КОЛОКОЛЬЧИК ТАЙНА РУССКОГО СЛОВА Заметки нерусского человека Так называется, ребята, удивительная книжка, которую написал Фазиль Ирзабеков, во святом крещении Василий. Автор, по национальности азербайджанец, рассказывает нам, русским людям, о великом богатстве, которым мы обладаем и которого, увы, не ценим – о русском слове. Василий Давыдович служит алтарником в одном из московских храмов. Там-то, в храме, к нему однажды и пришёл замысел этой книги – когда он, вслушиваясь в слова церковной службы, сделал для себя радостное открытие: русское слово хранит в себе отпечаток Неба, сокровенный святой смысл... Книга В.Ирзабекова заново открывает нам привычные слова. С них точно смахнули пыль – и они засверкали, ожили, а наше сердце обрадовалось в ответ. О Небе и хлебе «И назвал Бог твердь небом». Помню, впервые взяв в руки Библию и наткнувшись на эту фразу, я не мог отделаться от чувства какой-то неправильности. С детства я хорошо знал, что называется небом: не раз запускал в него воздушных змеев, отчаянно прыгал в него с крыши, раскрыв над головой старый зонт, позже не раз летал по нему на самолёте – и мог свидетельствовать, что ничего твёрдого в нём нет. Одна пустота да облака. А тут – твердь! И только в Церкви, да и то не сразу, пришло, наконец-то, понимание того, что зыбко-то как раз здесь, на земле, которая только кажется такой твёрдой и надёжной. А твердь, то самое Небо, – вечно. И ничего прочнее, ничего твёрже Неба нет и быть не может. * * * Прочитывая как-то толкование на Евангелие, помню, был поражён тем, что Вифлеем в переводе с древнееврейского означает Дом Хлеба. Вспомним, ведь Спаситель называл Себя «хлебом, сшедшим с небес». Я возрадовался ещё и потому, что Господь называл Себя не просто хлебом, но и хлебом жизни. Поразительно, как язык наш запечатлел это откровение! Вспомним: слова хлеб и жизнь, звучащие в исконно русском как жито и живот, – однокорневые! Вот и к жизни вечной мы, православные христиане, приобщаемся, находясь ещё здесь, на земле, в величайшем Таинстве Евхаристии, вкушая под видом Хлеба Пречистое Тело Христа. Как и в Евангелии, так и в языке нашем извечно едины и святы – Хлеб и Жизнь. * * * Вспоминаю, как в детстве слышал от некоторых взрослых нелестную характеристику, которой они частенько награждали людей непрактичных, то есть тех, кто так и не смог приспособиться к жёстким реалиям жизни: не ловчил, не заискивал. О таковых говорили со снисходительной усмешкой: не от мира сего. Вдобавок могли и пальцем покрутить у виска. И как же я был поражён, взяв в руки Евангелие и прочитав слова Христа, сказанные Им о Себе Самом: «Я не от сего мира». Таким образом, что в миру звучит как клеймо, пред очами Божьими оказывается высшей добродетелью. Есть ещё понятие убогий. Убогий не значит ущербный, а скорее наоборот: убогие – это те, кто на особом счету у Бога. Недаром гласит поговорка: «Не бойся богатого грозы, а бойся убогого слезы». Господь строго спросит с тех, кто обижает убогого. * * * Слова радость и страдание – родственные, а буква «т» – подобие Креста. Какое же утешение несут эти слова всем нам! Тебе сегодня радостно – это очень хорошо, но не забудь, Чьим страданием куплена твоя радость. Тебе сейчас трудно, ты страдаешь? Потерпи, родной, потерпи, как терпел Он – и тогда страдание твоё обернётся радостью. Подготовила Елена ГРИГОРЯН На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |