши православные очень мало знают свое учение и легко уклоняются в разные секты. Ибо все секты, ереси и расколы основаны на гордости и самовнушении. В православии авторитет – вселенские соборы и учение св. отцов. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, те Бога узрят». Вот св. отцы с Божией помощью очистили сердца от страстей. Они правильно знают волю Божию, открытую в Святом Писании, а не очистившие сердце от страстей не могут правильно понимать Святое Писание, и такие люди претыкаются на Святом Писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны. Так сказать, сошли с большого парохода и сели на утлую ладью и хотят переплыть житейское море, и погибают в волнах суетных мудрований. Они вырывают текст из Святого Писания для оправдания своего заблуждения. 2.5.1951 г. Вот какая ты оказалась немощная духом. Удалили с послушания, и сердце защемило, даже говоришь «выгнали довольно некрасиво, как малую девчонку». Скорбь-то твоя пустяшная, даже и обижаться-то не на что. Надо быть довольной и благодарной, что теперь можешь стоять в церкви безо всякой суеты, а раньше ведь писала мне, что как бы недовольна была этим послушанием. А как сменили, ну, сердце и защемило. Хорошо, что созналась и покаялась. Бог простит. Однако знай, что без смирительных случаев нам не смириться. Читаем Святое Евангелие и забываем страдания Спасителя. А у нас что получается? Даже укорительного слова не сказали, и то сердце защемило; значит, нет смирения – а гордынка. Без смирения нет спасения и подвиги наши будут тщетны. 1952 г. ...Ты все осуждаешь себя и считаешь никуда не годной и хуже всех, но это одни только слова у тебя, а чувствуешь себя неплохой; если бы так и чувствовала, как говоришь, то не осуждала бы других ни в чем и не оскорблялась бы на то, что я Х. назвал умнее тебя. Ха, ха, ха! Какая ты бестолковая. Еще пишешь, чтобы я «вымолил у Господа быть тебе хорошей», вот еще какая бестолковая просьба! Тоже подобная смеху: она будет жить спустя рукава, а старец вымаливай, чтобы быть ей хорошей. Но по духовному видению так не бывает; ни Бог, ни я тебе не поможем, если сама не будешь трудиться в благочестии. Вчера пришел ко мне инок и говорит: «У меня есть очень большой грех, не знаю, простит ли мне Господь». Я спросил: «Какой?» – «Хула на Бога и на святые тайны». Я говорю ему: в этих мыслях нет греха, ибо они от дьявола и называются прилогами, а прилоги безгрешны; не обращай на них внимания и мысль возведи на какой-либо предмет Святого Писания. Еще поговорил с ним на эту тему и дал ему Лествичника, чтобы прочел там о хульных помыслах. Сегодня 4-е января, Святая Церковь празднует <память>70 св. апостолов. Из них 5 апостолов отпали: Иуда, Николай – был епископом, Фегель – был епископом, Ермоген – тоже был епископом, Димас – был иереем и служил идолам. Меня занимали раньше такие мысли: почему Господь избрал этих в ученики для проповеди? Ведь Он знал, что они отпадут. Но во время службы как-то стало мне ясно, что Господь, по Своей благости, призывает к Себе всех, но свободную нашу волю не нарушает, а если кто уклонится от добродетели в порочную жизнь добровольно – сам виноват, так как не потрудился по свободной воле во угождении Богу. Один возлюбил деньги, а другой век сей временный – так и прочие отпавши. По свободной нашей воле мы должны трудиться в угождении Богу, тогда благодать помогает нам, а если не будем трудиться, и благодать Божия не поможет: наш труд и благодать Божия идут совместно. 20.1.1952 г. А как время-то летит быстро: ждали Рождество Христово, Крещение и Новый год, и все это прошло, теперь будем ждать Святой Пасхи. Вот что я заметил: под старость время летит быстрее, ибо чувствуется, что все кончено, приближается время перехода в вечность, как-то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и увидишь, как у них фантазия играет: они счастливы получать хороших женихов, будут богаты, и хорошо пойдет семейная жизнь, и многое другое на эту тему – эти картинки пройдут у них в голове, и опять останутся одни. А когда человек будет лежать на смертном одре или в болезни, вот тогда-то и придется испытать неожиданные явления, и вся прошлая жизнь будет чередоваться событиями, какими он жил, тогда только человек познает, что мир сей обманщик. 18.2.1952 г. У вас детей нет и вы желаете иметь их, ваше желание естественно, в порядке вещей. Однако всяко бывает – не на радость родителям дети бывают, а на великие скорби. Расположимся на волю Божию, ибо Он знает наши нужды раньше нашего прошения; если на пользу – будут и дети без операции докторской. Будем молиться так: Господи, Ты знаешь наши нужды раньше нашего прошения, благослови по Своей благости, что будет нам на пользу. Аминь! 27.4.1952 г. Это хорошо, что любишь дома сидеть и к себе никого не звать, а если люди что скажут, ты держись своих убеждений. Тоже хорошо держать себя подальше от приходских дел, а когда что коснется и надо говорить – не забудь, прежде помолись, на опыте увидишь пользу. Хоть и тяжеловато терпеть скорби, но очень полезно. И мы должны готовиться с Божией помощью терпеть поношение, укорение, презрение и насмешки; если так подготовимся, когда они придут, легче будет переносить их. Люди непостоянны: сегодня хвалят, а завтра свалят. 17.9.1952 г. Немощей бояться не надо, ибо Господь снисшел с небес для немощных. Человек если сознает свою немощь и покается, Господь, по Своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие. Не удивляйся, что хорошие люди, близко стоящие к Церкви, глубоко верующие, из-за какого-нибудь укола всё поносят. Эти люди внешние, они не имеют понятия о едином на потребу... 12.12.1952 г. Ты пишешь о своих болезнях, что они посланы Богом за грехи твои. Нет, не так надо думать. Судьбы Господни непостижимы, и наш ограниченный умишко не может понять, кому какие болезни и скорби даются Богом нам, грешным; однако знай, что в сей юдоли плачевной, временной жизни, миновать их не можем. 30.1.1953 г. Во время скорби жди мирного устроения, а во время мирного устроения жди скорбного. В этой, временной, жизни мирное и скорбное переживания чередуются. И святые Божии люди не были свободны от этих переживаний. А ты хочешь найти какую-то новую стезю, чтобы миновать тяжелые переживания, – так не бывает. Ведь тебя площадною бранью не ругали и по щекам не ударяли? Вспомни-ка терпение Богочеловека: биение по щекам, тростью по голове, плевание в лицо и разные насмешки, и это все Он терпел ради нашего спасения. А мы ради своего спасения не хотим потерпеть и малых человеческих неприятностей. 11.3.1953 г. ...Твое письмо я получил и прочел внимательно. Чувствую, что «уны дух твой в тебе и сметеся сердце твое». В конце письма пишешь: «Вы, наверно, почувствуете, что хотелось мне сказать». Как же мне не почувствовать, когда ты вся в меня! Что ты писала – все это у меня есть, точно с моего сердца скопировала. Ну, что же нам с тобой делать? Не кричать же караул! Отчаиваться не будем, потерпим и будем молиться, чтобы Господь помог нам, грешным, положить начало. Ты пишешь: «Я очень глупая, все хочу научиться уму-разуму, но ничего не выходит», а я век свой прожил в монастыре и жизнь моя приближается к смерти, а уму-разуму не научился, приходится умирать дураком. Я ведь тоже по натуре человек ленивый, безвольный и застенчивый, но так не думаю, как ты думаешь: «наказание Божие». Это нам на пользу, от этого рождается смирение. Надо очень бояться гордости, самомнения и тщеславия. От подобных неприятных чувствований и скорбей святые люди тоже были не свободны. Ведь наша жизнь подобна кораблику, плывущему в море, – приходится все невзгоды терпеть, иначе и быть не может. 1.7.1954 г. Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад во время молитвы в уме представлять образ Спасителя, или Божией Матери, или какого святого. Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам. Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых св.отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание – душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. 5.8.1954 г. Старайся не осуждать никого ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Помни, что за каждое праздное слово дадим ответ пред Богом на Страшном Суде. Двум Господам служить нельзя. Примиряйся с соперником, чтобы он не заключил тебя в темницу. Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже послужит во грех. Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем? Вот тебе коренное указание, на котором зиждется наше спасение. Конечно, легко указать и легко пожелать, но исполнить очень трудно, и мы – немощные; одних наших сил не хватит – должны просить помощи у Бога, чтобы Он, по Своему милосердию, помог нам, грешным. Вот св.отцы и избрали молитву Иисусову – непрестанную. Вам, в миру живущим, очень трудно держать непрестанную молитву, однако знай, св.отцы всякое доброе дело приписывают молитве: добрый разговор, память Божию, терпеть поношение, укорение, презрение и насмешки и т.д. 11.11.1954 г. ...Ах, какой ты безумный! Пишешь мне, что «не веришь в Бога и в Его святой промысел, и в бытие бесов». Неужели ты настолько слеп духовно, что не видишь в творении Творца – всемогущего Бога! А о существовании бесов кратко скажу из своего опыта. Жил я один в маленьком домике в Предтеченском скиту на Валааме; сам себе готовил еду, растил овощи, а хлеб брал из монастыря, изредка и сам пек. Ночи любил проводить без сна, ложился всегда после двенадцати, в 2 или в 3 часа. Конечно, днем спал, сколько требовалось природе. Однажды, в 2 часа ночи, согрел самоварчик и вместо ужина стал пить чай; вдруг слышу, что кто-то идет в коридоре, отчетливо слышны шаги человеческие; хорошо помню, что двери заперты. У меня мурашки пошли по телу, а кот сгорбился, и шерсть поднялась у него, точно ждет кого-то или что откроется дверь, и кто-то войдет к нам. Я взял лампу, вышел в коридор, осмотрел везде, нет никого. Конечно, неверующий скажет, что это галлюцинация. Нет, это не галлюцинация, а именно бесы. 15.11.1954 г. Уважаемый о Христе Н.! Получил я твое письмо, и ты укоряешь меня в тщеславии, что я пишу письма по тщеславию. Я и сам удивляюсь на себя, как я случайно вплелся в переписку с разными лицами. Конечно, причина – духовничество. Некоторые духовные мои чада обращались ко мне с разными вопросами, и я, по своему безумию, отвечал на их вопросы, что было на сердце, а чтобы издавать письма, мне никогда и в голову не приходила эта мысль. Нашлись некоторые личности, просили меня дать им согласие, чтобы издать эти письма. Вот я и дал согласие по их просьбе. А этого не могу сказать, что нет у меня тщеславия. Это тщеславие – очень тонкая страсть, ибо примешивается к каждой добродетели, и святых не щадит, прилипает и к ним. Эту безумную страсть можно заметить только при очень внимательной жизни. Если человек будет стоять на страже своего сердца молитвенно, тогда только увидит, как тщеславные помыслы приступают к сердцу. О, безумное ты тщеславие, как ты любишь показность своих трудов. Иногда и труды ты большие несешь, чтобы люди видели и величали тебя. Тщеславного человека суетны пост, поклоны и прочие телесные труды, ибо он все это делает ради славы своей. Господь ведь повелевает все делать втайне и громит фарисеев за их тщеславное поведение. Вот что еще. Человечество изобрело вежливость вместо любви, а под этой вежливостию скрываются тщеславие, лицемерие, лукавство, гнев и прочие страсти душевные. На вид такой человек – просто душа-человек, сразу и не поймешь его. А так как фундамент основан не на любви, очень скоро обнаруживается его внутреннее состояние, ибо такой человек двойственен: на словах говорит так, а на деле иначе. А у кого в корне любовь, такой человек уже не двойственен, ибо у него простота, откровенность и естественность. Эта черта только у подвижников благочестия. 6.2.1955 г. Св. отцы советуют читать Святое Евангелие ежедневно, если очень недосужно, хоть одно начало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы св. благовествования Христова: читай внимательно, точно по складам. Опытом, подобно кровоточивой жене, познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения. 15.3.1955 г. Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий. Много есть примеров об осуждающих других. Насколько великий грех осуждение, приведу один пример. Преп. Исаак Фивейский при посещении киновии увидел там брата, впавшего в грех, и осудил его; когда возвратился в келию, ангел не пускает его и говорит: «Бог послал меня к тебе и повелел спросить, куда повелишь поместить павшего брата, которого ты осудил». Ужаснулся старец и сознал тяжесть греха осуждения. Упал в ноги ангелу и слезно просил прощения. Ангел сказал: «Бог простил тебя, но берегись осуждать прежде, нежели Бог осудит его». А мы, грешные, так привыкли осуждать других; даже вошло в привычку, и не помним Божьего запрещения и тяжесть греха. Осуждение всегда бывает ошибочно, ибо мы не знаем причин согрешающего, что его побудило это сделать, мы видим только грех ближнего, а покаяние его не видим. Господи, даждь ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего. 7.5.1955 г. Твое письмо я получил, все понял. Однако не унывай и не скорби, что накричала на Х. – это человеческое; впрочем, и ко смирению и к самопознанию своего устроения. Вот какие мы слабенькие – подул противный ветер, и терпение лопнуло. Вместе жить и ладить очень трудно, ибо устроение и характеры разные, а чтобы <настал> мир – требуется с обеих сторон стремление к миру. Читал я в Отечнике: два старца жили вместе. Вначале один говорит другому: «Как ты смотришь на меня?» Другой отвечал: «Как на ангела». Пожив довольно времени, спрашивает опять: «А теперь как смотришь?» Тот ответил: «А теперь – как на дьявола, и каждое твое слово, точно гвоздем, колет меня». Это я привел пример не в поблажку, а чтобы не унывать, когда что стрясется по нашей немощи. 6.8.1955 г. Твое письмо я получил, сразу же пишу тебе. Во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило совет бобомудрых св. отцов. Если предстоят тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят – выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил. 14.11.1955 г. …Ты сознаешь себя очень болтливой. Святые отцы сказали: иной целый день говорит, и ему вменяется в молчание: ибо говорит все ради Бога; а иной целый день молчит, и ему вменяется в празднословие. Проверь свою болтливость и сличи с советами святых отцов! 24.1.1956 г. Слава, Господи, святому снисхождению Твоему к роду человеческому, ибо ты так изобильно даешь нам, грешным, благодатные дары Свои, во всех церковных таинствах, а особенно на Божественной литургии в причащении Святых Христовых Таинств, ибо при этом мы соединяемся со Христом. Приступать ко Святому Причащению должны благоговейно, просто, без натяжки, с сознанием своей великой греховности, и не смущаться, когда бывает сухость и хладнокровность. А чтобы иметь умиление, сердечное взыграние и озарение лица, к этому стремиться не надо. В этом дело благодати Божией, кому, когда и какие дары Он дает по Своему усмотрению. (Тексты приведены в соответствие с современной грамматикой и орфографией) На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |