ЧТЕНИЕ ТАК И ЖИВЕМ... Фальшивый паспорт «Итак не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, Мф.10, 26. – Недавно знакомая паспортистка поведала историю, которая с ней произошла, – рассказывает мне моя знакомая. – Год назад пришел к ней один, как их называют, «новый грузин» и просит: «Сделай мне новый паспорт. Сколько надо, заплачу. Придумай какую хочешь фамилию. Мне надо уехать в Россию насовсем». Этого человека она знала давно и без расспросов поняла: новый паспорт ему нужен, чтобы не платить алименты двум своим детям. Зная, что ничего криминального за ним не числится, паспортистка согласилась. Оставалось только выбрать новую фамилию. Она долго думала, перебирая в уме всевозможные варианты. Неожиданно в сознании всплыли имя, отчество и фамилия – сочетание, которое показалось ей единственно правильным и подходящим. И она тут же оформила документы – бизнесмену было все равно. Он рассчитался, как договорились, и пошел по этому паспорту делать новые права. Вскоре этот человек, как и собирался, закончил все дела в Тбилиси и отправился на своей машине в Россию. Уже за территорией Грузии его остановили сотрудники ГАИ с проверкой. Он спокойно предъявляет документы, и вдруг гаишник говорит: «Вы арестованы». В отделении ему объявили: «Вы находящийся во всероссийском розыске вор-рецидивист, сбежавший из мест заключения. На вас числится несколько квартирных краж». Оказывается, его новая фамилия и внешность полностью совпадают с данными известного уголовника. Выяснилось, что они похожи друг на друга как два близнеца. С бизнесменом тут же произошел инфаркт от нервного потрясения. Его отправили в тюремную больницу. Потом ему с большим трудом удалось доказать свою невиновность. И, конечно, пришлось объяснить дело с фальшивым паспортом. На разбирательство ушло месяца три: пока послали запрос в Тбилиси, пока получили ответ… Когда все выяснилось, милиционеры, вдоволь нахохотавшись, его выпустили и даже не стали возбуждать дело о фальшивке, сказав: «С тебя достаточно инфаркта». Бизнесмен еле-еле пришел в себя, вернулся в Тбилиси и первым делом взял своих детей с женой к себе в дом. Потом пошел к паспортистке: «Скажи ты мне, что я тебе такого плохого сделал, что ты такое устроила?» А та сама понять не может, почему она именно эту фамилию выбрала. «Откуда, – говорит, – я могу знать, когда какой уголовник из тюрьмы убежит, да именно такой, чтобы на тебя был бы похож». – А я думаю, – подытожила моя знакомая, – это его Бог наказал. Нечего жену с детьми бросать. 12.02.00 Вверх по лестнице ведущей вниз – ... Вот надоела ты со своими постами! – переживает за меня одноклассница. – Смотри, умом не рехнись, как эти, в церкви. Раз в год захожу свечку поставить, и то слов нет! Ну и состав там у вас!.. Стараюсь замять эту тему, тем более что она отчасти права. Нецерковные как-то сразу делят всех прихожан на три группы: правда верующий, модник и фанатик с приветом. Почему так получается, что иногда люди, всей душой стремящиеся к самосовершенствованию, в конечном итоге оказываются, мягко говоря, еще в худшем положении, чем они были до начала духовных поисков? История первая. Дмитрий. ...В 1999 году мы, как всегда, собрались у Елены на даче отметить Пасху. Позже всех, когда Елена уже разрезала освященное, будто вчера сваренное яйцо прошлого года, пришел Степан в поломанных очках. Посыпались вопросы. – Почему так поздно? – Что случилось? – Я только что из полиции, – начал объяснять Степа. – Это мне там очки поломали... После службы поднялись мы, человек 12 мужчин, на колокольню, где Дмитрий живет, – разговеться. Он там обитает по благословению Патриарха, считает, что, живя при церкви, легче спастись. Ему лет 30. До этого он был послушником в монастыре во Мцхета, но вскоре ушел оттуда, т.к. его что-то там не устраивало. Теперь он у нас после служб ремонтирует храм своими силами. – На что он живет? – спрашиваю. – Не знаю, он, конечно, нигде не работает. Мама ему носит обед из дома в кастрюльках. – В его возрасте надо самому матери обеды таскать, – встреваю я. – Вечно ты со своим осуждением! – зашикали на меня слушатели. – Ну а дальше что было? – Так вот, – продолжал Степа. – Сели мы за стол. Через какое-то время Дмитрий стал нас обличать: «Как вы можете терпеть то, что творится в городе?! Сплошная реклама проституции! Везде отвратительные плакаты! Вы просто не мужчины после этого!» И предложил нам, если кто не боится, идти закрашивать обнаженных девиц на рекламах в метро. Остальные, люди постарше, его и слушать не стали. Глупости, мол, все. А я пошел, чтоб доказать, что не боюсь. Только уговорил его благословение взять... В общем, купили мы краску, спустились в метро и приступили к работе. В третьем вагоне нас с красками поймали полицейские и потащили в отделение допрашивать, кто мы такие и что здесь делаем. – Дмитрий с ними ругался, кричал им, что они тоже не мужчины, раз спокойно смотрят на развратные рекламы... Одним словом, ему больше попало, а мне сгоряча только очки поломали, – смущенно закончил Степа. Слушатели невольно засмеялись. – Неужели вы, столько взрослых людей, не могли ему объяснить, что он заблуждается, – не унималась я. – Чтобы спастись, необязательно жить на колокольне и закрашивать рекламу. – Что ты понимаешь! Его сам Патриарх благословил! – возразила Елена. – Наверное, в этом есть какой-то свой глубинный смысл. Все тут же с этим согласились. «Глубинный смысл» мне, грешной, так и не открылся, т.к. через полгода купол колокольни сгорел от замыкания электроплитки Дмитрия. Когда отстроили новый, то настоятель его больше туда не пустил. Сам небожитель куда-то исчез. Перешел ли он в другую церковь или облюбовал себе другую колокольню – осталось неизвестным. История вторая. Лариса. Достаточно было взглянуть в ее голубые глаза, чтобы сказать: Лариса бесхитростный, глубоко верующий человек. Мы иногда виделись по праздникам в церкви. По ее отрывочным разговорам о себе представлялась такая картина: она специалист французского языка, перебивается учениками, не замужем, живет в семье сестры. Встречаю ее как-то, спрашиваю о новостях. – Я теперь работаю в Патриархии,– отвечает она, – учеников бросила. Суета одна, отвлекает от духовной жизни... – А зарплата терпимая? – Деньги для меня не важны... Через какое-то время увидела ее на бесплатном обеде среди бомжей в Александро-Невской церкви. – Меня мой духовник благословил здесь кушать, – пояснила она. – Я безработная. – А Патриархия? – Ушла я оттуда. Там своя суета, отвлекает от главного. – Может, учеников возьмешь? – Мне сейчас не до них... Через год мы встретились у Елены на даче. Лариса за это время стала еще более отключенной. Идет по дороге и всем встречным блаженно улыбается: – Спаси вас, Господи. Прохожие провожали ее удивленным взглядом. На наши расспросы, как она жила все это время, Лариса рассказала: – Мой духовник уехал в Москву, а я попыталась стать послушницей. Поехала в одну греческую деревню, где живет монах о.Мефодий. Он восстанавливает церковь, и сам в ней служит. Я предложила ему свою помощь. Он сперва согласился. Тогда я собрала жителей и сказала, что буду помогать при церкви, читать молитвы, а они пусть мне в месяц платят 70 лари, чтоб мне было на что жить. – И какая была реакция? – Я была очень удивлена, но они отказались. 70 лари ведь это не очень много. – Чего удивляться! – влезла я. – Деревня не город. У них денег вообще не бывает. – Потом меня приютила одна деревенская женщина. Но ненадолго. – Ты ей хоть как-нибудь помогала? – Да, я пол подметала. – И все? А коров доить или дрова пилить? – Во-первых, я не умею. А во-вторых, для монаха главное – молитва. Я целый день читала акафисты, потом мы вместе кушали. Затем я этой рабе Божьей объясняла Евангелие. Но потом она почему-то сказала: «Уезжай в Тбилиси». Видно, восстали против меня темные силы, и мне пришлось вернуться. Сейчас я снова живу у сестры. Но мне с ней трудно общаться. Она все о деньгах думает, абсолютно мирской человек, меня не понимает. Вот недавно мне сумку купила и деньги на дорогу дала. Никак не могу ее в церковь повести... У Елены Лариса продержалась дня два. Для хозяйки она была дополнительным грузом в натуральном хозяйстве, которую еще надо было и обслуживать. Ее неприспособленность была парадоксальной: 40-летняя женщина не умела разжечь газовый баллончик. Что уж было говорить об уходе за козами или готовке еды... Через пять лет я встретила ее на улице. 30-градусная жара, Лариса идет по улице в шерстяном толстом пиджаке, наглухо застегнутой рубашке, на шее сумочка-кармашек, из которой торчат молитвенник и Евангелие. Взгляд невидящий, направленный внутрь себя. Узнав меня, она заговорила скороговоркой: – Как спасаешься милостью Божьей Господа нашего Иисуса Христа? – Тихо-тихо, а ты как? – Я в гонениях и скорбях пребываю во все дни жития моего, – зачастила она заученно. – Патриарх Илья за мной наемных убийц посылает, и поэтому я дома не ночую, все в странствиях пребываю, но за все благодарю Господа нашего Иисуса Христа... Попыталась я ей объяснить, что такое наемные убийцы и что у Патриарха есть дела и поважнее, но до Ларисы уже было не достучаться... История третья. Дато. Приход в нашей церкви обновляется быстро. Сейчас уже мало кто помнит, каким был Дато 10 лет назад – высоким, цветущим мужчиной. Он тогда работал на телевидении и, несмотря на это, часто ходил на службы. Метаморфоза в Дато сегодняшнего – беззубого, опустившегося, плохо осознающего, где он и что творится вокруг, – происходила по этапам. Сперва уволился с телевидения. Причина: «Много искушений. Все сатанинское вокруг...» У него был хороший голос. И он стал петь в церковном хоре. Но вскоре ушел и оттуда. Якобы «те, кто рядом со мной, не с той душой поют, в перерывах свои дела обсуждают». Какое-то время продавал свечки в одной из церквей. Немного погодя бросил и это: «Деньги считать – это отвратительно». Круг замкнулся. Дато все глубже и глубже уходил в себя. Когда его пытались переубедить, отвечал: – Ничего, меня Господь и одной просфоркой пропитает. Увы, одной просфорки ему, двухметровому, явно не хватало. Наши, кто как мог, пытались помочь. Кто-то приносил ему в банках еду, кто-то пихал ему деньги в карман. Но постоянный голод делал свое дело. Часто Дато, находясь в полной отключке, оставлял тут же, в притворе, принесенные ему банки и смятые лары и уходил куда глаза глядят. Теперь он появляется в церкви все реже и реже. Постоит, уставившись в пол, потом уходит. Основная масса не обращает на него внимания (кто занят своими детьми, другие стоят, уткнувшись в молитвословы, – у всех свои дела) – мало ли бомжей вокруг... * * * Можно рассказать четвертую и пятую истории, а вы, покопавшись в памяти, добавите шестую. Все они будут чем-то похожи друг на друга. Да, боюсь, больно мрачная картина нарисуется. Писала я это, обращаясь в первую очередь к новичкам, кого особенно тянет на молитвенные подвиги. Не будем забывать, что мы живем в обществе, которому ох, как далеко до любви первых христиан как вне церкви, так и внутри нее. 12.07.06 Форель исцеляющая Слыхала я не раз, что родина моя ненаглядная с присказкой упоминается. Грузия, мол, страна Лимония, чудес и беззакония. Оно, конечно, на каждый роток не накинешь платок. Хотя подмечено точно: лимонов завались, чудес хватает – газеты печатать не успевают, а беззаконий, по моему грешному разумению, сейчас везде в преизбытке. Вот форели исцеляющей нигде в мире нет, только у нас водится. Этот факт неоспоримый и в прессе уже освещенный. А если кто из вас не слыхивал о таком диве дивном, то вот вам рассказ рабы Божьей Людмилы от слова до слова. Она сама родом из Сибири, в стране Лимонии лет 30 с хвостиком проживает, возраста почтенного, давно храм Иоанна Богослова посещает и фантазиями завиральными точно не увлекается. – Как мы прочитали в журнале «Подруга» о форелях в греческой деревне, так и решили съездить – поглядеть. У меня в тот период все ноги болели и на службах я стоять не могла, все с бабками на скамейке сидела и таким образом богослужение слушала. В общем, поехали мы. Дорога тяжелая. От Тбилиси до Цалки 4 часа ехать, а потом еще в сторону свернуть и по грунтовой дороге полчаса трястись, пока до деревни Олианки не доедешь. А там, значит, церковь св. Софии и при ней бассейн с чудотворными форелями... Маленькая историческая справка. На месте церкви св. Софии и раньше был храм, который при коммунистах разрушили. Над развалинами часто видели местные жители столп света, а в нем лик Богородицы. Как-то явилась Божья Матерь жительнице этого села Вадаксии Кесовой и поручила ей восстановить церковь. Умирая, Вадаксия завещала эту миссию сыну Харлампу. Они со своей женой Софьей обошли всю округу, собрали деньги на церковь. Возле восстановленной церкви Харламп с Софией построили небольшой бассейн. Около бассейна вскоре забил целебный источник. Откуда в нем появилась форель – никто не знает. Живет она там и по сей день, и только раз в году, когда идет нерест, форель покидает бассейн, но потом снова возвращается назад. Причем в бассейне рыб всегда ровно семь. Одна, самая большая, ее называют «сторож», обычно находится под церковью. Иногда, когда деревне грозит какое-то несчастье, количество форелей увеличивается до девяти штук. В своей обычной среде обитания форели живут лет 40, но здесь, в бассейне, из-за того что лечат людей, в среднем их продолжительность жизни достигает 8-10 лет. Если форель излечит человека от цирроза печени, она тут же умирает. Вернусь к прерванному рассказу Людмилы. – ...Посмотрели мы церковь и пошли к бассейну рыбок кормить. Специально для них хлеб и вареные яйца захватили. И что ты думаешь, подплыла к нам эта самая большая, которую сторожем зовут. Мы ее все по спинке погладили, а она не протестовала и уплывать не собиралась. Потом кое-как водой из бассейна омылись (я на ноги себе полила – ох и студеная вода!) и стали назад собираться. Всем, кто был с нами, полегчало после этой поездки. А у меня, в добрый час сказать, проблем с ногами больше не было. Очень люблю я эти поездки. Как какой случай подвернется – всегда еду. Очень хочу все святые места Грузии посетить. Вот ехали недавно наши в Гелатский монастырь, там Давид Строитель похоронен, и я примкнула. С деньгами на дорогу тоже все уладилось. Пошла к своей хозяйке (у кого я 10 лет назад за бабкой присматривала, по сей день она мне 100 лари в месяц, как пенсию, просто так выдает, в знак благодарности; недавно мне 40 лари выдала, чтоб я себе кабель провела и русские каналы смотрела) и говорю: – Пожертвуй мне, пожалуйста, 10 лар на богоугодное дело. Она тут же дала. Вот я и поехала, как говорится, с Божьей помощью. Я ведь таким образом и в Лавре Давида Гареджийского, и в обители мучеников Давида и Константина побывала. А места-то какие живописные! Обитель на самом верху скалы стоит, прямо на том месте, где их замучили. Слева ущелье, справа ущелье, а внизу речка течет. Красная вода называется. В честь того, что, когда их мучили, вся вода в реке от крови покраснела... Много чего еще Людмила может вам рассказать в том же бесхитростном и незатейливом духе – были бы слушатели. Если посмотреть на нее со стороны, то сама ее жизнь в Грузии – чудо не меньшее, чем форели. А может быть, и еще более впечатляющее. Это уж смотря кому как. Судите сами: не зная грузинского языка, не имея ни квартиры, ни постоянной работы (это в наше-то время подросткового капитализма во всей его красе), живет такая раба Божья тихой, незаметной жизнью и душевного спокойствия не теряет, всегда всем улыбается и не грузит никого своим личным неустройством. Люди добрые, особо если кто из вас в депрессии губительной пребывает, приезжайте к нам в гости, посетите святые места Грузии и удостоверьтесь в правоте слов Маяковского, что это и на самом деле «радостный край». А заодно познакомитесь с Людмилой и многими нашими неприметными согражданами, пережившими гражданскую войну, разруху, голод и хроническую безработицу. Насладитесь вместе с нами зимой ароматом керосинок вкупе с прочими прелестями энергокризиса и воскликните в душевном восторге: – Как, оказывается, мы легко живем, и сами того не ощущаем! Слава Тебе, Господи! Потому как все в этом мире относительно. 01.11.06 На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |