ДИАЛОГ

ШАГИ НАВСТРЕЧУ

Заместитель председателя Миссионерского отдела С.-Петербургской епархии, организовавшей конференцию «Старообрядчество в Санкт-Петербурге», протоиерей Георгий Иоффе, ответил на вопросы нашего корреспондента.

Корреспондент: Отец Георгий, насколько справедлив священник РПСЦ, утверждая, что многие наши священники и миряне не знают о «снятии клятв», а также о том, что теперь и нашим можно креститься двумя перстами и «древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия»?

Отец Георгий: Мнение о.Геннадия вполне справедливо. Постановления Собора 1971 г. опубликованы, но широкому кругу православных неизвестны. Впрочем, это не удивительно, ведь тех, кто серьезно интересуется вопросами вероисповедания и истории, даже среди наших воцерковленных прихожан, абсолютное меньшинство. Мало кто знает, что наименование «раскольник» по отношению к староверам официально не употребляется в нашей Церкви еще с Поместного Собора 1917-18 годов и даже, возможно, с 1905 года. А что касается постановления Поместного Собора 1971 года, то они не раз подтверждались последующими Архиерейскими Соборами.

Корр.: Какой путь для сближения требуется пройти нам и какой – старообрядцам, чтобы хотя бы приуменьшить последствия раскола?

Отец Георгий: На наш взгляд, со стороны РПЦ может быть несколько действий в этом направлении, я бы выделил пять:

– Откровенный богословский диалог с образованными старообрядцами по историческим, догматическим, каноническим вопросам.

– Соборное осуждение преследования старообрядцев в XVII-XIX веках, как это сделали на Архиерейском Соборе РПЦЗ в 2000 году.

– Конференции, семинары, лекции о старообрядчестве, чтобы «духовно-историческое наследие» действительно стало общим.

– «Обратная» правка богослужебных текстов в тех случаях, когда смысл был искажен правками XVII века.

– Сделать возможным обучение старообрядческого духовенства в духовных школах РПЦ, так как у них практически отсутствует систематическое духовное образование (Патриарх РДЦ Александр, кстати, учился в Московской Духовной академии РПЦ). Помочь старообрядцам в организации полноценного духовного образования.

Со стороны старообрядцев могут быть следующие шаги – это как пожелание и возможная перспектива:

– Понять, что XVII век нельзя законсервировать и что Церковь, как богочеловеческий организм, должна адекватно отвечать на вызовы времени, не теряя своей укорененности в вечности. Для нас, кстати, существует такая же проблема – многие начинают идеализировать век XIX. Если закапсулироваться в идеологических и обрядовых установках прошлого (иудейского, греко-римского, византийского или российского), можно превратиться в секту или этнокультурный заповедник. Вспомним историю Вселенских Соборов, насколько трудно было вырабатывать терминологию, осознавать не только сам новый для Церкви термин (например, «единосущный»), но и содержание, каким этот термин необходимо наполнить. И это содержание было главным при обрядовом разнообразии и не мешало общению в единой Вселенской Церкви 1-го тысячелетия, когда православные христиане разных обрядовых традиций объединялись, чтобы осудить ереси и лжеучения. Ведь Церковь с апостольских времен в самых разных местах распространения христианства живет в непрестанном развитии формы богослужения, архитектуры, церковного искусства, характерного для данного народа и культуры, но при этом в эсхатологической перспективе, где важнее всего Сам Христос, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).

– Идти на диалог на уровне епископата и высшей иерархии. Сейчас подобное общение происходит только в виде редких взаимных «визитов вежливости».

– Повышать образовательный уровень духовенства, направлять для обучения будущих священников и наставников в духовные школы РПЦ. Если это станет правилом, лет через 20 картина отношений кардинально изменится.

– Признать равночестность и равноспасительность нового обряда. Без этого, может быть, кажущегося сегодня нереальным для старообрядцев пункта, вопрос о перспективах восстановления полноценного общения становится уж совсем умозрительным.

В целом, нам нужно взаимное узнавание друг друга. Нам – чтобы лучше и полнее знать свою историю, старообрядцам – чтобы изжить «психологию брошенной жены» – непрестанную обиду и нежелание мириться.

Корр.: На конференции присутствовали старообрядцы Поморского и Новозыбковского согласий, но доклады не делали. С этими согласиями затруднен диалог?

Отец Георгий: С новозыбковским духовенством (РДЦ) у нас были вполне благожелательные контакты. Священник РДЦ выступал ранее перед слушателями епархиальных миссионерских курсов и был заявлен на конференцию, но не смог выступить в связи с командировкой.

Что касается старообрядцев-поморцев, то в 2006 году на своем съезде они приняли определение «об исторической исчерпанности поисков благочестивого священства в сем мире», что ставит серьезное препятствие к диалогу с ними. Однако они наиболее остро ощущают отсутствие Таинства святого причастия, без которого невозможно в полной мере сохранять православное самосознание – православие и Евхаристия неразделимы. И как раз из среды поморцев из-за этого чаще всего переходят в Единоверие. Поморцы недоверчиво, но внимательно следят за ситуацией, и диалог с ними, безусловно, необходимо продолжать.

Записал М.СИЗОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга