ПАЛОМНИЧЕСТВО

МОЕ ИТАЛЬЯНСКОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

19 декабря – память святителя Николая Чудотворца.
Этот рассказ о паломничестве к его святым мощам в Италию

Вот и сбылась моя мечта!

Я побывал в городе Бари, где покоятся мощи великого святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Прошло уже несколько месяцев, а я никак не могу прийти в себя от впечатлений, которые получил в этой поездке. Мы отправились поклониться мощам Николая Угодника в день перенесения их в город Бари – 22 мая.

Прибыв из Москвы в итальянский город Римини, наша группа продолжила свой путь на автобусе. По дороге остановились в Монте Сант-Анжело, где на горе в V веке произошло чудо – явление Архистратига Михаила. Вот как это случилось. Когда неаполитанцы напали на жителей Сант-Анжело, одному священнику явился Архангел Михаил и сказал, что в одной из пещер находится церковь, где надо помолиться – тогда Бог поможет. Священник действительно нашел эту церковь в пещере, стал молиться. Песок и пыль засыпали вражеское войско. Со временем над пещерной церковью построили надземную. Над входом в нее написано по-латыни: «Страшно это место. Здесь дом Бога и дверь в небо». Образ Иисуса Христа со святыми написан прямо на камне. Поражает яркость красок, которые ничуть не потускнели за столетия.

На второй день нашего путешествия мы прибыли в Ланчано. Чем знаменит этот небольшой итальянский городок? Согласно легенде, в маленькой церкви Сан Легоциано в VIII веке свершилось чудо. Во время совершения литургии, при освящении вина и хлеба, один из монахов Ордена святого Василия сказал: «Господи, я поверю в Тебя, если сейчас, во время причастия, хлеб и вино превратятся в Твою плоть и кровь». И чудо свершилось. Хлеб превратился в кусочек плоти, а вино – в кровь. В 1981 году специалисты по анатомии, патологической гистологии, химии и клинической микроскопии профессора Одоардо Линоли и Руджеро Бэртэлли в результате строго проведенных исследований пришли к следующим выводам:

· Плоть является настоящей плотью. Кровь – настоящей кровью.

· Плоть и кровь относятся к человеческому роду.

· Плоть является фрагментом сердца со всей его значительной структурой.

· Плоть содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв, а также часть левого желудочка.

· Плоть и кровь относятся к одинаковой группе крови.

Кровь содержит протеины, которые оказались в таком же соотношении, как и в человеческой крови. Особенно следует отметить, что свернувшаяся в шарики кровь и сейчас, спустя века, является живой субстанцией. И это несмотря на то, что все это время она хранилась без искусственной защиты, подверженная воздействию физических, атмосферных и биологических факторов.

Таков был наш путь, словно бы подготавливавший нас к главному…

Праздник


В этой базилике в г.Бври хранятся св. мощи Николы Чудотворца

Вечером 21 мая наша группа прибыла в город Бари, который уже более 900 лет служит местом упокоения многоцелебных мощей великого угодника Божия святителя Николая Чудотворца.

Святитель известен и славен во всех христианских народах. И все же почитание св. Николая в России совершенно особенное. Не будет преувеличением сказать, что он является самым почитаемым святым православного народа Руси. Вот какую оценку этого явления дал русский богослов священник Павел Флоренский: «Для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай Чудотворец. Именно в нем, а не в ком-либо другом, народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, образ Николая Чудотворца издавна установился не как одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости».

Отправляясь в Италию, я задавался вопросом: за что же так любят и почитают в России святого, никогда здесь не жившего? И не мог ответить на него, что-то не срасталось, не хватало чего-то для понимания этого явления для всего христианского мира. На Западе его нарекли Санта Клаусом. Для протестантов в Европе св. Николай прежде всего добрый волшебник, дарящий подарки на Рождество Христово. Его изображают в шубе красного цвета, с мешком подарков за плечами. Для нас Никола Чудотворец прежде всего воин, искореняющий ереси, и защитник униженных и оскорбленных. В Бари перед входом в православную церковь я увидел статую Николая Чудотворца, где он был изображен с обнаженным мечом в правой руке и Евангелием в левой. И тут вдруг меня осенило!

Всю свою жизнь свт.Николай посвятил защите простого народа от притеснений и обид. Вот почему так почитаем он у нас, на Руси, где испокон веков столь велика тяга к справедливости. Поэтому русский паломник в Бари – явление вовсе не исключительное и редкое. И барийцы прекрасно знают о любви простого русского православного христианина к святителю Николаю – знают, но недоумевают: почему святой покровитель Бари – «святой Николай Барийский» – любим и славен в далекой России? почему в дни празднования святителя Николая дважды в год – в мае и декабре – город бывает буквально оккупирован тысячами русских?

«Град Барский», или «Бар-град», как называют Бари русские летописи, был известен на Руси в этом качестве уже едва ли не с XI в., а к более позднему времени относятся первые упоминания о паломничествах, совершаемых русскими людьми к мощам святителя. Прибыв в Бари, первым делом мы поехали в русскую церковь, где был отслужен молебен в честь святителя Николая, все желающие исповедались. Поразило огромное количество народа в храме. Паломники были многих национальностей – греки, грузины, украинцы, молдаване, итальянцы. Но больше всего русских. Прекрасный хор русских священников пел молитвы в честь святителя. Из представителей нашей богемы, так называемой культурной интеллигенции, на богослужении я заметил юмористов Евгения Петросяна и его жену Степаненко. Снимали сюжет о паломниках телевизионщики во главе с известным телеведущим Аркадием Мамонтовым.

Собственно мощи святителя Николая Мирликийского находятся в католическом храме, куда наша группа направилась 22 мая рано утром. Покоятся они в крипте, или подземной церкви, размер ее сравнительно небольшой: 31 на 15 метров, поверх которой построен грандиозный католический собор. В правом углу крипты находится столб из красноватого мрамора. (Это тот самый мраморный столб, который, по преданию, плыл за барийцами, вывозящими мощи святителя из Ликии [ныне в Турции]). Со всех сторон он закрыт железной решеткой, сквозь ячейки которой можно просунуть руку и дотронуться до него. Он считается чудодейственным. По преданию, в момент прибытия мощей святителя Николая в Бари он чудесным образом оказался на поверхности моря. Никому не удавалось вытащить его на берег, пока сам св. Николай того не захотел.

Алтарная часть крипты отделена от остального пространства чугунной решеткой. За ней – надгробие, под которым находятся мощи святителя. Посередине в решетке оконце, через которое священник, не покидая алтарной части, причащает народ. Назначение этой решетки стало понятным, когда весь храм после проповеди владыки устремился прикладываться к мощам святителя Николая. Если бы не решетка, то менее бойкие паломники вряд ли смогли бы приблизиться к надгробию. А так хоть и с трудом, но все же удалось организовать очередь. В пространство между решеткой и надгробием помещается лишь один человек.

В центре надгробия в его нижней части – овальная ниша. Встав на колени, в нее можно заползти и приложиться к чеканному кругу. Расстояние между надгробием и решеткой такое, что протиснуться к овальной нише может только один человек. Когда подошла моя очередь приложиться к мощам святителя, от волнения я не смог толком сформулировать свои просьбы. Только шептал: «Святителю отче Николае, благодарю тебя за все. Помоги детям моим, сродникам и мне, окаянному». Памятуя о том, что только в нашей группе 42 человека, я уложился в несколько секунд и попятился назад. Все, что хотелось сказать, все просьбы, слова благодарности и молитвы за друзей и близких я произносил уже за решеткой, глядя на то, как народ в невероятном напряжении ждет своей очереди, чтобы припасть к любимому святому.

На нижнем этаже, там, где покоится рака с мощами всеми почитаемого святого, находятся иконы византийского письма. В верхнем же храме все внутреннее убранство выполнено в католическом стиле, с большим количеством статуй, фресок и картин с обнаженными и полуобнаженными телами святых и ангелов. В церковной лавке каждый из нас что-то приобрел себе на память об этом событии. Я купил несколько иконок святителя и драгоценное миро, которое выделяется из мощей святителя.

Глядя на величественные католические соборы, ставшие почти не нужными западным европейцам, невольно отмечаешь, что они не вызывают того благоговения и восторга, которое испытываешь, входя в маленькую православную церковь где-нибудь на окраине Рима, Бари или Флоренции. Красота соборов холодна, лики святых лишены той скорбящей благодати, от которой душа взлетает ввысь и ты замираешь, чувствуя, на какой недосягаемой духовной высоте находятся святые угодники, Божья Матерь и Господь.

Рим

В Риме большую часть времени наши гиды уделили осмотру Ватикана. Гидом нашим оказалась молоденькая девушка из Западной Украины, которая взахлеб рассказывала о достопримечательностях Вечного города. Удачно выйдя замуж за итальянца, украинка нашла себе работу в одной из здешних турфирм. Я не стал бы столь подробно останавливаться на этой особе, если бы она не запомнилась ярко выраженной нелюбовью к нам – москалям, как она нас однажды назвала. Сама экскурсия вследствие этого была смазана, и информацию о Риме и Ватикане, в частности, я вынужден был искать в приобретенных для этой цели путеводителях. Итак, первой нашей экскурсией стало посещение Ватикана. Прежде чем я поделюсь своими впечатлениями от увиденного там, несколько слов об истории.

Площадь этого самого маленького в мире государства невелика – 0,44 кв.км.* В центре Ватикана расположен Собор святого Петра – самый большой храм христианства, одновременно способный вместить 60 тысяч человек. Чтобы представить его размеры, достаточно указать высоту потолка – 38 м, более двух пятиэтажек! В работе над его созданием принимали участие такие выдающиеся мастера средневековья, как Рафаэль, Микеланджело, придавший зданию окончательный вид в форме равноконечного греческого креста и спроектировавший новый купол. Глядя на внутреннее убранство храма, поражаешься его великолепию. Не верится, что ум человеческий в состоянии создать все это. Работа в камне выполнена настолько гениально, что скульптуры стоят перед тобой, как живые. Складки одежды выполнены так виртуозно, что создается иллюзия того, что перед тобой статуя, завернутая в материал, а не в одеяние, выполненное из камня. Цвет гранитов выбран настолько гармонично, а обработаны они так замечательно, что, смотря на каждую скульптурную композицию собора и сравнивая их с произведениями современных мастеров, приходишь к выводу, что тайны этого ремесла утеряны, скорее всего безвозвратно.

Чтобы увидеть две другие святыни христианства – шипы с тернового венка Спасителя и фрагмент скамьи, на которой восседали апостолы с Иисусом Христом во время Тайной Вечери, – надо отправиться в храм di S. Crose in Gerusalemme. Разговаривая с одним из священников, я задал ему вопрос: «Почему так мало итальянцев ходит в церкви, даже несмотря на то, что в каждой из них есть частички мощей величайших святых христианского мира?» На что он мне ответил: святых первых веков христианства было так много, что зачастую мощи их были свалены в кучу в запасниках музеев или подвалах церквей, и теперь никто уже не разберется, кому они принадлежат. Каждая церковь в средние века старалась приобрести хотя бы кусочек тех или иных мощей, в результате произошло как бы обесценивание этих святынь. Ведь когда идешь в храм поклониться мощам Серафима Саровского, или Феодосия Тотемского, или Стефана Пермского, ты настраиваешься на духовный контакт с одним конкретным угодником Божиим. Когда же реликвий такое огромное количество, твоя душа находится в полной растерянности: кому молиться, кому поклоняться в первую очередь?

Безусловно, это только одна из множества причин, здесь я не возьмусь исследовать этот крайне непростой вопрос. Сравните иконы, написанные нашими художниками и итальянскими.

Собор Святого Петра в Ватикане восхищает паломника красотой и великолепием, но он не трогает душу. Его размеры поражают воображение, но он скорее похож на музей, нежели на место, где можно молиться. И мне не раз доводилось наблюдать, как оживлялись верующие из нашей группы, попадая после утомительного пути в русскую православную церковь, как благоговейно, трепетно подходили к иконам, прикладываясь к ним, как истово и самозабвенно молились. Уже заканчивая свою экскурсию по Риму, экскурсовод привез нас в маленькую православную церковь в самом центре итальянской столицы. Расположена она была в простом пятиэтажном доме, над подъездом не было никакой вывески. Занимала церквушка две довольно большие комнаты с высокими потолками. Попав туда после всего мраморного холодного великолепия Ватикана, многие из нас расплакались от умиления. Не сдержал слез и я, увидев в самом центре католического мира частичку русской души и земли.

Посещая многочисленные базилики и соборы католического мира, с покоящимися там мощами общехристианских святынь, я постоянно ловил себя на мысли о том, что, к глубокому сожалению, не испытываю особого потрясения от соприкосновения с величайшими святынями человечества и что простая русская икона будоражит мою душу гораздо сильнее, нежели фреска святого в католическом храме.

Я долго не мог понять, почему это происходит со мной, и только ли со мной. Этот вопрос потом я задал священнику Леониду во время Великорецкого крестного хода, куда пошел практически сразу после возвращения из Италии. Батюшка объяснил мне, почему католическая скульптура не трогает душу русского паломника, сказав, что объемное изображение святого как бы отталкивает молящегося человека от образа. Икона византийского или русского письма с ее характерным плоским изображением словно затягивает душу молящегося внутрь, вследствие чего возникает непосредственное соприкосновение молящегося со святым. По моим личным ощущениям, во всех католических храмах, и особенно в Соборе св. Петра, отсутствует атмосфера намоленности, столь характерная для любой маленькой православной церквушки. Атмосфера праздности стоит в большинстве храмов. Единственно, за чем католики строго следят, например, это было в Соборе св. Марка в Венеции, так это за тем, чтобы никто не фотографировал внутри храма. Зато ты можешь приобрести фотоальбомы и наборы открыток в местных лавках, коих множество располагается вокруг соборов. Цены там весьма не маленькие.

Во время паломничества мы познакомились с протоиереем Михаилом Осоргиным, настоятелем ставропигиального храма святителя Николая Чудотворца в г.Риме. Эта церковь – стариннейшая из русских православных церквей в Италии. Император Александр Первый подписал указ об учреждении «Греко-римской церкви» при Римской миссии еще в 1803 году. Как и все другие заграничные церкви, римская была включена в состав С.-Петербургской епархии, зависела от министерства иностранных дел и именовалась Посольской. Подлинным украшением храма стал иконостас, огромную ценность имеют царские врата, образа которых написал Карл Брюллов. В какой-то момент после революции приход храма перешел в Константинопольский Патриархат, но в октябре 2000 года общее собрание членов православной общины во главе с настоятелем протоиереем Михаилом Осоргиным приняло решение о возвращении прихода в лоно Матери – Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В храм Николая Чудотворца наша паломническая группа попала уже вечером, после продолжительной экскурсии по католическим базиликам Рима. Настоятель ждал нас более двух часов. Поразило огромное количество цветов в храме. Букеты и кадки с цветущими растениями стояли повсюду, представляя собой живописное зрелище. Отец Михаил по-отечески принял нашу делегацию, терпеливо ответил на все вопросы. Затем был отслужен молебен. Не хотелось уходить из храма, который к этому времени уже стал родным. Здесь не было кричащей роскоши базилик, помпезных скульптур, мозаик и фресок, однако столько теплоты излучали каждая икона и сами стены, что расставание было очень тяжелым, со слезами на глазах. Плакали также и отец Михаил, и местные прихожане.

Город на сваях

На следующий день рано утром мы выехали из Рима и продолжили нашу поездку. На очереди было посещение римских катакомб. Самые известные – это катакомбы св.Себастьяна (где проходила наша экскурсия), Домитиллы и св.Каллиста. Под катакомбами имеют в виду подземные погребальные комплексы, ходы которых тянутся порой на сотни километров. Римские катакомбы имеют четыре этажа. Мы посетили первый и второй этажи лишь частично, пройдя по подземным коридорам несколько сотен метров. Гидом была итальянка. Она сразу же предупредила, что снимать категорически запрещено, чем сильно удивила нас. Никаких рекламных буклетов в близлежащих лавчонках не было, а запрет снимать камни был по крайней мере непонятен. От вспышки фотоаппарата освещенному своду подземного коридора ничего не станет.

Следующим пунктом нашей поездки была Флоренция. Здесь мы посетили два храма: православную русскую церковь Рождества Христова и Святителя Николая Чудотворца и католический Собор Санта Мария дель Фьоре (Девы Марии с цветком). Русскую церковь заложили во Флоренции в 1899 году. Чин освящения храма состоялся 26 октября 1903 года. Она получилась небольшой, но очень красивой. Все основные работы по возведению храма делали итальянские мастера. Флорентийцы, впервые принимавшие участие в таком необычном строительстве, блестяще справились со своей задачей. Нижняя церковь, освященная во имя свт.Николая, имеет как отдельный вход, так и вход из верхней церкви. Никольская церковь – историческое продолжение домового храма Демидовых, основанного в 1840 году на их вилле под Флоренцией. Князь Павел Демидов, решивший продать свое имение, подарил будущему храму все убранство своей домовой церкви. Особенно поразила меня икона Николая Чудотворца в окладе из золота и серебра, осыпанная драгоценными камнями: изумрудами, рубинами, жемчугом. Видя все это богатство и великолепие, не разграбленное большевиками, начинаешь понимать, какой культуры мы почти лишились с приходом новой власти.

Пожалуй, ни о каком другом городе в Италии не упоминают так часто в наших новостях, как о Венеции. Побывать в этом городе мы с супругой хотели давно. И вот наша мечта сбылась. Этот город, построенный на 100 маленьких болотистых островах, связанных между собой почти 400 мостами, занимает площадь всего 8 квадратных километров. История города насчитывает 15 веков. Своим основанием город был обязан бегству населения прибрежных поселений от нашествия гуннов. Беженцы осели в укромной лагуне на острове Торчелло, где вскоре возник порт, а в V веке учредилась епископская кафедра. Острова лагуны вошли в состав римско-византийской провинции.

Пейзажи в Венеции завораживают своей необычной изысканностью. Смотришь на старый дом с облупленным фасадом, с позеленевшими стенами, на мутно-зеленую воду канала, и тебя притягивает эта необычная красота. Кроме Венеции, такого колорита ты не увидишь нигде. Во всем мире, выйдя из дома, ты попадаешь на улицу, здесь же, выходя из подъезда, оказываешься на причале, рядом с которым качается твоя лодка, в которую ты садишься и едешь на работу или за покупками. Весь город похож на одну большую декорацию. Прошлое как будто застыло в этом городе, следы цивилизации здесь или тщательно затирают, или маскируют под старину, бережно оберегая неповторимый «аромат» (не путать с запахом нечистот в каналах) средневековья.

Количество вертикально стоящих столбов, заиленных у основания, у которых «паркуются» лодки, не поддается счету, и в целом они портят венецианские пейзажи. Однако с этим приходится мириться, поскольку ничего более приемлемого для надежного закрепления лодок во время сильного волнения придумать невозможно, или же себестоимость причалов будет настолько велика, что ее не потянет никакой городской бюджет. Оригинальность такого типа причалов в том, что при шторме лодку привязывают одновременно к нескольким столбам, как бы выставляют на растяжки, которые не дают судну биться о причал. Стоимость иных судов достаточно высока, некоторые лодки по цене не уступят хорошему автомобилю. Такая посудина выполнена из нескольких дорогих пород дерева, которое особенным образом пропитывают всевозможными составами, полируют и покрывают многими слоями лака. Чем-то мне эти лодки напоминают скрипки, выполненные лучшими итальянскими мастерами.

Прощай, Венеция! Доведется ли нам еще раз побывать здесь? Однако память об этом необычном городе, выросшем в море, на болотистых островах, останется навсегда в нашем сердце. Это был единственный город в программе нашего путешествия, в котором я хотел побывать не для того, чтобы посетить католические храмы или поклониться общехристианским святыням, а горя желанием увидеть своими глазами это чудо архитектуры, которое вот уже столько столетий стоит на фундаменте из сибирской лиственницы. И ничего с ним не происходит: дома не рушатся, стены не трескаются, только штукатурка осыпается с них от сырости.

На этом и закончилось наше паломничество, о котором я еще долго буду вспоминать с благодарностью. Но дома все-таки лучше. Понимание этого – главное, что привозишь из путешествий.

Н.ЛУДНИКОВ

* Весь Ватикан умещается на одноименном холме между Монте Марио и Яникулом. В античности на этой площади находился цирк Нерона, где в 67-м году принял мученическую смерть апостол Петр. Над его гробницей возникла церковь, со временем ставшая одним из самых грандиозных соборов христианства. Перед собором – площадь Святого Петра, древнейший оплот христианства – мировой центр паломничества.



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга