ДЕТСКАЯ

БУКВА, СЛАВЯЩАЯ БОГА

Дорогие ребята! Вы, конечно, заметили, что нынешний номер «Веры» выглядит наряднее, чем обычно: к черному и серому цветам добавился, в честь праздника, радостный красный. И как преобразилась скромная газетная полоса! А приходилось ли вам когда-нибудь рассматривать старинную рукописную книгу? Такие книги можно увидеть в музеях, а кто-то из вас, может быть, видел в сундуке прабабушки (у нас в северных деревнях хранится по сундучкам еще довольно много таких книг). Так вот, для украшения страниц художники-писцы начальную букву текста (буквицу) выводили красной краской – киноварью, делали ее во много раз крупнее букв текста, а в силуэт буквицы, сам по себе изящный, искусно вплетали образы животных и птиц, трав и цветов. Как же это было красиво – огненно-алая или разноцветная буквица рядом с черными ровными строками. Словно зимнее солнышко встало над черными ветвями дерев, словно сказочная жар-птица присела возле чиста поля, словно праздник Пасхи наступил после строгих постных дней.

Сегодня мы познакомим вас, ребята, с замечательной книгой – «Буквицы заставные» Н.П.Саблиной. Она вовсе не старинная, ей всего несколько лет от роду, если понимать под рождением книги ее выход в свет. Но она – как раз о том, как писались древнерусские книги, об их внешнем благолепии и божественной глубине церковнославянского языка. А еще на ее страницах можно рисовать, она так и называется – книга для раскрашивания. Здесь собраны более 50 буквиц и несколько книжных миниатюр – иллюстраций к псалмам, Житию преподобного Сергия Радонежского и «Сказанию о Мамаевом побоище». Причем все рисунки подлинные, из рукописных книг XI – XVII веков.

Предлагаем вашему вниманию, друзья, отрывок из книги «Буквицы заставные».

«Что значит «писать книгу»? Это означало и «расписать» ее, как расписывают, украшают храмы. Такова богато разрисованная и украшенная древнейшая из дошедших до нас книга – «Остромирово Евангелие», памятник середины XI века.

Богослужебные рукописные книги украшались пышными заставками, инициалами и миниатюрами.

Заставки или заставицы находились перед началом книги и перед отдельными ее главами или поучениями. Инициалы (от латинского initialis – начальный) в старинных рукописях – это начальные буквы глав, частей, песнопений, молитв и даже отдельных стихов священного текста. В древности они назывались буквицами, или просто буками (по первоначальной грамматической форме букы «буква»).

Не случайно для русских людей буква всегда была и есть не просто графический знак из палочек и колечек. Каждая буква имела свое святое, одухотворенное имя. Святые Кирилл и Мефодий так создавали имяслов славянского алфавита, что в нем мистически (таинственным образом) отразились мир и суть евангельского учения о мире. Художник-книгописец часто рисовал буквицу, вслушиваясь в ее имя. Вот, например, буква О. Имя ее – местоимение онъ. Буква О пишется как круг, при этом вытянутый, похожий на яйцо. Наши православные предки знали, что круг – символ вечности, а яйцо, скрывая жизнь птенца, наглядно изображает живоносный Гроб Господень и Его Воскресение; красный же цвет пасхального яйца напоминает ту бесценную Кровь, Которою исходатайствовано вечное спасение. Именно так вдохновенно и нарисовал наш благочестивый предок буквицу О, где в радостных, сверкающих белых, золотых и красных тонах изображен царственный петух в яйце-солнце на ярко-зеленом фоне цветения жизни.

А вот буквица Б, иллюстрация к первой библейской книге «Бытие». Древний книжник эту заставную букву изобразил как вязь стилизованных трав, деревьев, птиц, с вплетенной в них фигурой человека, удерживающего все руками. И так был раскрыт глубинный смысл книги «Бытие»: человек сотворен царем природы.

И другие буквы-заставки напоминают нам о высоком назначении человека как царя природы, ее главы. Так именно иногда рисуют букву Г– глаголь, где человек сидит высоко, словно на престоле, окруженный цветущими растениями. Для древнерусского человека и весь мир, и само небо над головой были Божественной книгой, которую всем дано читать и проникать в ее тайны».

Бабушкины рассказы

Расскажу вам про то, детки, как в стародавнее время празд-новали у нас в России великий праздник – Пасху Господню. За неделю до нее Господь Иисус Христос въехал на ослике в Иерусалим, и все, от мала до велика, встречали Его с радостью, устилали Ему путь пальмовыми ветками. А у нас Христа встречают вербой. Возвратясь из храма в Вербное воскресенье, деревенские бабы хлестали освященной вербой своих ребятишек, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» На Георгин день, 6 мая по-нынешнему, выпускали впервые после зимы коровушек пастись на воле. И их тоже похлестывали хозяйки освященной вербой со словами: «Благослови тебя Господи и будь здорова!» А в больших городах на вербной неделе были детские базары. Торговали там игрушками, вербой, цветами и сластями – то-то было радости детворе!

А уж на Пасху в русских городах и селах царило веселье! На Светлой неделе в городах для простого народа устраивались качели, карусели, балаганы. Вся земля Русская оглашалась радостным колокольным звоном – храмов-то ведь было великое множество, и каждый мог в эти святые дни звонить в колокола. В деревнях забавлялись разными играми, и не только ребятишки, а и взрослые дяди: бились красными яйцами, катали их с горок – чье прокатится скорее и дальше. А как же было не радоваться народу – ведь все тогда верили в сердечной простоте, что до самого Вознесения сатана в аду лежит, не шелохнется, а воскресший Господь ходит по Русской земле. То ли странником, то ли нищим горемыкой Он покажется людям. Вот потому и любили на Руси привечать странников и помогать беднякам: а вдруг это Сам Господь?

А еще на Пасху солнышко играет, и до сих пор. Только не все это видят. Может быть, вы, ребятки, видели?

Елена ГРИГОРЯН

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга