ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ

ЗАПИСКИ ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Наши читатели давно уже знакомы с творчеством давнего друга нашей редакции Валерия МЕЛЬНИКОВА. Последняя его публикация – Имеюще же пищу... («Вера», № 547). Он литсотрудник одной из новосибирских газет, а также староста православного храма. Сейчас из-за пошатнувшегося здоровья ему запрещают много работать, поэтому на просьбу прислать очередной рассказ Валерий ответил: «В моём блокноте накопилось много невостребованных записей. Как и любому журналисту, мне невольно приходится быть свидетелем тех или иных ситуаций, которые не всегда выливаются в статьи. Некоторые из них посылаю...»

Просим наших читателей помолиться о здравии Валерия. И приглашаем самим домыслить коротенькие записки из его блокнота, ведь каждая из них могла бы стать отдельным рассказом – с притчевым сюжетом и поучением.

Разговор в церковной лавке. «Где поставить свечу целителю-экстрасенсу, не помню, как его зовут?» – «Какому ещё экстрасенсу?» – «Ну, этому, целитель который». – «Целитель Пантелеимон, что ли?» – «Во-во! Правильно. Пантелеимон». – «Помилуйте, а при чём тут экстрасенс?» – «Ну как же, все народные целители экстрасенсы».

* * *

На приход назначили нового священника. Вскоре благочинному стали поступать жалобы от прихожан: у батюшки очень длинные службы. Поскольку благословения на службу монастырским чином не было, благочинный послал проверяющих. Оказалось, что служит новый священник обычным чином, просто прежний халтурил, а народ привык.

* * *

Картинка с натуры. В середине службы из алтаря выходит пономарь, вынимает сотовый телефон, отправляет СМС и возвращается в святое место.

* * *

В недавно отстроенный монастырь, расположенный рядом с селом, приехал архиерей. Местные учителя выстроились вдоль дороги, по которой проезжала машина архиерея, и развернули плакат с надписью: «Помогите местной школе!». Владыка через послушника пригласил учителей прийти для разговора. Никто не пришёл: непривычно общаться с духовным лицом, стоять с плакатами – привычнее.

* * *

На явно болящего младенца, которого принесли причащать, было невозможно смотреть без содрогания. Но с какой любовью смотрела на своё дитё мама!

* * *

Как благодарят сотрудники храмов тех, кто жертвует домашние иконы! Радостно, что люди жертвуют церкви дорогие им святыни. Но очень часто бывает, что эти святыни – доставшиеся в наследство старые иконы, которые не вписываются в современный интерьер квартиры наследников.

* * *

В газете поместили мнение священника по поводу отсутствия инициативы у прихожан: «Иногда дело доходит до бреда: подходят женщины и спрашивают, какое блюдо благословите приготовить на ужин домашним?» Конечно же, это бред. Но как назвать те случаи, когда в ответ на такие вопросы прихожане получают конкретное благословение?

* * *

Прихожанка перестала ходить на вечерний акафист святому мученику Вонифатию «От пристрастия к винопитию». Причина вскоре выяснилась: от батюшки, который читал акафист, всегда крепко пахло вином.

* * *

Женщина просит свечи на лечение: сын болен нейродермитом, и экстрасенс обещала его вылечить. Но, чтобы «открыть вселенную», нужны церковные свечи. Доводы, что это для мальчика может оказаться пагубно, женщине показались неубедительными. Прошло около года, и она появилась в храме вновь. Глотая слёзы, рассказала, что после лечения у экстрасенса кожа у мальчика полностью очистилась, но недавно врачи определили у него злокачественную опухоль.

* * *

По храму ходит молодой человек, по замашкам, как принято говорить, – крутой. Рассматривает иконы, ставит свечи, а потом спрашивает у работниц лавки: «А кто этот мужик в халате?» – и показывает на священника в рясе.

* * *

Плачет женщина: священник не допустил к причастию. Все её успокаивают: подготовитесь, мол, как следует, и придёте ещё раз. Нет, отвечает, другого раза не будет. Оказывается, нужно было именно сегодня – так сказала врач, который её лечит современным методом жёсткой диеты. У неё все по схеме: когда сока выпить, когда яблочко съесть, а когда причаститься. А теперь всё насмарку, схема нарушена.

* * *

В церковной лавке бабушка приценивается к книгам. «Эта книжка сколько стоит?» – «Тридцать рублей». – «Дороговато. А молитвослов?» – «В мягком переплёте – двенадцать, в твёрдом – тридцать пять». – «Ох, милочка, хотела с пенсии книжку купить, да, видно, не по карману. Покажите мне вон ту серебряную цепочку за триста рублей, хочу внуку подарить».

* * *

Заявленный на конференции доклад «Как воспитать православного мужчину» вышла читать матушка довольно крепкого телосложения. Сидящие в зале с улыбкой поглядывали на православного мужчину – мужа этой матушки.

* * *

Пожилая женщина умерла без покаяния. Накануне верующие родственники уговорили её исповедоваться и причаститься. Пришёл молодой священник. Исповедоваться у такого молодого женщина отказалась. Когда нашли пожилого, было уже поздно.

* * *

В церковной лавке раздался телефонный звонок. Плачущая женщина рассказывает, как в одночасье перессорились все её родственники. Недавно умерла родная старенькая тётя звонившей. На похороны пригласили батюшку, который и отпел усопшую. И вот через некоторое время дочери усопшей приснилась мать и сказала, что священник её отпел неправильно. Вся родня ополчилась на племянницу за то, что пригласила «неправильного» батюшку. Женщина плакала и спрашивала: что же теперь делать? К телефону пригласили настоятеля. Тот внимательно выслушал, выяснил, кто конкретно отпевал, и сказал: «В следующий раз, когда покойная приснится, пусть у неё спросят, что конкретно нарушил священник, и я с ним разберусь».

* * *

Во время литургии в церковной лавке раздался телефонный звонок: плачущая женщина просила срочно пригласит священника исповедовать и причастить умирающую. Во все храмы, куда она звонила, отвечали одинаково: нужно было заказывать заранее, а сейчас все батюшки заняты. И хотя в этом храме служил один священник, ему всё же передали записку в алтарь. Через некоторое время прихожане увидели, как священник вышел из алтаря, дал указания клиросу и куда-то уехал. Минут сорок клирос читал акафисты, прихожане ничего не спрашивали и молились. Потом священник вернулся и служба продолжилась. По окончании литургии все отметили, что прошла она как одно мгновение.

* * *

После молебна на освящение мёда батюшка попросил прихожан не толкаться, когда пойдут разбирать свои ёмкости с мёдом, и напомнил евангельские слова: кто будет здесь последним, там будет первым. Нужно было видеть, как бабушки чинно уступали место друг другу.

* * *

Знакомый перенёс тяжелейшую операцию, процент выживания после которой не превышает десяти. Молитвами близких и дорогостоящими лекарствами человека, к удивлению врачей, вытянули практически с того света. Но удивительно другое – после операции человек ни на грамм не изменился.

* * *

Настоятель строящегося храма принципиально на работу принимал только православных. После того как на объекте побывало около десяти бригад-отделочников из русских крещёных мужиков, последствия деятельности которых приходилось каждый раз исправлять, настоятель скрепя сердце принял мусульманина-азербайджанца. Когда мусульманин уезжал к себе на родину, батюшка очень расстраивался: терять такого исполнительного и высококвалифицированного работника было жалко.

* * *

В храм зашли двое подвыпивших мужчин, взяли несколько свечей и спросили, куда их поставить, чтобы помянуть своего скончавшегося товарища. Они долго стояли у кануна, неумело крестились, один даже всплакнул. Через некоторое время мужчины ушли, а вместе с ними исчезла посуда из нержавеющей стали, в которой хранилась землица, используемая при чине отпевания.

* * *

Приход получил официальное разрешение спилить несколько старых тополей. Мужчины-прихожане благословились у настоятеля и приступили к работе. Работа так спорилась, что решили спилить ещё одно дерево, сносить которое намечалось на следующий день. Между прихожанами возник спор: нужно ли идти к настоятелю за дополнительным благословением, если уже один раз его получали, или нет? В споре победили те, кто ратовал за дополнительное благословение, так как в первоначальных планах это дерево не значилось. Дружно пошли к настоятелю, выстроившись в очередь, благословились и отправились пилить. Вдохновлённые благословением, начали так резво, что запил сделали не совсем правильно, и дерево, рухнув прямо на здание прихода, снесло водосточную трубу и чуть было не пробило крышу.

* * *

В заявлении электрика на имя епархиального секретаря написано: «Прошу выдать мне со склада десять лампочек для освящения храма». Резолюция секретаря: «Ваня! Ты электрик, а не иподьякон. Слово “освещение” пиши через “е”».

* * *

В храме встретил знакомую. Пришла поблагодарить Господа за чудесное спасение: ехали с мужем ночью по шоссе на приличной скорости и врезались в стоящий на дороге трактор. Машина вдребезги, сами вылетели на обочину и отделались лёгкими ушибами. Прибывшая милиция никак не могла поверить в то, что ехавшие в машине остались в живых. Спрашиваю: «Машину не жалко?» «Что ты, – отвечает. – До сих пор в себя не можем прийти от радости, что живы остались. Какая уж тут машина». Приблизительно через месяц встречаемся вновь. Знакомая рассказала, что они с мужем судятся с организацией, чей трактор стоял на обочине. Требуют компенсацию. Жалко машину.

* * *

Позвонившая в церковь попросила пригласить священника для престарелой матери. «Исповедовать и причастить?» – спросили принявшие звонок. «Да нет. Она в Бога не верует. Просто совсем старая, из ума выжила: что ест – всё по кухне разбрасывает, а после туалета стенки измазывает». – «Так, батюшку-то зачем вызываете?» – «А пусть построжится».

* * *

У церковной лавки очередь. Работница отошла потрапезничать. Но вот и она. Люди оживились и стали задавать вопросы. «Вот народ! Помолиться после трапезы не дают. Надоели хуже горькой репы!» – выговорила людям работница. Затем повернулась к иконам и начала вполголоса молиться, истово осеняя себя крестным знамением. Очередь почтительно замолчала.

* * *

Из всех моих знакомых священников, один, рукоположенный года четыре назад, выделялся особо. Если с другими батюшками разговоры шли в основном о том, что, где и почём можно купить для реализации, то с ним мы разговаривали о вере, о традициях, о проблемах современной духовной жизни. Но вот молодого батюшку с женой и тремя детьми-погодками глубокой осенью отправили в далёкое неблагополучное село. Для окормления общины, состоящей из десятка престарелых бабушек, выделили полуразрушенное помещение. Сам батюшка с семьёй поселился в запущенном жилище с дырами в стене и дымящей печкой. Тут же заболевших детей пришлось отправить вместе с матушкой в город на попечение тёщи, ежедневно напоминающей дочери об ошибке выбора в мужья «нищего попа». В очередной приезд в город батюшка стал у меня спрашивать, что, где и почём можно купить для реализации.

* * *

Знакомый батюшка рассказал, как он отвозил своей тёще на дачу доски для строительства веранды. Разгрузив доски, прочитал молебен на начало доброго дела, окропил их святой водой и уехал. Через некоторое время позвонила тёща и посетовала: чтобы закончить всю веранду, не хватило нескольких досок. Батюшка удивился, так как материал привозил с запасом. Спустя несколько дней тёща позвонила вновь. Рассказала, что пришёл сосед и принёс украденные доски, попросил прощения и поведал, что когда начал пилить на циркулярке эти доски, то ничего не получалось: полотна летели одно за другим. Слёзно просил, чтобы зять-священник не держал на него зла.

* * *

На приходе два священника. Один немолодой, проповеди читает по бумаге, часто при этом запинается. Другому – нет тридцати. Когда без бумажки говорит проповеди, все в храме замирают. «Златоуст», – говорят прихожане о молодом. Но любят старого.

* * *

Скоропостижно в расцвете лет скончалась бывшая сослуживица. Умерла легко, так же, как и жила. Знал я её хорошо, к сожалению, знал и то, чего бы и не нужно было знать. После прощания зашёл в храм и поставил свечу за упокой. При этом не оставляла мысль: как же быть в дальнейшем? Можно ли подавать за неё записки? Ведь в Бога она не верила, жизнь вела не очень благочестивую, да и крещена ли? Выходя из храма, вдруг среди летней жары неожиданно ощутил нахлынувший леденящий холод. До сих пор помню охватившее на фоне этого холода чувство безысходности и жуткой тоски. Понял, что на мгновение соприкоснулся с состоянием души моей умершей знакомой. Не приведи Господь!

* * *

Настоятель заходит в алтарь и начинает распекать пономарей. Слова звучат грубо, оскорбительно. В храме всё слышно. Через некоторое время священник делает возглас и приступает к службе. Когда наступает время проповеди и настоятель с умилением говорит о всепрощении и любви к ближним, всем неловко.

* * *

Знакомая с восторгом рассказала, как её начальство пригласила священника для освящения нового офиса и батюшка прочитал кучу оберегающих молитв, в том числе и от инопланетян. Не мог поверить, пока не понял, что священник читал слова молитвы, где есть слова с просьбой защиты «от труса (землетрясения), глада (голода), потопа и нашествия иноплеменных».

(Окончание в следующем номере)


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга