ВЕРТОГРАД

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МИРНЫМ И СОЗИДАТЕЛЬНЫМ

Из доклада епископа Архангельского и Холмогорского Тихона на межрегиональном научно-практическом семинаре «Религиозно-этническое пространство Европейского Севера: история и современность»

Территория нынешнего Российского Севера стала осваиваться людьми с глубокой древности. Уральские, индоевропейские и другие народы оставили здесь многочисленные археологические памятники, по которым мы хотя бы в общих чертах можем судить об их духовной и материальной культуре.

Лабиринты Соловецких островов, карельские петроглифы, святилище острова Вайгач и могильники Перми Вычегодской говорят о довольно сложной системе верований и представлений обитателей северных широт. В средние века на Север приходит православное христианство. Его утверждение здесь связано с такими именами подвижников нашей Церкви, как святитель Стефан Пермский, Прокопий Праведный, Христа ради юродивый, а позже – архимандрит Вениамин (Смирнов), просветитель ненцев.

Особенно хочется подчеркнуть, что православное христианство утверждалось на Севере преимущественно мирным путём. Учители православия, апостолы северных народов шли к новокрещаемым не «с огнём и мечом», как, например, тевтонские рыцари шли к пруссам, но с кротостью, любовью и смирением. Ярким примером здесь может служить апостол зырян, святитель Стефан Пермский. Об этом глубоко и убедительно писал наш выдающийся религиозный философ Григорий Петрович Федотов.

Православие глубоко и прочно укореняется на землях современной Архангельской и Холмогорской епархии благодаря таким подвижникам, как Соловецкие святые Зосима, Герман и Савватий, преподобный Антоний, Сийский чудотворец, Лонгин Коряжемский.

Своей высшей духовной чистоты, преображающей человеческую природу, православие достигло в мире северных островных монастырей. Это касается, прежде всего, Валаама и Соловков. В последнее время два этих великих монастыря снова стали едва ли не главными центрами духовного притяжения.

Последнее десятилетие осо-
бенно выразительно выявило тенденции глобализации. Наверное, они отражают, прежде всего, современные процессы экономического развития, которое не знает национальных, государственных и иных границ. Вполне закономерно поэтому, что глобализация сопровождается известной культурной унификацией, внедрением усреднённых международных стандартов в архитектуре, одежде, стереотипах поведения, кулинарии. Негласным символом унификации считается Макдональдс. Наверное, он имеет право на существование. И всё-таки такие символы отнюдь не вызывают внутреннего душевного подъёма.

По воле Божьей все люди обладают неповторимой индивидуальностью. Согласно идеям православной антропологии, которые наиболее активно развивал Лев Платонович Карсавин, народы – это как бы личности высшего порядка. Современный богослов, архимандрит Иоанн (Экономцев) справедливо подчёркивает, что «этнос приобретает черты, свойственные отдельной человеческой личности, и прежде всего неповторимость, уникальность».

По мнению известного этнолога Николая Михайловича Теребихина, опирающегося в своих исследованиях на глубокие прозрения Лосского и Карсавина, человечество живёт и утверждается полнотой многообразия составляющих его народов и рас, религий и культур. Поэтому справедливым кажется вывод, согласно которому глобализация, стирающая различия и границы между народами и культурами, уничтожающая личностное начало бытия, представляет стратегическую опасность самим духовным основаниям существования человечества.

Вот почему чаемой и желаемой представляется сохранение национальных культурных традиций. (На Российском Севере представлены многие из них. По данным археологии и лингвистики, в древности здесь обитали преимущественно финно-угорские народы. Об этом со всей очевидностью говорит гидронимика и топонимика этих мест. Уже в средневековье начинается мирная славяно-русская колонизация Севера. В силу целого ряда исторических, географических, антропологических и иных факторов славяно-финно-угорское взаимодействие не было окрашено вооружёнными и иными острыми конфликтами и противоречиями.)

На побережье Белого и отчасти Баренцева морей на протяжении столетий сложилась уникальная культура поморов. Вслед за наиболее авторитетными этнологами мы склонны считать поморов и их культуру как особый и очень своеобразный вариант русского народа и русской культуры. Хотя отрицать влияние финно-угров на формирование поморов было бы, наверное, не вполне справедливо. Поморы раскрыли те потенции и смыслы русского народа и русского духа, которые тяготели к морской стихии. Уже в ХVIII веке они обрели отчётливые контуры в корабельном созидании Петра Великого. Град Михаила Архангела, как мы знаем, сыграл в этом выдающуюся роль.

Вспомним и о том, что Архангельск изначально формировался и возрастал как порт международной торговли. Не случайно поэтому здесь начиная с конца ХVI – начала ХVII века появляются представители тех европейских стран, которые вели наиболее активную морскую торговлю. Среди них – англичане, немцы, голландцы. В этом смысле Архангельск как бы предвосхищал появление северной столицы – Санкт-Петербурга.

В ХIХ веке в Архангельске были достаточно крупные общины татар, евреев, немцев. Чрезвычайно любопытно упомянуть в этой связи о том, что иудейская синагога находилась между тогдашними улицами Лопарской и Зырянской (лопари – это саамы, а зыряне, соответственно, коми). Те материалы, которые обсуждают наши этнографы и краеведы, позволяют судить о том, что межнациональное общение в Архангельске, да и во всей губернии, было мирным и созидательным.

ХХ век ознаменовался трагическими событиями. Примерно через десять лет после известных событий 1917 года в советской России возникает ГУЛАГ. Крупные лагеря возникают на Соловках, в Лявле и во многих других местах. Север обильно полит кровью новомучеников и исповедников. Присутствующие, наверное, знают, что к юбилею нашей епархии мы издали специальный альбом «За веру Христову», в котором рассказали о судьбах репрессированных епископов, духовенства и мирян. Упоминаю об этом в данной связи вот почему.

В лагеря и спецпоселения соседней Республики Коми часто отправляли эшелоны, сформированные по «национальному признаку». Таким образом там оказались поляки, евреи, литовцы. В Архангельской области острова архипелага ГУЛАГ пополнялись преимущественно по социальному критерию. «Социально чуждыми» новой власти священниками, бывшими белыми офицерами, профессурой и «социально близкими» уголовниками. Но решающего изменения в национальном составе, как представляется, не произошло.

Уже в послевоенное время здесь постепенно появляются и расширяются армянская, азербайджанская, белорусская и другие диаспоры. Хотя насколько они были структурированы в рамках общин и землячеств, мне доподлинно не известно. Формирование региональных национально-культурных автономий, обществ и землячеств активно происходит начиная с середины 90-х годов прошлого столетия. На сегодняшний день заметную роль в общественной, культурной и спортивной жизни региона играют этнокультурные объединения поморов, татар, евреев, азербайджанцев, армян, украинцев, белорусов, немцев, чеченцев, грузин, а также землячество Ненецкого округа.

Мне, как епископу Архангельской земли, отрадно видеть совершающееся ныне духовное возрождение Русского Севера. Архангельская епархия объемлет два северных региона России – Архангельскую область и Ненецкий автономный округ. На всей этой обширной территории за последние годы идёт активное возрождение православия. Повсеместно восстанавливаются и строятся храмы, успешно осуществляется пастырское, просветительское, социальное служение Церкви, осуществляется душепопечительство среди военнослужащих. Активно возрождается духовная жизнь в Заполярье.

Не один раз к нам прибывали всероссийские святыни. Так, знаменательно прибытие в Архангельск частиц мощей новомучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, Феодоровской иконы Божией Матери – покровительницы государства Российского, а также образа святителя Тихона, Порт-Артурской иконы Божией Матери.

Духовная и светская власти нашего региона пытаются находить пути конструктивного сотрудничества, призванного к совместным трудам на благо людей и Отечества. Однако путь этот далеко не так прост и лёгок, как может показаться со стороны. Остаются достаточно масштабные проблемы, которые могут быть решены только при условии «симфонии властей». Пока такое состояние представляется всё же, скорее, чаемым идеалом.

Одним из важнейших духовно объединяющих начинаний является строительство Михаило-Архангельского кафедрального собора в Архангельске. Некогда богато украшенный зданиями прекрасных церквей, наш город ныне пребывает без главного храма, который, безусловно, может стать духовной, архитектурной и общественной доминантой Архангельска, «лицом» столицы Русского Севера.

Для возведения кафедрального собора необходимы дружные усилия епархии, региональных и городских властей, бизнес-сообщества, жителей Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Только объединив старания и возможности всех желающих воссоздать прежний лик нашего города, можно, с Божией помощью, совершить это благое дело. С возведением Михаило-Архангельского кафедрального собора откроется новая страница в жизни северян. Но пока, к нашему сожалению, далеко не все надежды в этом важнейшем вопросе оправдываются. Очень важно начать сооружение собора. Нужен первый шаг. Он и будет решающим. А для этого необходима моральная, организационная и финансовая решимость хотя бы одной из корпораций, имеющих здесь реальные или потенциальные интересы. Когда этот шаг будет сделан, остальные промышленные группы, представители среднего и малого бизнеса, организации, учреждения, общественные объединения, да и просто многие наши земляки, обязательно включатся в это благородное дело.

Стали традиционными Иоанновские образовательные чтения.

В епархии активно ведётся издательская деятельность. «Архангельский епархиальный вестник» – ежемесячное издание, повествующее о церковной жизни на Архангельском севере. Газета пользуется высоким вниманием как в нашей, так и в соседних епархиях. Антониево-Сийская обитель издаёт прекрасную газету «Духовный сеятель» и альманах «Сийский хронограф». Выходит и ряд других интересных изданий.

Знаменательным событием является открытие студенческого храма в Поморском государственном университете. Он является вторым таким храмом после Санкт-Петербургского университета.

В первой половине XX в. наше государство пережило множество трагических событий. Минувшую эпоху тяжёлых испытаний ещё необходимо осмыслить нам и нашим потомкам. Поистине неоценим вклад священнослужителей и верующих в дело стояния за веру. Беспримерное мужество, исключительное терпение и верность святому православию стали залогом сохранения церковного единства и самой Церкви в годы испытаний и гонений. Наряду с православными, исповедовавшими Христа даже до смерти, история хранит память о многочисленных страдальцах за веру иных религиозных традиций. Католики, протестанты, иудеи, мусульмане своим мученичеством и своей кровью явили истинный образец стояния в вере. Благодарная память заставляет нас преклониться пред верностью и подвигом всех этих мужественных людей, чтобы и нам не потерять своего достоинства, быть верными нашим идеалам правды и добра.

На сегодняшний день национальный состав Русского Севера, в частности Архангельской области, сравнительно однороден. Согласно статистическим данным, более 90% жителей области – русские. Однако в нашем регионе существуют этнокультурные объединения украинцев, белорусов, татар, евреев, немцев, азербайджанцев, армян, чеченцев, грузин, а также землячество Ненецкого округа. Сложившаяся в области межнациональная ситуация, основанная на доброжелательности и мире, является добрым примером для многих. Во многом благодаря совместным усилиям Церкви, власти, общества в целом в регионе нет места национальной и религиозной розни.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II озвучил позицию Русской Православной Церкви в аспекте межнациональных и межрелигиозных отношений в своём выступлении на Парламентской Ассамблее Совета Европы в Страсбурге (Франция) в сентябре текущего года: «Именно на основе традиционной нравственности, уважения к социальным моделям и образу жизни друг друга сосуществовали различные религиозные традиции в России, не знавшей религиозных войн. И сейчас наша Церковь продолжает укреплять межрелигиозный мир, выстроив эффективный диалог и сотрудничество с иными традиционными религиозными общинами как России, так и других стран СНГ».

К сожалению, в 90-х годах двадцатого столетия Россия на фоне резкой смены мировоззренческих ориентиров и неосведомлённости людей в элементарных духовных вопросах стала объектом экспансии различных сект и деструктивных религиозных и псевдорелигиозных организаций. Отсутствие внятной государственной политики и законодательной базы не позволило эффективно противостоять этому вторжению. Со временем пришло осознанное понимание того, что духовная безопасность граждан России – это забота не только Русской Православной Церкви и традиционных вероисповеданий, но и государства. Чётко структурированные тоталитарные секты и деструктивные культы имеют своей целью не только порабощение личности своего адепта, но и вполне материальные, земные, чаще всего меркантильные интересы. Иногда эти интересы, как представляется, вступают в противоречие с национальной и государственной безопасностью.

Архангельскую область, к сожалению, не миновала эта серьёзнейшая проблема современной России. Некоторые нетрадиционные религиозные организации уверенно привлекают северян в ряды своих адептов. Должен сказать, что своевременные антисектантские мероприятия, проводимые Архангельской епархией совместно с органами государственной власти и правоохранительными органами, приносят свои позитивные результаты. На территории области были предотвращены планировавшиеся форумы, сборы и другие мероприятия деструктивных культов. Начато подробное исследование деятельности данных религиозных организаций.

Позвольте выразить надежду на то, что подобные встречи станут традиционными во граде Архангела Михаила.

Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский
г.Архангельск, 2 ноября 2007 г.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга