ПАЛОМНИЧЕСТВО

К СТАРЦУ НИКОЛАЮ

О том, что о.Николай Гурьянов продолжает быть с нами, свидетельствует поток паломников на его остров

В нашей жизни произошло незаурядное и радостное событие, впечатлениями о котором хочется поделиться с читателями газеты «Вера». В августе, когда исполнилось пять лет памяти прот.Николая Гурьянова, нам с женой удалось побывать на острове им. Залита и поклониться его могиле. Прежде, когда о.Николай был ещё жив, у нас, как и у многих в округе, не раз возникало намерение посетить жившего неподалёку (на Псковском озере, в какой-то сотне километров) старца, известного своей прозорливостью. Однако всякий раз что-то мешало: не было ясности, как именно надо добираться до острова, как возвращаться назад, но главное – мы к такой встрече, по-видимому, не были готовы духовно.

И вот нынче с помощью местного священника Михаила Женочина, собравшего паломническую группу, мы отправились в путь...

Но прежде надо сказать несколько слов об отце Михаиле. С ним мы познакомились не без помощи газеты «Вера». Лет десять назад в «Вере» была напечатана моя статья От богословия к исповедничеству (№ 304), посвящённая исповеднику 20-х годов протоиерею Феодору Андрееву. Очень скоро, чуть ли не через день, я получил тогда по электронной почте благожелательный отклик на эту статью не откуда-нибудь, а из… Сан-Франциско, от православного священника Петра Перекрестова. Я был, помнится, тогда очень удивлён: насколько же сократились расстояния в современном мире! Вскоре, однако, появился новый повод для удивления. Я сообщил о.Петру, что на лето мы уезжаем на «дачу» – в свой деревенский домик близ Гдова. Казалось, кто в далёкой Америке может знать о существовании этого провинциального городка на Псковщине, лежащего у Чудского озера, вдали от магистральных путей, если даже в Петербурге о нём мало кто знает! Поэтому так удивил нас ответ батюшки из Сан-Франциско: там, около Гдова, живёт его хороший знакомый о.Михаил...


Храм в Гдове

Батюшка – настоятель Свято-Державного Димитриевского собора, который он воссоздал в крепости г.Гдова по образцу существовавшего там до 1944 года храма XVI века.

Чтобы оценить подвижнический труд о.Михаила по возведению огромного храма в провинциальном городке, практически лишённом каких-либо предприятий и, соответственно, финансовых возможностей, достаточно хотя бы раз взглянуть на неторопливую, очень скромную жизнь обитателей милого Гдова. Основан город был ещё в 1431 году. До революции в нём действовало шесть православных храмов, в том числе большой собор в кремле (построен в 1540 г.). Однако после войны городок с пятитысячным населением остался без храма, и верующие были вынуждены долгое время окормляться в окрестных селах.

В конце 80-х годов о.Михаил загорелся идеей возрождения в гдовской крепости старинного храма. Испытывая сомнения из-за полного отсутствия средств и кажущейся непомерности задачи, он отправился за советом к о.Николаю Гурьянову. Не успел он, по его словам, поведать старцу о своих сомнениях, как вдруг о.Николай, к его изумлению, сам спросил: «А храм-то во Гдове строится?» И дал на строительство первую тысячу рублей, положив начало беспримерному тогда для здешних нищих мест строительству. Потом, не без помощи старца Николая, праведное дело промыслом Божиим обрело и спонсоров, и помощников…

Собор был практически полностью восстановлен на пожертвования верующих. Первую Божественную литургию в Гдове после 50-летнего перерыва отслужили в 1988 году. Гдовский Свято-Державный Димитриевский собор стал первым храмом, восстановленным в России после десятилетий разорения. Возрождение Храма Христа Спасителя в Москве было тогда только в планах. Один из приделов собора, по совету старца Николая, посвящён священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому, которому о.Николай в детстве прислуживал.

И вот мы, «дачники», в составе группы прихожан гдовского храма отправляемся как паломники на могилу старца Николая.

После молебна в гдовском соборе добираемся до деревни Толба на автобусе. По пути соседка-спутница рассказывает мне, что бывала у о.Николая ещё при его жизни и что старец встретил её ответами на вопросы, с которыми она приехала, но не знала, как к ним приступить. Она потому и собралась сейчас в эту поездку, что старец поразил её тогда прозорливостью и духовной мудростью.


Отец Михаил Женочин с паломниками

Дальше – путь по воде. Погрузились в три большие самодельные лодки типа баркаса. Первым отправился в путь оснащённый старинным мотором баркас, которым лихо управляла крепкая местная женщина. Две другие лодки с паломниками уверенно вёл следом профессиональный перевозчик в капитанской фуражке. Он связал лодки между собой верёвкой, так как мотор имелся только на первой из них. С погодой нам повезло: хмурившееся, было, с утра небо просветлело, и показалось солнце. В штормовую погоду такое путешествие «на поводке» было бы невозможно.

Путь на баркасе занял минут сорок-пятьдесят, хотя моторные лодки «пролетают» эту дистанцию несравненно быстрее. Мы же имели возможность оглядеться по сторонам. А посмотреть было на что. Казалось, под мерный шум мотора бесконечно долго плыли мы по извилистой речке Толбице между небольших островков, сплошь заросших тростником исполинского роста.


Подплываем к острову Талабск (Залит)

Но вот лодки вышли на простор Псковского озера. Озеро кажется безбрежным. Время от времени мимо проносятся моторки. Вдали появляются силуэты каких-то двух островков. Поражают стоящие в стороне справа гигантские мачты высоковольтной линии передач, идущей от материка к островам по едва выступающей из воды узкой косе, с провисающими над ней проводами. По мере приближения очертания острова становятся всё более четкими. Остров им. Залита, выпуклой полусферой выступающий над гладкой безбрежностью воды, похож на сказочное царство Салтана…

На советских картах остров помечен как «Колхоз им. Залита» – он был назван в 1919 году по имени большевистского комиссара Я.Я.Залита, и это столь не идущее к поэтическому месту название частично сохранилось до сих пор, хотя эпоха большевиков и колхозов давно прошла. Многие теперь, приспосабливая нелепое название к русскому уху, называют его просто: остров Залит. Историческое название острова – Талабск – явно перекликалось с рекой Толбицей, по которой мы выплыли в озеро (оно также прежде называлось Талабским).

По мере приближения к острову он поражает своей густой, несколько хаотичной застройкой. Кажется, что буквально вся полукруглая поверхность обширного холма усыпана домами. Всё чётче видны очертания храма Святителя Николая. Посёлок действительно плотно застроен, но при ближайшем рассмотрении оказывается похожим на обычную русскую деревню, с садами и огородами. Вдоль берега разбросаны моторные лодки местных жителей, полузатонувшее судно у берега, сплошь покрытое чайками…

Выбираемся из нашего судёнышка и поднимаемся к храму. По дороге встречаем местного священника о.Паисия, который благословляет паломников. Придел храма, в котором более сорока лет служил о.Николай, к сожалению, закрыт на ремонт. Зато открыт новый придел, богато украшенный. Паломники пишут поминальные записки, покупают свечи и книги, посвящённые старцу Николаю.


Молебен на могиле старца

Группа движется на кладбище, где прот.Михаил в сопровождении хора гдовского храма служит панихиду на могиле о.Николая, расположенной прямо напротив ворот. Место последнего упокоения старца усыпано цветами, у подножия могилы установлен резной Животворящий Голгофский Крест. Прикладываясь к могиле, паломники молят незримо присутствующего старца об утешении, исцелении от болезней и других духовных дарах.


В келье старца Николая

По окончании панихиды направляемся к домику, в котором жил старец Николай. Во дворе крохотного домика паломников встречает группа особенно горячих ревнителей его памяти. Монашеского вида духовные чада старца читают акафисты, благоговейно вспоминают о своих встречах с о.Николаем, предлагают брать у них посвящённую ему литературу. Однако настоятель храма о.Паисий не благословил брать что-либо из предлагаемых ими изданий, выпущенных в свет, как на них написано, «по благословению келии старца Николая». В поведении этих ревностных людей и страстных проповедников, разговаривающих при этом с паломниками каким-то оправдывающимся тоном, действительно есть что-то спорное. Однако наличие таких горячих, убеждённых почитателей старца – яркое свидетельство живой жизни православия в нашей стране.

Благоговейная атмосфера царит в бывшей обители старца. Сняв обувь, терпеливо ожидаем в коридорчике, пока духовная дочь о.Николая вдохновенно рассказывает о старце в дальней комнатке первой группе во главе с батюшкой Михаилом. В ожидании заглядываем в более близкую к нам комнатку-приёмную, где наряду с разнообразными, преимущественно небольшими, иконами, внимание привлекает большой живописный портрет, на котором изображены три Николая: святитель Николай Чудотворец, Государь Николай II и псковский старец. Среди цветных икон и изображений Царственных мучеников-страстотерпцев выделяется чёрно-белая фотография чтимого Царской Семьей Григория Распутина.

В задней комнатке-келии старца Николая любого православного невольно охватывает чувство благоговения. Хочется снова и снова прикладываться к находящимся там святым мощам, к иконам, перед которыми молился батюшка, навсегда насытить взор видом этой скромной келейной обстановки…

Возвращались с острова на тех же лодках. На душе – умиротворение, тихая радость сопричастия к тайнам Царства Небесного. И с каждой минутой расставания с островом нарастало осознание важности для всех из нас этого общения с великим молитвенником и праведником. Теперь, по прошествии времени, ещё острее чувствуешь, что путешествие на остров оставило в душе незабываемый след.

Р. Б. ВАЛЕРИЙ
Фото р. Б. Людмилы

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга