ЖИВОЕ СЛОВО ОБРАЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Протоиерей Валентин Кобылин (п.Красноборск Архангельской обл.): – Если говорить об антихристианских выставках, я бы благословил суровый ответ. Но это первая реакция, ну как если на твоих глазах хулиган нападает на слабого. Естественное движение – дать ему в лоб. Потом объяснить хулигану, чего делать нельзя. Мы сейчас забитые, боимся быть хозяевами своей страны. Не деспотами, не шовинистами, презирающими другие народы, а хозяевами. Когда не боялись, Русь процветала, как процветает семья, где муж – нормальный человек, сознающий свою ответственность. Разве этим он дискриминирует свою жену, детей? Нет, потому что прав у него намного меньше, чем обязанностей. Например, обязанность дать отпор какому-то дядьке постороннему, заведомо враждебному его семье, который приходит в чужой дом и начинает командовать, претендует на его место на супружеском ложе, вопрошая: «Ты что, против демократии?» Что сделает глава семьи в этом случае? Выбросит захватчика вон, да так, что тот второй раз не посмеет сунуться. Вот что сделает настоящий хозяин. Но если он пьёт, бездельничает, измывается над супругой, то здесь, конечно, совершенно другой расклад. И если ему не до того, чтобы чад своих воспитывать, кто-то другой возьмётся за это. И вот он взялся, и «воспитывает», и навязывает нам что-то, потому что мы не хозяева. И пока не станем ими, не будет толку от каких-то кратковременных вспышек ярости. Скорее наоборот. Никого мы не испугаем тем, что расколошматим какую-то выставку, никого не образумим. Это просто жест отчаяния, понятный, но свидетельствует он не о нашей силе и подобен решительному рывку из болота, после которого погружаешься в гибельную топь ещё глубже. Вспоминается начало 90-х, когда такие выставки были невозможны – организаторы просто побоялись бы всеобщего остракизма. Сейчас слишком многим это стало безразлично. Кроме того, появилось немало людей, которые ждут, когда же православные дадут им новый повод для яростных нападок. Был период, когда люди, потеряв опору, пошли в храмы, но веру православную нашли немногие. Крестились толпами, толпами венчались, но остались самые сильные – те, что сами, с Божией помощью, выплыли из омута неверия, утвердились в любви к Церкви. Что до слабых – мы не смогли протянуть им руку. Нам было не до этого, мы строили храмы, что-то всё время поновляли. Как родители, которые готовятся к пышной свадьбе своих детей, хлопочут, чтобы вышло не хуже, чем «у людей», а про то, чтобы преподать молодым азы супружеской жизни, научить терпению, милости, ответственности – до этого руки не доходят. И вот брачные чертоги готовы, столы ломятся от яств, а женить некого – юноша с девушкой давно рассорились, утратили всякое уважение к институту брака. Мы сами создали ситуацию, когда все вокруг крещёные, а ведут себя хуже язычников, глумятся над верой. Мы их воспитали такими, не смогли объяснить, что принятие Христа – самый серьёзный выбор в этой жизни и в жизни будущего века, что это подвиг. Если мы бы этого подвига требовали, если бы сами являли его, всё было бы иначе. Но случилось то, что случилось, с каждым днём нарастают наши трудности. Мы теряем связь с народом. Ведь как это происходило с коммунистическими идеями? – были пионеры, комсомольцы, которые смеялись над тем, что обещали чтить. Помню, как бороды пририсовывали коммунистическим вождям, лысину Ленину раскрашивали. Это ведь тоже было своего рода кощунством. Откуда оно взялось? Скопом записывали ребят в пионеры, потом в комсомольцы – без разбору, гнались за численностью. Так же и мы крестим всех подряд, спрашивая: сколько крестил? сколько повенчал? И вот докатились. Ведь не иудеи, как правило, и не мусульмане кощунствуют – все эти безобразия творятся обычно русскими людьми, нередко крещёными. Одни творят их, другие смотрят, третьи молчат. И так будет, пока мы, православные, не станем хозяевами в своей стране, не переступим через свои немощи. Уважение нельзя обеспечить силой, его не вернёт нам государство, его можно только вымолить, заслужить подвигом. Иеромонах Митрофан (Баданин) (с.Варзуга Мурманской обл.): – Нет, силой отвечать на выходки безбожников нельзя, прости им, Господи, ибо не ведают, что творят. Ответ известный. Да, претерпевать нападки – это мучение для нас, но отвечать силой – такого права у нас нет. Это должно делать государство, а если не делает, безмолвствует – то мы заслужили ту власть, которую имеем. Будем достойны, и Господь даст другую, быть может даже и царя. А пока роптать не на кого, себя нужно во всём винить. И уж точно не нужно с хоругвями наперевес бросаться на богоборцев. Это неправильно, не в духе нашей веры. Бывают исключения: Сергий Радонежский мог благословить монаха на участие в битве, святой Гермоген мог призвать Минина и Пожарского. Но у нас нет сейчас ни преподобного Сергия, ни священномученика Гермогена, нет Феодорита Кольского, который благословил Варлааму Керетскому три года плавать с гробом убиенной супруги. Нет таких светильников Божиих, поэтому общее правило, как себя вести, должно неукоснительно соблюдаться. Нужно исполнять свой христианский долг, становиться образцом в вере, спасти себя – и вокруг спасутся тысячи. Все наши беды от забвения, непонимания этого. Себя спасать мало кто хочет, вектор направлен вовне, внимание приковано к миру, там нам всё не нравится, мы всё хотим переделать, а ведь это совершенно языческий подход. Не переделать нам мира, бросаясь на него с палкой, требуя, чтобы всё вокруг изменилось, стало приятным взору, неискусительным. Это в принципе невозможно – мир во зле лежал, лежит и не изменится до Второго и Страшного Пришествия Христова. Что-то изменить можно, лишь переделав себя. Нет другого пути. Либо мы православные, либо не православные, с этим нужно определиться. Иерей Андрей Кононов (г.Вятка): – Ответ на этот вопрос очевиден. Христианин обязан защищать ближних от посягательств всякого хулиганья, точно так же он призван охранять святыни своего сердца. Что касается способов, то для каждого кощунства есть своя форма противостояния. Когда разрушались храмы, некоторые архитекторы или простые прихожане запирались в церквях, чтобы погибнуть вместе с церквями или уцелеть вместе с ними. И нередко, столкнувшись с подвигом, богоборцы отступали. Но кощунства совершались и до революции. Вспоминается рассказ, как в некоем храме безбожники от лампадки прикуривали папиросы. И если сейчас храмы не взрывают, от лампад не прикуривают, то это благодаря нашим новомученикам и исповедникам, не убоявшимся зла. Никакой земной силы за ними не стояло, а победили. Вот яркое доказательство бытия Божия – любовь всё преодолевает, побеждает. И если мы будем движимы ею даже по отношению к богохульникам, страшиться за их бессмертные души, искать, каким образом можем помочь этим несчастным, – всё образуется. Господь даст и силы и разум, чтобы противодействовать богоборчеству. Если святыню попирают на твоих глазах, покушаются, например, на Чашу со Святыми Дарами, остановить кощунство нужно любой ценой, даже ценой жизни. Но при этом всегда помнить, что и человек – святыня, что любой безбожник, пусть и против своей воли, является образом и подобием Божиим. По отношению к чужим, незнакомым, малоприятным людям это трудно понять и принять. Но представьте, что это ваш отец, брат, сын. И ведите себя соответственно. У нас в храме есть человек лет сорока, в детстве он не раз глумился над иконами. Плевал на них, со словами, что Бога нет. А его бабушка это видела, спросит: «Что же ты делаешь, внучек?» – и возьмёт вымоет образа святой водой. Её сердце обливалось кровью, но любовь к внуку не остывала. И что же? Этот мальчик вырос крепким мужчиной, который с содроганием вспоминает, что творил, плачет. Не знаю, удаётся ли ему хоть ненадолго забыть о случившемся. В каждом случае Господь подскажет ответ. Иногда нужно и силу применить, если на твоих глазах бьют человека или сатанист покушается на храм. Недаром наш русский мыслитель Иван Ильин написал незадолго до революции книгу «Сопротивление злу силой». Тогда явилось искушение, что нельзя сопротивляться, нужно убеждать, бороться правовыми методами. Да, нужно и то и другое, что не мешает и третьему, и четвёртому, это уж как Господь направит, поможет найти способ вразумить безбожника. Для Себя Он избрал в качестве ответа Крестные страдания и Воскресение. Вот образ для каждого из нас. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |