ХРОНОГРАФ

ЗВОНОК В ПРОШЛОЕ

Вот и начался очередной год. Чего мы ждём от него? Будет он лучше или хуже для нашей России? И где та мера, чтобы оценить это?

Многое познаётся в сравнении. Пользуясь праздностью Рождественских «каникул», взялся я разгрести домашний архив. Среди старых счётов и прочих бумажек вдруг обнаружил свой... ваучер. Слово такое уже позабыто, а вот он лежит – сертификат АОО «Пермские моторы» на 34 акции по 50 руб. Будто током ударило, сразу вспомнилось... В начале 1993 года летал я в командировку в старообрядческий УстьЦилемский район, что почти на краю земли. В том же самолёте прибыл представитель «Пермских моторов». В сельском клубе ему поставили стол, и, стряхивая снег с огромных шуб и шапок, туда стали заходить мужики. Устьцилёмы – народ обстоятельный, на мякине не проведёшь. Они рассудили так. Что производит это АОО? Моторы для самолётов АН-2. А что сейчас есть надёжного? Конечно, «аннушки»! Что бы ни случилось со страной, какие бы там производства ни закрылись – «аннушки» летать будут. Они ведь единственный круглогодичный мост, соединяющий огромный их район с Большой землёй... Расписывались и уходили довольные: хорошее дело поддержали. Степенные мужики даже представить не могли, что аэропорт у них вскорости закроют и воздушное сообщение прекратится – живите как хотите.

Признаюсь, вместе с устьцилёмами «хорошее дело» поддержал и я. Вот он – тот «самолётный» ваучер, так и не использованный. И что меня сейчас поражает: на том же сертификате, на обратной его стороне, заранее напечатана «форма для передачи акций». Как удобно и рационально Чубайс придумал! Получаешь ваучер, тут же на нём расписываешься – и за какую-то рублёвую подачку уплывает кусок всенародного богатства в руки олигарха. Никаких тебе нотариусов... Поражает даже не сам грабёж, а вот эта чудовищная, аморальная деловитость грабежа. А ведь никто особо и не возмущался. И чудовищный обман с дефолтом 98-го, когда власти «выехали» на благополучии народа, тоже проглотили. Никто не верил, что власть может быть нравственной, и воспринимали происходящее как стихийное бедствие.

Слава Богу, время теперь другое. Появилось, может, и не совсем оформленное, интуитивное, но нравственное измерение власти. Во всяком случае, от неё всерьёз ждут совестливости и утверждения в стране моральных норм. Небольшой вроде факт: на днях диакон Андрей Кураев публично укорил кандидата в Президенты РФ Д.Медведева в безнравственности новогодней передачи «Пожар в джунглях», показанной на подведомственном ему «газпромовском» канале НТВ. Раньше к кандидатам с такими «пустяками» не обращались, вопросы морали были где-то на периферии. А сейчас – раз ставят в укор, то, значит, ожидают и отклика?

Не знаю, смотрит ли кандидат Д.Медведев НТВ. Сам он вроде оставляет впечатление порядочного человека. Пользуясь «административным ресурсом» (как без этого), всё же разборчив он в средствах. Ещё в прошлом году его супругу Светлану Медведеву, возглавляющую попечительский совет программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», православный Фонд Великой княгини Евдокии Московской представил к одноимённому церковному ордену. При этом учитывались и прошлые её заслуги – ещё в Ленинградском горсовете на общественных началах она занималась благотворительностью. Для её мужа появился удобный повод для «пиара» – ведь, по опросам ВЦИОМ, 55% россиян считают, что будущий Президент России среди всех религиозных организаций должен отдавать предпочтение Русской Православной Церкви, то же относится и к супруге. Награждение её должно было состояться нынче, 23 января, в Патриаршей резиденции, о чём накануне прошла информация по православным СМИ. Но настал день – и никакого «пиара» по ТВ. Она даже не упомянута среди награждённых.

Вообще Медведев отличается осторожностью. В первом своём предвыборном выступлении – перед Гражданским форумом, настроенном демократически, – он объявил: «У каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, объединяющих людей, живущих в одной стране». И перечислил эти принципы: свобода, справедливость, гражданское достоинство, благополучие, социальная ответственность. Этак округло сказал и как-то пресно. Явно чего-то существенного недостаёт в этой «национальной идее»... А почему бы вдобавок к «социальной ответственности» не произнести вслух простое слово: нравственность? Разве она не объединяет нас, россиян?

Конечно, мы очень разные в России. Например, осетины – самый близкий нам по менталитету народ на Кавказе – приняли на «ура» назначение убийцы-мстителя Калоева заместителем министра строительства Республики Северная Осетия. Там он герой. В центральной же России такое бы посчитали безнравственным. И всё же у нас есть общее понятие о совести, о морали. Уверен, абсолютно все – христиане, мусульмане, буддисты – хотели бы видеть в государстве не бездушный механизм, а одухотворённую общность, действующую по высоким заповедям.

В чём разница между «заповедью» и «принципом»? Между «не укради» и «социальной справедливостью»? По сути-то, одно и то же. Но принципы – это набор отдельных, несвязных смыслов. А заповеди – они наполнены единым духом Того, Кто их нам дал. Они иерархичны. Выполняя нравственные заповеди «не убий», «не укради», государство как бы вырастает в вертикальном измерении, предполагая на высших ступеньках «возлюби ближнего» и «возлюби Господа Бога». Вот что стоит за простым словом «нравственность». Даже в БСЭ, изданной при богоборческой власти, это слово объясняется так: «В отличие от простого обычая нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла... санкционируются лишь формами духовного воздействия». Так неужели наше нынешнее государство чуждо «идеалам добра»? На днях министр иностранных дел С.Лавров официально заявил о стремлении российской дипломатии «внести нравственное начало в мировую политику». Не пора ли «внести» это и в саму Россию?

Вот такие ожидания в наступившем году... Как же он всё-таки далёк от кошмарных 90-х!

Нынешней зимой встретил я того самого представителя «Пермских моторов», который в 93-м занимался акциями. Уж много лет, как он принял постриг, стал иеромонахом. Напомнил я ему о «ваучеризации». Монах ничего не ответил. И то верно. Это ж было в другом веке. А для него – и в другой жизни. И всё же на днях из любопытства набрал я номер телефона, что указан на моём «неистраченном» ваучере. В трубке что-то далёкое пошуршало и раздались равнодушно-монотонные, долгие гудки... Да, прошлое минуло, его не изменить. Зато можно попытаться повлиять на будущее.

Михаил СИЗОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга