ХРОНОГРАФ НЕ СТРАХА РАДИ Как ни жалко газетной площади, все-таки напишу об одном своем открытии. Лично меня оно заставило по-новому взглянуть на происходящее в стране, да и во всем мире. Ежегодно по заказу Московской Хельсинкской группы местными правозащитниками проводятся мониторинги на предмет того, как обстоят дела с демократией в их регионах. Их доклады, как ручейки, со всех концов страны стекаются в Москву, обобщаются, затем поступают в Госдеп США, обрабатываются тамошними аналитиками и материализуются в конкретные политические решения сверхдержавы, управляющей всем миром. Эта практика длится многие годы, и шут бы с ней. Но недавно с удивлением узнаю, что в одном из докладов «наверх» отмечена и наша газета: «Наиболее часто язык вражды применяют такие издания (в Республике Коми), как “Епархиальные ведомости”, “Вера” и “Трибуна”». Подробно об этом докладе-доносе написано в статье «Правозащитомания» («Молодежь Севера», 23 марта). Судя по заголовку статьи, автор подозревает правозащитников в некоем психическом расстройстве. Но уместна ли его ирония? Доклад составляли взрослые, разумные дяди – и нужно попытаться понять их точку зрения. Что со всей обстоятельностью я и сделал, обратившись к архиву нашей газеты. Вот первая цитата из «Веры», заклейменная как образчик «языка вражды»: «Другие мужи – совсем неумные и несановитые – кричали, что Государя нужно причислять к лику святых только как «умученного от жидов», и никак иначе. Это вызывало судороги радости у противников канонизации. «Вот какое уродство скрывается за почитанием Царя», – говорили они». В чем здесь криминал? Ищу оригинал статьи, может, контекст другой... Нет, там то же самое: хирург О.И.Бельченко, рассказывая о своем почитании Царя-страстотерпца, выступает против «воплей» о «жидах». Ну и ну... Правозащитникам, надо полагать, не понравилось, что юдофобов он обозвал «совсем неумными», ведь других-то негативных оценок в тексте нет. Ладно, переходим ко второй цитате. Однажды мы рассказывали о православном приходе, который нежданно получил пополнение: «Дело в том, что недавно в Няндоме распалась баптистская община... Пастор общины оказался мошенником и сбежал в неизвестном направлении. Правоохранительным органам его пока поймать не удалось, а часть бывших баптистов удостоверилась, что им нет нужды искать себя в иных верах, если есть православие». Проверяю источник: да, был такой факт мошенничества. Ну и что? Пытаюсь все же понять. Может, слово «баптист» правозащитникам не понравилось? Действительно, баптисты, сами придумавшие это название (у них был и журнал «Баптист»), в последние годы предпочитают, чтобы их называли иначе – «евангельские христиане». Видимо, поняли, что «баптист» в общественном сознании стало синонимом «уклониста от армии». А сыктывкарские баптисты пошли еще дальше – именуют себя просто «церковью». На обложке республиканского журнала для молодежи видел их красочную рекламу: «Приглашаем на богослужения в Церковь Христа Спасителя. Молодежные встречи...» Приводится адрес, телефон – и все! Уверен, многие решат, что их приглашают православные – и пойдут. А вот к «баптистам» бы не пошли. Поскольку имя дискредитировано. Но кто в этом виноват? Не мы же... Короче говоря, ничего я не понял в этом докладе, «вводных данных» мало. Обращаюсь к автору «Правозащитомании»: – За что еще ругали нашу газету? Он вспоминает: – Да вот, фраза «не страха ради иудейска» правозащитникам не понравилась. Слов нет... Согласен, встречаются среди демократов совсем уж «оторванные», которым русская культура чужда. Но если не знаешь, загляни ты в словарь, там же написано: «Страха ради иудейска (книжн.) – из-за страха перед властями, перед сильным». Именно в этом смысле шла речь в эпизоде нашей статьи, где фигурировали торговцы наркотиками, участковый милиционер и не было ни одного иудея. В чем же нас обвиняют? Просматриваю другие разделы обширного доклада о «нарушениях свободы» в регионе, и тут словно вспышка... Да ведь это ж самая обыкновенная, банальная ХАЛТУРА! И чего я голову ломал? Ребятам сделали заказ, они надергали цитат со словами «жид», «иудей», не вникая в содержание, – и все, можно поставить галочку, в Госдепе США и так скушают. И ведь правда! Сжуют – равнодушно, как жевательную резинку. То, что западный мир совсем уж обмяк и даже за свои ценности борется спустя рукава – к этому уже привыкли. Пугает другое. Представьте, если у нас в стране халтурит даже оппозиция к власти, то что говорить о самой власти? В отличие от оппозиции, у нее вообще нет никаких стимулов «мышей ловить»: пирог поделен, и пусть все остается как есть. Если что и делается, то не за совесть, а за страх. И страхов таких два: недовольство народа и критика Запада. Ведь странные совпадения. Например, «национальные проекты», которых давно ждали, появились почему-то сразу после «оранжевых» событий на Украине. А так называемую «Общественную палату», собравшую демократический бомонд, учредили после воплей с Запада об авторитаризме в России. И получилось абы как. Эта самая палата вместо того, чтобы взяться за серьезные проблемы, начала... как вы думаете, с чего? Опять же с доклада-доноса. Иначе они не умеют. Некий Марат Гельман – член палаты, «честь и совесть» нашего общества – огласил составленный там черный список неофашистов. В него попали уважаемые русские люди, такие, как скульптор Вячеслав Клыков, председатель общества «Радонеж» Евгений Никифоров, вице-спикер Государственной Думы Сергей Бабурин и другие. На Гельмана уже подали в суд, у нас ведь не Сан-Франциско. Там на днях прошел 25-тысячный марш христианской молодежи «Акции протеста против атаки на добродетели», то есть против масс-культуры, восхваляющей секс, насилие и «голубых». Власти города охарактеризовали марш как... «фашистский». И никто не возмутился. Но у нас в России, знающей о фашизме не понаслышке, за такие обзывалки всегда по мордасам били. И Гельману не спустят – придется ему и «общественной» палате отчитываться перед прокуратурой. Между тем общество наше действительно больное, его лечить надо, а не дезориентировать криками о фашизме. В редакцию нашу зашла недавно читательница, чтобы купить духовную книжку. Разговорились. Оказывается, она мать пятерых детей, живет трудно, после отмены льгот приходится за садик платить по тысяче рублей за ребенка. «Вы знаете, – сказала она, – таких семей, с пятью детьми, в Сыктывкаре всего 15. Когда я четвертого рожала, мне все говорили: не боишься нищету плодить? А в роддоме спросили: вы что, сектантка? И так большинство думает!» И власть, и оппозиция к власти, и даже гражданское общество, – похоже, все в какой-то нравственной спячке, живут страха ради, а не по совести. И если есть надежда, то лишь на таких бесстрашных личностей, как эта многодетная мама или учитель из д.Кучеры (о нем читайте в этом номере). Чем халтурнее и бестолковее падший мир, тем убедительнее для всех их жизненная правота. М.СИЗОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |