ЭКСПЕДИЦИЯ

МЕЗЕНСКИЕ ОБЕТЫ

(Продолжение. Начало на предыдущей странице)

Что в стакан не нальешь

Переобувшись в домашние шлепанцы, шествуем с Игорем по Лешуконскому – в баньку Людмилы Михайловны Федуловой. По пути расспрашиваем ее про священника.

– Отца Владимира все любят, даже молодежи с ним интересно, – рассказывает его первая помощница. – Он с матушкой к нам в область приехал из Казахстана. Владыка Тихон сказал ему: «Если пять лет в Лешуконском сумеешь прожить, то удержишься там». А прошло уже шесть лет. Теперь батюшкин дом – центр жизни, в него, бывает, набивается чаевничать зараз человек 20-25. Скоро день ангела отца Владимира, 50 лет исполнится, то-то народу соберется... У него три дочери: одна в Москве в Богословском университете учится, другая здесь, на клиросе поет, а третья еще малютка.


Людмила Федулова

Людмила вводит нас на ухоженный и несколько необычный двор. Вместо дощатых мостков – алюминиевые грузовые поддоны, бортиками огородных грядок служат лопасти вертолетных винтов, а окружья цветочных газонов – это кольца с капотов АН-2. Напарившись, розовые, сидим за столом у Федуловых, и муж Людмилы угощает нас домашней настойкой. Сергей служит в аэродромной команде, а много лет до этого был летчиком, облетел весь наш Север. Вспоминает разные случаи. Как самолет в воздухе обледенел, пришлось садиться на реку – и, используя «аннушку» в качестве аэросаней, ехать по льду десятки километров до пункта назначения. Как во время взлета из-за перегруза самолет не успел набрать высоту, и чудом удалось пролететь сквозь рощу. После одного из таких случаев Сергей и поверил в Бога. Теперь он – незаменимый помощник о.Владимира. Вчера в переданном приходу храме обрезал «болгаркой» трубы старой теплоцентрали – будет монтировать автономный котел.

Людмила прежде работала главным технологом в химлесхозе, который в Лешуконском районе многим давал рабочие места. Годовой рекорд добычи – 465 тонн смолы. Сами делали бочки и по весне отправляли стратегическое сырье на баржах в Архангельск. Но в 1994 году производство закрыли.

– А в церковь я пришла позже мужа, – признается она. – В 2002 умерла моя крестная в Устюге, откуда я родом. Похоронила ее, вернулась с сороковин – и словно кто-то невидимый повел за руку в храм. Ни одной службы потом не пропустила.

– Как народ здесь, верующий? – спрашиваю.

– Наш район «красным поясом» называют, – отвечает Людмила. – Большинство-то пенсионеры, а они хорошо помнят, как до перестройки жили. Когда я сюда распределилась после учебы в Архангельске, обомлела: в областном центре пустые полки, а здесь тушенка, разные виды рыб, конфеты – глаза разбегаются. «Северный завоз» превратил эти места в рай. И когда отец Владимир приехал, ему наши говорили: «Что вы, батюшка, меня под землей жить учите? Я на земле пожить хочу. Твоего Бога в стакан не нальешь, им не закусишь». Все ждали, что поп начнет им про Бога толковать, а отец Владимир начал с человеков: мол, разве можно облик человеческий терять? Кругом пьянство, лень... Даже о коммунизме спорил. Однажды попросил он в мастерской Мезенского пароходства сварить крестильную купель. Прошло три месяца – никто не чешется. Оказалось, дело тормозит главный инженер Кожевников. Батюшка к нему, тот: «Ваша вера – опиум для народа и враг коммунизма». Батюшка: «А что есть коммунизм?» И пошли они говорить... Вскорости купель сделали. Хотя, конечно, разные у нас тут коммунисты. Вот Максимов, когда был председателем райисполкома, икону Иова Ущельского спас – ту, что сейчас в храме. При закрытии храма иконы уничтожали, а он настоял, чтобы преподобного в музей передали.

– Лесохимию-то у вас не собираются возобновлять?

– Пытались недавно. Но все упирается в дороги. У нас главный дорожник – Дед Мороз, только зимой можно выбраться. А летом надо ехать до города Мезени, там грузиться на паром, потом плыть по Белому морю до устья реки Кулой и подниматься в ее верховья на пару сотен километров до Пинеги – и там уже нормальная дорога. В общем, край света.

Русская самооборона

К нашему возвращению в священнический дом матушка Анна успела сходить на выгон подоить коров. «Марта и Ежевика – главные наши кормилицы, – сообщает она. – Еще у нас есть бычки Ёжик и Боцман».

– Матушка у нас главный кормилец в семье, – поясняет о.Владимир. – Каждое утро и вечер две коровы доит. У священника какие доходы? А так 30 человек у нас это молоко покупают.


Отец Владимир и матушка Анна

Глядя, как матушка управляется с ведрами, никогда бы не подумал, что прежде в Алма-Ате она работала научным сотрудником НИИ – в лаборатории электросварки, которая по интеллектуальному уровню соперничала с исследовательскими лабораториями знаменитого института Патона. Теперь, как посмеивается отец Владимир, «сварочная наука пригодилась для варки борщей». Она под стать батюшке – крепкая, с сильными руками, род ее из сибирских старообрядцев. Поставив ведра, жалуется супругу:

– Замучилась коров искать, по кустам разбрелись, от оводов прячутся. А какие надои с кустов-то? Доишь Марту, а она от укусов аж подпрыгивает всеми четырьмя ногами – и в ведро с молоком. Хоть бы гроза, что ли, прошла. Когда гром гремит, оводы на землю замертво падают.

– А если молебен о скоте прочитать? – встреваю я.

Оказывается, уже читали. Отец Владимир на этот случай составил молебствие из нужных псалмов и молитв, в том числе мученице Агафии – защитнице коровушек.

– Значит, вы у Людмилы кушали? – вдруг сменив тему, строго выговорила нам матушка. – Ну, просто так не отделаетесь!

Накрывается стол – и начинается долгая беседа, во время которой мы забываем свои журналистские вопросы, а просто говорим о жизни.

Мирская профессия у батюшки весьма редкая. Сначала он работал плотником и краснодеревщиком, ездил «на Севера» строить дома, но затем устроился учеником модельщика в Алма-Атинский институт тяжелого машиностроения. Модельщик – это как бы промышленный скульптор, он вырезает из дерева модели, по которым потом делают формы для отливки разных предметов, от шестеренки до прокатного стана. Профессия очень ответственная – маленькая ошибка в модели может загубить весь последующий технологический цикл. Модельщику нужно иметь пространственное воображение, опыт инженера-конструктора и золотые руки, знать производственные технологии и свойства металлов, их усадку при отливке. Не каждый мог это вместить, отсев среди учеников был один к сорока.

– Учителем ко мне поставили Михаила Константиновича Мансурова, – рассказывает батюшка. – И вот первый урок. Одновременно со мной пришел в мастерскую бывший полковник, танковый техник. Мансуров подходит к нему, смотрит на его чертежи и говорит: «Какой ты старательный, Григорьич! Тонко все вычерчено, в аксинометрии. Говоришь, чертежи домой берешь, там корпишь? Да, Григорьич... не будет из тебя модельщика». Я потом спросил: почему так. Объясняет: если человек тщательно вычерчивает деталь на бумаге, он не сможет увидеть ее в голове. А если не видит, то и руками сделать не сможет. Обрадовался я – у нас в школе черчение-то не преподавали. И дает Мансуров мне первое задание: «Иди на склад, получи стамески и затачивай их – пока не сточишь до самой ручки. Не жалей, они дрянные, потом сам себе стамеску сделаешь». И вот неделю я стамески точил, затем перешел на заточку ножовок. И научился делать себе инструмент. Без этого никак: модельщик всегда сначала придумывает подходящий инструмент, а потом уж берется за модель.

Стало у меня получаться, и через четыре месяца мне дали квартиру. Другие на заводе всю жизнь в очереди на жилье стояли, а тут – пожалуйста. О том, как ценят модельщиков, убедился и на примере Мансурова. Когда у нас в городе памятник Брежневу поставили, он партбилет на стол бросил – и никто ему ни слова.

Уже в ту пору мы с матушкой прибились к одному церковному приходу, несли там послушания. У храма имелся свой скотный двор, ездили на сенокос. Матушка занималась библиотекой, в которой было пять тысяч наименований книг. По праздникам меня ставили «начальником службы безопасности» – не пускать на службу пьяных, а главное, следить, чтобы между собой не подрались казаки с кэгэбэшниками и ОМОН не начистил физиономии гаишникам. Все они тоже приезжали «охранять праздник». А после – брал я метлу и убирал мусор со двора. Так ни разу на Пасхальной службе и не был. Потом уже, когда священником стал, подумал: хоть Пасху увижу.

Незадолго до развала Союза настоятель сказал: «Бросай свои модели, переходи на приход». Я согласился, но успел еще в 86-м «повоевать» в рабочих отрядах. Когда вместо Кунаева главой республики поставили Колбина, из Джамбула и аулов на поездах завезли пять тысяч молодых казахов, которые стали бить стекла, поджигать автобусы. Сразу же сама собой возникла русская самооборона, поднялся и наш завод, а также другие. В КГБ отовсюду звонили русские: «Это из Малой Станицы, вы нам никого не присылайте, мы тут сами разберемся». Погромы остановили, и все быстро забылось, стали жить с казахами как ни в чем не бывало. Но потихоньку русские начали уезжать. А с ними и многие казахи-интеллигенты.

– Вы тоже из-за этого уехали? – спрашиваю священника. Вместо него ответила матушка:

– Нет, не из-за казахов. Больше боялись, что китайцы припрут. Но, честно сказать, я всегда хотела вернуться в Россию. И когда оказалась здесь – такое это удивительное чувство, что ты на своей земле. В Алма-Ате я такого не чувствовала.

«Бог мешает»

– Вообще-то, Алма-Ата – русский город, его первое название – Верный, – поясняет о.Владимир. – В нашу пору казахов в нем было всего один процент, немцев с украинцами и то больше. Но это не важно. Вот у нас в армии служило сто национальностей, и ведь прекрасно уживались...

Отец Владимир к случаю вспоминает забавный эпизод. В юности он (как, впрочем, и матушка) увлекался альпинизмом, поэтому в середине 70-х служить его призвали в горно-стрелковый «полк прикрытия границы» – в войсковой спецназ, в задачи которого входило принять первый удар вторжения из Китая, а также закидывать диверсантов «за кордон» и вытаскивать их оттуда.

– Муштровали нас страшно, но, как бывает в боевых частях, жесткая воинская выучка сочеталась с разгильдяйством. Однажды, в 4 утра, из Москвы нагрянул генерал с проверкой. Берет он комполка Картапова – и в парк боевых машин. А там дежурный прапорщик в шлепанцах, вместо пистолета в кобуре – огурец и пачка сигарет. «Фамилия?!» – рявкнул генерал. Тот: «Прапорщик Говенюк». – «М-мда... Из украинцев, что ли? Так. Всему полку – сигнал тревоги». И засекает по часам – через 40 минут полк в полном вооружении должен погрузиться на технику, быть готовым выдвинуться к китайской границе. А наши казармы отделялись от машинного парка речкой и забором – через ворота далеко бежать, и вот весь полк летит через трехметровый забор с колючей проволокой по верху, с гранотометами, с минометами, с рюкзаками... Генерал ошалел: тишина, и вдруг бух-бух, через колючку падают люди. «Картапов, это что?! ЧП захотел? Вон тот боец сейчас зацепится ногой за проволоку – и будет тебе труп! Эй, сынок, иди-ка сюда». Тот с земли поднимается, строевым шагом подходит: «Товарищ гр-рал, сержант Трупп по вашему приказа...» – «Как ты сказал? Труп?!» А сержант-то из немцев. Ладно, пошли в ремроту. А там у нас грек был, он срочно ремонтировал машину и прямо под ней уснул. Проснувшись от шума, выползает из-под машины – в масле, в щетине, ошалелый. И нос к носу с проверяющим. Генерал: «Это что еще за Попандопуло?» Тот: «Рядовой 1-го батальона Попандопуло!» Тут уж генерал захохотал: «Ну, Картапов, набрал ты команду!» Все – и полковник наш, и Витя Говенюк – радуются, что генерал Витин пистолет простил, обошлось... Вот такой был интернационал.

Мы смеемся. Спрашиваю: раз в Казахстане столько русских, объединится ли он когда-нибудь с Россией?

– С Китаем – может быть. Проблемы на казахстанско-китайской границе и раньше были, в 70-е годы через Джингарские ворота (у г.Панфилов в Талды-Курганской области) китайцы просто толпами поперли – водометами их обратно загоняли. Частенько они и пограничников наших прямо с контрольной полосы к себе утаскивали. А сейчас-то границы фактически нет, целыми деревнями они оседают в Алма-Ате. Вот вы как думаете, сколько китайцев может поселиться в комнате размером 18 квадратных метров?

– Ну, физический максимум – 15 человек.

– А я видел 60 человек. Самый большой рынок в Алма-Ате – китайский. Однажды стал свидетелем драки казаха с китайцем у гостиницы напротив парка Героев Панфиловцев. Раньше это была храмовая территория, там до сих пор Вознесенский собор стоит. Когда их растащили, китаец крикнул: «Вот когда мы сюда придем, я на той горе, на самом пике, посажу рис, а ты будешь ведрами таскать, поливать!» Казах ему: «Все вы так говорите, а что же до сих пор-то не пришли?» И тут китаец показывает на собор: «Вот он нам мешает – русский Бог».

– А я слышала такое пророчество, – говорит матушка, – что китайцы дойдут до Урала и тогда «рука попа крестить устанет» – они все станут православными.

– Невесело, – усмехается Игорь, – куда ж русским-то деваться?

– А мужик в России перестает быть мужиком, – отвечает жестко священник. – Это жуть, что мы увидели, когда приехали сюда из Казахстана. Там тоже некоторые русские пьют, даже встречаются алкоголики. Но такого...

(Окончание на следующей странице)


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга