ЖИВОЕ СЛОВО «ХОЧУ, ЧТОБЫ МОИ ДЕТИ ВЫРОСЛИ ХОРОШИМИ»
Иерей Сергий Гомаюнов (духовник Вятской православной гимназии, Киров): – Из опыта церковных семей могу сказать, что сознательные знания о Боге, о Церкви, о вере прививаются в самом раннем возрасте, вместе с умением говорить. Он произносит «Бог», а за словом стоит познание. В возрасте 4–5 лет у детей возникает особый интерес к тому, что можно назвать богословскими вопросами. Это период озарённости, детской гениальности, ребёнок спрашивает о триединстве Господа, об ангельской жизни и о многом другом, что тысячи лет волновало лучшие умы человечества. И многие родители умиляются, надеясь, что в детях это сохранится. Но нет, у большинства подобное влечение быстротечно. Большой объём внешних знаний, особенно с началом занятий в школе, заставит отойти его на второй план. Поэтому нужно особенно ценить то время, когда озарённость ребёнка ещё сохраняется. Родители ни в коем случае не должны отмахиваться от его жажды знаний о горнем мире, о жизни и смерти. Это непросто. Детские вопросы требуют детских ответов, дать которые можно лишь глубоко понимая вероучение. Это такой момент истины, объяснить ребёнку ты можешь только то, что сам хорошо понимаешь. Следующий этап – это время примерно с первого по четвёртый класс. Здесь у ребёнка появляются некоторые способности к усвоению систематических знаний, но ему должна предлагаться самая мягкая катехизическая пища. Попытки преподавать историю Нового и Ветхого Заветов в этом возрасте, по моим наблюдениям, не приводят к серьёзным результатам. Или берётся, скажем, очень неплохой учебник протоиерея Слободского «Закон Божий», и на его основе начинается работа. Взрослому там всё нравится, ему кажется, что написана книга очень просто. Но заниматься по ней стоит лишь в средних классах, это всё-таки довольно тяжёлая пища для малыша 7–11 лет. Зато он очень хорошо усваивает знания через рассказы о праздниках, святых. Церковный календарь – вот основа привития знаний в это время. Можно поведать об истории тех храмов, которые видят дети вокруг себя, о новомучениках и праведниках недавнего прошлого, которые подвизались в ваших краях. Через личности, через то, что будет услышано, детское сердце раскроется православному вероучению. Лишь начиная класса с пятого можно переходить к тому, что мы называем классическим «Законом Божиим», как он преподавался в дореволюционных гимназиях. Здесь и история Священного Писания, и понятие о Символе веры, нужно объяснить, что именно мы исповедуем, раскрыть учение о молитве. В 8–9 классах ребята становятся способны вместе с учителем, если он подготовлен, талантлив, работать непосредственно с текстами Священного Писания, а не просто с пересказами Библии. Начинать нужно с текстов, которые юноша, девушка слышат в храмах, при этом слово Божие ставится на первое место, затем идут его толкования в традициях Церкви. Несколько позже, в 9–10 классах, если за плечами ребят систематическое христианское образование, можно на этой основе перейти к теме «Православие и религии мира». При этом обязательно нужно привлекать те материалы, которые школьник уже получил на уроках истории. И, наконец, в последний год обучения можно перейти к вопросам догматики и другим вероучительным дисциплинам, но здесь, конечно, всё зависит от того, насколько подготовлена почва для этого. Среди главных правил привития детям познаний о Боге можно выделить необходимость опираться на пусть небольшой, но личный опыт ученика, на те его знания о мире, которые он уже имеет. Но самое важное – очень внимательно следить за его восприятием. Нужно полностью отдавать себе отчёт, что, как только потеряна нить интереса к тому, что вы говорите, рассказ превращается в пустое сотрясание воздуха. Никакие методики, представления, когда и что нужно говорить, не заменят сотворчества с ребёнком. По опыту духовника и преподавателя Вятской православной гимназии могу сказать, что у нас нет и не было ни одного похожего класса. То, от чего одни как на крылышках летают, других совершенно не трогает, они раскрываются на какой-то другой теме. И каждый раз всё приходится начинать с белого листа, подбирать новые ключики к детскому сердцу. Протоиерей Сергий Филиппов (отец восьмерых детей, Сосногорск): – Пятилетний сын Алёша всё спрашивает меня, а какой Он – Господь? А Он любит нас? Сажусь, отвечаю. Что детям интересно, о том и говорим, когда есть время. А его не так много, к сожалению. Иной раз придёшь, а дети уже спят, но, когда застаю их, садимся и вместе что-нибудь читаем, вашу газету, например, любим. Это мои дети, я больше всего на свете хочу, чтобы они спаслись, и стараюсь быть просто искренним с ними, не отмахиваться от вопросов. Иногда это даёт трогательные всходы. Недавно услышал разговор моих девочек-двойняшек, Нади и Любы. Люба спрашивает: – Что такое рай? – Это там, где хорошо, – отвечает Надя. – Ну, как это хорошо, ведь всё рано или поздно надоедает человеку. – Нет, ведь душа может приближаться к Богу вечно, всё больше любить, и чем дальше, тем интереснее и лучше. Ну, как-то так сказала, я по памяти воспроизвожу. Я когда говорил с ними об этом, о непрестанном восхождении к Богу, которое не может наскучить, мог лишь надеяться, что Надя всё запомнит и сможет передать. У обеих моих двойняшек слух хороший, любят петь, а всё-таки они очень разные, и всё нужно по-разному объяснять. Восемь их у меня, шумные, иной раз зайдёшь, а там «война в Крыму, всё в дыму». И как со всеми сразу говорить? А по отдельности и вовсе редко получается. Поэтому стараешься брать искренностью – так, чтобы, если что и не поймёт умом, сердцем запомнил. Много времени уделить не получается, поэтому делаю, что могу, что-то самое важное пытаюсь передать. Хочу, чтобы дети мои выросли хорошими, русскими людьми, умели любить и прощать, знали – Господь всегда рядом, к Нему всегда можно обратиться. Если будет это понимание, то жизнь будет счастливой, тогда я за детей своих буду спокоен. У меня скромная цель: передать им то, что мне передали родители, дедушки, бабушки, какие-то простые вещи. Если научатся любить, если почувствуют потребность восхождения ко Господу, то сами будут искать и понимания, и знания. Протоиерей Валентин Кобылин (отец восьмерых детей, пос.Красноборск Архангельской обл.): – Уже во внутриутробном возрасте нужно начинать воспитание ребёнка, прививать познания о Боге. Евангелие будущей мамочке начинать вслух читать, акафисты, животик поглаживать с Иисусовой молитвой. Ребёночек-то всё уже слышит, привыкает к словам, и молитва становится для него мелодией жизни. Идёт мама на службу, а там хор поёт, батюшка возглашает, дитя не только слышит, но и понимает, между прочим, что происходит, ведь душа наша по природе своей христианка. Преподобный Сергий Радонежский в утробе матери откликался на молитвы не потому, что его кто-то там за ножку дёргал, а действительно радовался. Родился ребёнок, учёба продолжается. То, что он раньше только слышал, теперь увидеть можно. У меня дочке полтора года, а уже на благословение подходит, сама ручки складывает, мне руку целует не как родителю, а как пастырю, следуя примеру старших братьев и сестёр. А вечером берёшь малыша на ручки, чтобы он иконки мог поцеловать перед сном. Сами просятся и какими-то возгласами дают понять, что благоговеют. На фотографии, портреты не реагируют, знают, что такое образ. А обрело дитя разумение – тут матушка показывает им картинки, говорит: «Это Боженька, это Мама Боженьки». В два-три года детки размышляют о том, что святые очень хорошие. Чуть позже можно Евангелие пересказывать, но на детском языке, конечно. И о сотворении мира поведать, и о первых людях, и о грехопадении. Всё можно рассказать, когда четыре-пять лет человеку. Особенно хорошо, когда картинки есть. Всё это идёт в душу, дитя доверчиво, для него даже сказка – самая что ни на есть жизненная история: на самом деле был такой дед, который посадил репку, и тянули её, вытянуть не могли. Недавно на ходу начал сочинять сказку о том, как папа купил дочкам по петушку-леденцу и что там дальше было. Закончил сказку, а девочки мои спрашивают: «А где петушки, ведь ты сказал, что купил?» До меня только потом дошло, что они всё буквально воспринимают поначалу. И лишь потом начинают потихонечку различать, что это вот сказка, а это – взаправду. Сказочному герою папа с мамой молиться не станут. И ведь что удивительно, для них жизнь Христа, Богородицы реальнее жизни собственных бабушек и дедушек, которые далеко, а Христос всегда рядом, про Него часто рассказывают. Чуть подрастёт ребёнок, начинается чтение – детской Библии, житий. Сейчас время благодатное хотя бы в этом отношении, много издаётся хорошей, красочной детской литературы. Старшему у меня четырнадцать. Сказать, что в догматы углубляется, не могу. Это если поступит в Духовное училище, заинтересуется, а пока привлекаю к чтению Евангелия, деяний и посланий апостольских. Кое-что понимает, кое-что – нет. Сам-то я верой начал интересоваться лет в восемнадцать, знал, что Бог есть, слышал, как мама иной раз помолится да повторит: «Без Бога – ни до порога». Вот такой мой опыт в деле привития детям познаний о Господе. Небольшой. Прочитаешь книгу по православной педагогике, понимания прибавится, но ненамного. Как первооткрыватели мы двигаемся – нынешние родители, много ошибаемся. У детей наших опыта побольше будет, но одно правило нужно знать уже сегодня: главное – не на свои силы уповать в воспитании, привитии познаний, а на помощь Божию. Что мы по немощи своей можем дать, если не будет умолять: «Вразуми, Господи, и помоги!» На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |