ПОДРОБНОСТИ ЛИК НА ГРАНИТНОЙ СКАЛЕ В Карелии православные нашли нерукотворный образ Христа На днях на интернет-сайте Карельской и Олонецкой епархии промелькнуло сообщение о том, что местными жителями Муезерского района в лесу на камне обнаружен лик Иисуса Христа. На фото, правда, никакого лика видно не было – камень сфотографирован издалека. Но эта весть лично меня изумила. Удивительным показался даже не сам факт явления нерукотворного образа, а то, что произошло это в Муезерском районе... Сам я родился и вырос в Беломорском районе, который непосредственно граничит с Муезерским. Мужики с нашего посёлка часто ездят в ту сторону рыбачить, поскольку места там дикие, рыбные («муе» – переводится как «ряпушка»). Какое ещё там православие – тайга... Вообще, после революции по северу Карелии словно второй ледник прошёлся, сдирая историческую память до основания. Такое впечатление, что у нас остались одни лишь памятники эпохи неолита. Когда пишут о достопримечательностях Беломорского района – это обязательно наскальные рисунки из каменного века. Пишут о Муезерском районе – и опять же про стоянки древних людей у Кимасозера и про Воттоваару, святилище саамов. Культовый комплекс Воттоваара, известный также под названием Смерть-Гора, открыли местные краеведы Симонян и Шахнович сравнительно недавно, в 1992 году. На верхушке этой самой большой в Муезерском районе возвышенности они обнаружили так называемые сейды (от саамского – «божество»), выложенные в круг камни. По мысли краеведов, лопари (саамы) считали это место средоточием злых сил, что подтверждается жутковатыми деталями: здесь уродливы деревья, не обитают животные, мёртвые озёра. После 1992 года в Муезерский район начались паломничества неоязычников. Впечатления одного из них довелось прочитать, и столько он мистики напустил! Озёра на горе «неподвижны как стекло, так что создаётся впечатление остановившегося времени», «здесь на руке останавливаются часы», «вода в котелке закипает почти моментально», «здесь можно легко потеряться, блуждая в поисках “выхода”, мы несколько раз не смогли вернуться к только что увиденным сейдам, в радиусе метра-двух...» Ещё он сообщает, что по ночам гора гудит, утром переставая гудеть, и советует посетить это место, чтобы «восстановить свои жизненные силы». Интересно, что знакомый мне муезерский журналист Анатолий Серебренников, работавший собкором республиканских газет и выпускавший в районе две свои газеты, ничего о Воттовааре не слышал, поскольку местные православные карелы её, разумеется, никак не почитают. Последний раз мы общались много лет назад, и я спрашивал, есть ли у муезерских карелов исторический православный центр. Он отвечал примерно такими словами: – Какой центр? Тут у нас таёжный тупик. Посмотрите на карту: с запада на протяжении 700 километров мы граничим с Финляндией, а с других сторон света охватывают сразу пять окраин – Калевальского, Беломорского, Сегежского, Медвежьегорского и Суоярвского районов. В 1966 году от этих территорий отделили большие куски тайги, административно объединили их, чтобы сподручней было организовать лесозаготовки, и назвали это Муезерским районом. Получилось этакое территориально-леспромхозное образование, у нас даже районая газета так и называется – «Муезерсклес». О сохранении каких-то традиционных связей между сёлами никто тогда не думал. Фактически у нас сейчас только четыре старинных деревни, но после закрытия леспромхозов жизнь в них затихает, а старики карелы, помнившие прежние православные традиции, почти все поумирали. Коренных жителей вообще мало осталось, их заместили вербованные, приехавшие на лесозаготовки со всего Советского Союза. Такую вот печальную картину нарисовал Анатолий Юрьевич много лет назад. Сам он пытался возродить церковную жизнь в здешнем крае, но почему-то с зарубежной помощью – был старостой прихода РПЦЗ. Других приходов на Муезерье в ту пору и не было.
Впрочем, в 1999 году некоторое оживление привнёс приезд православных священников – также из-за границы. Финские батюшки освятили старинную часовню Св. Георгия Победоносца, воссозданную на финские деньги в селе Ондозеро. Название часовни символично – прежде в здешних местах шли яростные бои, особенно в последнюю войну. В 43-м году сюда на финнов, захвативших деревню, был брошен отряд морской пехоты. Те решили атаковать сходу, форсировав на лодках озеро. Но лодки дали течь, и, пока возвращались и ремонтировали, 180 моряков успели окружить. Как вспоминают финны-ветераны, приезжающие в Ондозеро, русские, прижатые к озеру, дрались мужественно, многие под конец подрывали себя и врагов гранатами. Позже деревню Ондозеро наши войска взяли с меньшими потерями – всего пять человек убитыми, среди которых был солдат, своей грудью закрывший финский дзот. В 2002 году в знак примирения финны сделали подарок православной часовне в Ондозере: на свои средства отлили колокол из стрелянных гильз, найденных в окрестностях деревни.
Так что не только советские преобразования, но и война серьёзно подорвала местный уклад жизни. В 40-е годы почти всё население Муезерского района было эвакуировано. И не напрасно: множество деревень просто исчезло в огне боёв. Тем, кто после войны вернулся в родные места, пришлось всё отстраивать заново. В принципе такое уже было в истории: на протяжении XVI–XVIII веков шведы-католики не раз дотла сжигали Лендеры, Реболы, Кимасозеро и другие здешние деревни. А в деревне Тикша и по сей день известно место на кладбище, где был похоронен Иван Роккачу, легендарный предводитель крестьян-карелов, героически сражавшихся со шведами. Но тогда никто не мешал карелам вместе с сожжёнными домами восстанавливать свои храмы, свой духовный мир. Всё это я рассказываю для того, чтобы объяснить, почему так изумило меня известие о находке нерукотворного Христова лика. Выжигали здесь православие, ох, как выжигали, но тут, получается, сама природа вступилась... По старой памяти позвонил я Серебренникову, чтобы узнать подробности. Спросил, как дела в его «зарубежной» общине. – Я уже пять лет как вышел из РПЦЗ, – ответил он. – Никак не получалось со строительством храма, и поехал я за помощью в Петрозаводскую епархию. Сейчас уже храм в посёлке Муезерском почти готов. Основные средства в него вложила наша сельчанка Марианна Евгеньевна Ролле – продала большую квартиру, а сама, несмотря на болезнь, теснится в маленькой... Много для храма пожертвовал глава администрации района, да и остальные, конечно, не остались в стороне. Недавно вот инвалид I группы прислал 500 рублей. Народ поддерживает, дело пошло, сейчас уже в храме идёт внутренняя отделка. Стройку духовно окормляет отец Владимир, который иногда приезжает из Сегежи. О находке в тайге Анатолий Юрьевич слышал, но посоветовал обратиться с этим вопросом в библиотеку – директор Муезерской ЦБС первой и обнаружила лик Христа. Звоню туда, отвечает не директор, а её сотрудница, Нелли Михайловна Высокос: – Да, я видела этот лик своими глазами! Дело было так. Весной мы выпускали краеведческие сборники к юбилею наших самых старых деревень – Тикши и Ондозеро, которым нынче исполнилось 410 лет. Датировку узнали из летописи «Дозорная книга лопских погостов», Тикша там впервые упоминается под 1597 годом. Так вот, для сборников потребовались фотографии с красивыми видами муезерской природы, и наш директор, Татьяна Ивановна Акулич, отправилась с фотоаппаратом по знакомым местам. И увидела образ Христа на гранитном камне. Позже она послала снимок в Петрозаводск, в епархиальное управление. Там поручили иеромонаху Тихону посмотреть всё на месте. Мы съездили с ним, он ещё раз сфотографировал и послал отчёт в епархию. – И как, на ваш взгляд, на камне чёткое изображение? – Натуральное лицо. Камень, правда, очень высокий – целая скала, окружённая мшистыми валунами, и близко к лику сложно подобраться. – Может, кто-то специально изображение высек? – Однозначно нет, это было бы заметно. Мы всё-таки постарались поближе рассмотреть – там естественный, природный скол камня. Я не скажу, что очень верующая, только в душе, может быть, но когда увидела... Ну, совсем как на иконе! – Далеко это от райцентра? – Километрах в 26 – по пути в посёлок Волома. Татьяна Ивановна когда-то училась в Воломской школе и те места хорошо знает. – Она местная, карелка? – Карелка. Но Волома – это новый посёлок, леспромхозный, и там все приезжие. Да она сама вам расскажет... Спустя время дозвонился и до директора. Татьяна Ивановна журналистскому вниманию не удивилась – накануне к ней уже обращались из губернской газеты. – Наверное, нужно иметь особый настрой в душе, чтобы вдруг увидеть лик Христа? – спрашиваю её. – Да не такой уж я фанатичный человек, – начала отрицать она. – Родители, конечно, были крещёными, но во времена моего детства такой вокруг атеизм процветал! В школе я была председателем совета пионерского отряда, потом комсомол... Сама я крестилась уже в зрелом возрасте – когда сюда приезжали священники из Петрозаводска. Вообще же лик Христа я увидела только дома, когда рассматривала снимки, сделанные на цифровик. Глазам своим не поверила и поехала проверять: может, это была игра теней на скале? Нет, точно: рельефный лик. Хотя в душе ни минуты не сомневалась, что это образ Иисуса Христа, – как-то сразу приняла. – А почему именно там вы фотографировали для краеведческого сборника? – Просто место знакомое. Школьниками мы туда часто ходили в походы, это примерно пять километров от Воломы. Там ничего нет особенного: ни озера, ни каких-то богатых ягодников, но нас почему-то всегда туда тянуло – именно к этому камню. Разбивали около него лагерь и просто отдыхали. Там какая-то особенная атмосфера, что ли... – И лик Христа не видели? – Нет, хотя даже лазили по этому камню. Удивительно. Я думаю, он и раньше был, просто мы не замечали. – А что священник обо всём этом сказал?
– Отец Тихон? Он очень спокойно отнёсся, предостерёг от ажиотажа. Сказал: чего-то особенного тут нет, но, несомненно, это чудо Божьей природы. По его мнению, воломцам следует построить здесь часовню, чтобы приходить сюда и славить Господа. Первый молебен в нашем присутствии он отслужил. Кроме нас с Нелли Михайловной, с ним были тогда два прихожанина с Ледмозера, и ребёнка они ещё взяли, которому было интересно посмотреть. – Ледмозеро – это тоже в вашем районе? – Да, и с недавних пор там живёт и служит иеромонах Тихон. Это первый постоянный священник в нашем районе. В Ледмозере у него большая церковь, и планы большие – создать церковный хор, ездить с ним по району. В Тикше тоже началась церковная жизнь – там на частные пожертвования, в основном на деньги семьи Николая Петровича Коновалова, местного жителя, карела, построена часовня Николая Чудотворца. В Ондозере в храме также молятся. Здесь, в Муезерке, почти достроена церковь. Наверное, для нашего района, который по площади является вторым в Карелии, этого мало. Но и плотность населения тоже маленькая – если округлить, то получится 18 тысяч человек на 18 тысяч квадратных километров. То есть почти сплошная тайга. – Явление Христова лика вы как-то для себя объяснили? – Здесь веками жили православные люди, под Реболами был даже небольшой монастырь. Их молитвами освящена эта земля. И поэтому она никогда не опустеет, история Муезерского края будет продолжаться. М.ВЫГИН На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |