ОТЧИНА

ПОД ЗВУКИ КАНТЕЛЕ

12 июля – день св. апостолов Петра и Павла

Когда у нас, в России, и за рубежом слышат про Калевалу, то сразу вспоминают о карело-финском эпосе: о добром кузнеце-колдуне Ильмаринене, выковавшем чудесную мельницу Сампо, и о злой колдунье Лоухи, пытавшейся ею завладеть. То есть представляется что-то красиво-поэтическое, но языческое. Между тем Калевала – край православный. Главный праздник здесь – день свв. апостолов Петра и Павла (12 июля). Наверное, в нынешнем году его встретят не менее торжественно, чем в прошлом, когда одновременно с престольным праздником отмечали 160-летие со дня основания Петропавловского прихода. Расскажу, как это было.


Храм св. апостолов Петра и Павла в Калевале

550 километров, или 10 часов пути в маршрутном такси, отделяли меня от Петрозаводска с его городской суетой и гулом цивилизации. Поселок Калевала встретил степенной тишиной, как будто призывающей задуматься о Вечном. Особенно располагала к этому обстановка в Петропавловском храме – красивое, похожее на древний распев пение церковного хора, иконы в деревянных окладах, мерцание свечей…

Праздничную литургию служили благочинный Северного округа иеромонах Александр (Марченко), настоятель храма о.Павел Пуговкин, иеромонах Григорий (Мирзаев) из Кемского мужского монастыря и священник Сергий из пос. Боровой. Просторный храм был полон народу. После литургии была заупокойная лития по Ойво Мякеля и освящение памятного знака в его честь, установленного во дворе храма. Память этого человека, бывшего мэра Калевалы, чтится и калевальцами, и финнами. Именно Ойво Мякеля принадлежала идея воссоздания храма на месте старой церкви, благодаря его инициативе многие и многие люди откликнулись на призыв помочь в строительстве. Помощь приходила не только из России, но и от благотворителей из соседней Финляндии, где даже был объявлен государственный сбор средств в поддержку строительства храма. Огромнейший вклад внесла финская общественная организация «Ухтуа сеура».

Храм проектировал, а затем и руководил его строительством финский предприниматель Яри Хельмисаари. Строили же церковь по новейшим финским технологиям сами калевальцы. И уже через три месяца на берегу живописного озера Среднее Куйто стоял красивый деревянный храм. Освящен он был во имя свв. апп. Петра и Павла в 1999 году. Благотворители из Финляндии не оставляют храм своим попечением и сейчас. В прошлом году на престольный праздник финский монастырь Новый Валаам подарил храму иконостас, выполненный лучшими иконописцами Финляндии. Священник Павел Пуговкин был назначен настоятелем Петропавловского прихода четыре года назад. До этого он служил диаконом Крестовоздвиженского собора г.Петрозаводска. Но к жизни в провинции о.Павлу не привыкать – батюшка сам родом из деревни. Помогают ему и знания, полученные на учебе на финно-угорском факультете Петрозаводского государственного университета – есть в Калевале и Калевальском районе верующие, не говорящие по-русски. И батюшка говорит и принимает исповедь на их родном языке – финском или карельском.


Отец Павел Пуговкин

– Что я увидел, приехав сюда? – рассказывает отец Павел. – Прекрасную церковь, народ замечательный. Но невоцерковленный. Исторически Калевала – край православный, но сегодня в храм в основном ходят люди среднего возраста. Старшее поколение, воспитанное в духе советского времени, к Богу идет трудно. Я пытаюсь приобщить людей к вере – езжу по Калевальскому району – в деревни Юшкозеро, Луусалми, Кепи, Войницы. Беседую с людьми – и ведь души людей откликаются! А если местный житель уверовал в Бога, то верит он серьезно. В Кепи верующие сами обустроили в доме часовню, собираются в ней, молятся, приглашают меня совершать молебны, службы.

– Отец Павел, а в чем особенности служения сельского священника? – спросила я батюшку.

– Самое главное – я знаю всех своих прихожан, знаю их проблемы, чем они живут. Могу без приглашения прийти к любому в гости. Таких близких, простых отношений мне, деревенскому человеку, в городе не хватало. Но карелы не так легки на подъем, как хотелось бы. Организовать церковный хор удалось с большим трудом, не хватает чтецов. Расстраивает и слабое взаимодействие со школой – меня приглашают на праздничные школьные мероприятия, но не более того. Еще одна моя боль – у нас пока нет приходского дома. Сейчас занятия детской воскресной школы проходят прямо в храме, беседы со взрослыми – в местной библиотеке. На эти встречи приходят люди с разными взглядами, убеждениями. Бывает, и спорим – о взаимоотношениях религий, об эпосе «Калевала». Мне нравится, когда человек не бездумно слушает, а размышляет.

За простоту и внимательность к людям калевальцы любят и уважают отца Павла. «Наш батюшка добрый, отзывчивый, – говорят они. – Не гордый, к каждому подход найдет и в больнице проведает. И матушка Екатерина, и детки их, Лиза и Митя, такие хорошие». Местный уклад жизни нетороплив. Почти половина жителей Калевалы – карелы. «Народ очень добродушный и доверчивый, – рассказывает отец Павел, сам карел по национальности. – В то же время у карел очень развито чувство собственного достоинства. К священнику здесь относятся с уважением, но без подобострастия».


Под звуки кантеле

Гостеприимство карел отметил и Элиас Леннрот, составитель знаменитой «Калевалы». Большую часть рун этого великого эпоса он услышал на территории Калевальского района. «Я мог бы на каждой странице приводить примеры карельского гостеприимства, но боюсь утомить читателя…» – писал Леннрот в своем дневнике в XIX столетии. О карелах XXI века можно сказать то же самое. Хотя причина, видимо, не только в какой-то определенной национальности.

В доме у белоруски тети Юли, у которой я гостила в Калевале, за день перебывало много гостей. Здесь, как и традиционно на селе, люди живут просто и открыто. Конечно, в этом северном поселке далеко не все благополучно: есть безработица, молодежь уезжает в города. Но все равно Калевала не кажется поселком умирающим. «Я хочу жить только здесь, – говорит тетя Юля. – Не понимаю, как вы живете в городе, в многоэтажном доме, так далеко от земли».

На берегу бескрайнего могучего озера Среднее Куйто звучало кантеле. Это местный ансамбль кантелистов поздравлял прихожан Петропавловской церкви с престольным праздником. Со струн льется чудесная мелодия, и кажется, молодые талантливые исполнители доказывают: жива древняя Калевала, она только дремлет…

Ирина ТАТАРИНА
На снимках: праздник в Калевале.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга