ЭКСПЕДИЦИЯ ЧЕРЕЗ ЛЬДЫ И СТУЖУ прошел путешественник под девизом «За веру и верность!» Сыктывкарский преподаватель физкультуры Сергей Семяшкин собрался на Северный полюс. У многих его друзей-туристов это вызвало шок. Как так: не сходил ни одного серьезного категорийного лыжного похода – и сразу же на полюс?! Все знали прежде Сергея как отличного спортсмена, но не как туриста-лыжника. С пятого класса он увлекся спелеотуризмом, прошел вместе с друзьями и своим наставником С.Журавлевым немало сложных маршрутов по пещерам Урала и Кавказа, и даже сам в десятом классе стал дипломированным инструктором-спелеологом. Затем занялся боксом. И на этом поприще достиг результатов: выполнил требования кандидата в мастера спорта, стал судьей первой категории, а потом и тренером первой категории. И вдруг загорелся полярными экспедициями, стал серьезно готовиться к длительным зимним переходам и холодным ночевкам, много тренироваться, приобрел лучшую зимнюю экипировку и снаряжение.
В 2006 году в качестве этапа подготовки к покорению Северного полюса он предпринял в одиночку экстремальный 510-километровый лыжный маршрут. Находясь почти месяц в пути, он прошел по бескрайней северной тундре и льдам Баренцева моря от Воркуты до острова Вайгач и своим ходом вернулся обратно на материк. После этого отношение к Сергею среди туристов переменилось. Я знаю Сергея давно, еще по турклубу «Азимут», в котором тоже занимался и даже некоторое время работал инструктором. Каждый год члены клуба совершают серьезные лыжные походы по Приполярному и Полярному Уралу, но Сергей с нами ни разу не ходил. Когда я узнал, что он в одиночку собрался на Вайгач, а потом на Северный полюс, мне показалось, что Серега решил красиво свести счеты с жизнью. И к тому были предпосылки: развалилась семья, остался один. Но когда я увидел, как он в походе выходного дня по глубокому целинному снегу тащит за собой десятки километров огромные сани-волокуши, как, придя в теплую лесную избушку, ставит рядом с ней палатку и в мороз ночует в ней один, я понял, что Северный полюс для него – это серьезно. К тому же Сергей, тщательно готовясь, у многих спрашивал советов. Я тоже в свою очередь дал Сергею совет: обязательно сходить в церковь, покреститься, попросить за себя молитв священнослужителей и наших прихожан, выучить самые необходимые молитвы, взять иконки в поход и молитвослов, постоянно молиться во время пути. Оказывается, такие советы он получил не только от меня, но и от других людей, и ему они очень помогли. Об этом он рассказал мне сам, когда возвратился из путешествия. Далее – читайте его рассказ. С Богом В своей жизни я никогда не обращался к Богу и даже не был крещен. А после тридцати лет (сейчас мне 37) такие мысли все чаще стали приходить и появилось желание покреститься. Но у меня все как-то не получалось, было не до этого. И вот когда стал готовиться к путешествию на Вайгач, многие мне советовали обратиться к Богу, молиться в пути. Даже врач-психолог предложил прибегнуть к помощи Божией, чтобы преодолеть психологический барьер, на случай, если я не смогу уже двигаться и что-либо делать. Но прежде нужно было покреститься. И я решил больше не откладывать. В нашем эжвинском храме я спросил у бабушек, что для этого нужно сделать. И они, сами о том не подозревая, стали давать мне множество советов, которые препятствовали моему крещению. Говорили, что я не имею права пройти обряд крещения, пока не брошу курить, перед крещением, мол, нельзя кушать, чистить зубы, умываться. Потом я рассказал все это о.Владимиру, он только посмеялся и окрестил меня. Но после крещения еще три недели я никак не мог причаститься – тоже из-за советов «знатоков». Лишь за месяц до экспедиции я наконец-то полностью прошел весь путь: исповедовался и причастился. Перед путешествием взял благословение у настоятеля нашего храма протоиерея Владимира, заказал сорокоуст о здравии, взял иконки, молитвы – и крещеный, с крестом и целым иконостасом на шее, с молитвами, отправился в путь. И в пути каждое утро и каждый вечер старался читать молитву Ангелу-хранителю. Постоянно пел про себя: «Господи, помилуй! Господи, прости! Помоги мне, Господи, крест свой донести!» – я слышал, как поют эту молитву в церкви, и она мне запомнилась. И когда мне было очень тяжело, когда физически и психологически был полностью измотан, она помогала мне успокоиться, прийти в себя. А настроение в течение дня менялось от отличного (когда шел по равнине и все складывалось хорошо) до ужасного (когда начинались трудности, торосы или какой-нибудь затяжной подъем на сопку). Думалось: «Зачем мне это нужно? Не повернуть ли назад, пока не поздно?» Но начинал молиться, чтобы все эти наваждения прошли, и снова приходил в себя. В путь!
Северный полюс с детства «засел» в моей голове. С пятого класса я зимой и летом со сверстниками ходил в походы по тайге, по охотничьим избушкам. Когда стал работать в школе, то зимой с учителями постоянно проводил тренировочные походы выходного дня с холодной ночевкой в экстремальных условиях. Ночевали мы и в палатках, и просто под открытым небом, соорудив навес из веток. Все это время я продолжал собирать информацию о полярных экспедициях, перечитал огромное количество материала. Пришло время воплощать в жизнь мечту. Вначале я решил сходить на о.Вайгач. Когда 23 марта в Воркуте меня провожали туристы из клуба «Дриада», на санях-волокушах было 80 килограммов веса. Это все личное снаряжение – палатка, спальный мешок, необходимая одежда, продукты на 30 расчетных дней, газовая горелка и баллоны с газом. Два раза в день я должен был есть так называемые мюсли – геркулес с различным сочетанием фруктов и витаминов. Туда еще добавляется сухое молоко, топленое масло, сушеное по армянским рецептам мясо. Все это перемешивается, заливается кипятком и съедается. Очень калорийный продукт. Но в первые дни путешествия я ничего этого есть не мог. Мой организм не принимал орехов, шоколада, изюма, и часть этих продуктов мне даже пришлось выкинуть, о чем я потом пожалел: к концу маршрута я не только съедал весь свой суточный рацион, но еще и сдерживал себя, чтобы не съесть припасы, рассчитанные на следующие дни. До острова у меня был запланирован промежуточный пункт – поселок Каратайка. От Воркуты до Каратайки 250 километров, я прошел это расстояние за 13 дней. Это все бескрайние просторы тундры, сплошная белоснежная пустыня. Глазу не за что зацепиться. Только небольшие кустарники встречаются по берегам рек – это карликовая березка и ивняк. И к этим местам жмется вся живность: мыши, зайцы, волки, песцы, росомахи, которые встречались на моем пути. Я шел по полюсной программе – по 10 часов ходьбы в день. Но из-за перепадов погоды и различных условий местности расстояние проходил разное: когда 6 километров в день, а иногда и 27. Днем я шел по компасу, а утром и вечером сверял пройденное расстояние со спутником. У меня с собой был спутниковый навигатор – джи-пи-с, который позволяет определить свои координаты с точностью до пяти метров. На восьмой день по своей глупости полностью ослеп… До этого погода была плохая, я солнцезащитными очками пользовался лишь как защитой от сдувающего с ног ветра (там он постоянно дует с юго-востока). А когда после непогоды ветер стих и три дня при 35-градусном морозе сияло солнце, я решил, что очки не нужны, носил их просто на лбу. К концу третьего дня оба глаза у меня полностью закрылись и стали сильно болеть. Мне казалось, что в глаза попали соринки, и я все пытался их вытащить. Два дня пролежал в палатке. Глаза слезились и болели. На третий день, когда правый глаз чуть-чуть приоткрылся, я продолжил движение. Мне повезло В Каратайке у меня болезнь практически полностью прошла, хотя глаза потом еще долго болели. Еще и сейчас я не могу показаться на солнце без очков. Мне повезло. Именно в это время в поселок прилетел вертолет с врачами, которые раз в три месяца делают осмотр всего местного населения. Они обследовали и меня, выписали мне мазь. Повезло мне не только в этом. Моя экспедиция вообще могла не состояться, и в любой момент меня могли вернуть с маршрута. Дело в том, что здесь пограничная зона и, чтобы сюда попасть, необходимо специальное разрешение. У меня была предварительная договоренность с воркутинскими пограничниками, что они мне выдадут разрешение непосредственно перед началом маршрута на старте, но, когда я приехал в Воркуту, выяснилось, что вся эта служба сокращена. Никакого погранотряда в Воркуте больше не существует, все это подразделение переведено в Архангельск. В общем, решил я идти без разрешения. Все местные жители, которых я встречал на своем пути, относились ко мне хорошо, но все спрашивали о разрешении. В Каратайке обязанности пограничника выполняет глава администрации. Он тоже сразу спросил, есть ли у меня разрешение. Узнав, что нет, он хотел было сообщить обо мне пограничникам. Те остановили бы меня и выдворили из погранзоны – вот тебе и конец экспедиции. Но глава администрации не стал этого делать, за что я ему очень благодарен. Повезло мне и с тем, что в Каратайке я приобрел себе попутчика – местного 18-летнего парня Виталика Хатанзейского. Он сам попросился со мной сходить на остров. Там у него живет родной дядя. И отказываться от такого попутчика я не стал, тем более что Виталик взял с собой ездовых лаек, которые тащили наш груз. И потом, я вообще не представлял, как попаду на остров, где там буду жить. Вайгач Остров Вайгач – священное место для ненцев. Между собой они так и называют его – Хабибей, то есть Святой остров. На его холмах расположено около сорока кумирниц, куда ненцы приезжают для поклонения и где приносят жертвоприношения своим идолам. Самая главная святыня – семиликий идол – находится на горе идолов на острове Большой Цинковый, расположенном в пяти километрах севернее от Вайгача. Это деревянная 80-сантиметровая статуя с семью головами. За всю историю Вайгача на острове никто никогда не жил именно потому, что это святая, неприкосновенная земля для местных жителей – язычников. Как мне показалось, и сейчас они ничего не знают о Христе, православие еще не ступало на эту землю – я имею в виду побережье Баренцева моря и сам остров. И во время путешествия местные жители меня всячески пытались отговорить, чтобы я не ходил на остров. Предупреждали, что это небезопасно, что там живут духи, которые охраняют эту землю, и они могут мне помешать. И действительно, на своем пути я столкнулся с неожиданными препятствиями, которые сейчас не могу объяснить иначе, как влияние каких-то потусторонних сил. Вайгач тянется на 108 километров в длину и 40 – в ширину. Я уже говорил, что это святая для ненцев земля, на ней никто никогда не жил. Только в советское время там открыли цинк и в 30-е годы устроили лагерь для заключенных, которые занимались добычей этого ископаемого. А в 50-е годы туда переселили местных жителей с Новой Земли, когда там появился ядерный полигон. Сейчас все рудники на острове заброшены. Остался один населенный пункт – небольшой поселок Варнак, в котором живут два семейства ненцев, всего 56 человек. В поселке одна улица и 16 домов: восемь с одной стороны, в них живет семейство Талей, и восемь с другой – в них живет семейство Вылко. На острове не растет лес, там голая тундра. Дома сделаны из тех деревьев, которые прибивает течением. А часть домов сделана из заграничного стройматериала. В 1953 году на побережье острова село на мель американское судно, которое везло большое количество стройматериалов. Потом эти материалы американцы передали нашим, и на Вайгаче, и в Амдерме (это большой поселок на побережье) часть домов построена из этих стройматериалов. Жители занимаются охотой и рыболовством. Шкурки песца сдают по 50 рублей, нерпы – по 250, а разную белую и красную рыбу сдают тоннами вообще по грошовой цене. В поселке есть аптека, магазин, кочегарка, а также, соответственно, продавец, врач, кочегар, и даже свой президент острова – Василий Филиппов. Уголь и бензин им привозят из Архангельска. Продукты – из Воркуты. На вездеходах довозят до метеостанции на побережье, а затем сами островитяне (зимой на буранах, а летом на лодках) перевозят их на остров. Между островом и материком 15-километровый пролив – Югорский Шар. Все, на что они тратят деньги, – это соль, спички, бензин и хлеб, да еще патроны. А все остальное идет на водку, которая стоит на острове 250 рублей. Все там очень много пьют. Детей они отдают в Каратайку в интернаты, там они учатся и живут до совершеннолетия. На остров приезжают только на каникулы. Потом некоторые после окончания школы пытаются поступать в учебные заведения в Нарьян-Маре, а не поступив, снова возвращаются на остров. Происки нечистого
Несмотря на все уговоры местных жителей не ходить на остров, потому что там водятся духи и очень часто с путешественниками случаются всякие неприятности, мы с моим новым напарником все-таки тронулись в путь. Через день мы вышли на побережье. Наш путь пролегал по льдам Баренцева моря. Единственная преграда, которая нам встречалась, – это торосы. Иногда эти нагромождения льдов были выше меня ростом, и их достаточно тяжело приходилось преодолевать с волокушами. Торосы расположены полосами вдоль побережья, шириной от нескольких десятков метров до нескольких километров. Хорошо еще, на нашем пути не было открытой воды. Двигались мы по заброшенным промысловым избам. Первая изба – Гусинка, на подходе к ней с нами и произошло необъяснимое и непонятное происшествие, которое и сейчас является для меня загадкой. Поскольку у Виталика не было специального снаряжения для холодных ночевок (он взял с собой только две оленьи шкуры), мы вынуждены были перемещаться по промысловым избам, которые отстоят одна от другой на расстоянии 30 километров. Предпоследняя изба была в 40 километрах от предыдущей, и хочешь не хочешь, а это расстояние нужно было пройти за день. Поэтому заканчивать дневные переходы приходилось не в 22 часа, как я это делал один, а в час и два часа ночи. В первый день после 30-километрового перехода, когда мы подходили к избе, но еще не видели ее (до нее, по спутниковому навигатору, оставалось где-то около километра), я заметил в стороне от меня человека. Несмотря на позднее время, видно было еще далеко вокруг. Вначале я хотел спросить его, далеко ли до избы. Когда я окликнул его, он остановился. Я помахал ему рукой. В этот момент он стоял и смотрел на меня, но никак не отвечал. Я подумал, что он не слышит меня, и направился к нему. Шел в его сторону, наверное, минут пять, но обратил внимание, что он совсем не приближается ко мне. Наоборот: я подхожу к нему, а он от меня удаляется и остается на том же точно расстоянии, около 300 метров. Я снова остановился, попытался опять заговорить с ним, покричать, но не получил никакого ответа. Снова стал подходить к нему и заметил, что он от меня опять уходит. В этот момент я понял, что сбился с намеченного курса, выводящего прямо на избу. Оглянулся назад, чтобы увидеть шедшего за мной Виталика с собаками, но и их потерял из виду. Хотя до этого все время старался держать их в поле зрения и не отрываться далеко. Местность равнинная, но было такое ощущение, что Виталик вместе с собаками куда-то пропал. Я сделал предупредительный выстрел из ракетницы, чтобы он увидел, где я нахожусь, и повернул к нему навстречу. И опять же, что удивительно, идя друг другу навстречу, при хорошей видимости мы разминулись и прошли мимо друг друга. Но внезапно я оглянулся назад и на расстоянии 50 метров увидел его с собаками. Странный человек все это время шел за мной. Я указал на него Виталику, и он тоже попытался с ним заговорить, стрелял из ружья в воздух. Но тот никак не реагировал на нас, не шел с нами на контакт. Поведение человека было более чем странным. Мы решили не обращать на него внимания и идти к избе. Когда мы вышли на избу и обернулись назад, то увидели, что этот человек идет за нами. Он шел не по нашим следам, а чуть в стороне. Тут нас охватила настоящая паника. Мы не понимали, почему этот человек не оставляет нас в покое и не идет с нами на контакт. Около избы мы увидели свежие следы от резиновых сапог и решили, что их оставил этот человек, который жил до нас в избушке. Пока мы готовили ужин и готовились ко сну, он так и стоял на расстоянии 300 метров от избы и никуда не уходил. Я так думаю: коль он был в резиновых сапогах, а на улице тридцатиградусный мороз, то и переночевать ему, кроме нашей избушки, было негде. Мы со страхом и опасением ложились спать, забаррикадировав все двери. Утром, проснувшись, рядом с избушкой уже никого не обнаружили. Во время перехода с Большой земли на остров Вайгач через Югорский Шар на середине пути нас застигла страшная пурга, при которой двигаться по льдам Баренцева моря не было никакой возможности. Мало того что сильный ветер сдувал с ног, не было и никакой видимости. Если бы не джи-пи-с, мы бы заблудились и не смогли выйти на остров. Пришлось двигаться по прибору в сплошном снежном молоке пурги. Сам поселок мы увидели с 20 метров, когда вплотную приблизились к домам. В такую пургу даже местные жители никуда из своих домов не выходят. Дома тогда заметает снегом до крыши. А эта пурга длилась еще двое суток, не давая нам никуда отлучиться с острова. Жил я там в избе внучки Тыко Вылка, который попал на остров при переселении с Новой Земли. В советское время у каждого народа был свой национальный герой, у ненецкой нации таким был художник Тыко Вылка. Когда я шел на остров, у меня было сильное желание сходить на гору идолов, на остров Большой Цинковый, и увидеть там главного семиликого идола. Но сопровождать туда меня никто не согласился, более того, меня всячески отговаривали от посещения мест жертвоприношений. Они и сами очень редко посещают их – боятся. Только в самых крайних случаях задабривают духов, принося в жертву идолам оленей и других животных. Наконец, я и сам понял, что на капища мне лучше не ходить. Через два дня, как только пурга кончилась, мы с Виталиком тронулись в обратный путь. Без особых приключений дошли до Каратайки. А оттуда я на вездеходе доехал до Воркуты. Целых 19 часов тряски в железном кузове. Так закончилась моя экспедиция на Вайгач. К Северному полюсу Идея продолжения похода у меня возникла, когда я был на Вайгаче. Это – повторение пути великой русской экспедиции Георгия Яковлевича Седова. Я уже нашел себе попутчиков из опытных туристов – Михаила Еремкина и Николая Рочева. Отправляемся в путь 20 февраля с бухты Крестовой на Новой Земле, а завершить экспедицию надеемся 14 мая 2007 года на о.Рудольфа (Земля Франца Иосифа) – 1600 километров. Собираемся дойти до мыса Аук на острове Рудольфа, где находится могила Георгия Седова. Его могилу обнаружили в 1978 году – обрывки флагштока, кусок флага, того самого Андреевского, который он мечтал водрузить на Северном полюсе. Тогда ледокол «Арктика» доставил эти вещи на Северный полюс. И вот мы собираемся повторить путь экспедиции Седова: в первый год дойти до о.Рудольфа, пройти тот маршрут, который прошла его экспедиция. Конечная точка экспедиции в этом году – мыс Флигели на о. Рудольфа – самая северная точка российской земли. Там установлен памятный крест, на котором написаны такие слова: «В честь и память российских полярников “За веру и верность”». Эти слова мы выбрали девизом нашего предстоящего путешествия. А уже на следующий год мы хотим осуществить мечту Седова – с о.Рудольфа добраться до Северного полюса. Оба эти маршрута никто никогда не проходил, все экспедиции заканчивались неудачами, в основном трагически, некоторые путешественники пропадали бесследно. С конца XIX – начала XX века о.Рудольфа был базовой точкой для отправки экспедиций на Северный полюс. Отсюда стартовали пять экспедиций – две американских, одна норвежская, две русских. Все они закончились неудачей. Никто из них не дошел до Северного полюса, многие участники погибли, кто-то пропал без вести. В начале марта там на пути к полюсу открывается так называемая Большая Арктическая полынья, которую невозможно преодолеть. Обычно на Северный полюс идут с мыса Арктический, расположенного на архипелаге Северная Земля (Земля Николая Второго), над полуостровом Таймыр. Много открытой воды находится и на пути от Новой Земли до Земли Франца Иосифа. По сложности этот маршрут даже более сложный, чем путь с о.Рудольфа до Северного полюса, из-за дрейфующих льдов и большого количества разводий. Льды там однолетние, толщиной всего 30-40 сантиметров. Этим летом я ездил в Москву, встречался с известными полярными путешественниками: Дмитрием Шпаро (это первый человек, который на лажах в группе из восьми человек достиг Северного полюса в 1978 году) и Георгием Карпенко – он уже дважды побывал на полюсе. Я получил их наставления, рекомендации, поддержку. Их смущает наш маршрут из-за открытой воды. Но мы готовы к этим трудностям. Прошу читателей газеты «Вера» помолиться за рабов Божиих Михаила, Николая и Сергея, когда мы будем в пути. Е.СУВОРОВ Для желающих оказать помощь экспедиции на Северный полюс сообщаем адрес: 169460, Республика Коми, с.Ижма, ул.Советская, 17. КРОД коми ижемцев «Изьватас». Рочеву Николаю Васильевичу. Тел./факс (82140) 94240.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |