НАУКА И ХРИСТИАНСТВО

НАУКА – ЭТО ВСЕГДА ВЫБОР

Наш корреспондент встретился в Пулковской обсерватории
с одним из старейших астрономов России – академиком В.К.Абалакиным

Ностальгия по космической державе

Детство и юность наши прошли в космической державе. Только сейчас понимаешь, какой идеалистический пафос, отрывающий от зацикленности на мирской, земной суетности, получал весь народ, почти ежедневно слушая новостные сводки о новых космических спутниках, о запуске «востоков», «восходов», «союзов», орбитальной станции «Мир». В то время, когда мальчика спрашивали: «Кем ты хочешь стать?» – чаще всего можно было услышать: «Космонавтом или летчиком».

Сегодня чувство космического предназначения человека, которое в XX веке выразили русские космисты (а еще раньше, в середине XIX столетия, Н.Федоров), сменилось идеологией «рыночников»: главное для них – побыстрее получить прибыль здесь и сейчас. Дети уже не хотят стать летчиками, учеными, космонавтами, их мечта – стать бизнесменом или, на худой конец, бухгалтером, экономистом, юристом.

Двадцать лет я проработала научным сотрудником, очень любила свою работу, атмосферу постоянного поиска, конференций, симпозиумов, где люди сообща исследуют один и тот же предмет и обнаруживают все новые мыслительные глубины. Но вот уже почти десять лет, как я ушла из науки, а о положении моих друзей, которые остались ей верны, без боли говорить нельзя.

Могу сказать, что преклоняюсь перед своими сослуживцами, перед всеми исследователями (недавно, посетив несколько научных архивов, я обнаружила, что их читальные залы по-прежнему забиты до отказа), которые, несмотря на материальные трудности, продолжают заниматься научно-исследовательской работой.

Настоящих ученых, которые еще «стоят на посту» в наше время, без преувеличения можно назвать подвижниками. Об одном из них я и хочу рассказать.

Небесный механик


В.К.Абалакин

Член-корреспондент АН СССР (а потом и РАН) В.К.Абалакин семнадцать лет был директором Пулковской обсерватории, что на окраине Петербурга, и сейчас продолжает там работать. Его путь ученого – образец верности Богом данному таланту.

Родился Виктор Кузьмич Абалакин в 1930 году в Одессе (хотя фамилия явно выдает сибирские корни – Абалакская икона Божией Матери почитается в его семье). Отец Виктора был инженером-судостроителем, в доме было много специальных книг, которые мальчик с увлечением читал уже в школьные годы. Это чтение привило любовь к математике (позднее Виктор Кузьмич узнает изречение Эйнштейна: «Бог говорит с нами языком математики»).

Как истинный одессит, молодой Абалакин хотел связать свою любовь к математике с морем. И решил поступать в Водный институт. Но медицинская комиссия не приняла юношу из-за зрения, предложив зачислить его на отделение экономики (мечта многих современных школьников). Но Виктор предпочел сдавать экзамен еще раз – и поступил в Одесский университет на астрономическое отделение физико-математического факультета.

«Астрономия – счастливая наука, она не нуждается ни в каких украшениях. Потому что ее украшают звезды над головой человека», – говорил французский ученый Араго. Процитировав это изречение, Виктор Кузьмич признается: «Я испытываю справедливость этого утверждения долгие годы – ни разу не пожалел о том, что именно астрономии посвятил свою жизнь».

После окончания университета Абалакин был направлен в Москву, где стал учеником знаменитого алгебраиста Отто Юльевича Шмидта. Но тут он столкнулся с характерным для советского времени явлением – старанием подчинить науку идеологии. Шмидт был главным редактором Большой Советской энциклопедии и различных иностранных словарей, совмещая это с директорством Геофизического института. Он направил Абалакина как астронома в отдел «эволюции Земли». В ту пору весь отдел трудился над тем, чтобы поддержать космогоническую гипотезу Шмидта о происхождении Земли. Советские идеологи очень приветствовали эту гипотезу, так как она выводила атеистическую теорию эволюции на космический уровень. Как предположил Шмидт, миллионы лет назад Солнце захватило газопланетное, или протопланетное, облако и из него эволюционировали все планеты. Сотрудники отдела должны были обосновать эту гипотезу «со всех сторон». Но гипотеза так и осталась гипотезой. А Абалакин через два года постарался расстаться, как он сам говорит, с «неприятным окружением Шмидта», попросив о переводе в город на Неве – в Институт астрономии.

Виктор Кузьмич выбрал для себя стезю практика, а не теоретика. Он занимался только тем, что доступно наблюдениям: определением движения небесных тел, звездных скоплений и их динамикой – тем, что называется небесной механикой. То есть тем, что, как он уже в начале своего научного пути осознал, доказывает премудрое, разумное творение Вселенной – доказывает существование Творца. Потом уже, когда он познакомится с Еленой Ивановной Казимирчак-Полонской (см. о ней статью «Небеса да поведают славу...» в № 506 «Веры»), он узнал библейское выражение, которая та любила повторять: «Дивны дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси!»

Страж Пулковских высот

Институт теоретической астрономии, где много лет трудился В.К.Абалакин, занимался и многими практическими задачами – навигации, геодезии. Но в начале 1990 годов, он, как и многие наши НИИ, был уничтожен. Впрочем, к тому времени (с начала 1980-х) Виктор Кузьмич уже там не работал, а возглавлял Пулковскую обсерваторию. На этом посту и началось не только научное, но и человеческое его подвижничество. Сначала пришлось бороться, как вспоминает Виктор Кузьмич, с «компанией довольно сомнительного свойства людишек в экономическом звене», которых «пришлось убрать, как не соответствующих духу Академии». Последнее выражение передает позицию Абалакина и до сего дня – он верит в особый «дух Академии наук», который пытается оградить от меркантилизма. А в то время «сомнительных людишек» защищали райкомы и горкомы, так что освободить от них обсерваторию Виктору Кузьмичу удалось лишь ценой инфаркта. И позже все 17 лет директорства Абалакину пришлось сражаться «со всякого рода посягательством» на его дорогое Пулково.

Здесь я хочу сделать лирическое отступление – сказать несколько слов о Пулковских высотах, о которых мало знают не только иногородние, но и многие петербуржцы. А между тем, по словам Абалакина, «это наш райский уголок» в черте огромного города.

«Высотами» эта местность названа недаром – здесь действительно самая высокая точка города. Еще лет десять назад Пулково от города отделяли километра два-три незастроенных поля, что придавало ему загородный вид. Обсерваторию основали здесь еще в начале XIX века, поэтому классический стиль присутствует во всем – и в постройках, и в планировке парка. Пулково – это целый городок, в котором традиционно астрономы не только работали, но и жили. Он утопает в зелени, здесь много реликтовых серебристых елей и простых столетних лесных красавиц, обильно растут липа, клен, ясень, дуб. Особенно красиво здесь осенью. Когда стоишь на Пулковской горе у Поклонного креста, который поставлен в память о тысячах воинов, погибших на высотах во время войны, машины, снующие внизу на трассе, кажутся игрушечными, а весь город, тонущий в техногенном облаке, нарисованным на картинке. В Пулково живут уже несколько поколений семей астрономов, и все друг друга знают – от мала до велика.

И вот этот «райский уголок» в перестроечные времена стали усердно разрушать. Сначала начали строить заводы на Пулковских полях. Это противоречило условиям наблюдений – для того чтобы не нарушалась их точность, в радиусе трех километров от обсерватории должно быть пустое пространство. Абалакин пытался бороться с вторжением, но столкнулся со слишком крупными акулами. А позже «чуждопосетители» добрались и до самого городка. Когда началась повсеместная приватизация, «новые русские» свои аппетиты стали распространять на обсерваторский городок. Наука в нашей стране оказалась никому не нужной, но нужны были сами здания.

Я помню то время, помню, как угрожали Виктору Кузьмичу, как устроили небольшой пожар в библиотеке, с обещанием, что это только начало... Но, как говорит страж Пулковских высот, «слава Богу, удалось отбиться». Теперь понимаешь, что действительно – слава Богу. То, что Пулково как научный городок удалось тогда сохранить, сейчас представляется чудом.

Уже несколько лет Виктор Кузьмич не возглавляет обсерваторию, но он не покинул ее, его новая должность – советник Академии наук – в каком-то смысле даже более авторитетна, чем директорская. По-прежнему его присутствие в Пулково служит гарантом сохранения «духа Академии», сохраняет от развала и распродажи.

Пока мы разговаривали с Виктором Кузьмичом, к нам подходили электрик, завхоз, коллеги-ученые, шофер – и на обращение каждого из этих людей Виктор Кузьмич отзывался с тем неповторимым тактом, вниманием, сердечностью, которая отличает людей «старой породы». Так деятельность человека отпечатывается на всем его облике. Надеюсь, это передалось и его ученикам.

А как же обстоят дела в обсерватории? С радостью я узнала, что наблюдения по-прежнему ведутся, что ученые продолжают рассчитывать движения звезд и планет. Что, несмотря на нищенские зарплаты (если каждый день ездить на городском транспорте, то ее на месяц не хватит), не бросают своего дела. «Если человек чем-то увлечен, его ничто не остановит», – убежден Абалакин.

Порадовало, что в обсерваторию на работу приходит и молодежь. Хотя студенчество видит, что на науке сейчас много не заработаешь, не все поддаются «химере сегоднешнего дня – работе в сфере менеджмента».

По свидетельству Абалакина, не только у нас, но и на Западе, науку «теперь стали держать на голодном пайке, в силу того что политиканы, видимо, не очень хорошо учились в школе». Между тем в России до сих пор остается больше «крылатых людей», чем на Западе. О циолковских и кулибиных нашего времени не снимают научно-популярных передач, как было в пору нашего детства, и потому о них мы не знаем.

Вечная тема

Я специально не задавала Виктору Кузьмичу Абалакину вопросы на уже избитую тему – о «науке и религии». Но, так или иначе, разговор наш сводился к этому.

Виктор Кузьмич – человек православный, церковный, и для него проблема отношения веры и разума решается очень просто.

– Изучая гармонию мироздания, я вижу Творца, – говорит академик. – Случайности, какую допускают материалисты, быть не может. В свое время Л.Пойлинг, замечательный американский ученый, в ответ на то, что как же это он – ученый – может верить в Бога, говорил: «Видно же, что мироздание создано по плану, а не произошло стихийно. Если верить в стихийность, то нужно согласиться с тем, что тот дом, который вы видите из моего окна, возник случайно, стихийно: в штате Невада крупнейший ураган вырвал с корнем деревья, обточил их, изогнул в виде рам, а в это время в Калифорнии ударила молния в пляж и получились стекла, и все это еще одним ураганом было доставлено на место, где было извержение вулкана, которое выбросили кирпичи правильной формы и сложило в виде красивого здания». Мне очень нравится эта образная иллюстрация атеистической «кочки зрения» на мир.

Говорили мы и о богодарованности веры. Виктор Кузьмич подчеркнул такой факт: несмотря на то, что наука все глубже проникает в законы мироздания и их премудрость становится очевидней с каждым годом, многие ученые так и остаются неверующими. Спорить с ними, убеждать их бесполезно – сердце закрыто для восприятия Божьего откровения, и ничего тут не поделаешь. Вера не заслуживается, она – даруется.

Спросила я и о жизни на других планетах (как не спросить, когда беседуешь с астрономом?). Академик ответил, что этим направлением больше занимаются на Западе. И вспомнил о своем американском друге-радиоастрономе Ф.Дрейке, который посылал специальные закодированные послания в необозримую Вселенную. Никакого ответа пока не пришло.

– Человеку дан Господом пытливый ум, – сказал Виктор Кузьмич. – Но сам человек этот ум часто заменяет воображением или же не может положить пределы своей пытливости. Так появилась всякая фантастика об инопланетянах, «тарелках», которая стала коммерческим инструментом оболванивания детей, да и взрослых тоже. Никаких научных подтверждений утверждениям уфологов не существует.

Но, с другой стороны, по мнению Абалакина, и «апологетическая наука» не всегда может сослужить добрую службу. Тут он вспомнил книгу, написанную в начале века Н.А. Морозовым, «Откровение в грозе и в буре», где автор рассматривает Апокалипсис Иоанна Богослова с точки зрения астрономии (в его работе принимали участие пулковцы Н.А.Ляпин и Н.М. Каменьский). Желание ученых было благим – использовать науку для «поддержки» христианства. Но прошло время, мы узнали больше о Вселенной, и эти ученые рассуждения выглядят уже иначе – они сомнительны. Полезно ли это для веры?

То же можно сказать о попытке астрономически объяснить появление Вифлеемской звезды. С помощью науки стараться подтвердить то, что дано в Божественном Откровении, – это путь ошибочный. Сам принцип науки – движение, появление новых гипотез, опровержение их, снова появление новых гипотез. Религия же говорит о вещах неизменных.

Религия и наука могут говорить об одном объекте, но на разном уровне. Поэтому научные усилия все-таки нужны. Ведь человек в поисках ответа на вопросы о строении мироздания возвышается сам и возвышает других. Но не нужно унижать веру, пытаясь научными доказательствами доказать ее правоту. Хотя, конечно, по-всякому бывает. Например, находка археологами Кумранских рукописей, подтвердивших историчность Лица Христа, конечно же, была для верующих радостным событием. Может быть, кого-то из рационалистов эта находка подвела к вере. Но такие находки и открытия происходят естественно, непроизвольно, а не потому что кто-то усиленно научным способом хочет доказать истины веры.

По вере надо жить, действовать, совершать поступки, а наука – это область работы пытливого ума. Результаты открытий которого могут быть направлены как на добро, так и на зло.

В заключение нашего разговора я поинтересовалась точкой зрения Абалакина на распространенный сегодня взгляд в научных кругах, что мы стоим на грани невиданного в истории человечества научного прорыва. И сейчас человечество стоит перед выбором – либо мы двигаемся по прежнему, проторенному пути, который привел к международной борьбе за источники энергии (нефть, газ), либо дается ход новым технологиям, которые открывают путь для дешевых источников энергии. Но и на этом новом пути нас ждут свои опасности – развив технологии, мы можем переступить за грань материи и вступить в контакт с «духами поднебесными».

Абалкин высказал свои замечания об этих прогнозах, но мы сошлись в одном: Россия сейчас действительно стоит перед выбором. Либо совсем уж скатиться в варварство (и кормиться от рынка, пока хватит природных ресурсов или пока у нас не отберут их силой), либо двигаться вперед, развивая науку, но не теряя при этом нравственные ориентиры.

На науку и ученых в наши дни ложится больше ответственности, чем когда-либо в истории человечества. Сейчас весь вопрос в том, на службу кому будут поставлены «прорывные научные открытия». И будем молиться, чтобы они были во славу Божию.

Людмила Ильюнина

Каков возраст Вселенной?

В 2003 году НАСА представила общественности данные по флуктуациям фонового микроволнового излучения, полученные автоматической космической станцией MAP. Эти данные позволили ученым сделать вывод, что возраст Вселенной, ранее оценивавшийся в промежутке 12-15 млрд. лет, теперь определен более точно – около 13,7 млрд. лет. Определен срок появления первых звезд во Вселенной – они осветили ее уже через 200 млн. лет после Большого взрыва, что намного раньше, чем прежде предполагали ученые. Удалось определить относительное содержание материи во Вселенной. Обычное вещество составляет в ней примерно 4%, еще 23% приходятся на долю неизвестной на данный момент науке «скрытой массы». Оставшиеся 73% – это так называемая «скрытая энергия» – таинственная сила, способствующая расширению Вселенной.

Директор Международного института теоретической и прикладной физики академик РАЕН Анатолий Акимов крестился в 55-летнем возрасте. «Вы поверили в Бога?» – спросил его священник, когда он пришел в церковь. «Нет, я просто понял, что Его не может не быть! – ответил ученый. – К этому подводит простой подсчет. Если допустить, что человек появился на Земле в результате эволюции, то с учетом частоты мутаций и скорости биохимических процессов для создания человека из первичных клеток понадобилось бы времени много больше, чем возраст самой Вселенной».

Какого размера Вселенная?

С усовершенствованием телескопов знание об этом постоянно меняется. В свое время американский астроном Э.Хаббл (†1953), используя 100-дюймовый телескоп, исследовал Вселенную вплоть до расстояния 500 миллионов световых лет – область, которая содержит около 100 миллионов галактик. До этого считалось, что галактик 500 000. Размер же Вселенной Хаббл определил в 2 млрд. световых лет. В 2002 г. с помощью японского телескопа «Субару» была обнаружена самая удаленная от нас галактика из всех до сих пор открытых – до нее от Земли 12,8 миллиарда лет (с погрешностью в 3 млрд.). Если же учесть то, что, пока свет шел до Земли, Вселенная успела расшириться, то наблюдаемые ныне галактики фактически могут находиться на расстоянии до 30 млрд. световых лет. Но являются ли они границей Вселенной? Видимо, нет. Ответ на этот вопрос лежит вне современных человеческих возможностей познания.

Есть ли другая жизнь во Вселенной?

Несмотря на усовершествованные приборы, способные улавливать отовсюду радиоволны и другие сигналы, никаких признаков разумной деятельности в необозримой Вселенной не обнаружены. Между тем, по мнению некоторых астрофизиков, в реликтовом излучении, возникшем сразу после Большого взрыва и появления Вселенной, можно попытаться прочитать послание Бога. Астрономы С.Хсу и Э.Зи год назад объявили, что Создатель Вселенной мог зашифровать двоичный код сообщения в горячих и холодных точках реликтового излучения. Исходя из ограниченного числа четко различаемых областей на карте распределения реликтового излучения, они рассчитали, что это сообщение могло бы содержать около 10 килобайт информации. Этот анализ мог бы стать куда более увлекательным занятием, чем поиск внеземных цивилизаций, полагают астрономы.




назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга